Обобщение актуального педагогического опыта учителей школы

Обновлено: 07.07.2024

Правовой основой, регламентирующей деятельность педагогических работников в части повышения своей профессиональной квалификации, непрерывного самообразования, в том числе обобщения актуального педагогического опыта являются нормативные документы: ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога, Единый квалификационный справочник должностей.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является составляющей частью методической работы ДОО.

Анализируя методическую работу ДОО № 87, была выявлена проблема - то, что педагоги испытывают трудности в обобщении АПО.

На момент изучения банка данных, за период с 2016 по 2018 г. было обобщено 3 опыта работа на уровне ДОО, и ни одного обобщенного АПО на муниципальном уровне.

Было проведено анкетирование педагогов по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов при написании АПО, необходимость конкретной помощи. Результаты анкетирования Вы видите на экране.

Поэтому возникла необходимость активизировать знания педагогов, повысить профессиональную компетентность в обобщении АПО с помощью кейс технологии.

Слайд 3. Цель этого метода – научить педагогов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант.

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к практике. Это один из самых испытанных в практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Слайд 4. Этапы реализации метода кейс технологии.

Первый этап. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап. Выделение основной проблемы, факторов, которые могут реально воздействовать.

Третий этап. Ознакомление с кейсом. Предложение последствий принятия того, или иного решения.

Пятый этап. Подведение итогов, обобщение выводов, выбор наиболее оптимального решения.

2 этап Представление системы учебных занятий

Слайд 5. В процессе работы в ДОО были проведены методические мероприятия: мастер-классы, пед. советы, круглые столы, семинары-практикумы.

Слайд 6. На заключительном этапе было проведено повторное анкетирование педагогов, которое показало, что на 30% повысился уровень педагогической компетентности педагогов в обобщении АПО.

Три, из которых готовятся к целостному обобщению в городской банк данных.

Использование кейс технологии направлено на получение результата, учит педагогов самостоятельно добывать знания, оценивать себя, собственные усилия при написании и обобщении АПО.

А сейчас мы с вами проработаем кейс технологию при обобщении АПО.

Слайд 8. Её цель и задачи вы видите на слайде.

Цель: демонстрация кейс технологии по обобщению актуального педагогического опыта работы.

1. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность при написании АПО.

2 Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Выходят участники мастер-класса.

Внимание, настройка на успешную работу. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

У меня для вас есть кейс. Мой кейс сегодня это обобщение актуального педагогического опыта. Кейс имеет соответствующие разделы, характерные опыту работы.

Слайд 9. Первое с чего начинается наш кейс-опыт работы – это тема, которая формулируется по структуре. Тема выходит из актуальности, условий возникновения и проблемы опыта.

Следующий пункт условия возникновения опыта. Я предлагаю Вам рассмотреть условия и выбрать из предложенных тем, ту, которая соответствует требованиям формулировки.

Слайд 10. Переходим к актуальности. Что вы понимаете под актуальностью? Что же содержит в себе раздел актуальность? Я предлагаю маркером выделить главное. Сказать о противоречиях. Хорошо! Позвольте, я немного дополню (дополняю противоречия.)

Слайд 11. Следующий пункт ведущая педагогическая идея опыта – этот раздел содержит мысль, т. е. направления работы по АПО и исходя из этого схожи с темой АПО.

Слайд 12. Далее определимся с длительностью работы над опытом. Длительность по нормативу не менее 3 лет. Традиционно считается, что в нем 3 этапа, вот они, определите их последовательность! Почему вы так решили? Как вы считаете?

Слайд 13. Следующее диапазон. Достаю круг и стикеры. Вот категории лиц. Кому из них будет интересен наш опыт, приклеивайте сюда стикеры. Так мы с вами определили диапазон опыта, в данном случае который представлен системой деятельности по использованию различных форм сотрудничества с родителями.

Слайд 14. Теоретическая база ознакомьтесь. Что она включает в себя, перечислите!

Слайд 15. Новизна опыта, в чем она заключается? Напишите! Подсказка: через что мы будем повышать компетентность родителей?

Слайд 16. Второй раздел опыта содержит Технологию описания. Давайте маркерами выделим основные компоненты, которые включает в себя структура технологии. Предлагаю вам по очереди назвать, я называю цель! Теперь Вы!

Слайд 17. 3 раздел Результативность. В ней описаны методики, критерии оценивания, кто проводил, когда. И главное это числовое выражение в динамике!

Слайд 18. Обязательно в опыт входит библиография и приложения.

Слайд 19. Рекомендую в помощь при обобщении АПО три сайта :

- Инфопортал образования г. Белгорода раздел МБУ НМИЦ

Мы с вами рассмотрели кейс, который содержит разделы опыта. Напомню Вам: приложения и библиографический список, результативность, технология, новизна, теоретическая база, диапазон, длительность, ведущая идея, актуальность, условия возникновения и конечно же формулировка темы опыта!

Какие вопросы у вас остались по обобщению опыта?

В процессе кейс технологии я продемонстрировала педагогам, как определить целесообразность, целостность, конкретность опыта работы.

Слайд 9, Слайд 20. Предлагаю Вам самостоятельно проработать первый раздел, конкретно формулировку темы опыта. На это Вам дается 2 минуты. Время пошло!

Я выбрала именно кейс технологию в обучении педагогов технике целостному обобщению АПО, потому как она является эффективной формой, имеющей алгоритм написания каждого из разделов опыта, краткое описание требований к ним, она представляет собой набор методических материалов, которые педагог может самостоятельно изучить и применить в своей практике. В нем есть специфика пошагового обобщения опыта.

Так же применение кейс технологии возможно в различных формах работы с педагогами.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Педагоги рассказывают) Были ли у Вас другие варианты темы опыта? По каким критериям вы его не выбрали?

(если тема не совсем правильна сформулирована, то говорим: А давайте посмотрим с другой стороны).

Подведем итог нашей работы:

Наш мастер-класс подошел к концу. Его целью было с помощью кейс технологии помочь педагогам обобщить АПО, анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.

Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.

Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.

Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

2. Чем характеризуется актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальным (передовым) может быть признан педагогический опыт, который соответствует следующим критериям:

1. Актуальность , то есть соответствие опыта потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, регио нальной и федеральной образовательной политике.

2. Новизна предполагает усовершенствование существующей практики. Новизна передового (актуального) педагогического опыта может выражаться:

в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

в комбинации элементов известных методик.

3. Высокая результативность обязательный критерий передового (актуального) педагогического опыта. Высокая результативность может быть:

на уровне знаний учащихся;

в личностном развитии учащихся;

в методическом и научно - методическом обеспечении учебно - воспитательного процесса;

в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Оптимальность предполагает, что высокие результаты достигаются педагогом или образовательным учреждением при более экономной затрате сил и времени как педагога так и обучающихся.

5. Стабильность означает, что:

эффективность опыта подтверждается при некотором изменении условий;

устойчивые положительные результаты достигаются на протяжении длительного времени.

6. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.

7. Возможность творческого применения – передовой (актуальный) педагогический опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.

Таким образом, актуальным (передовым) педагогическим опытом может быть признан только опыт, который направлен на решение актуальных задач, обеспечивает высокие и стойкие результаты в обучении, воспитании и развитии обучающегося и воспитанника, достигнут рациональным путем и доступен другим педагогам и образовательным учреждениям.

3. Зачем изучать и обобщать актуальный (передовой) педагогический опыт?

Изучение и обобщение опыта необходимо:

- педагогу, чей опыт подлежит изучению и общению, так как:

работа педагога приводится в целостную систему;

повышается профессиональная компетентность учителя (в процессе описания опыта педагог расширяет свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствует аналитические умения и навыки и т.д.)

- другим педагогам или образовательным учреждениям, так как:

они имеют возможность познакомиться с результативным опытом работы и использовать идею опыта, отдельные приемы, методики и т.д. в своей педагогической деятельности;

- администрации образовательного учреждения, так как:

работа с АПО – это одна из форм повышения квалификации педагога (повышение квалификации – это объект постоянного внимания администрации образовательного учреждения);

АПО может стать основой для принятия грамотного управленческого решения.

4. Каковы этапы работы с актуальным (передовым) педагогическим опытом?

В работе с актуальным (передовым) педагогическим опытом можно выделить четыре обязательных этапов:

I этап. Выявление актуального (передового) педагогического опыта.

II этап. Изучение актуального (передового) педагогического опыта.

Изучению может подлежать только система работы педагога, приносящая стабильные положительные результаты. Задача заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ – помочь учителю увидеть эту систему. Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Методы изучения АПО: анализ документации (результаты контрольных и срезовых работ, учебно-методических и дидактических материалов, результатов аттестации), анкетирование, наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), диагностика, беседа.

III этап. Обобщение актуального (передового) педагогического опыта.

Обобщает опыт только сам педагог с помощью заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ. Наиболее часто применяемой и продуктивной формой обобщения опыта является целостное описание АПО. Педагог должен быть знаком со структурой целостного описания опыта, которая включает следующие компоненты:

1. Формулировка темы опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:

- корректное использование педагогических и психологических терминов.

2. Информация об опыте. В этой части указываются:

- условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, школе);

- актуальность опыта (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте);

- ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта;

- длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта; длительность работы над опытом не может быть менее 3-х лет);

- теоретическая база опыта (здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта);

- новизна опыта (может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)).

3. Технология опыта. Следует описать алгоритм и содержание работы педагога.

4. Результативность работы. Необходимо показать результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся и воспитанников в динамике (не менее чем за три года), назвать методики, которые использовались для отслеживания результатов. Результаты должны быть представлены в диаграммах, таблицах, графиках. Также важно показать за счет чего достигается высокий результат, степень оптимальности получаемых результатов.

5. Приложения к АПО. Это конкретные практические материалы (конспекты уроков, программы, дидактический материал, компьютерные презентации, творческие работы учащихся, сценарии мероприятий, тесты и т.д.), которые иллюстрируют сущность опыта.

Можно выделить типичные ошибки, которые допускают педагоги при описании актуального (передового) педагогического опыта:

Педагог не знаком со структурой целостного описания опыта, опускает отдельные разделы или элементы. Это не позволяет представить опыт целостно, а, следовательно, включить его в городской или областной банк АПО.

Длительность работы над опытом составляет 1-2 года. В положениях о внесении актуального педагогического опыта в городской и областной банки четко указано, что длительность работы над опытом должна быть не менее 3-х лет.

Обоснование актуальности опыта сводится к описанию истории становления опыта.

Результативность опыта (а это основной критерий актуального педагогического опыта) сводится к успеваемости и качеству знаний за несколько лет. При этом часто отсутствуют ссылки на диагностические методики (как определяется уровень воспитанности, уровень познавательной активности, уровень интеллектуального развития и т.д.), представленные графики и диаграммы не комментируются и трудны для понимания.

В приложении приводятся материалы, которые не имеют отношения к описанию опыта. Отсутствуют ссылки по ходу описания опыта на отдельные приложения.

На этапе обобщения актуального (передового) педагогического опыта педагог нуждается в помощи со стороны администрации образовательного учреждения (руководителя и заместителя директора), руководителя ГМО и ШМО, специалиста НМИЦ. Это помощь может быть в виде:

- консультирования (осуществляется по зонам затруднений, возникающих у педагога в процессе работы над обобщением опыта);

- обеспечения учителя литературой по избранной теме;

- предоставления педагогу памяток, алгоритма по описанию актуального педагогического опыта.

Памятка учителю по обобщению своего опыта работы

а) Внимательно и вдумчиво изучите все документы (положения о внесении АПО в школьный банк, городской банк, областной банк) и рекомендации по целостному описанию актуального педагогического опыта.

б) Грамотно сформулируйте тему опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и отвечать следующим требованиям:

корректное использование педагогических и психологических терминов;

в) Определить актуальность опыта с позиции состояния образования в целом, образовательной практики Вашего учреждения в частности.

г) Отберите педагогическую и методическую литературу, статьи в специализированных журналах, ресурсы сети Интернет по теме опыта. Составьте библиографический список.

д) Приведите в порядок методические материалы по теме опыта (календарно-тематические планы, дидактические материалы, конспекты уроков, таблицы, схемы и т.д.), систематизируйте их.

е) Составьте подробный план изложения. Помните, что необходимо строго соблюдать структуру описания актуального педагогического опыта.

и) Проверьте текст на возможное наличие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок.

к) Подберите и правильно оформите приложения.

л) Консультируйтесь по ходу описания своего опыта с коллегами, руководителями ШМО или ГМО, заместителем директора, специалистом НМИЦ.

IV этап. Распространение актуального (передового) педагогического опыта.

С актуальным педагогическим опытом целесообразно ознакомить коллег. Формы распространения опыта могут быть самыми разными: открытый урок, презентация опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, выступление на семинаре, статья и т.д. Наиболее продуктивной формой распространения опыта является мастер-класс - активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Но при любой выбранной форме распространения опты обязательно должен соблюдаться алгоритм:

5. На каких уровнях может быть обобщен актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальный педагогический опыт педагога может быть обобщен на уровне:

- образовательного учреждения (внесён в банк данных образовательного учреждения),

- города (внесен в городской банк АПО с выдачей соответствующего свидетельства)

- области (внесен в областной банк АПО)

Порядок внесения актуального педагогического опыта в банк данных определяется положением. Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных утверждено на заседании областного экспертного совета, в городской банк – методическим советом управления образования администрации г. Белгорода. Положение о внесении актуального педагогического опыта в банк образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается на методическом совете (или на педагогическом совете).

Для включения опыта работы в городской банк АПО необходимо предоставить следующие документы:

- заявку о внесении актуального педагогического опыта в городской банк (оформляется руководителем образовательного учреждения, специалистом НМИЦ, руководителем ГМО) ;

- материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в городской банк АПО ;

- профессиональную карту учителя (образовательного учреждения)

- рецензию на материалы опыта (преподавателя вуза).

Для включения опыта в областной банк АПО необходимо предоставить следующие документы (в печатном и электронном виде):

заявку о внесении актуального педагогического опыта в областной банк (за подписью директора НМИЦ);

профессиональную карту педагога (или образовательного учреждения) (оформляется автором совместно со специалистом НМИЦ);

материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в областной банк АПО;

письменное согласие автора (в свободной форме) на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом БелРИПКППС со ссылкой на авторство.

На обобщённый опыт обязательно составляется информационная карта, которая хранится в методическом кабинете образовательного учреждения и (или) НМИЦ, доступна для предполагаемых пользователей АПО.

В Белгородской области выстроена определенная система работы по обобщению актуального педагогического опыта, завершающим звеном которой является областной Банк данных. Он создан с целью пропаганды и распространения актуального педагогического опыта, являющего собой образец профессиональной компетентности и инновационного поиска белгородских педагогов, увлеченных идеей совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью достижения высоких результатов педагогической деятельности.

Методические рекомендации

Инструктивно-методические материалы

2021-2022 учебный год

2020-2021 учебный год

2019-2020 учебный год

2017-2018 учебный год

2016-2017 учебный год

2015-2016 учебный год

2014-2015 учебный год

Федеральный уровень

Региональный уровень

  • Флигинских Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 22 г. Белгорода
  • Калиш Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 с УИОП г. Старый Оскол
  • Катаева Татьяна Анатольевна, учитель иностранного языка МБОУ Прохоровская гимназия Прохоровского района
  • Кравцова Валерия Анатольевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 40 г. Старый Оскол
  • Ладных Михаил Сергеевич, учитель физики ОГАОУ ОК Алгоритм успеха Белгородской области
  • Филонова Оксана Алексаендровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СПШ №33 г. Старый Оскол
  • Агеева Татьяна Александровна, учитель иностранного языка МАОУ СОШ № 1 с УИОП г. Губкина
  • Мишина Лариса Алексеевна, учитель химии и биологии МОУ СОШ № 45 г. Белгорода
  • Становская Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Ровеньская СОШ № 2 Ровеньского района
  • Винтер Лилия Ивановна, учитель изобразительного искусства МБОУ Гимназия № 3 г. Белгорода
  • Белкина Юлия Юрьевна, учитель географии ОГБОУ Лицей № 9 г. Белгорода
  • Дедяева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ Пятницкая СОШ
  • Иванова Диана Викторовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 27 Старооскольского городского округа
  • Крицкая Юлия Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ Гимназия № 22 г. Белгорода
  • Мальцева Юлия Павловна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ СОШ № 20 г. Старого Оскола
  • Семикопенко Ирина Михайловна, учитель иностранного языка МОУ Двулученская СОШ им А.В. Густенко Валуйского района
  • Швыдкая Наталья Станиславовна, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 17 г. Губкина
  • Титовская Елена Петровна, учитель математики, информатики и ИКТ ОГБОУ Ровеньская СОШ с УИОП
  • Улезько Юлия Васильевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ Ровеньская СОШ с УИОП
  • Воропай Ирина Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 10

2021-2022 учебный год

2020-2021 учебный год

2019-2020 учебный год

1. Управление образовательными системами

2. Воспитание и развитие личности

3. Развитие творческих способностей

Автор опыта: Деменкова Ирина Александровна, учитель биологии МБОУ – средней общеобразовательной школы № 7 г. Белгорода.
(Биология – 2012- 2013)

Автор опыта: Новикова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 89 г. Белгорода.
(Дошкольное воспитание – 2012- 2013)

Автор опыта: Алексеенко Светлана Владимировна, воспитатель МДОУ центра развития ребёнка — детского сада № 12 г. Алексеевки Белгородской области.
(Дошкольное воспитание – 2011-2012)

4. Развитие научного стиля мышления, исследовательская работа в школе

5. Здоровьесберегающие технологии

(Начальная школа– 2014- 2015)

6. Современные инновационные технологии

7. Обучение и воспитание на основе краеведения

8. Мотивация учения. Активизация познавательной деятельности, повышение качества знаний

(Физическая культура – 2020- 2021)

9. Компетентностный подход в обучении

(Иностранные языки – 2021- 2022)

(География – 2020- 2021)

Автор опыта: Решетняк Марина Витальевна, учитель иностраного языка муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 4
г. Алексеевки Белгородской области.
(Иностранные языки – 2015-2016)

(Начальная школа – 2015-2016)

Учреждения СПО – 2015-2016

Дополнительное образование– 2014-2015

Информатика и ИКТ– 2014-2015

(Иностранный язык– 2014-2015)

Автор опыта: Стебловская Лариса Станиславовна, учитель химии
МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.

Автор опыта: Галушко Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ — средней общеобразовательной школы № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
(Начальная школа – 2013-2014)

Автор опыта: Балакирева Виктория Дмитриевна, учитель английского языка МБОУ – средняя общеобразовательная школа № 7 г.Белгорода.
(Иностранный язык – 2013-2014)

10. Совершенствование духовно-нравственного воспитания

11. Технологии развивающего обучения

12. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

Автор опыта: Прокудина Марина Ивановна, учитель трудового обучения муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 30 VIII вида г. Белгорода.
(Коррекционная педагогика и психология– 2015- 2016)

Автор опыта: Куманина Марина Васильевна, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 10 г. Алексеевки Белгородской области.
(Коррекционная педагогика и психология– 2015- 2016)

Автор опыта:Шконда Ольга Алексеевна, воспитатель МДОУ центра развития ребёнка – детский сад № 10 г. Алексеевки Белгородской области.
(Коррекционная педагогика и психология– 2014- 2015)

(Коррекционная педагогика и психология– 2014- 2015)

13. Экологическое воспитание

14. Работа с одаренными детьми

15. Классное руководство

16. Реализация ФГОС

- определение программы, по которой будет организован опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования ,методического объединения по работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Методы изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

- рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
- доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
- отчёто педагогическом эксперименте (если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
- обобщение - описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
- письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта

педагогической деятельности.

Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.

При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач.

Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:

  • что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
  • для чего он это делает (с какой целью),
  • как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
  • какой результат после этой работы получается.

Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.

Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.

Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на цитаты, используют чужие мысли из готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.

В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.

При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте; раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.

5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):

  • обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
  • организовывать активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
  • применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
  • учить пониманию текста, работать с текстом,
  • создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
  • использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
  • создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.

Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.

7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  • Как можно доказать результативность моего опыта?
  • Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  • Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  • По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  • Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).

Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности

1. Педагоги выбирают для своего опыта:

2. При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.

3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,

Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.

Задачи:

  • Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
  • Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
  • Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.

4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.

6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.

7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.

9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.

10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.

11. Научные термины используются в работе без понимания их сути.

12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.

13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Литература

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2 2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение

2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение

4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________

(название учреждения образования)

В своей книге “Управление качеством образования” М.М. Поташник формулирует главное условие (изначальное), при котором образование может дать высокое качество – совпадение усилий педагогов с собственными усилиями ребёнка (ребёнок должен хотеть быть обучаемым, воспитуемым) – явление “педагогического резонанса”. И только тогда исходным в учреждении становится понятие не образования вообще, а образование личности как процесс и результат личной заботы, личных заслуг и неудач, т.е. деятельности по сотворению собственной личности.

Более 300 лет назад Я.А.Каменский предложил субъект-объектную педагогику (классно-урочную систему обучения). Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку, как субъекту учебной деятельности. Идеология ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) подразумевает, в том числе, субъект-субъектные отношения в процессе обучения.

В 2004 году нашей школе присвоен статус “Федеральная экспериментальная площадка” для реализации проекта “Формирование здоровья и развитие личности детей и подростков в процессе физического воспитания познавательно-развивающей направленности в образовательных учреждениях юга Кузбасса”. В 2006 году - статус “Областная экспериментальная площадка” по отработке и реализации здоровьесберегающего направления в ПНП “Образование” по теме “Формирование здоровья и развитие личности обучающихся и воспитанников в системе непрерывного физического образования”. Активно и успешно школа осуществляла инновационную деятельность по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий под руководством к.п.н. Н.В.Коваленко.

Возглавляя работу методического совета школы, я отчётливо понимала значимость поставленной перед педагогическим коллективом и мной лично цели. Непростая работа – работа в эксперименте. Были наблюдатели, были жёсткие оппоненты и даже откровенные циники. Но единомышленников становилось всё больше! Я поняла простую, но основополагающую истину, нельзя быть урокодателем! Сама атмосфера эксперимента обязывала искать свой почерк работы с учениками!

В 2006 году наша школа (первая в городе!) стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант 1 млн. рублей. И я безмерно счастлива, осознавая свой вклад в такое великое дело!

Я убеждена, каждый учитель имеет свою собственную методическую систему. По-своему, опираясь на знания и опыт, решает непростые задачи современного образования. Дело лишь в том, что не каждый педагог осознаёт это. Поэтому очень часто учителя-таланты говорят такую фразу “. я работаю по традиционной методике. ”. Естественно, они имеют в виду традиционную парадигму образования.

Являясь членом городской проблемной группы по обобщению и распространению педагогического опыта, я имела счастливую возможность неоднократно убеждаться в необычайных педагогических способностях моих коллег. Вместе с тем я ещё раз убедилась в необходимости помогать, учителю делиться опытом своей работы, поддерживать его при демонстрации педагогических достижений и находок.

Хочу поделиться опытом работы методического совета нашей школы по обобщению и распространению педагогического опыта.

Приступая к выполнению любого дела (мероприятия, программы, обобщению своего опыта или опыта коллег и т.д.), проведите

Анкету для себя.

1. Что это дело дает мне?

2. Что я смогу дать делу? Или: что я могу сделать для наиболее оптимального выполнения данной работы с наименьшими затратами сил (физических и психологических) своих и тех, с которыми и для которых я буду работать.

Искренние ответы на вопросы этой анкеты определят план ваших дальнейших действий.

По результатам такого анкетирования методический совет школы разработал:

Схему самообразования учителя (приложение 1).

Схему подготовки и проведения научно-практической конференции учителей (приложение 2).

План мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта учителей (приложение 3). Хочу отметить существенные пояснения к этому плану (приложение 4).

Таблицу, содержащую информацию об учителях, чей опыт изучается, обобщается и распространяется в конкретном учебном году (приложение 5).

Тематический педсовет “Педагогический опыт – крупицы творчества” (приложение 6).

  • разработали систему мероприятий по мотивации учителей на самообразование;
  • разработали и провели консультации для учителей по анализу и самооанализу урока с позиций реализации здоровьесберегающих технологий;
  • заметно продвинулся процесс распространения педагогического опыта учителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
  • разработали подпрограммы Программы развития школы: “Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающего урока”, “Сохранение и укрепление здоровья учителя”.

Мы логически включаем в повестки других педагогических советов вопросы по обобщению и распространению педагогического опыта учителей.

В результате творческой работы методического совета школы сформировалась оптимальная для нашего педагогического коллектива система работы по обобщению и распространению педагогического опыта

I. Выявление педагогического опыта (ПО)

КЕМ ГДЕ КОГДА
Методические объединения и сообщества

II. Утверждение кандидатур учителей для изучения их ПО по представлению на методсовете школы.

  1. Работа администрации школы с учителями по мотивации их на эту работу. Когда эта работа будет успешной, то 80% дела сделано. Здесь обязательна анкета для себя, о которой я упоминала выше.
  2. Где изучается ПО: уроки, семинары, внеклассные мероприятия. Здесь опять же очень активно работает администрация школы и руководители МО.
  3. Контрольно-аналитическая деятельность администрации школы (срезы, тесты, проверочные контрольные и самостоятельные работы, результативность участия обучающихся в различных конкурсах, НПК).
  4. Работа методсовета школы по результатам изучения ПО.

У учителя должна быть возможность (обязательная!) периодически представлять свой опыт. Сегодня такая возможность ЕСТЬ! Главный девиз: не ленись! Никто лучше тебя самого не сможет презентовать твой опыт!

  • открытые уроки;
  • индивидуальные консультации для коллег и родителей;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • выставки педагогических достижений;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • размещение своих статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий в газетах и журналах.

Вместо заключения

Очень существенные примечания:

Обратимся к новому Положению об аттестации педагогических работников. Приложение №1 к приказу департамента образования и науки Кемеровской области “Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории. по должности “учитель”. Пункт II “Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания”, подпункт 1 “Наличие целостного обобщенного педагогического опыта”. И многие учителя, имея богатейший педагогический опыт, могли бы его представить.

  • Должен быть документ, который бы четко определял, в каком случае педагогический опыт учителя считается распространенным (печатное издание? участие в конкурсах, выставках, НПК? урок? или что?).
  • Необходимо, наконец, разработать единые требования к оформлению работы для обобщения ПО (удобно, например, по теме самообразования учителя)

К обсуждению таких важных вопросов можно и нужно привлекать учителей.

Методическим службам различного уровня необходимо создавать творческие группы по вопросам обобщения и распространения ПО. Работа, на первый взгляд, рутинная. А на самом деле очень интересная и НУЖНАЯ! Стереотип мышления учителя в отношении презентации собственных достижений и побед почти не изменился за последние 3-5 лет. Поэтому учителю нужно помогать. С желанием и заинтересованностью!

Читайте также: