Педагогическая модель развития познавательной активности детей в условиях материнской школы

Обновлено: 30.06.2024

2.Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальной технологией развития познавательной активности ребенка. В ходе реализации семейных проектов дошкольники приобрели группу умений и навыков, такие как: интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информации, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение делать обобщения и выводы); творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, умение видеть новую проблему); коммуникативные (умение вести беседу, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль); методологические (умение находить источники получения информации).

3. Преимущество данной технологии мне видится в том, что баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса.

3.Собственные наблюдения показали, что для успешной реализации проектной деятельности с дошкольниками необходимо привлекать взрослых, в первую очередь, родителей ребенка. Именно совместное выполнение замысла дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга, установить доброжелательные, поддерживающие отношения. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Мне хочется, чтобы воспитатели дошкольных образовательных учреждений не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Это нужно, прежде всего, нашим воспитанникам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж педагогической работы!

Бушуева И. Н., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ЦРР - детский сад № 229 Сормовского района г. Н. Новгорода

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Однако некоторые родители в силу педагогической некомпетентности упускают колоссальные возможности к развитию детей в данном возрасте. Поэтому часто нервно-психическое развитие детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрасту, нередко наблюдаются задержки в развитии. Важно так построить жизнь ребенка, чтобы возможности к развитию в этом возрасте могли быть использованы максимально. Поэтому большую роль в развитии ребенка играют близкие ему люди. Создание группы кратковременного пребывания по подготовке детей к поступлению в детский сад и педагогического просвещения родителей помогает решать эти проблемы.

В соответствии с целью и условиями пребывания мы конкретизировали задачи работы группы кратковременного пребывания:

- Профилактика заболеваний и оздоровление детского организма;

- охрана нервно – психического здоровья ребенка;

- содействие физическому, психическому и личностному развитию личности ребенка при тесном сотрудничестве с семьей;

- педагогическое просвещение родителей, повышение их компетентности в воспитании и понимании развития ребенка;

- адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Для функционирования группы необходимы дополнительные документы, помогающие организовать правильный педагогический процесс: табель учета ежедневной посещаемости детей, общие сведения о детях и родителях, возрастной список детей, режим, который состоит из организованной, совместной и свободной деятельности; сетка занятий; карта нервно-психического развития каждого ребенка, индивидуальные планы образовательной деятельности на месяц; тетрадь консультаций для педагогов и родителей; тетрадь отзывов родителей о работе группы.

Работу педагогического блока, в котором находятся дети и родители обеспечивают следующие кадры: воспитатель; методист; музыкальный руководитель; младший воспитатель. Все педагоги аттестованы на высшую квалификационную категорию, имеют многолетний стаж работы.

особенности физического и психического развития детей до трех лет.

Требования ООП и ФГТ;

принципы создания развивающей среды, сформулированные в работах (В. А. Петровского, С. Л. Новосёловой и др)

В группе создана естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.

В мини центр познавательного развития входят материалы, игрушки, оборудование по развитию речи; сенсорному воспитанию; конструированию из строительного материала; ознакомлению с природным миром.

В мини центр художественно – эстетического развития входят материалы необходимые для : изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; театрализованной деятельности.

В мини цент физического развития входят пособия по развитию основных движений и физических качеств.

Материалы для сюжетно – ролевых, сюжетно - отобразительных, дидактических игр находится на площади всей группы. Эти материалы расположены в местах доступных для детей: на полках, нишах, столах, так чтобы дети, играя, не мешали друг другу. Крупные игрушки располагаются на полу, на нижних полках; мелкие – в доступных местах, так чтобы каждый ребенок мог взять игрушку самостоятельно. Есть в группе и уголок природы. В нем представлены растения и животные соответствующие программе.

Другим условием организации группы кратковременного пребывания является методическая работа –как целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективной реализации задач и повышения качества образования.

Методическая работа направлена на всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и способствует активизации творческого потенциала педагогов и развитию их творческой деятельности и осуществлению взаимосвязи с родителями в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей.

Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер

содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с

Преследуя задачи всестороннего развития ребенка в условиях кратковременного пребывания, мы сочли возможным организацию специальных НОД по всем областям в количестве, адекватном возможностям возраста. Организуется 10 НОД в неделю. Длительность непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД) 8 – 10 минут, что соответствует требованиям СаН Пин.

В условиях группы предпочтительны индивидуальные формы НОД. По мере привыкания возможна организация подгрупповых форм организации. Развлечения, музыкальные НОД, спектакли проводятся фронтально. Педагог часто самостоятельно строит НОД опираясь на предложенные игры, решая поставленные задачи развития. При организации детских видов деятельности реализуется важнейшие принципы основной общеобразовательной программы МБДОУ, в том числе взаимосвязь между ними в решении одних и тех же задач воспитания малышей.

Группа кратковременного пребывания детей отличается спецификой взаимодействия с родителями -родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, и находятся в постоянном общении с детьми и воспитателем в организованной деятельности, в играх, самостоятельной деятельности и режимных моментах. В работе с родителями используются консультации, семинары, беседы, тренинги, деловые игры.

В педагогическом просвещении родителей мы поставили следующие акценты на: различение целей и задач в этом возрасте, ознакомление с содержанием и приемами взаимодействия с детьми, подбор форм организации и методов работы с детьми, умение замечать результаты работы и оценивать их.

Включение родителей в организацию образовательной деятельности, не только облегчает адаптацию ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу.

1. Дети легко адаптируются к условиям детского сада.

2. Видна позитивная динамика в развитии каждого ребенка, особенно речи, сенсорики, самостоятельности.

3. Родители изначально становятся субъектом педагогической деятельности и участниками образовательного процесса.

4. Рост педагогической культуры родителей,

что подтверждается отзывами родителей, мнениями педагогов.

Афанасьева И. П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С. -П. : Детсво-Пресс, 2004.

Белая К. Ю. Модель воспитания детей раннего возраста. Занятия с малышами в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2002.

Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2003.

Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти – Москва, 2002.

ст. Евдокимова Е. С., Сургучева Л. А. Организация групп кратковременного пребывание для детей раннего возраста, ж/л Управление ДОУ - № 3, 2003.

ст. Зубова Г., Арнаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста, ж/л Дошкольное воспитание - № 7, 2004.

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Методическое пособие. Раннее детство : познавательное развитие. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

ст. Стеркина Р., Князина О., Маханева М. Организационно-методические развития новых форм дошкольного образования, ж/л Дошкольное воспитание - № 9-10, 2002.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогические подходы к проблеме развития познавательной активности

Согласно определению А.Н. Леонтьева, активность – это свойство (способность) живых организмов к произведению спонтанных движений и изменению под воздействием тех или иных определяющих факторов (раздражителей) внутренней или внешней природы. [Леонтьев, 2011] Так, определив понятие активности, стоит обратиться к определению частного понятия – познавательной активности.

Соответственно, перед практикующими учителями встает проблема поиска таких средств, методов и форм обучения, в которой бы как можно активнее развивались интересы и склонности обучающихся, воспитывался активный интерес не только к учебному материалу, но и эмпирическому познанию действительности.

Анализируя определение познавательной активности в педагогике, нами было определено, что активность может определяться в качестве свойства, характеризующего деятельность ученика, его отношение к содержанию учебного материала и учебной деятельности в целом, в направлении всех своих усилий воли к достижению учебных и познавательных задач .[Коджаспирова, 2001, с.11]

Т.И. Зубкова, считает, что познавательная активность является вполне естественным стремлением человека к познанию окружающей действительности, и она выступает своего рода личностной характеристикой деятельности, проявляющейся с разной степенью интенсивности. [Зубкова, 1993, с.11]

Еще одно определение познавательной активности как черты личности находим в книге Ш.И. Ганелина: с его позиции, активность – это инициативность и самостоятельность, что приводит к укреплению волевых качеств личности, усвоению умений, навыков, знаний .[Ганелин, 1972, с.9]

Далее, в определении Г.И. Щукиной познавательная активность – это также качество личности, которое отражает уровень стремления личности к познанию окружающей действительности, интеллектуальный и эмоциональный отклик на сам процесс познания. Если эти свойства приобретают устойчивый характер, то можно говорить о познавательной активности как качестве личности. [Щукина, 2001, с.17]

Ильин В.С. считал, что в сути феномена познавательной активности лежит источник – противоречие между потребностями в познании и теми его физическими, психологическими и интеллектуальными способностями, которые он имеет на настоящий момент. [Ильин, 1991, с.59]

Шамова Т.И. в своих рассуждениях подчеркивает, что познавательную активность не следует сводить лишь к акту напряжения сил ученика в процессе учения, а стоит рассматривать ее как деятельностное качество, проявляющееся в стремлении овладеть необходимыми знаниями, решать учебные задачи наиболее эффективными способами .[Шамова, 1982, с.36]

Исследователь Э.А. Красновский считал, что в познавательной активности проявляется эмоциональное отношение учащегося к процессу познания, его стремление быть успешным, деятельным, решать задачи все более сложного уровня. [Красновский, 2002, с. 55]

Итак, анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Основополагающим же выводом выступает идея о том, что личность непосредственно сама развивается в собственной же деятельности. Обобщая приведенные выше определения, мы попытаемся сформулировать близкое по смыслу собственное определение познавательной активности, которое будет использовать в качестве ведущего в рамках данной выпускной квалификационной работы: познавательная активность – это характеристика учебной деятельности, которая проявляется в стремлении к познанию, интересе к новому, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в концентрации нравственных и волевых усилий к достижению учебно-познавательных целей.

Современные авторы, в частности, Щелкунова О.В., считает, что особенностями развития познавательной активности являются [Щелкунова, 2012, с.21]:

- гармоничное сочетание общего развития личности и соблюдения ее свободы;

- на уровень развития познавательной активности влияет общественный заказ и уровень развития социально-общественных отношений, а также педагогической отрасли научного знания;

- совершенствование развития познавательной активности связывается напрямую с совершенствованием образовательного процесса.

Для исследования познавательной активности весьма важное значение имеет решение вопроса о структуре данного феномена. Павловец Т.А. [Павловец, 1997, с.78] выделяет в ее структуре следующие основные компоненты:

саморегуляция познавательной деятельности.

Исходя из представлений о мышлении как о решении учебных задач, Матюшкин А.М. [Матюшкин, 1991] представляет структуру мыслительного акта и соответствующей ему познавательной активности нижеследующим образом:

порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи;

обоснование найденного решения.

Амонашвили Ш.А. выделяет структурные компоненты познавательной активности на основе структуры деятельности [Амонашвили, 1984]:

мотив как сила, движущая эту активность;

объект познания, имеющий дидактически организованную форму;

способы и средства действия с объектом и целью его усвоения;

посредническая роль педагога между познавательными силами школьника и объектом усвоения;

результат познавательной активности.

Михневич Т.П. в собственном диссертационном исследовании представляет структуру познавательной активности в качестве совокупности следующих компонентов [Михневич, 1989]:

мотивационный (отличается наличием познавательных мотивов);

содержательный (предполагает наличие знаний, прежде всего ведущих идей и понятий учебного материала, а также степень овладения учебным материалом);

процессуальный (характеризуется овладением способами познавательной деятельности, то есть учебными умениями и мыслительными операциями);

эмоциональный (предполагает положительный эмоциональный фон познавательной деятельности).

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие основные компоненты познавательной активности [Щелкунова, 2012, с.36]:

- творческое мышление;

- эмоциональный интерес;

- инициативность и любознательность;

- самооценка;

- организованность;

- внимательность;

- критическое отношение к самому себе.

Познавательная активность заключает в себе также ряд функциональных особенностей , обусловленных спецификой и сущностью содержания данного понятия [Давыдов, 1992]:

- функция познания и самоопределения - познавательная активность, формирующая инициативность, самостоятельность, творческий поиск личности, способствует познанию себя, раскрытию заложенных способностей, определения своего места в жизни;

- функция расширения кругозора школьников, посредством обеспечения интереса в получении новых знаний, умений и навыков, внутренней целеустремленности и постоянной потребности использовать разные способы действия к наполнению знаний;

- функция активизации индивидуальных достижений младших школьников.

Помимо сущности и структуры познавательной активности, достаточный интерес представляет вопрос о критериях и уровнях ее формирования у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности позволяют дать оценку степени развития у личности учащихся данного свойства. Ответы на эти вопросы можно найти в трудах Д.Б. Богоявленской [Богоявленская, 2012], Н.А. Половниковой [Половникова, 1966], Т.И. Шамовой [Шамова, 1982], Г.И. Щукиной [Щукина, 1979, 1988, 2001] и пр.

В зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют несколько уровней познавательной активности:

- репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

- поисково-исполнительная активность – это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

- творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

На основе компонентов познавательной активности в ходе исследования Е.Е. Даниловой были выделены уровни познавательной активности :

- низкий уровень – репродуктивно-подражательная активность , при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого; характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу;

- средний уровень – поисково-исполнительная активность – это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо уметь понять задачу и отыскать средства ее выполнения. Характеризуется стремлением к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях; средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются самостоятельно;

- высокий уровень – творческая активность – и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные; совершается путем поиска, инициативы в постановке целей и задач, выработки самостоятельной оптимальной программы действий, переносу знаний в новые условия. [Данилова, 2013, с.72-73]

Критерии данных уровней оцениваются следующим образом.

По отношению к деятельности [Щелкунова, 2012, с.23]:

Потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности;

Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли.

По длительности и устойчивости :

Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер;

Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.

В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1961], развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта

Далее, согласно логике изложения первой главы выпускной квалификационной работы, рассмотрим факторы развития познавательной активности младших школьников. [Рослякова, 2010]

Первый фактор – социальный – отражает основные характеристики общественно-экономической ситуации и обусловленный ей социальный заказ общества, вызывающие в совокупности изменения в области образования.

Второй фактор – педагогический – характеризует состояние педагогической науки и основные тенденции ее развития (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Факторы развития познавательной активности учащихся на определенном историческом отрезке [Рослякова, 2010, с.13]

Заслуживает внимания в этом вопросе мнение Н.О. Викуловой, которая отмечает системные свойства процесса развития познавательной активности, где деятельность ученика зависит от сформированности сферы интересов, мотивационно-потребностной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, а деятельность учителя включает создание условий, подбор форм и методов обучения, которые позволят достичь цели и прийти к определенным результатам. [Викулова, 2001] Представленные выше определения, как уже подчеркивалось ранее, базируются на основополагающей дефиниции Т.И. Шамовой, которые слегка видоизменяются в зависимости от целей каждого конкретного исследования.

Начиная со второй половины ХХ века, появляется значительное количество разработок, повлиявших на решение проблемы развития познавательной активности учащихся в учебном процессе:

- педагогический опыт липецких учителей, которые предложили идею комментированного чтения и поурочного балла в целях активизации познавательной деятельности учащихся;

- идеи казанских учителей, разработавших основы проблемного обучения, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.);

Для пробуждения познавательной активности (активизации познавательной деятельности) учащихся исследователи предложили следующие пути :

- посредством содержания учебного материала (О.Я. Безанская, Д.М. Кирюшкин, В.Н. Федорова, А.В. Усова [Усова, 1988], В.В. Давыдов [Давыдов, 2004], Д.Б. Эльконин [Эльконин, 1989] и др.);

- эффективными методами обучения (А.Н. Алексюк, Б.И. Коротяев, И.Я. Лернер, М.М. Левина, М.И. Махмутов [Махмутов, 1975], Т.И. Огородников, М.Н. Скаткин [Скаткин, 1965] и др.), средствами, способами (О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый [Пидкасистый, 1972], Л.П. Прессман, Е.Е. Соловьева, Н.М. Шахмаева и др.);

- организационными формами обучения (Ю.К. Бабанский [Бабанский, 1982], В.В. Давыдов [Давыдов, 2004], Х.И. Лийтметс, И. Унт, Е.С. Рабунский, И.М. Чередов, А.А. Кирсанов, Д.Б. Эльконин [Эльконин, 1983] и др.);

- изменением подходов в обучении – развивающее обучение (В.В. Давыдов [Давыдов, 2004], Д.Б. Эльконин [Эльконин, 1983]), обучение на высоком уровне теоретической сложности (Л.В. Занков [Занков, 1968]), обучение на содержательно-оценочной основе (Ш.А. Амонашвили [4]);

- особым вниманием оценочному компоненту (Ш.А. Амонашвили [4]; В.В. Давыдов [Давыдов, 2004] и др.);

- изменением стиля межсубъектных отношений на активно-положительный (Л.В. Жарова [Жарова, 1987]) и демократический, предполагающий сотрудничество на основе общения, доверия, педагогического оптимизма, веры в познавательные возможности школьников (Ш.А. Амонашвили [Амонашвили, 1984], Е.Н. Ильин [Ильин, 1991] и др.).

Наконец, в рамках данного исследования представляется важным рассмотреть вопрос о критериях, уровнях и условиях развития познавательной активности в младшем школьном возрасте.

Подытоживая результаты обобщения определений феномена познавательной активности, можно сделать вывод о том, что он является достаточно сложным, многогранным самостоятельным педагогическим явлением. Методология реализации развития познавательной активности учащихся традиционно базируется на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Системный подход предполагает изучение данного явления на основе выделения в изучаемом объекте структурных элементов, внутренних и внешних факторов системы, структуры и связей объекта.

Основополагающим выступает предположение В.А. Сластенина о том, что целостный педагогический процесс следует рассматривать как систему, выделяя в нем соответствующие свойства. В развитии познавательной активности младших школьников выделяется последовательность этапов, которые связывают между собой цель и процесс управления. Структура включает в себя элементы: учитель – ученик, ученик – учебный материал, и предполагает возможность возврата к предыдущим этапам, а также коррекцию.

Педагогическая система, реализующая развитие познавательной активности, базируется на следующих положениях :

- сам процесс развития познавательной активности следует рассматривать как педагогическую систему;

- система с точки зрения составляющих структурных компонентов, а также ее факторов, функциональных отношений и связей;

- описание системы предполагается посредством выделения в ее составе компонентов, а также описания их функционального назначения.

С позиции деятельностного подхода, формирование личности происходит в ходе его деятельности, в которой он выступает субъектом познания, общения и труда. [Смирнов, 2008, с.16]

Личностно-ориентированный подход к осуществлению педагогического процесса означает направленность на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов учебно-воспитательного процесса. [Вакулина, 2004] При этом личность в рамках данного подхода рассматривается учеными как сознательный субъект, обладающий системой индивидуальных черт. [Акопова, 2003]

По мнению С.В. Росляковой, использование личностно ориентированного подхода позволит определить характер деятельности учителя и учащихся, изменить взгляды участников процесса на свою роль и место в учебном процессе и будет реализовываться через следующие установки [Рослякова, 2010, с.58]:

- уважение к личности учащегося;

- делегирование полномочий, доверие;

- создание ситуации успеха для каждого учащегося;

- взаимная ответственность за результаты деятельности;

- помощь учащемуся в самоопределении и самореализации.

В исследованиях С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: только знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний. Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы, творческим зарядом позволяют стимулировать интерес учащихся к познанию и новым открытиям.


СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для достижения основных целей в развитии ребенка-дошкольника педагоги образовательных учреждений уделяют большое внимание познавательной активности детей.

Средства развития познавательной активности подразделяют на две группы: деятельность ребенка и продукт духовной и материальной культуры. Для эффективного процесса познания окружающего мира важным условием является личный опыт ребенка, начиная с раннего возраста. В последующем развитии перед ребенком открываются уже другие пути познавательной деятельности.

Для умственного развития дошкольников существуют много видов деятельности с различным содержанием, что позволяет намного обширнее развивать детское мышление. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Освоение дошкольниками различных знаний, мыслительных операций, умственных действий достигаются в результате грамотно организованной среды взрослым, а также посредством дидактических и подвижных игр. Детское богатое по природе воображение позволяет им отображать окружающий мир и знания в творческих играх. В ходе игровой деятельности эти знания приобретают новый уровень, происходит обобщение, преобразование и воспроизведение их в речи детей [4, с.122].

Условия развития умственных способностей с каждым годом всё активнее совершенствуются, существуют различные формы для эффективного развития познавательной активности и познавательного интереса дошкольников. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно-досуговая деятельность), самообразование ребёнка.

В настоящее время в каждом ДОУ существуют так называемая предметно-развивающая среда, для детей дошкольного возраста это очень важный источник наблюдений, а содержимое данной среды обсуждается и обобщается с детьми в течение всего учебного года(и в тоже время “сокровищницы”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседы с дошкольниками о том или ином предмете из “сокровищнице”, дают возможность для загадывания загадок, а также для рассказывания сказок. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Познавательные сказки дают богатое эмоциональное сближение с природой.

Наделяя сказочных персонажей, предметы, объекты природы несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.) мы открываем перед детьми интересную познавательную информацию. В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию [4, с.23].

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Задача психологов и педагогов состоит в том чтобы создавая условия детям для познавательной деятельности они получали ясные и чёткие знания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии.

Вся деятельность ребенка (игры, рисунки, рассказы и пр.) является отражением его познавательной активности. А заинтересованность взрослых в оптимизации развития такой деятельности ребенка является залогом получения ожидаемого результата. Жажда знаний детей получает удовлетворение в процессе активного стремления к знаниям отражающихся в любознательности и познавательной активности.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети [3, с.20].

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения [1, с.37].

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения детей, развитию у них познавательной активности.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [1, с.126].

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Обучение на занятиях, независимо от формы его организации, отличается, прежде всего, программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Чтобы организовать и провести занятие в практике широко применяют такие формы как: НОД-беседа, НОД-наблюдение, эти формы рекомендуют применять у старших дошкольников.

В современных ДОУ очень актуальны сказкотерапевтические занятия, в данной форме занятия есть возможность безопасно взаимодействовать с ребенком, а также учитывая особенности детей дошкольного возраста у учащихся в ходе сказкотерапии развиваются нравственные ценности, корректируется нежелательное поведение, формируются компетенции которые способствуют конструктивной социализации и в конечном итоге у детей развивается познавательная активность.

Из всего выше перечисленного мы сделали следующие выводы:

1) Познавательная активность это черта личности, которая проявляется в самостоятельности и интересе к окружающему миру, направленная на усвоение социального опыта.

Развитие познавательной активности проявляется в процессе мышления и восприятия и определяется качественными изменениями и показателями: энергетический (ребенок заинтересован в деятельности, в проявляет настойчивость в познании); содержательный ( результаты деятельности в процессе обучения, постановка культурных аспектов в ситуации).

2) Развитие познавательной активности у дошкольников проявляется в вопросах, раздумиях, сравнении и характеризуется целенаправленностью познания в отдельной сфере. В ходе экспериментирования важным условием проявления детской заинтересованности к той или иной теме являются противоречия которые закрепляются предыдущим опытом и желанием познавать "новое".

Важным средством развития познавательной активности дошкольников являются занятия с использованием игровых технологий. Также, эффективно использовать все возможное и соответствующее возрасту оборудование, чтобы ребенок чувствовал себя субъектом собственной деятельности. Различный занимательный материал, необычные игрушки, всё неожиданное развлекает детей, вызывая живой интерес и чувство удивления, который позволяет активное освоение разнообразного учебного материала.

Игра, помогает детям увлечься заданной проблемой и они незаметно для себя становятся субъектами по познавательному поиску для решения познавательных задач.

Таким образом, мы сделали выводы, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Из этого вытекает следующее, что для наиболее углубленного развития познавательной активности является деятельность с содержанием познавательной задачи.

Познавательная активность у дошкольников пребывает на уровне становления, а потом становится основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.

Во время занятий познавательная активность проявляется со всей полнотой её природы, особенно если занятие было грамотно и тщательно организованно педагогами данного учреждения.

К концу дошкольного возраста дети, забирая в себе весь багаж полученных знаний, умений и навыков становятся субъектами с готовыми предпосылками к дальнейшему познанию окружающей действительности.

Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию познавательной активности детей дошкольного возраста на занятиях с использованием игровых технологий.

Список литературы:

Грачева 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. - №2. - С.24-28.

Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.2012

Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.

Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии – 2009 № 1 с.50-52.

Читайте также: