Что такое объект исследования и предмет исследования в доу

Обновлено: 04.07.2024

Наиболее значимыми элементами исследовательской работы считаются объект и предмет изучения. На сегодняшний день принято множество различных аспектов для формулировки данных понятий.

Обобщенные понятия объекта и предмета исследования

В толковом словаре В. Даля понятие объекта и предмета определяется следующим образом:

С. И. Ожегов, в свою очередь, дает немного другое определение:

Н. Е. Яценко, определил для этих терминов другое понятие:

Если подводить логическую черту, можно дать основные определения этим понятиям, на основе всего вышесказанного. Так предмет и объект исследования – это:

Объект – это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект также понимается как часть научного познания, которую исследователь изучает.

Предмет исследования – это часть вопроса, анализируя который, происходит познание целостности объекта, отделяя его основные, более значимые особенности.

Объекты изучения бывают:

Их независимость определяется в абсолютной отрешенности от факта познания их людьми. Также разделяют реальные и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно считать все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую деятельность, культуру определенного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, то, что не является частью культуры, события, не обладающие точными, конкретизированными понятиями. Такие события не показывают природу существующей реальности, они определяют ее возможные очертания, вероятность которых предполагается на основе накопленных знаний и культуры. На фоне этого формируется и мир виртуальных объектов, которому принадлежит то, что составляет духовную культуру человека.

Приведенная выше формулировка предмета исследования четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Отмечается, что некоторые научные дисциплины, занимаются исследованием отдельных элементов анализируемых объектов.

Предмет исследования всегда должен соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект исследования и предмет исследования можно сравнивать как нечто общее и нечто частное в рамках научных категорий. Стоит также учитывать, что оба этих объекта, также как их цели и задачи, находятся в зависимости от темы и плана исследования.

Различия между предметом и объектом изучения

Разделение предмета и объекта исследования – гносеологическая проблема. Она образуется там, где больше не работает методологический запрос на применение строго конкретизированных понятий, а также там, где объект науки, с которым связана выполняемая работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в ходе изучения гносеологической сферы. Изучая мир объективного или какие-либо его аспекты, личность формирует независимые понятия об окружающей его действительности. Каждый последующий исследователь, прежде, чем приступить к анализу, должен проработать уже сформированную в обществе совокупность познаний, представляющую этот объект. В таком случае совместность познаний будет являться предметом исследования.

Определяя схожести и различия между отдельными объектами реального мира, личность отделяет несоответствующие объекты, обозначает их как предметы и возможные предметы для своей работы и анализа. В таком ключе предметы также будут являться объективной действительностью, так как их существование независимо от деятельности человека.

От личности может зависеть только непосредственное действие разделения объекта. Однако, как только человек обозначил объект, он становится для него предметом исследования. Это характерная человеческая черта – переводить объект в предмет своей работы или исследования. Вычлененные из объективной действительности отдельные объекты, переформируются в предметы деятельности, и каждый из таких объектов может преобразоваться в предмет какой-либо специальной науки, при подходящих обстоятельствах.

Предмет и объект научного исследования может быть основным и второстепенным. Так, объект считается основным, а предмет, в свою очередь, второстепенным. При этом в предмете изучения выделяется отчетливое качество объекта исследования. Некоторые научные деятели вовсе не разграничивают эти понятия и уравнивают их между собой.

Бывает, что оба понятия формируются практически равноправно, однако, такой подход нельзя считать в полной мере корректным. Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку, к которой обращать в процессе всей научной работы.

Педагогическое исследование – это вид познавательной работы по формированию новых знаний, открытию закономерностей реализации педагогической деятельности, созданию методологии обучения и воспитания, а также развития подрастающего поколения.

Педагогическое исследование необходимо для изучения конкретной области познания, конкретной стороны личности, развития ее психических процессов, на основании которых формируются навыки познавательной деятельности.

Кроме того, педагогическое исследование позволяет оценить функционирование образовательного процесса на конкретном его этапе и уровень развития педагогики в текущий временной момент.

Педагогическое исследование носит научную ориентацию т.е. оно связано с формулированием научных знаний и создание теоретической научной базы функционирования образования.

Педагогические исследования реализуются на трех уровнях:

  1. Эмпирический уровень. Он связан с поиском новых научных данных, фактов в педагогике, поиском методов и средств актуальных для использования в системе образования, решения конкретных учебно-воспитательных задач.
  2. Теоретический уровень. Он связан с формулированием закономерностей существования того или иного факта педагогической действительности, применения методов и средств в педагогическом процессе, а также прогнозирование развития педагогической деятельности, педагогических процессов, объектов и явлений в перспективе.
  3. Методологический уровень. Он связан с разработкой принципов и методов педагогического исследования различных аспектов педагогики на основании тех данных, которые получены в ходе теоретических и эмпирических исследований.

Сущность педагогического исследования заключается в определении закономерностей в конкретном педагогическом процессе или явлении, а также закономерностей всей педагогической деятельности на конкретном ее этапе.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическое исследование ориентировано на внесение в педагогическую деятельность чего-то нового - открытие нового знания, новых принципов деятельности, новых научных фактов развития педагогической деятельности. Все это ориентировано на получение конкретного результата, связанного с повышением качества педагогической деятельности.

Педагогическое исследование реализуется таким образом, чтобы отражать все параметры исследования т.е. состояния объектов и процессов на начало исследований и на конец, при внесении некоторых изменений, проведении опытов, с обоснованием полученных результатов.

Педагогический эксперимент должен приводить к получению достоверной информации, находящей или, напротив, не находящей, практического применения в педагогической деятельности.

Рисунок 1. Основные характеристики педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ход реализации педагогического исследования

Любое педагогическое исследование начинается с определения методологии его реализации и методологических параметров. Таковыми являются: проблема, подлежащая нахождению решения, тема исследования, объект и предмет исследования, выбираемый согласно проблеме и теме исследования, целевое назначение исследования, его задачи и гипотетические положения т.е. предполагаемые варианты решения проблемы, которые требуют проверки.

Педагогическое исследование должно затрагивать проблему актуальную в текущем временном периоде, имеющую теоретическую и практическую значимость. Также, проблема исследования должна быть новой т.е. ранее проводимые исследования ее не затрагивали или же, она была рассмотрено не достаточно.

Ход педагогического исследования представляет собой следующую последовательность этапов работы:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Обоснование актуальности рассматриваемой проблемы, темы исследования.
  3. Определение целевого назначения исследования и его задач.
  4. Определение объекта и предмета исследования.
  5. Определение методики реализации исследовательской деятельности.
  6. Непосредственный ход исследования с его описанием.
  7. Подведение итогов проведенного исследования и их обсуждение в научных кругах.
  8. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

Объект педагогического исследования

Объект исследования – это то, что познается, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Рисунок 2. Объект педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В качестве объекта педагогического исследования могут быть взяты свойства реального объекта педагогики, его характерные признаки, связи и отношения, которые имеют отношение к познавательной деятельности, включены в познавательную работу.

Объект исследования существует независимо от познающего, но отражается им, выступает областью поиска, на который обращено внимание исследователя.

К примеру, объектами исследования могут быть способы формирования новой системы образования, процессы развития субъектов учебно-воспитательной деятельности, качество воспитательного процесса, эффективность применения конкретных методов и технологий в педагогическом процессе.

Объект педагогического исследования имеют узкую направленность использования т.е. исследуется не широкая сфера педагогических отношений, содержащая большое количество компонентов, а именно, какой-то отдельный компонент или некоторые из них.

Предмет педагогического исследования

Предмет педагогического исследования – это конкретный аспект изучения объекта.

Его основными признаками выступают:

  1. Фиксация свойств и отношений, которые необходимо изучить.
  2. Включение в предмет исследования только тех свойств объекта, тех его связей и отношений, которые отвечают поставленным целям исследовательской работы.
  3. Отражение направлений поиска и задач его реализации в предмете исследования.

Определение предмета педагогического исследования предполагает выполнение следующих действий:

  1. Определение рамок, границ поиска. Как уже говорилось, выбирается узкая сфера педагогической действительности;
  2. Выдвижение гипотез о важных связях и свойствах объекта, подлежащих рассмотрению согласно теме исследования;
  3. Допущение о возможности временного извлечения связей и свойств объекта для объединения в одну систему.

Предметом педагогического исследования могут быть отношения в коллективе учащихся, способы формирования коллектива, текущее его состояние и основы существования, факторы, влияющие на обучение и развитие детей, их связи и отношения.

Рисунок 3. Предмет педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что предмет педагогического исследования, должен обязательно отражать связи воспитательного учреждения, института с внешней средой. Иными словами, психологические, педагогические, социальные факторы исследуются в их связи и взаимодействии.

Разобраться в этих двух понятиях не сложно. Объектом принято считать явление в целостности. А предмет – это нечто частное, детальное или отдельное свойство исследуемого. В статье подробно раскрыты отличительные характеристики, раскрыты определения терминов.

Объект и предмет исследования – в чём разница?

Успешность написания научной работы зависит от правильного толкования основополагающей терминологии. Исследователь иногда испытывает некоторые затруднения в определении того, что же на самом деле выступает объектом изучения, а что является предметом.

В имеющихся словарях с легкостью найдется определение тому или иному термину. Но, когда необходимо самостоятельно выделить в теме исследования объект для изучения – автор теряется и сталкивается с трудностями.

Отделить объект исследования от предмета гораздо легче, так как это более широкое и многогранное понятие. Он имеет различные направления, стороны и свойства для отдельного изучения каждого из них.

Объект исследования – это термин, обозначающий существование в материальном мире явления, независимого от сознания человека, но деятельность которого направлено на его исследование и изучение. Объект является отдельной частью во всем научном познании. Тема научного проекта всегда тесно связана с объектом исследования.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Компетентность автора научной работы и его грамотность в изучаемом вопросе легко проверить по умению четко разграничивать между собой понятия объекта и предмета исследования. В пределах одной темы для изучения невозможно охватить объект в полном объеме, а доступно проанализировать только отдельно взятый аспект явления или его свойство.

Где объект, а где предмет – на примерах

Пошагово процесс выглядит как: определение сферы, области для изучения (это и будет объектом), а затем выбирается только одно из направлений, исходя из поставленной цели в теме работы (то есть, происходит выделение предмета).

Объект более широкое понятие, чем предмет

Для легкости восприятия терминов и безошибочного отделения одного от другого ниже представлены примеры объектов и предметов для исследований.

Пример 1

Объект в макроэкономике – это финансовая деятельность всей экономической системы. А предметами для изучения могут быть: взаимоотношения между отдельными хозяйствующими субъектами; выявление причин и закономерностей кризисов в отдельных отраслях; анализ темпов инфляции, безработицы и т.д.

Пример 2

Объект в анатомии – это строение и развитие организма человека. Предметы выделяют по виду исследования в той или иной подсистеме (сердечно-сосудистой, мышечной, нервной и других): особенности развития органов при внутриутробном развитии; формирование внешних форм и пропорций человека при недостатке витаминов; строение клеток органов и тканей и другие.

Пример 3

В психологии объектом принято считать носителей психики, то есть способности живого организма получать, анализировать поступающую информацию и формировать впоследствии поведение. К предметам, например, относятся такие явления, как: закономерность поведения в стрессовом состоянии; причины расстройств психики и отклонений в поведении; анализ ощущений в состоянии беспричинного счастья.

Отличия между объектом и предметом

Объект – это явление первичное, а предметы – его составные части. В таблице ниже схематично и наглядно представлены отличия между этими понятиями:

Объект исследования Предметы исследований
Организм человека Влияние на работу печени алкоголя, курения и токсикомании
Строение органов малого таза
Народные куклы Технологии пошива пышных платьев
Особенности росписи кукольных лиц у народностей южных и северных регионов одной страны
Студенты Успеваемость за первое полугодие
Посещаемость занятий в начале учебного года
Образовательный процесс Творческое развитие учеников младших классов
Проблемы внедрения информационных средств и технологий

Если разграничение понятий по-прежнему вызывает затруднения, стоит ещё раз обратить внимание на формулировку тематики работы. Она включает в себя предмет исследования, а иногда, и в точности его повторяет. Объект обозначается несколькими словами, но что изучается – в них не раскрывается.

Почему важно различать объект и предмет исследования

Точное формулирование объекта и предмета исследования является одним из самых сложных аспектов написания введения к курсовой или дипломной работе. Это связано, в первую очередь, с тем, что преподаватели в вузах редко уделяют должное внимание правилам и принципам оформления исследовательских работ. В результате студенты не до конца понимают, что именно от них требуется. При этом ошибки, которые, по мнению научного руководителя или аттестационной комиссии, допустил студент, обычно оказывают серьезное влияние на итоговую оценку. Поэтому важно научиться различать объект и предмет исследования, а также понять, как они соотносятся и как взаимосвязаны.

Объект исследования

В науке объектом исследования называют главное поле приложения сил учёных. Также объектом можно назвать определенную область знаний в границах той или иной науки, углубление понимания которой является целью конкретного исследования. Другими словами, объект исследования – это явление, предмет или процесс, на который направлена исследовательская деятельность.

Формулировка объекта исследования ограничивает область, в которой работает исследователь. Всю работу следует писать с оглядкой на формулировку объекта и стараться не выходить за его рамки, тем самым сохраняя целостность и стройность исследования. В то же время важно не допустить чрезмерно узкой формулировки, так как в таком случае будет сложнее найти источники информации и провести исследование в целом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Предмет исследования

Принято считать, что предмет исследования – это определенный аспект избранной проблемы (объекта исследования), через исследование которого объект познается как целое, определяются его наиболее существенные характеристики. Проще говоря, предмет – это свойство объекта.

Основная задача предмета исследования скрыта в его определении – указать, какому именно аспекту проблемы исследователь посвятил свою работу.

Формулировка предмета зависит от выбранной темы и часто полностью с ней совпадает (в таком случае отпадает необходимость обосновывать соответствие предмета теме исследования). Кроме того, при формулировании предмета исследования важное значение имеет задумка автора работы: что именно и каким образом он хочет донести до читателя. Если изначально предполагается несколько векторов развития исследования, правильным решением будет выбор одного из них – это поможет сохранить четкость изложения материала и не допустить появления лишних ошибок и противоречий.

Проблему можно раскрыть с разных точек зрения, используя разную методологию и набор источников, опираясь на различные научно-теоретические подходы. Все это влияет на формулирование как объекта, так и предмета исследования.

Отличие объекта от предмета исследования

Разницу между объектом и предметом исследования проще всего понять через их соотношение. Как научные категории данные понятия соотносятся как общее (объект) и частное (предмет). Иными словами, их взаимосвязь заключается в том, что предмет является одной из составляющих частей объекта. Объект, будучи категорией более широкой, может включать в себя несколько предметов, то есть в рамках одной и той же проблемы можно выделить различные аспекты и исследовать каждый из них в отдельности.

Как правильно оформить объект и предмет исследования

Чтобы сформулировать объект, нужно понять, к какой области знаний принадлежит выбранная тема. В некоторых случаях можно ориентироваться на название факультета, на котором вы учитесь, и кафедры, на которой работает научный руководитель. Так, областью знаний могут быть международные отношения, радиотехника, биохимия, нейролингвистика и другие.

Каждая из областей знаний условно сегментирована, то есть содержит ряд проблем, одна из которых и является объектом исследования. К примеру, международные отношения включают в себя как внешнюю политику отдельно взятой страны, так и межгосударственное взаимодействие в том числе в рамках международных организаций. Основываясь на формулировке темы исследовательской работы, следует предварительно выделить основные характеристики объекта (помимо предмета исследования), с помощью которых подбор правильной формулировки объекта исследования не будет большой проблемой.

Другой способ поиска нужных формулировок объекта и предмета исследования – это движение с конца. Некоторые преподаватели вузов предлагают сначала полностью написать исследовательскую работу и лишь после этого заниматься написанием введения. Это одновременно и крайне эффективный, и сложный подход. С одной стороны, намного проще сформулировать что-либо, имея перед глазами законченную работу, однако, с другой стороны, есть вероятность того, что в работе найдут отражение несколько аспектов проблемы, что является ошибкой.

Компромиссный подход: сформулировать тему и предмет исследования, написать работу, опираясь на формулировку предмета, сформулировать объект исследования.

Читайте также: