Педагог методист впервые ввел в практику школы написание учителем поурочных планов это

Обновлено: 05.07.2024

14 thoughts on “ Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока ”

Добрый день, Иван! Министр не уточнила. Вероятно, речь идет о дневнике школьника, который ведется либо в бумажной либо в электронной форме.

да уж.вот сегодня завуч и директор требовали что-бы кроме программы было еще:методическое пособие,поурочка,технологические карты.особенно поурочка.а то как без неё уроки проводить?нет книжек(их еще умудрится купить надо,вечно или отсутствуют или ожидаются)-распечатывайте,прошивайте…..бумага-пачками,принтер не успеваешь заправлять.вот и куда уходит время(типа свободное).а еще отчеты,планы…..

Добрый день! В школу грядет проверка из Департамента. На педсовете всем сказали, чтобы на каждый урок были развернутые технологические карты. Я правильно поняла, что их наличие не обязательно, и требовать их не имеют права? Спасибо за ответ!

Спасибо за ответ! Немного не поняла, закон в котором три документа? Рабочая программа, журнал и дневник? Или с поурочными планами?

А почему поурочное планирование вы идентифицируете с технологическими картами уроков? Поурочное планирование это приложение к рабочей программе с темами уроков и датами проведения на учебный год.

Добрый день, Ирина! 1. Блог не комментирует документы и материалы, а предоставляет только информацию. 2. Согласно ФГОС
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
О конспектах уроков и технологических картах в нормативных документах ничего не сказано.

У нас поурочный план содержит всю информацию планов уроков: цели, содержание, методическое обеспечение, уровень освоения источники информации с конкретными ссылками страницами. Объём такого документа достигает 100 страниц, напечатанных шрифтом N 12. И зачем? К этому мне ещё нужно написать конспект содержания урока для себя и разработать методическое обеспечение. Я просто не успевают все сделать!

Не волнуйтесь, образец будет утверждён локальным актом, тогда узнаете, что и почём: листов 5 на каждый урок, т.е. листов по 20 ежедневно вечерами будете печатать и предъявлять администрации школы в качестве доказательства полной готовности в разделе наличия поурочных планов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, который подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной среды, учебного материала, учебной деятельности, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения (личностных, метапредметных - УУД и предметных);

- учащихся - по овладению предметными и метапредметными знаниями и умениями соответствии с учебной программой;

Поурочный план

- документ, регламентирующий деятельность на уроке:

- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, который подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной среды, учебного материала, учебной деятельности, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения (личностных, метапредметных - УУД и предметных);

- учащихся - по овладению предметными и метапредметными знаниями и умениями соответствии с учебной программой;

1.Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

Использование печатных поуро­чных планов, выпущенных любыми издательствами, не допустимо, т.к. они не могут отразить в полном мере, согласно специфике каждого класса, цели урока, структуру, методы, организационные формы и способы, которые будут использованы на уроке, необходимый учебный материал, домашнее задание.

Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.

Срок хранения поурочных планов определяется локальным актом, существующим в школе. Однако до окончания текущего рабочего дня планы занятий должны быть в наличии у каждого педагога.

Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой учителя по предмету.

Основные задачи поурочного плана:

- определение места урока в изучаемой теме;

- определение методической цели, образовательных, воспитательных развивающих задач, планируемых предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся (УУД) на уроке;

- отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока;

- группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

- отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2.Разработка поурочного плана

Основными компонентами поурочного плана являются:

- целевой: постановка методической цели и задач урока, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

- коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

- содержательный: подбор материала для организации деятельности учащихся т. д.;

- технологический: выбор форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения;

- контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Цели и задачи урока должны способствовать формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Планируемые результаты включают:

Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Этапы планирования урока:

- определение типа урока, разработка его структуры;

- отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;

- подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

- выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

- определение форм и объема домашнего задания;

- продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

- оформление поурочного плана;

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

• продумывание приемов педагогической техники.

3. Оформление поурочного плана

Поурочный план оформляется в виде конспекта.

Молодые (педагогический стаж не более трех лет) и малоопытные педагоги пишут поурочный план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е. готовят план-конспект урока.

Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.

В формальную часть конспекта включается:

- методическая цель урока;

- задачи урока;

- планируемые предметные и метапредметные результаты урока.

- тип урока, форма проведения, формы организации учебной деятельности;

- оборудование, ТСО.

Содержательная часть конспекта включает

- описание этапов урока,

- названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания.

Их можно распределить в четыре группы (по Л.Г.Петерсон):

- урок рефлексии;

- урок построения системы знаний;

- урок развивающего контроля.

Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы и квалификационную категорию, педагогические звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические разработки, могут содержательную часть конспекта урока оформлять в форме тезисов, таблицы, презентации и т.п.

Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1) Мотивация к учебной деятельности;

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

3) Выявление места и причины затруднения;

4) Построение проекта выхода из затруднения;

5) Реализации построенного проекта;

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Включение в систему знаний и повторения;

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

уроки рефлексии;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Уроки рефлексии имеют следующие этапы :

1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) Актуализация и пробное учебное действие;

3) Локализация индивидуальных затруднений;

4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;

5) Реализация построенного проекта;

6) Обобщение затруднений во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Включение в систему знаний и повторения;

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

уроки построения системы знаний;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

уроки построения системы знаний имеют следующие этапы

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

уроки развивающего контроля;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы:

1)Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) Актуализация и пробное учебное действие;

3) Локализация индивидуальных затруднений;

4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;

5) Реализации построенного проекта;

6) Обобщение затруднений во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Решение заданий творческого уровня;

9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает справа в отдельной колонке.

Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форма его оформления должна соответствовать общешкольной форме:

Методическая цель урока:

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

УУД, формирующиеся на данном этапе

4. Анализ реализации поурочного плана

.Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.

Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации

Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.

5. Самоанализ реализации поурочного плана

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Схема педагогического самоанализа урока

I. Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

- умение детей работать в парах;

- умение детей работать в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие(-ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе самоанализа. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

30 лет назад,когда я пришла в школу, поурочных разработок не было,и нам каждый день приходилось писать планы.Теперь все изменилось:в поурочных разработках все. от сих до сих. Я не пойму:для чего переписывать из учебника в тетрадь,если можно пользоваться разработкой?

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Все зависит от вашей администрации. Мне легче по своим планам работать, чем по тем, которые сейчас "штампуют"

Согласна с Вами. У нас тоже пока администрация к этому относится лояльно. Формально урок можно расписать по всем требованиям, а пользы может и не быть.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОУРОЧНОМ ПЛАНЕ УЧИТЕЛЯ

1. Общие положения

1.2. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;

- обучающихся - по овладению знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФКГОС (предметными, метапредметными и личностными результатами в соответствии с требованиями ФГОС) общего образования.

1.3. Поурочный план урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Поурочный план урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя ОУ.

1.4. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием по предмету, учебного курса, дисциплины (модуля).

1.5. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1.6. Основные задачи поурочного плана:

– определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

– определение триединой цели урока;

– постановка задач урока и группировка отобранного содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

– выбор форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2. Разработка поурочного плана урока.

2.1. Основными компонентами поурочного плана являются:

целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

контрольно-оценочный: использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. Триединая цель включает следующие аспекты:

образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;

развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса,

творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

2.4. Этапы планирования урока:

– определение типа урока, разработка его структуры;

– отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;

– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;

– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;

– определение формы и объема домашнего задания;

– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;

– поурочный план должен отражать работу с наглядным материалом и с современными информационно-коммуникационными средствами;

– оформление поурочного плана

2.5. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;

– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;

– дифференциация учебных заданий;

– продумывание приемов педагогической техники.

3. Оформление поурочного плана урока

3.1. Поурочный план урока оформляется в виде конспекта, в котором учитель фиксирует необходимую информацию.

3.2. Конспект поурочного плана должен содержать две основные части: формальную и содержательную.

3.3. Формальная часть конспекта включает:

- дата и тема урока;

- триединая цель урока;

- оборудование, материально-техническое оснащение.

3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

- самостоятельная работа обучающихся, ее объём, формы;

- способы развития интереса обучающихся к предмету, к теме;

- формы контроля за работой класса, отдельных обучающихся.

Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения);

- определение познавательных учебных задач урока (т.е. что должны узнать и освоить обучающиеся);

- самостоятельная работа и ее содержание;

- проблемные и информационные вопросы;

- варианты решения проблемы;

- варианты закрепления изученного материала.

Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки;

- виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

- фамилии обучающихся, которые будут опрошены.

3.6. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания).

3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана могут присутствовать пометки об индивидуальной работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательного процесса.

3.9. Конспект урока оформляется следующим образом:

по (предмету) для _____ класса

4. Порядок хранения поурочного плана урока

4.1. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным.

4.2. Рекомендовано учителю хранить поурочный план в течение учебного года.

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Читайте также: