Педагогическая деятельность в современной школе

Обновлено: 03.07.2024

Сто лет назад, когда люди задумывались о том, каким будет образование в 21 веке, они часто представляли себе сюжет вроде того, который изобразил на футуристической открытке Жан-Марк Коте: книги (читай: знания) перерабатываются в нервные импульсы, а ученики поглощают их сразу через мозг. Роль учителя в этом процессе — подбрасывать новые книжки в котел и следить за тем, чтобы головы как следует наполнялись. Об этом рассказывает доктор педагогических наук Е.В. Чернобай.

На самом деле, за последние 100 лет больше всего изменились не технологии, а дети — и продолжают меняться с каждым десятилетием. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды, активно идущий процесс глобализации. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы.

Социологические исследования показывают, что в среднем российские школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Большинство современных выпускников выражают уверенность, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у их родителей двадцать-тридцать лет назад: теперь их герой — это независимый, успешный, самостоятельный человек, способный обеспечить свое благосостояние. О героизме, чести и семейном уюте они вспоминают реже.

В связи с этим авторитет школы и учителя в глазах ученика стремительно падает, и ему не подняться, если не принять меры для его укрепления.

Общаться с ребенком. Как?

К счастью, не только ученики, но и многие педагоги этой системой сыты по горло и готовы выйти на новый уровень взаимодействия. В первую очередь — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем — смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:

обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;

акцент на знания, которые применимы в реальном мире;

формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учим учиться), развитию способности управлять своим познанием;

менее иерархичные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.

Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.

Учитель — модератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.

Учитель — организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.

Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Новые задачи. Естественно, с изменением роли, у педагога появится целый ряд новых профессиональных функций. Однако самые основные из них многим учителям давно знакомы — например, помогать ученику находить свои преимущества и слабые стороны, рассказывать про неизвестное, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам раскрывать свой потенциал.

Содержание деятельности учителя тоже меняется: в ней большую роль начинает играть процесс планирования. Уже сейчас педагогам хорошо известно понятие планируемых образовательных результатов — на урок, на неделю, на семестр или учебный год. Главное — следите за тем, чтобы планируемые результаты были измеряемы и прозрачны.

Еще один актуальный вид деятельности для учителя — проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, необходимо пройти три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые вы погрузитесь вместе со школьниками, и наконец — подобрать средства обучения. В их роли могут выступить любые ресурсы — мел и доска, или цифровая лаборатория, или кормушка за окном, или сайт научной организации, и т.д.

Пожалуй, сейчас самое время наладить контакты и скооперироваться, чтобы вместе решить задачу освоения новой роли учителя в меняющемся мире.

Самая важная книга для родителей

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности Человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования

В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны.

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника.

В настоящий момент продолжается процесс реформирования школы, который заключается в радикальных изменениях, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и в будущей профессии. Основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.

И в России, как и за рубежом, всё большую популярность приобретает идея создания и развития систем дистанционного обучения (ДО). Такие системы, основанные на использовании современных компьютерных и коммуникационных технологий, позволяют решать задачи обучения и повышения квалификации людей, находящихся вдали от учебных, научных и технических центров.

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Для достижения нового результата образования необходимы соответствующие образовательные технологии и новые инструменты оценивания, базирующиеся на наблюдении и изучении динамики разнообразных видов деятельности ученика (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.)

Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Изменение роли современного учителя.

Учитель-консультант . Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Учитель-модератор . Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель-тьютор . Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Для реализации этих функций будущий учитель еще при обучении в педагогических вузах должен получить инструменты для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии. Основные отличия нового подхода состоят в отношении к ученику как субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности.

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.

Будучи одним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях . Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе.

Если раньше одной из важнейших задач учителя было сообщать новый,неизвестный, порой отсутствующий в учебниках материал, то теперь главной задачей становится не сообщить материал, а учить, где его взять, как к нему относиться, как с ним работать, какой материал хорош, какой требует размышлений и критического осмысления, как кратчайшим путем решить познавательную задачу.

Функции учителя в изменяющейся системе.

В традиционной модели учитель обязан был дать предметные знания, единый, ориентированный на запрос государства набор качеств, составляющий абстрактную модель выпускника.

В современных условиях основой для работы учителя являются

  • создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого (и учителя, и ученика);
  • возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.

При этом ученик получит возможность самостоятельно выбирать

  • место и время;
  • удобный темп;
  • тематику и глубину изучаемого материала.

Если традиционно рассматривалась направленность функций на содержание учебного предмета, то сегодня исследователи обращают внимание выделение иных групп функций педагогической деятельности в зависимости от их направленности:

К первым можно отнести:

  • обозначение смысла и мотивации своей профессиональной деятельности, в том числе инновационных изменений в ней;
  • проведение самоидентификации со стандартными представлениями о профессии;
  • формирование готовности к коллегиальной, партнерской деятельности.

Ко второй группе функций могут быть отнесены:

  • непосредственная связь с представителями различных социальных структур, институтов власти, СМИ;
  • поиск действенных связей с родителями;
  • активная позиция в управленческих процессах образовательного учреждения.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций координатора, консультанта, проектировщика, исследователя и др.

Эмоционально-коррегирующая функция . Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении. Понимание образовательных и других потребностей учащихся и готовность помочь им в их реализации. Создание системы ценностей у ученика.

Коммуникативно-стимулирующая функция. Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ. Умение организовать взаимодействие школьников в ходе обучения, создавать классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управление конфликтами. Умение организовать взаимодействие с коллегами, родителями, партнерами по образовательной деятельности.

Контрольно-оценочная функция. Контроль своей педагогической деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция. Контроль образовательной деятельности учащихся. Умение диагностировать образовательный уровень каждого ученика и ученической команды в целом. Умение организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.

Организационная функция. Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения. Умение мобилизовать все средства для обеспечения стабильного и эффективного результата: формы, методы и средства, технологии и техники, материально-технические и человеческие ресурсы. Способность рационально использовать время и средства.

Развивающая функция. Учитель сам обладает опытом изучения содержания предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта. Умение организовать активную индивидуальную или коллективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся. Учитель умеет активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечивает логичность и вариативность видов учебной деятельности.

Конструктивная функция. Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия целей учеником. Учитель понимает, как можно трансформировать предметное содержание в соответствии с приоритетами ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Умение создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу.

Модулирующая функция. Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить. Способность принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях. Готовность к конструктивному обсуждению преобразований, инициированных учениками и их родителями в соответствии с их образовательными запросами.

Позиция учителя в современной школе.

Применение современных технологий при обучении физике.

Совершенствование внутришкольной системы повышения квалификации возможно на базе использования информационных технологий .

Задача управленцев – создать условия для осознанного выбора.
В связи с этим изменились формы организации обучения: осуществлен переход от коллективных форм к индивидуальным и групповым.

Учитель из исполнителя должен превратиться в исследователя, экспериментатора, он должен овладеть навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы опытно-экспериментальной работы.
“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог должен стремиться, прежде всего обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и склонности. В этом случае преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге, что характеризует демократический стиль педагогической деятельности.
Следует отказаться от авторитарного стиля общения, так как современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником, “ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика .
Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Это станет возможным, если будет создано профессиональное пространство, способствующее развитие ключевых компетенций педагогов.
Но в современной педагогике высшей школы наряду с тенденцией "технологизации" учебного процесса существует и обучение в русле традиционного подхода, при котором ведущая роль в передаче знаний и навыков принадлежит преподавателю. Такой подход основан на классической лекционно-семинарской системе обучения. В нём постоянный преподаватель исполняет роль криэйтора (от англ. сreator - творец, создатель) учебного процесса, в непосредственном, живом контакте со студентами. При этом основным средством обучения выступают учебник и учебные пособия. Технологическая система обучения характеризуется опорой на модульный принцип и виртуально-тренинговые средства обучения, небольшой долей участия преподавателя в непосредственном контакте со студентами, а также усиленным блоком контрольных мероприятий.

Таким образом, мы говорим, что преподаватель играет активную роль в классической системе образования, но одним из недостатков такой системы является то, что она рассчитана на среднего ученика, со средними способностями, со средним темпом интеллектуальной деятельности. Не каждый студент может приспособиться к этой системе и выполнить единые требования, предъявляемые к нему в процессе обучения. Поэтому больше всего страдают от этой системы студенты, которые в чём-то непохожи на среднего ученика.

Прежде всего, это одарённые личности с интеллектуальными способностями выше среднего уровня, для которых темп изложения материала, его уровень сложности оказываются недостаточными. Они зачастую просто скучают на лекциях и практических занятиях.

Далее - это студенты, которые отстали от сверстников в своём развитии. Для них, наоборот, темп изучения материал, его степень трудности оказываются завышенными, Им необходимо тратить больше времени на изучение материала, чем это отведено по учебному плану.

Не укладываются в существующую систему студенты, получающие второе высшее образование, люди, ограниченные какими-либо условиями (физическими недостатками, уходом за детьми и т.д.) Для них нужны особые условия обучения.

Дистанционная система образования имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционной системой образования, в частности, она рассчитана прежде всего на самообучение студентов. Появление дистанционного образования повлекло за собой изменение роли и статуса преподавателя, получившего название "тьютор", и необходимость его оперативной технологической подготовки и переподготовки. Учитывая тот факт, что тьюторы в системе ДО по своим функциям находятся где-то посередине между традиционным преподавателем, управленческим консультантом, менеджером образовательного процесса и методистом, их компетентность как проектировщиков учебного процесса оказывает определяющее воздействие на качество образования в целом

При организации учебного процесса в системе ДО тьютор должен выступать в качестве педагога, менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации, а студент должен выступать в качестве субъекта деятельности. Из практики работы, очевидно, что очень важна психологическая подготовка тьютора и его компетентность в педагогических основах новых информационных технологиях. Далеко не всякий преподаватель, даже с большим практическим опытом, способен перестроиться и воспринять новые требования в свете применение методов ДО. Здесь, как нигде, требуется энциклопедичность знаний, владение методами научного познания, способность сочетать различные виды деятельности, деловое общение со студентом.

Преподаватель-тьютор должен уметь: выявлять индивидуальные личностные и профессиональные качества обучающихся для оказания им помощи и поддержки; оказывать оперативную помощь "дистанционным студентам" как по текущим административным вопросам, так и по вопросам освоения предметной области курса; организовывать учебный процесс вокруг вопросов того, кто учится; использовать средства телекоммуникаций для общения с обучающимися; находить дополнительную информацию, представлять её обучающимся в удобном виде; реализовывать проверку достижений студентов; оценивать качество учебного процесса, методические материалы для организации ДО с целью коррекции; осуществлять адекватную самооценку.

На основе собственного опыта работы и в качестве " creator" и в качестве тьютора, мы пришли к выводу, что в традиционную систему образования, от которой ещё долго не откажутся государственные ВУЗы, вливаются элементы новых технологий. Уйти от них нельзя, да и уже, в принципе, невозможно. Следовательно, педагогу придётся перестраиваться, и лучше всего, во избежание психологических неудобств, начинать это уже сейчас, воспринимая элементы тьюторинга. Не надо бояться доверить студенту самостоятельное изучение ряда тем и практическую их отработку, ограничившись функцией контроля. Ведь современные студенты способны работать в информационной среде и посредством аналитического, конструктивного и исполнительского авторского редактирования и построения тезаурусов дисциплины и т.д. А преподаватель должен так определить бюджет времени студента на внеаудиторную самостоятельную работу и время усвоения им материала, чтобы получить максимально высокий результат. Следовательно, преподаватель должен владеть самодисциплиной, самоконтролем, методами и средствами планирования, организации образовательного процесса и определения его результатов в рамках новой образовательной парадигмы и, конечно, осваивать современные педагогические информационные технологии.

1. Бусыгина А.Л. Модель "идеального" преподавателя высшей школы//Самара, 2002

2. Викторова Л. Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы / Л. Г. Викторова. — М: Академия, 2001. — 135с.

3. Живая физика. Комплекты компьютерных экспериментов: методические рекомендации / Под ред. В.В.Бронфман, С.М.Дунин – М.: ИНТ.- 238 с.

4. Краснова Г. Институт дистанционного образования// Высшее образование в России. -№5. - 2002

5. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М. Левитан. — М. — 1994. — 119с.

6. Материалы научно-практической конференции "Современная Высшая Школа: информационно-спутниковые технологии", Мурманск, 2003

7. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей / А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

12. Руднева Т.И. Преподаватель высшей школы в системе переподготовки педагогических кадров// Самара, 2002

14. Скударева Г. Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия / Г. Н. Скударева // Журнал начальная школа. — 2014. — № 1. — с. 13–19.

15. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2007.
16. Шкарин В., Буланов Г. Внутривузовское управление качеством обучения // Высшее образование в России. - №5. – 2002

1. Образовательная: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.

3. Развивающая: при обучении следует развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Общественно-педагогическая: воспитывать не только ученика, но и его родителей, осуществляя педагогическое просвещение.

5. Общественная: педагог – проводник идей общечеловеческих ценностей, пропагандист, активный член нашего общества.

Характерные черты учебно-воспитательного (педагогического) процесса

1. Определенная направленность.

2. Взаимосвязь и внутренняя противоречивость процессов преподавания и учения.

3. Непрерывное изменение компонентов учебного процесса в связи с изменением социального заказа общества (цели, задач, содержания, форм, методов).

4. Субъект – субъективные отношения, постоянные взаимодействия. Эти черты обусловливают всю структуру педагогической деятельности и делают труд учителя отличным от труда других людей.

1. Характер этапа социально-экономического развития общества.

2. Идеология общества.

3. Превращение науки в производительную силу.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Научно-технический прогресс.

6. Нарастание потока информации.

7. Возрастание роли досуга в становлении людей нового типа.

Требования к деятельности учителя современной школы

1. Целенаправленность обучения, развития и воспитания подрастающих поколений.

2. Осуществление учебно-воспитательного процесса на деятельностно-коммуникативной основе и гуманно-личностном подходе.

3. Учет изменения социальных и возрастных соотношений, ускорения умственного и физического развития школьников.

4. Реализация постоянно изменяющегося содержания образования и воспитания.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с инновационными образовательными учреждениями и новыми педагогическими технологиями.

7. Систематическое повышение квалификации.

Особенности труда учителя в современной школе

1. Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.

2. Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций. Развитие происходит не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам, свойственным психике человека, соответственно особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера школьника.

3. Объект педагогических воздействий является одновременно и их субъектом. Могут быть ответные реакции на воздействия: реакция сопротивления (от минимальной по степени напряженности до остро конфликтной) или реакция в виде познавательной активности (от низкой по уровню до максимальной). В учебно-воспитательном процессе должно быть не просто воздействие педагога на учащихся, а своеобразное взаимодействие их, диалектические отношения между ними, а также между коллективами педагогов и учащихся. При этом могут быть преломления таких воздействий до самостоятельного воздействия субъекта на самого себя: самовоспитание, самообучение, самоусовершенствование.

4. Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.

5. Существенным моментом в педагогических воздействиях является характер видов деятельности, в которые учитель включает школьников, вызывая потребность и интерес к знаниям и способам их добывания, а также вырабатывая у них настойчивость в преодолении учебных затруднений.

6. Педагогический труд – творческий труд. Он требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи.

7. Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.

8. Творческий характер педагогического труда проявляется во всех областях деятельности учителя:

1) в конструктивной, включающей в себя деятельность, направленную на проектирование учебно-воспитательного процесса (отбор содержания и составление композиции из информации, которую он сообщает учащимся; планирование деятельности учащихся, направленной на овладение этим содержанием; конструирование собственной деятельности на каждом этапе обучения);

2) в организаторской, включающей в себя: организацию информации в процессе изучения нового материала, организацию деятельности учащихся, организацию собственной деятельности и поведения;

3) в коммуникативной, включающей в себя организацию взаимоотношений в процессе различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.);

4) в гностической, включающей в себя изучение:

а) объекта своей деятельности (учащихся);
б) содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется;
в) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования.

9. Творчество в педагогической деятельности представляет собой такую деятельность, продуктами которой являются духовные ценности, имеющие общественное значение. Педагогическое творчество носит, во-первых, массовый характер; во-вторых, оно редко завершается новыми изобретениями или педагогическими открытиями; в-третьих, творчество учителя имеет широкий диапазон.

10. Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.

11. Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.

Уровни осуществления педагогической деятельности учителем

1-й уровеньрепродуктивный. Педагог пересказывает другим то, что знает сам, и так, как знает сам.

2-й уровеньадаптивный. Педагог не только передает информацию, но и трансформирует ее применительно к особенностям объекта, с которым работает (обеспечивает ее доступность).

3-й уровень – локально моделирующий. Педагог не только передает и трансформирует информацию, но и моделирует системы деятельности, обеспечивающие овладение знаниями, умениями и навыками по отдельным темам и разделам программы у большинства учащихся.

4-й уровеньсистемно моделирующий знание и поведение. Педагог моделирует и реализует систему деятельности, формирующей систему знаний и умений по предмету, а также систему ценностных ориентаций учащихся.

5-й уровеньсистемно моделирующий деятельность и отношения. Педагог моделирует систему деятельности, которая в свою очередь, формирует у учащихся способность добывать знания, вырабатывать черты общечеловеческих ценностей и отношений. Этот уровень является высшим доказательством сформированного творческого мастерства учителя, он обеспечивает максимальный результат его деятельности.

Характеристика типов учителей

1-й тип – проактивный: инициативен в организации общения и взаимодействия в классе.

2-й тип – реактивный: тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен стихии общения (не он, а ученики диктуют характер его общения с классом).

3-й тип – сверхреактивный: замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, считая, что эта модель и есть действительность.

Если ученик чуть активнее других, в их глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь, кретин и т.д. Отсюда и поведение учителя не всегда объективно и оправдано в общении.

Профессиональное самосознание учителя

Оно является важным условием роста педагогического мастерства и включает:

1) знания о себе как о специалисте;

2) знание о себе как о личности;

3) эмоциональное отношение к себе как к педагогу-профессионалу.

Развитие профессионального самосознания происходит:

1) в процессе осмысления уровня подготовленности;

2) в самопознании себя как личности;

3) в самопознании себя как профессионала;

4) в процессе самоанализа своей деятельности и ее результатов;

5) в процессе профессиональной самооценки.

1) потребность в саморегуляции познавательной деятельности и самосовершенствовании (стремление изменить себя, свой характер, свою волю, организовать свою деятельность, совершенствовать мастерство и т.п.);

2) устойчивая саморегуляция (реальная продуктивность самоусовершенствования, саморегуляция на уровне привычки, то есть владение своим поведением, умение организовать свою деятельность и т.п.).

1-й уровень – высокий. Потребность в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании, то есть в повышении показателей проявления всех личностных и профессиональных качеств. Этот уровень характеризуется высоким развитием любознательности, интеллекта, воли, общей и профессиональной культуры и эрудиции, потребностей и ценностных ориентаций. Высокий уровень саморегуляции предполагает интеллектуальную активность, которой присущи следующие признаки:

1) осознание и вычленение проблемы;

2) умение прогнозировать свою деятельность и деятельность других;

3) умение планировать и реализовывать планы;

4) умение пользоваться логическими операциями и переносить имеющиеся знания и умения в другие ситуации;

5) мотивационно-ценностный диалектический подход к деятельности; способность к восприятию, поиску, анализу и переработке информации, необходимой при принятии и реализации педагогических решений;

6) экономичность мышления (рациональность, нахождение наиболее оригинального способа решения задач и т.п.);

7) самостоятельность мышления в преодолении затруднений, в выборе путей разрешения трудностей, в выработке алгоритмов действий и т.п.;

8) гибкость мышления: быстрота преобразования способа действия в соответствии с изменениями ситуации, отход от стандартных решений, от стереотипа, нахождение целесообразного варианта, переключение с прямого хода мысли на обратный;

9) развитая способность педагогического предвидения, как содержательно-целевого, так и оперативного, обеспечивающего вооружение учителя комплексом стратегических и тактических средств и методов для более совершенной организации учебно-воспитательного процесса.

3-й уровеньнизкий. Саморегуляция характеризуется тем, что она сочетается с низкой потребностью в самосовершенствовании. Хотя такой человек знает мало, он и не хочет знать больше, не желает находить и читать соответствующую литературу, которая подняла бы его на более высокий уровень интеллекта, эрудиции, личностных и профессиональных качеств. Интеллект такого человека узок и инфантилен. Ему свойственно выбирать легкие развлекательные мероприятия, проводить свободное время, гуляя с друзьями, игнорировать чтение газет и художественной литературы. Из таких людей творчески работающих учителей не выходит. Им свойственны самовлюбленность, эгоизм, субъективизм. Главной особенностью такого человека является то, что его самооценка носит конфликтный характер, так как вступает в прямое противоречие с нормой, с научно обоснованными выводами, подтвержденными практикой. Это, как правило, конфликтные люди, потому что им свойственно завышать свои способности, уровни знаний и суждений, завышать притязания и самооценку и снижать значение совершенствования мотивации деятельности и важности работы над собой.

Роль современного педагога в процессе обучения становится все более многогранной и разнообразной – в зависимости от текущих задач он должен быть проводником знаний, психологом, наставником, защитником, организатором.

Какие функции выполняет школьный педагог?

В должностные обязанности современного учителя входят самые разные функции, напрямую и косвенно связанные с процессом обучения и воспитания детей, работой образовательной организации. Вот только основные из них:

Роль педагога

  • формирование у детей знаний, навыков и умений по предметам школьной программы, расширение их кругозора во время занятий, внеурочных мероприятий;
  • обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья школьников;
  • обеспечение и защита прав ребенка;
  • организация образовательной деятельности детей, в том числе правильный выбор методов обучения для достижения образовательных результатов;
  • создание педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей;
  • педагогическое просвещение родителей, организация взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей;
  • консультирование учеников для поиска путей решения учебных и внеучебных проблем;
  • раскрытие потенциальных творческих возможностей и способностей учеников;
  • педагогическое сопровождение детей и т. д.

Таким образом, роль педагога в современной школе не ограничивается только преподаванием математики, физики или русского языка. Учитель в зависимости от текущих задач может быть и психологом, и воспитателем, и модератором, и тьютором, и менеджером.

Мастерство современного учителя – в чем оно?

Итак, мы поняли, что мастерство педагога не состоит лишь в отличном знании своего предмета. По-настоящему профессиональный учитель должен быть:

  • Специалистом. Необходимо глубоко знать теоретические основы педагогики и психологии, владеть педагогическим мастерством, технологиями воспитания и обучения. Учитель должен уметь рационально организовать труд, быть терпеливым, сдержанным, эмоционально уравновешенным, требовательным, тактичным, справедливым, находчивым, общительным, умеющим слушать и слышать собеседника. Портрет профессионального педагога обязательно включает точность и быстроту реакции, ясную и уравновешенную речь, душевную щедрость, способность понимать детей и любовь к ним.
  • Работником. Чтобы стать хорошим учителем, нужны профильное образование, способности к творчеству, широкий кругозор. Важно умение ставить цели и достигать их, грамотно распределять свое время, готовность систематически и планомерно повышать квалификацию. Разумный оптимизм в характере учителя должен находиться в балансе со здоровым скепсисом.
  • Личностью. Педагог должен обладать высокими моральными качествами, участвовать в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию. Хорошему специалисту, который хочет найти себя в образовании, заручиться любовью и признанием учеников, родителей, коллег, должны быть присущи гуманизм, духовность, открытость, потребность в общении, нравственность, способность критически относится к своим действиям.

Учитель или воспитатель – что первично?

По ФГОС, воспитание и обучение – равноценные задачи современной школы. Поэтому роль педагога не должна заключаться только в преподавании своего предмета или в формировании личности детей. Он должен не просто организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия (классные часы, волонтерскую деятельность и т. д.), но и уметь грамотно встраивать воспитательные моменты в программу обучения. Причем это нужно делать даже на уроках естественнонаучного цикла, например, знакомя детей с фактами биографии ученых-физиков или затевая с ними дискуссии о моральных аспектах биологических экспериментов.

Какие вызовы ставит перед учителем современное общество?

Многогранность роли школьного педагога в работе с детьми осложняется и спецификой современной жизни, например:

Важность регулярного повышения квалификации педагога

Мы перечислили далеко не все вызовы, которые ставит перед школьными учителями современный мир. Каждый учебный год приносит в педагогическую деятельность что-то новое – меняются программы и стандарты, внедряются новые требования, да и сами дети становятся другими. Чтобы всегда быть в курсе всех нововведений, не использовать устаревшие модели обучения и воспитания, учителю нужно заниматься самообразованием и регулярно проходить курсы повышения квалификации по актуальным темам. Тем более, сегодня это можно сделать в удобном дистанционном* формате.

Предлагаем прямо сейчас выбрать подходящую программу и записаться на онлайн-обучение.

Читайте также: