Педагогическая диагностика начальная школа 21 века

Обновлено: 04.07.2024

2 Возможности оценки сформированности контрольно-оценочных умений младшего школьника

3 В чём отличие контрольной работы от диагностической работы? Контрольная работа: Диагностическая работа:

4 Напишите, пожалуйста, какие изменения произошли в методической системе обучения математике младших школьников. Цели … Содержание … Методы … Организационные формы … Средства …

5 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

6 Систему диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики, результаты и интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов диагностики в образовательном процессе. В.С. Аванесов, докт. пед. наук, проф. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики (Статья в журнале "Педагогическая диагностика«)

7 Функции диагностики. Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся. В.С. Аванесов

8 Педагогическая диагностика 1 Выявление причин устойчивых ошибок; характера возникающих затруднений Коррекционно- развивающая работа Педагогическая диагностика 2

9 Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников Формирование регулятивных универсальных действий Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Стандарт 2009 г.) Формирование познавательных универсальных действий

10 Сформированность регулятивных и познавательных УУД. 4 класс. Начало учебного года. По результатам педагогической диагностики (математика) Регулятивные Познавательные 4 А64%43% 4 Б89%68% 4 В78%61% 10

11 11 Пооперационный контроль (педагогическая диагностика)

12 12. Рассмотри геометрические фигуры. Отметь, какое из следующих утверждений верно относительно обеих фигур. а)Они имеют различные площади и различные периметры. б)Они имеют различные площади и равные периметры. в)Они имеют равные площади и различные периметры. г)Они имеют равные площади и равные периметры. Пооперационный контроль (математика) Педагогическая диагностика, 4 класс

15 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

16 4 класс. Диагностическая работа по математике. Конец учебного года. 9. Допиши единицы измерения. Длина дорожки 50 ___. Площадь кухни 8 ___. Высота дома 32 ___. Площадь пенала прямоугольной формы 180 ___. Высота окна 145 ___. Длина гвоздя 100 ___ Рост школьника ___.

17 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации определять наиболее эффективные способы достижения результата

19 Пример из педагогической диагностики 1.Напишите, пожалуйста, какие предметные и метапредметные умения проверяются с помощью этого задания. 2. Оцените выполнение задания этим учеником. 3. Спланируйте содержание коррекционно-развивающей работы Подчеркни правильное решение. А) 64 : 7 = 8 (ост.8) Б) 51 : 9 = 5 (ост.6) В) 57 : 7 = 7 (ост.1)

20 Средства формирования пооперационного контроля и самоконтроля 20

21 Средства формирования пооперационного контроля и самоконтроля Р.т. Дружим с математикой, 2 класс 21

22 Средства формирования пооперационного контроля и самоконтроля Р.т. Я учусь считать, 1 класс 22

23 способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); уровень самооценки причины устойчивых ошибок учеников и характер возникающих затруднений Диагностические работы позволяют определить:

24 3.2. Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Стандарт 2009 г.) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

25 Пример из педагогической диагностики Отметь верное решение задачи. В детский сад привезли апельсины. После того как дней расходовали по кг в день, осталось кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов привезли в детский сад? а) ( ) – б) ( ) + в) ( : ) –

26 Прочитайте задания. Рядом с каждым заданием запишите, на проверку какого (регулятивного или познавательного УУД) оно направлено в большей степени. Оцените в баллах, пожалуйста, выполнение каждого задания и всей работы учеником 2-го класса (середина учебного года). 0 баллов – задание не выполнено 1 балл – задание частично выполнено верно или задание выполнено, но допущено много ошибок 2 балла – задание выполнено, но допущена 1 ошибка 3 балла – задание выполнено верно Работайте в парах: сравните результаты оценки работы данного ученика.

29 умение ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания умение проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения умение объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие умение сравнить промежуточные результаты с заданным эталоном умение выбрать адекватные средства достижения цели и способы решения учебной задачи

33 Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения установления аналогий и причинно-следственных связей классификации по родовидовым признакам построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

34 задания связаны с определением уровня ряда мыслительных операций проведение обобщения поиск нескольких возможных способов решения классификация группировка распознавание задачи, не имеющей решения проведение сравнения

35 Определение особенностей усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков В данной записи некоторые цифры заменили точками. Поставьте знаки >,

36 Лыжник шёл 4 часа со скоростью 11 км/ч. Обратно он поехал другой дорогой, которая была короче первой на 17 км, но и скорость лыжника на обратном пути была на 2 км/ч меньше. Сколько времени потратил лыжник на обратную дорогу? Допиши пропущенные действия в решении этой задачи. 1) 11 4 = 44 ( км) 2)__________________ 3) 11 – 2 = 9 ( км/ч) 4) __________________

39 Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников и характера возникающих затруднений помогают наметить пути осуществления коррекционной работы.

40 Три уровня усвоения содержания ставят задачу проверки воспроизведения знаний, применения знаний в знакомой ситуации, применения знаний в незнакомой ситуации. Под качественным усвоением понимается умение учащегося самостоятельно осуществлять поиск решения, применить нестандартный способ действия, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески.

41 Рассмотрите результаты выполнения педагогической диагностики учащимися всего класса. 1.Определите, пожалуйста, какие виды заданий выполнены наиболее успешно всеми учащимися класса: на усвоение регулятивных или познавательных УУД. 2.Составьте, пожалуйста, план коррекционно- развивающей работы, направленной на устранение выявленных проблем.

42 п/п 2 класс Б (декабрь- январь 2010 г.) Список класса Математика (ДИАГНОСТИКА) Паршина Евгения Викторовна 1 Логич. Задача (не жёлтая, не квадрат ) 2 Выбор схемы (Текст задачи схема.) 3 Подсчёт квадратов разными способами 4 Выбор арифме тическо го действ ия (Текст задачи действ ие.) 5 + (-) в предел ах 100. Нестан дартная ситуац ия. 6 Анализ текста задачи. 7 Текст задачи действие Нестанд артная ситуация.Избыточ ное данное. 8 Констру ировани е новой фигуры из частей 9 Нарисуй самолёт (рыбку), изменив её простра нственн ое располо жение. СамоК Балл Мах Алексеева Нашла решение в 3 6 х 2+2 х 2 2. Болобан Барсуков конструирование, пространство 4. Ванеев Оригинальный подход к решениям 6. Демишев конструирование, со- поставление с образцом 7. Дюкарева конструирование 8. Ерлыков Проверка собственного решения 27-19=18 конструир, пространство 11Козлова Нашла решение в 3 6 х 2+2 х 2 12Орлов Осокин Нашёл решение в 3 6 х 2+2 х 2 14Павельев Анализ задачи 7. конструирование 15Панцулая Задача 7, конструир, пространство 16Собко Анализ задачи 7. 17Тухтаев Задачи. Проверка собственного решения

44 Математика (ДИАГНОСТИКА) Папазьян Марина Викторовна, ГОУ СОШ кл. Б конец уч. года/ 4 кл. начало уч. года

45 Невретдинова Якутина Кумченко Костя Волкова Абдулкадеров а Математика (ДИАГНОСТИКА) 4 класс А (начало уч. года) 2012 г. Маргарита Николаевна, баллы после сам. исправления ошибок

46 Прочитайте задания. Рядом с каждым заданием запишите, на проверку какого (регулятивного или познавательного УУД) оно направлено в большей степени. Оцените в баллах, пожалуйста, выполнение каждого задания и всей работы учеником 3-го класса (середина учебного года). 0 баллов – задание не выполнено 1 балл – задание частично выполнено верно или задание выполнено, но допущено много ошибок 2 балла – задание выполнено, но допущена 1 ошибка 3 балла – задание выполнено верно Работайте в парах: сравните результаты оценки работы данного ученика.

47 Способы представления результатов педагогической диагностики

48 Педагогическая диагностика 1 класс начало года Задание 1Задание 2 Задание 3 Задание 4

49 Педагогическая диагностика 1 класс начало года Задание 5 Задание 7 Задание 6

50 Обследование включает следующие разделы: *обследование состояния пространственного восприятия; *выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета); *проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; *выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов; *выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация; *обследование фонематического слуха и восприятия; *обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; *обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации.

57 Оценка выполнения задания: 0 баллов не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия (3%) 1 балл существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо (6%) 2 балла изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена (38%) 3 балла изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены (53%)

58 Задание 2 Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

59 1. Оцените выполнение этого задания. 2.Объясните, почему допущены ошибки. Какую коррекционную методическую работу необходимо проводить с эти учеником. 0 баллов не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции. 1 балл выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета 2 балла выполнены верно два или три пункта задания 3 балла все пункты задания выполнены верно

61 Оценка выполнения задания: 0 баллов не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции. (2%) 1 балл выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета (2%) 2 балла выполнены верно два или три пункта задания (14%) 3 балла все пункты задания выполнены верно (82%)

62 2 задание выясняет состояние пространственных представлений первоклассников. Дополнительная сложность этого задания состоит в том, что каждая инструкция учителя состоит из трёх последовательных действий: отсчитайте от чёрной клеточки 1) вправо 2) 4 клеточки 3) пятую закрасьте красным карандашом. Таким образом, при выполнении этого задания ребёнок сталкивается с двумя категориями трудностей: а) ориентировка в пространстве: вправо - влево, вверх - вниз, б) запоминание последовательности действий и правильное их воспроизведение. Второе представляет особую сложность для ребёнка, не наученного в дошкольном возрасте умению слушать и слышать задание. При обучении в 1 классе учитель должен обратить особое внимание на эту сторону обучения, последовательно обучая детей выполнять инструкцию, состоящую сначала из одного, а затем из последовательных действий.

64 Вариант выполнения детьми диагностического задания

66 3 задание напрямую связано с математическими знаниями и умениями, полученными первоклассниками в ходе дошкольной подготовки: устно решить элементарную задачу может большинство детей (особенно на сложение). Но за решением задачи следует вторая часть инструкции: нарисовать количество кружков (квадратов), соответствующее ответу. Эту часть инструкции, особенно во второй задаче, некоторые дети уже забывали (19,5 % получили из-за этого не 3, а 2 балла). Таким образом, и в этом задании основная трудность - точное следование инструкции. Совсем не смогли выполнить задание 5, 1% детей, что свидетельствует о серьёзных недостатках в их дошкольной математической подготовке. Учителю следует обратить особое внимание на работу с этими детьми, максимально используя работу с моделями.

70 Пример из педагогической диагностики 1 класс середина года

71 Варианты выполнения задания 1 класс середина года

72 Формирование геометрических и пространственных представлений

73 Сколько треугольников? Как сосчитать?

76 Вариант выполнения задания 6. Диагностика 1 класс конец учебного года. г. Сергиев Посад

87 II. Планирование, контроль и оценка учебных действий – составление плана (алгоритма) решения учебной задачи; – контроль процесса и результата её выполнения; – восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

88 II. Планирование, контроль и оценка учебных действий При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Найди их и отметь знаком. 8 м = 800 дм 100 кг = 1 ц 9 см = 90 мм 100 мин = 1 ч Комментарий: Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы.

90 III. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: – самоконтроль (нахождение ошибок в собственной работе); – адекватная самооценка выполненной работы.

91 III. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: – самоконтроль (нахождение ошибок в собственной работе); – адекватная самооценка выполненной работы.

92 III. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: Представь, что ты решил эту задачу. Какой ответ ты получил? Отметь знаком. Пете нужно купить 2 кг бананов и 3 кг яблок. Килограмм яблок стоит 70 рублей. Сколько стоит вся покупка? 210 р. 350 р. 140 р. Задачу решить нельзя. Объясни:

93 III. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете. Работа Пети Твоя работа 20 30= = = = = = =96 906Отметка:____

94 Комментарий. Проверяется адекватность самооценки (ученик в обоих случаях должен поставить одну и ту же отметку, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок).

95 IV. Использование знаково-символических средств представления информации: – чтение схем, таблиц, диаграмм; – представление информации в схематическом виде. Сделай чертёж к задаче. От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шёл со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

96 VII. Смысловое чтение (ФГОС, с.9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 3 ч 3 ч 30 км/ч 45 км/ч ? км

98 VII. Смысловое чтение Прочитай текст и отметь верные утверждения: Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки. Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки. Катя выучила меньше строк, чем Юра. Юре осталось выучить больше строк, чем Кате. У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати. 3 ч 3 ч 30 км/ч 45 км/ч ? км

99 VII. Смысловое чтение Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырёхзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда. 3 ч 3 ч 30 км/ч 45 км/ч ? км

101 Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

102 Благодарю за внимание Кочурова Елена Эдуардовна к.п.н., зав. лаб. методики начального обучения Отдела начального образования ИСМО РАО

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на городском семинаре на тему:

Выполнила: Орлова Н.Б.

Педагогическая диагностика представляет собой папку, автор Журова Л.Е. в ней собраны диагностические работы для каждого класса на начало года, середина года, конец года на два варианта каждая работа. Также в папке есть руководство для учителя, в котором подробно представлена система оценки диагностики и таблицы для фиксирования результатов диагностики и сводная таблица.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Сформированность учебной деятельности школьников

предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов осуществления учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля.

Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности полноценной учебной деятельности у младшего школьника, её формирование будет продолжаться, но своевременная оценка успешности овладения учебной деятельности позволяет выявить трудности, установить их причины и своевременно внести коррективы. Что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.

В чём проявляется особое значение педагогической диагностики? Её результаты

позволяет учителю:

выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

выявить способы работы, которыми овладели ученики;

пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;

Именно этим педагогическая диагностика отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, которые выясняют лишь предметную подготовку.

Хотелось бы остановиться на следующей особенности педагогической диагностики: виды заданий в диагностических работах.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

Каждая работа включает в себя три блока заданий:

1 – задания, проверяющие как учащиеся усвоили знания, как применяют знания в обычной, стандартной ситуации, как применяют знания в нестандартной ситуации;

2 – связан с диагностикой мыслительных операций (классификация, группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);

3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового развития.

Следующая особенность - оценивание выполнения задания педагогической диагностики.

В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов.

При оценивании используются не две оценки (верно/неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.

Проведение педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится три раза в год :

начало учебного года (вторая неделя сентября);

середина учебного года (декабрь – январь);

конец учебного года (апрель).

Способы представления результатов педагогической диагностики

Данные диагностики заносятся учителем в таблицу. Оценивание каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).

Проанализировав результаты, учитель видит уровень сформированности УУД каждого ученика, общий по классу и по итогам каждого задания. Что позволяет ему выявить трудности, установить их причины и своевременно вносить в свою работу коррективы с учетом этих результатов.

Ещё об одной особенности класса можно судить на основании сравнений результатов диагностических работ, проводимых в конце года и начале следующего. Как уже говорилось выше, такие работы не отличаются по содержанию. Цель исследования в конце года — это установить успешность обучения по русскому языку и математике, развитие умений использовать полученные на уроках знания в нестандартной ситуации, выяснить, насколько обучение способствовало общеинтеллектуальному развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. Точно такая же работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь, преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и умения. К повторению каких разделов необходимо обратиться в первую очередь. Увидеть результаты сравнения мне помогает таблица.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно- оценочная деятельность в начальных классах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

( Из опыта работы)



учитель начальных классов

Носова Надежда Владимировна

(Слайд 1-2) Для многих учителей в период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным стоит вопрос о том, как организовать процесс обучения, что нужно изменить в работе учителя, чтобы наши ученики успешно выполнили требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе.

(Слайд 3) Предметом итоговой оценки выпускников нач. школы становиться достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

(Слайд 4) Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: возникает потребность оценивать не только знания, умения, навыки, но и процесс формирования элементов учебного действия.

Комплект педагогической диагностики, включает в себя раздаточный материал, руководство для учителя, таблицы по занесению данных по предметам для стартовой, промежуточной и итоговой работ, а также обобщение результатов диагностики.

Изучив методические рекомендации авторов УМК “Начальная школа XXI век” , я второй год провожу педагогическую диагностику учащихся.

-Скажите пожалуйста, кто уже имеет опыт работы с данной диагностикой?

(Слайд 6) Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

-определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

-выявить характер трудностей ученика и установить их причины; -установить уровень овладения учебной деятельностью;

-оценить изменения, происходящие в развитии ребенка.

Все показатели готовности детей к школе мы условно делим на три взаимосвязанные части:

физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность диагностируют медицинские работники (медицинская карта ребенка), личностную – психологи в дошкольных учреждениях, а интеллектуальную учителя школы на второй неделе сентября 1 класса.

(Слайд 7) Разработанная в рамках комплекта педагогическая диагностика строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики, и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма знаний, а прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

Педагогическая диагностика проводится нами три раза в год: на второй неделе сентября, в декабре и в апреле.

(Слайд 9) Данные, которые мы получаем, проведя стартовую педагогическую диагностику в начале учебного года, служат нам основой для разработки материала для индивидуальных и групповых занятий учащихся, т.е. составления программы коррекционно-развивающей работы.

В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.

Диагностика, проводимая в конце года, дала мне возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает школьное обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

(Слайд 12) Результаты педагогической диагностики нами заносятся в с таблицы, которые хранится на протяжении четырех лет обучения и позволяют отчетливо видеть динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь. (Показать таблицы с бланками заданий)

Методика проведения диагностического исследования проста. Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках.

(Слайд 13-14) Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.

Перед каждым заданием я даю необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования по одному уроку на русский язык и математику.

Во время выполнения детьми диагностических заданий, как ни велико искушение, нельзя помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы: в ходе диагностической работы мои ученики всё должны выполнять самостоятельно.

(Слайд 15) После анализа результатов, я беседую с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок.

(Слайд 16) Во 2 классе уже все задания читают сами дети. Наша задача-получить достоверные данные о том, что и как ученик может сделать сам.

Хочется обратить ваше внимание, что педагогическая диагностика, проводимая в начале года, должна всегда совпадать с той, которая проводилась в конце предыдущего учебного года.

Сделано это намеренно: сравнение результатов позволяет нам оценить прочность усвоения предметных и универсальных действий.

(Слайд 17) Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений

- умения воспринимать учебную задачу,

контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания,

использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Таким образом, три раза в год помимо контрольных и проверочных работ проводится педагогическая диагностика, и на конец 4 класса данные по каждому ребёнку полностью будут собраны и занесены в порфолио ученика.

Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разного вида самоконтроля.

Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения. Но своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.

Результаты педагогической диагностики позволят нам:

-установить уровень овладения учебной деятельностью;

-выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

-как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

-выявить способы работы, которыми овладели ученики;

-обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;

-проверяет умения школьников применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

На протяжении всего этого времени пакет диагностических заданий помогал мне корректировать работу с учащимися всех уровней подготовки, направлял мою работу на преодоление трудностей и повышение качества знаний. Проведя сравнительный анализ, меня порадовало то, что видна положительная динамика уровня развития учащихся моего класса, что также оказало влияние и на качество знаний моих учеников.

Я надеюсь,что всё сказанное убедило Вас в необходимости проведения педагогической диагности до начала системного обучения и в процессе его. Уверена, что результаты её помогут Вам в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ученика, в случае необходимости проведении коррекционно-развивающей работы.

1.Беседы с учителем:Методика обучения:1, класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е. Журовой.-М.:Вентана-Граф

2. Беседы с учителем:Методика обучения:2, класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е. Журовой.-М.:Вентана-Граф

[email protected] (электронный адрес методической службы издательского центра Вентана – Граф)

5. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006, с. 4 – 5.

6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Педагогическая диагностика (начальные классы)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Представлена педагогическая диагностика, проведённая в течение 1-4 классов. Диагностика позволяет наглядно (диаграммы) проследить успешность обучения каждого ученика по предметам "русский язык" и "математика". Увидеть, что ребёнком усвоено хорошо, над чем необходимо поработать. Задания содержат материал, позволяющий объективно отследить уровень логического мышления, уровень самостоятельности и самооценки.Материалы педагогической диагностики успешности обучения и уровня сформированности УУД.

Читайте также: