Педагогическая поддержка в школе

Обновлено: 30.06.2024

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребёнка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребёнком способов самозащиты и создания условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.

Методы педагогической защиты

Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты: от природных явлений и материальных объектов общества:

1) обучающие методы:

-метод лекции, семинара;

-метод практического занятия.

и 2) метод прямой защиты от опасности – природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами, сломанной мебели; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.) и другие.

Методы педагогической защиты от людей – методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):

- метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);

- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);

Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

- метод рефлективного анализа (осмысление с ребёнком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровью);

Методы педагогической поддержки

Методы педагогической поддержки используются классным руководителем тогда, когда с одной стороны, когда у ребёнка возникают препятствия, проблемы, которые он осознаёт, но не знает как их решить, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребёнку не создавать проблем или уметь разрешать их.

Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребёнка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера, - как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственный и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.

Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, - его деятельностная сторона.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.

Методы педагогической поддержки здоровья

Нами выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья.

1. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

- метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

- метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

- метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

2. Методы поддержки физического здоровья ребёнка:

- метод физических упражнений и занятий спортом;

- метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;

- метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участков тела.

3. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

- метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств

1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:

- метод традиции – творческое использование положительного опыта;

- метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном приеме педагога.

2. Методы укрепления чувства ответственности:

- метод доверия – развивается вера в свои силы;

- метод просьбы – обращение к ребёнку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельного выполненного поступка;

- метод беседы- размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;

- метод лекции – воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;

- метод поручения – обращение к ребёнку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

Методы педагогической поддержки развития способностей

1. Методы поддержки развития аналитако-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанники получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

- метод коллективного анализа деятельности, размышления;

- метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

- метод тестирования и анкетирования.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

- метод синекции – смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

- метод психотренинга – направлен на переосмысления Я-концепции, изменение установок;

- и многие другие.

2. Методы поддержки развития организаторских способностей:

- метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

- метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

- метод упражнения – повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

3. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

- метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности

включают методы стимулирования развития личности:

- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и.т.д.);

- метод наказания: взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечание, обсуждением поступка в коллективе, выговором;

- метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, поступков;

- метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

- метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня ,ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

- метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

- метод самоопределения – создание ситуаций ,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

- метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дельнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспективы своей деятельности.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление.Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении школьников:

1. ребенок плохо учится:

не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально.

2 . ребенок ленится:

равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.

Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.

3. ребенок рассеян:

торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле.Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив .

Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.

5. хронические неудачи:

Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

После неудачного ответа не может включиться в работу…

6 уход от деятельности:

Мечтают на уроке;

Лень (может учиться, но не хочет).Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает.

7. развитие ребенка по игровому типу:

Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Неуспеваемость по многим предметам.

На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности




Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление.Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении школьников:

1. ребенок плохо учится:

не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально.

2 . ребенок ленится:

равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.

Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.

3. ребенок рассеян:

торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле.Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив .

Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.

5. хронические неудачи:

Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

После неудачного ответа не может включиться в работу…

6 уход от деятельности:

Мечтают на уроке;

Лень (может учиться, но не хочет).Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает.

7. развитие ребенка по игровому типу:

Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Неуспеваемость по многим предметам.

На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потребности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Потребность в самоутверждении: это стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.

Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

  • верить в каждого ребенка и его возможности;
  • оценивать не личность, а действия, поступки;
  • видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
  • проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • не торопиться с выводами;
  • помогать каждому в поиске своего “Я”, в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.

Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.

  • оценка;
  • запись благодарности в дневник;
  • словесное поощрение;
  • групповая работа;
  • назначение консультантом;
  • выставка лучших работ.
  • сбор и изучение стимульного материала;
  • выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;
  • выработка своего отношения к понятию “Стимулирование учебной деятельности”.

Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.

  • в 5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;
  • в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
  • в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Учителя часто включают “мнимые стимулы”, не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку “5”, отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие. Мы считаем необходимым проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением. К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.

Так, психологи рассматривают психологическую поддержку как процесс. Они поясняют, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает при неудачах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечается, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — “помощь” ребенку.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность. Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет, достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, что ребенок имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это может повлиять на поиски каких-то других решений. Опыт показывает, что, как правило, педагогическая поддержка все же достигает результатов.

Итак, задача педагогической поддержки, установление необходимого баланса, как того реального "мостика" – с одной стороны взрослого, педагога-профессионала, с другой стороны ребенка, на которого направлена деятельность взрослого.

В чём суть понятия “педагогическая поддержка”? Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности последнего и ставящая целью поддержать его в действиях. Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и детей. Основное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, ощутить себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии развитие самостоятельности человека.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтоб он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтоб сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.

Педагог - не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений меж взрослым и ребенком. До этого всего, он помогает школьнику развивать рефлексию, как метод выявления самооценки анализа собственного творчества.

Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена, либо актуализация ценностных ориентации педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и сотрудниками на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и детей - ценность, которую нужно добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на “воздействие” к “взаимодействию” происходит в динамике смены личных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта. Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает большущее уважение и которому нужно оказывать квалифицированную поддержку.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах философов, психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения учащихся старшего школьного возраста.

Невозможно однозначно утверждать, что в старшем школьном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопределение. Для самоопределения должны сложиться определенные обстоятельства, создающие готовность к восприятию действительности.

Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности

Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Под педагогической поддержкой понимается оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Одним из условий самоопределения старшеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех - это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В интересующем нас смысле педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С. Газман).

Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога

Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выходят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие “педагогическая поддержка” имеет различное содержание. Так называют деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей.

Но в интересующем нас смысле педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С. Газман).

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Автор этой концепции О.С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности.

Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания – развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Педагогика поддержки – это реальная “понимающая” педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.

Назовем условия обеспечения педагогической поддержки:

■ согласие ребенка на помощь и поддержку;

■ опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

■ ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

■ совместность, сотрудничество, содействие;

■ доброжелательность и безоценочность;

■ безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

■ реализация принципа “не навреди”;

■ рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Профессор В.П. Бедерханова выделила факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога.

1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством. Эту группу факторов можно описать через следующие признаки:

■ потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;

■ позитивное ценностное отношение к себе;

■ отношение к другому как самоценности;

■ уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;

■ установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от “долженствования” и соответствия чужим ожиданиям;

■ мотивационная направленность на другого;

■ готовность к открытому общению;

■ установка на диалог;

■ способность открыто выражать свои чувства;

■ способность к взаимодействию;

■ эмпатийное понимание вместо оценочного;

■ чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;

■ восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;

■ осознание ответственности за собственный выбор;

■ педагогический такт, деликатность;

■ общая положительная направленность на педагогическую профессию.

2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:

■ ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);

■ создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;

■ владеет технологией индивидуальной и групповой работы; активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

■ умеет работать в диалогических формах и ситуации выбора;

■ обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет “работать с целями” разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;

■ хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы;

■ способен брать на себя ответственность.

3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, со следующими признаками:

■ наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;

■ атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; “проживание в гуманистической парадигме” (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);

■ объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи в информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;

■ управление по “горизонтальному принципу”; личностно ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.

Рассмотрим этапы педагогической поддержки.

Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”).

Договорный – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

Деятельностный:

а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;

б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.

Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить – нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта.

Для ребенка разрешение проблемы – это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, – это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю, активность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.

Существует этика поддержки – объяснение воспитанникам с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.

О.С. Газман выдвинул следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:

■ ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

■ самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

■ всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

■ все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

■ не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

■ дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

■ не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

■ доверяя – не проверяй!

■ признавай право на ошибку и не суди за нее;

■ умей признать свою ошибку;

■ защищая ребенка, учи его защищаться;

■ оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, ребенку.

Вопросы и задания

1. Что такое педагогическая поддержка?

2. Прокомментируйте каждое из условий обеспечения педагогической поддержки.

3. Какие факторы обусловливают развитие гуманистической позиции педагога?

4. Проведите в своей учебной группе деловую игру, в которой попробуйте имитировать деятельность классного руководителя в реализации технологии педагогической поддержки.

Список используемых источников

Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996.

Бедерханова В.П. и др. Познание человека человеком: возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты. М., 2009.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/пер. с англ. М., 1986.

Газман О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1996.

Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. М., 1998.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.

Григорьев Д.В. и др. Воспитательная система школы: от А до Я. М., 2006.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.

Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М., 2003.

Даутова О.Б. Профессиональная компетентность педагога – воспитателя. СПб., 2005.

Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., 2002.

Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьной воспитательной системы. М., 1996.

Караковский В.А. Воспитание для всех. М., 2008.

Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2005.

Нечаев М.П. Теория и практика управления воспитанием. М., 2005.

Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. М., 2006.

Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М., 2001.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.

Рожков М.И. Воспитание свободного человека. Ярославль, 2006.

Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М, 2003.

Сергеева В.П. Путеводитель начинающего классного руководителя. М., 2007.

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М., 2003.

Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. М., 2000.

Фридман A.M. Психодиагностика общего образования. М., 1997.

Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. М., 2006.

Шамова Т.И., Шибанова Г.Н, Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.

Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. М., 2005.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.

Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 2004.

Читайте также: