Педагогическая консультация трудности и радости школьной жизни

Обновлено: 03.07.2024

В данной консультации с родителями и педагогами описываю цели, задачи, которые в процессе беседы нужно достичь. Описываю кратко причины и ситуации, когда может появиться или развиться высокая тревожность в школе. Описываю рекомендации для родителей тревожных детей. Также рекомендации для педагогов, которые в свою очередь помогут им в работе с тревожными школьниками.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балахтинская средняя общеобразовательная школа №2

Педагог-психолог Троицкая И.С.

Консультация для родителей и педагогов

Цель: организовать работу по снижению школьной тревожности; оптимизировать социальную ситуацию развития детей; обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.

Задачи: снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся; сформировать у детей адекватную самооценку; воспитать уверенность в себе; сформировать навыки саморегуляции.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Тревожность- это чувство эмоционального дискомфорта, вызываемое постоянным ожиданием грозящей опасности, состояние безобъектного страха; склонность индивида к переживанию состояния тревоги. Под тревожностью понимают индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:

Внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности или неуспешности в различных сферах деятельности;

Нарушения внутрисемейного взаимодействия;

Нарушение внутри школьного взаимодействия;

Неадекватные ожидания со стороны родителей;

Взаимодействия со сверстниками

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

Негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

Противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками.

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели - важный фактор профилактики утомления. Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.

Мною были проведены диагностики по адаптации обучающихся 1, 5 классов. Проводила опрос, тестирования по определению школьной мотивации и уровню тревожности (5 класс). Тест школьной тревожности Филипса. Эта методика помогает вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Опросник включает 58 вопросов. С высоким уровнем тревожности оказалось 20% учеников из 100%. Мною были разработаны: план работы с тревожными детьми, рекомендации для родителей и педагогов школы.

Первый шаг в подобной работе — выявление причин, вызыва­ющих школьную тревожность у данного ребенка. Если ситуация позволяет, желательно использовать приемы опосредованной ра­боты со школьной тревожностью (это возможно в том случае, ког­да конкретный фактор, вызывающий школьную тревожность, можно устранить или минимизировать его влияние на учащегося). Собственно психологическая помощь необходима тогда, когда использованы все возможности воздействия на социально-педагогическую ситуацию развития учащегося.

Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.

1. Консультация с родителями и учителями по вопросам ока­зания поддержки ребенку в период работы с психологом. Не­обходимо обсудить следующие вопросы (Венгер А. Л., 2000): как создать для ребенка ситуацию успеха, как дозировать эмоциональные нагрузки, как оптимально организовать ре­жим дня.

2.Углубленная психодиагностика особенностей школьной тре­вожности данного ребенка (при необходимости).

3. Основная работа с учащимся, которая включает в себя акту­ализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведе­ния в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков — консультирование), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения (Хухлаева О., 2002). Подбор различных упражнений. Занятия проводятся как подгрупповые так и индивидуальные.

4. Закрепление результатов с помощью работы по созданию ус­ловий для повышения самооценки учащегося, его уверен­ности в себе.

5. Итоговая диагностика (диагностика результатов).

Рекомендации психолога родителям тревожного ребенка

МБОУ БСОШ №2

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что –либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

6. Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш.

7. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.

8. Большое значение имеет правильный режим дня ребенка:

· должен быть полноценный сон;

· необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения ; не позволяйте подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в компьютерные игры.

9. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

10. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;

Педагог- психолог Троицкая И.С.________

Рекомендации для педагогов в работе

с тревожными детьми

МБОУ БСОШ №2

Снизить уровень тревожности ученика перед незнакомыми учителями, сократить период привыкания к новому учителю.

Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Создать доброжелательную атмосферу, в которой чувствуют себя ученики.

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Раскрыть секреты дальнейшего течения адаптации, возможные ее проявления. Рассказать о психофизиологических основах навыка письма, дать советы и рекомендации для предупреждения и преодоления возможных трудностей.

1. Выявить трудностей в обучении с целью корректировки.

День открытых дверей:

1) Открытые уроки для родителей.

1..Показать родителям первые учебные навыки.

2. Подвести итоги первой четверти.

4 неделя ноября

Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка.

1. Подвести итоги полугодия.

2. Дать рекомендации по выполнению дополнительного задания, развитию учебной самостоятельности первоклассников.

Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением родителей

Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка.

Выявить трудности в обучении с целью корректировки.

День открытых дверей:

1) Открытые уроки для родителей.

3) Родительское собрание

1.Показать родителям приобретаемые универсальные учебные действия.

2. Подвести итоги букварного периода.

Выявить трудности в обучении с целью корректировки.

Изучение потребностей в организации системы дополнительного образования на новый учебный год

Творческий отчет учащихся перед родителями

Презентовать учебные проекты учащихся 1 класса, сделанные в течение года во время внеурочной деятельности.

3 - 4 недели мая

День открытых дверей:

1.Открытые уроки для родителей.

1.Показать родителям учебные навыки, приобретенные в течение первого года обучения.

2. Подвести итоги первого класса.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Сбор документов и справок для личного дела обучающегося, медицинских справок

(по необходимости ежедневно

Выбор родительского комитета, составление плана работы родительского коллектива

Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Посещение семей обучающихся

Изучение интересов учащихся

Создать положительную мотивацию к

обучению в школе

«Трудности и радости школьной

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Выявить трудностей в обучении с целью

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Учитель русского языка, изо

Разработка памятки для родителей

Подвести итоги первой четверти.

Рассказать о динамике процесса

«Трудности и радости школьной

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Сбор документов для личных дел обучающихся

Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка

Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением родителей

Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости обучающихся (по необходимости)

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости дополнительных занятий по некоторым предметам

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Доведение до сведения родителей информации итогов тестирования обучающихся 5 б класса за курс начальной школы

Выявить трудности в обучении с целью

Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, соц. педагогом, школьным психологом (по необходимости)

Контроль за внешним видом учащихся.

Клуб выходного дня«Блинная неделя

Праздник вместе с семьей «Масленица

Привлечение родителей к проведению классных мероприятий

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение до сведения родителей итогов успеваемости

Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся,с целью

Привлечение родителей к проведению Праздника 8Марта

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Сбор материала для городской выставки

Родительское собрание. Итоги III четверти

Индивидуальные беседы и консультации

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Книжкина неделя. Ремонт учебников

Подведение итогов учебного года

Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся

Привлечь родителей к организации похода

Провести итоговую рефлексию с

Примерный план работы родительского комитета 5 класса

Мероприятия

Выборы родительского комитета

Распределение обязанностей среди членов родительского комитета

Утверждение плана работы

Организация совместных дел детей и родителей

Создание банка данных родительских ресурсов

Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и школьных мероприятий

Помочь в ремонте кабинета

Выработка решений по организации действий и выделении добровольных финансовых пожертвований, направленных на улучшение материально-технического оснащения классного кабинета

Папка кл.руководителя

Совершенствование системы работы по воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи на 20-20 учебный год:

1.Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через разнообразные формы внеучебной деятельности.

2.Развитие ученического самоуправления как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося. Повышение инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы школьного самоуправления.


3.Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

4. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения.

5. Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах.

6. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.

7. Совершенствование работы МО классных руководителей.

8. Социально-профессиональная адаптация выпускников.

Модель воспитательной деятельности учащихся 1-ых классов

в рамках внедрения ФГОС

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не менее 5 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Цель воспитательной деятельности: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

1) проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;

2) содействие формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;

3) усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

4) организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

5) в ыявление интересов, склонностей, способностей и возможностей учеников в разных видах деятельности;

6) создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

7) формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;

8) создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;

9) расширение рамок общения школьников с социумом;

10) коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям ФГОС начального общего образования в портфеле достижений.

Читайте также: