Педагог как субъект педагогической деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель как субъект педагогической деятельности

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы .

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер .

Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

- друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

- советчика, если использует осторожное уговаривание;

- вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой стороны – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувства и воли личности. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), обще-трудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью города, села, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки социальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя .

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С.Макаренко и В. А Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта.

Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало – он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи .

Являясь социальной наукой, педагогика раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса, подчиненного общественным, социальным целям формирования не только человека, уникальной творческой личности, но и самого общества, членом которого является воспитываемый человек.

Оказывается, только педагогика может ответить на вопрос о целях и задачах обучения, воспитания ребенка, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал .

Педагогика и должна помогать учителю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей.

В педагогическом процессе всегда есть две стороны; деятельность учителя и деятельность учащегося.

Деятельность учителя и есть педагогическая специальность, которая базируется на педагогике, ибо последняя выполняет две функции: общетеоретическую и практическую.

Итак, первое, что должен знать педагог, чтобы действительно войти в свою специальность:

- процессы обучения и воспитания – педагогические процессы;

- взаимодействие учителя и обучаемого;

- цели педагогического процесса;

- содержание обучения и воспитания;

- методы и приемы обучения и воспитания;

- формы организации педагогических процессов.

Поскольку педагогика изучает тенденции и перспективы развития воспитания и обучения, она выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие учебно-воспитательных учреждений на будущее.

Поэтому учитель, получивший педагогические образование, должен знать и уметь организовать свою работу с детьми, родителями и другими группами населения по воспитанию и обучению.

Конечно, работа эта нелегкая, ибо соответствующая государственная политика отсутствует. Учителю и даже всему педагогическому коллективу трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Надо помнить, что ребенок формируется, у него еще не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие правильно подбирать и правильно анализировать всю информацию, которую он получает из разных источников.

Только специалист-педагог может ответственно, с позиций педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.

Важным фактором, влияющим на деятельность учителя, являются его личностные качества.

Молодой человек, независимо от выбора своей профессии, должен быть настроен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Еще в конце 19 века П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на наличие у него таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, скромность, наблюдательность, трудолюбие, причем особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности можно отнести способность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния ребенка, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах ученых большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Учитель должен удовлетворять следующим требованиям, быть:

- корректным, гибким, любознательным, не консерватором, с чувством юмора, неординарным, не замешенным в разных анти общественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизненный опыт, мудрым, воспитанным, энергичным, уметь передавать положительную энергию другими, человечным, владеть речью, грамотно и просто изъясняться, чтобы его было приятно слушать;

- учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать сове внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранить на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, быть способными быстро восстанавливать силы;

- должен быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, отличаться четкостью дикции, выразительностью изложения мысли;

Очевидно, прекрасным учителем может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим образованием и получит развитие в практический педагогической деятельности.

Таким образом, любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. Очевидно, можно выделить такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, которые в равной мере предъявляются к представителям разных профессий. Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений.

Знание профессионально-значимых личностных качеств современного учителя, их роли в профессиональной деятельности способствует к стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 2003.

Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М., 2005.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – С-П., 2001.

Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2005.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М., 2007.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005.

Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 2008.

Елканов С.Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя – М., 2005.

Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики. – М., 2004.

Колесникова И.А., Борытко Н.М. и др. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2005.

Корчак Я. Как любить детей. – М., 2002.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 2003.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М., 2002.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2003.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 2003.

Нартова-Басавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М., 2001.

Орлов Ю.М Восхождение к индивидуальности. – М., 2002.

Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую специальность. – М., 2005.

Основы педагогического мастерства. Методические рекомендации. Под ред. И.А. Зезюна, Киев, 2003.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2006.

Роботова А.С., Леонтьева Т.В. и др. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2005.

Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М., 2005.

Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 2005.

Понятие и основные характеристики субъекта педагогической деятельности

Субъект педагогической деятельности – это активно действующая личность или общественная группа, которая принимает непосредственное участие в познавательной работе, организует ее и преобразовывает, и наделена развитым сознанием и волей.

Субъекты педагогической деятельности можно охарактеризовать следующими основными чертами, которые подтверждают причастность отдельного индивида или социальной группы к педагогическому процессу и отражают его воздействие на него:

  1. Субъект обязательно сосуществует с объектом педагогического процесса. Это означает, что деятельность субъекта должна иметь конкретную направленность, быть ориентированной на научное познание, самообразование и саморазвитие;
  2. Субъект педагогической деятельности может быть представлен только в социальной форме т.е. он является общественным, осознает познаваемые им процессы и явления окружающей действительности на том или ином этапе общественного развития;
  3. Социальные характеристики субъекта проявляются в его индивидуальной специфике развития;
  4. Субъект неразрывно связан и может существовать только в определенной деятельности т.е. он познает, исследует, формируя себя, в качестве личности и, испытывая на себе колоссальное влияние деятельности;
  5. Субъект педагогической деятельности выполняет ее осознанно и целенаправленно;
  6. Субъект не может существовать сам по себе. Он тесно взаимодействует с другими людьми, проявляя свои индивидуальные качества и способности, воспитываясь, развиваясь и обучаясь;
  7. Субъект проявляется в построении коммуникативных связей, деятельностных процессах, самосознании и саморазвитии;
  8. Субъект обязательно является личностью, имеющую определенную направленность своей деятельности, мотивы, отношение к окружающей действительности, процессам и явлениям, деятельности, своей личности.

Эти черты могут быть присуще субъектам педагогической деятельности в развернутой форме, либо частично. Но их взаимодействие необходимо для реализации учителя, в качестве субъекта педагогической системы.

Субъективные характеристики личности учителя в качестве субъекта педагогического процесса

Субъективные характеристики – это свойства личности отдельно взятого педагога, отражающие его особенности развития, наличие творческих способностей, талантов.

Субъективные характеристики педагога является отражением его профессиональной позиции. Она определяет его отношение к мироустройству, взгляды, идеологию, отношение к педагогической работе, педагогической деятельности и определяет направление его деятельности, ее динамику, проявление активности и эмоциональный окрас его профессиональной деятельности.

К субъективным характеристикам педагога можно отнести следующие свойства:

  • Наличие сформированной и четкой социальной позиции. Педагог должен быть уверен в правильности своего жизненного выбора, направлении деятельности, социальной роли;
  • Наличие профессиональной позиции, отражающей проектировочное направление работы т.е. стремление и веру в возможность развития любой личности, ее изменение и совершенствование;
  • Навыки прогнозирования последствий своей деятельности. Педагог должен уметь представлять и грамотно прогнозировать применение разнообразных методик и средств в обучении и воспитании: их влияние на развитие личности, формирование определенных качеств, навыков и способностей;
  • Наличие дидактических умений. Они предполагают способности педагога преподнесения познавательной информации, учебных программ в оптимальной форме, являющейся доступной для усвоения учащимися, мотивирующей их к познанию, привлекающей к дальнейшему обучению и развитию. Учитель должен уметь выстраивать учебный материал и его подачу таким образом, чтобы максимально избежать трудностей в его освоении. Сложное и недоступное для понимания должно предстать в его умелых руках более легким и ясным. Кроме того, необходимо научить учащихся осваивать учебную информацию самостоятельно, не ограничиваться данными учебного курса, а расширять границы познания, стремиться к развитию своих природных задатков;
  • Наличие расширенного спектра знаний в определенной научной области. Педагог не может ограничиваться только знаниями учебного курса, программы. Он должен обладать расширенным объемом информации в своей специализации, не останавливаться на достигнутом, непрерывно расширяя и углубляя свои знания и навыки;
  • Наличие организаторских качеств. Педагог должен уметь выстроить учебный процесс в оптимальном ключе. Деятельность должна быть продуктивно спланирована, проконтролирована, в последствии оценена и проанализирована для внесения корректировок;
  • Навыки завоевания авторитета у учащихся. Если педагог сможет стать для учащихся лидером, то они будут стремиться к следованию его примеру, выполнять требования и развиваться в нужном направлении;
  • Наличие качеств психологической направленности. Учитель должен уметь строить взаимоотношения с учащимися, находить подход к каждой личности, построить с ними рациональную систему взаимодействия, проявлять терпимость и тактичность;
  • Умение применять креативный подход к учебно-воспитательной работе. Предполагается наличие навыков разрешения нестандартных педагогических задач и проблем.

Готовые работы на аналогичную тему

Качества личности педагога, определяющие его субъектом педагогического процесса

Выступая субъектом сложного и многогранного педагогического процесса, педагог, прежде всего, является личностью, наделенной определенными свойствами и особенностями. Среди них имеются такие, которые необходимо постоянно развить и совершенствовать, чтобы иметь право быть полноценным субъектом педагогической деятельности.

Педагог должен быть достаточно энергичным и работоспособным человеком. Его работа должна характеризоваться активностью и нацеленностью на результат. При этом, необходимо еще и уметь проявить себя, свои творческие начала.

Обязательным качеством учителя является его коммуникабельность. От умения строить систему социальных контактов, взаимоотношений с учащимися и педагогическим коллективом во многом зависит эффективность итогов учебно-воспитательной работы.

Характер педагога не должен быть слабым. Ему необходима твердая воля, последовательность в своих действиях и уверенность в своих решениях. Это поможет убедить в верности выбранных ориентиров работы всех участников учебного процесса.

Естественно, педагог должен обладать необходимым перечнем нравственных и духовных качеств, чтобы воспитывать и развивать их у учащихся.

Также, интеллектуальные свойства личности учителя должны находиться на высоком уровне, поскольку педагогический процесс предполагает работу с большим объемом информации, постоянное познание и развитие.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 19.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Приведенное выше понимание субъекта позволяет решить проблему субъекта в педагогике. Если человек есть потенциальный субъект, то человек, исполняющий педагогическую деятельность, является (может быть назван) субъектом педагогической деятельности. Субъекта педагогической деятельности обычно называют педагогом[1].

Педагог – это субъект педагогической деятельности, а субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же на человека возложена обязанность выполнения учебной и воспитательной деятельности, то он в качестве учителя выполняет учебную деятельность, а в качестве воспитателя – воспитательную. Если же человек выполняет научно-исследовательскую педагогическую деятельность, то выполняет ее как субъект – ученый педагог.

Следует заметить, что педагогический субъект также обладает только теми качествами, которые участвуют и позволяют исполнить именно педагогическую и никакую другую деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать человек, у педагогического субъекта отсутствуют или погашены, не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту.

Учитель и ученик, воспитатель и воспитанник – это персонифицированные социальные отношения, которые могут быть реализованы теми или иными людьми посредством специальной деятельности при определенных условиях.

Человек (взрослый), приступивший к выполнению учебных действий, становится субъектом учебных действий. Постепенно осуществление таких действия становится необходимостью для общества, и они превращаются в социальную функцию. А для различия человека как такового от человека-субъекта, исполняющего данную функцию, стали называть по данной функции – учителем.

Субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же человек в силу возложенных на него обязанностей выполняет и учебную деятельность, и воспитательную, то такого человека можно назвать педагогом.

Учитель – это субъект учебной деятельности, а субъект учебной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.

Воспитатель – это субъект воспитательной деятельности, а субъект воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.

Педагог – это субъект учебной и воспитательной деятельности, а субъект учебной и воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий два вида педагогической деятельности, для чего он должен в тот или иной момент педагогической деятельности стать или субъектом учебной деятельности или субъектом воспитательной.

В таких определениях представлена педагогическая специфика деятельности, но у субъекта этой деятельности погашены индивидуальные качества человека. Он обладает различными индивидуальными качествами, однако не ими определяется, является ли человек субъектом педагогической деятельности или нет. Человека (взрослого) можно назвать педагогом, учителем, воспитателем не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) того или иного вида педагогической деятельности. И если человек не выполняет указанных деятельностей, он не является педагогом, не является учителем, не является воспитателем и не должен так называться, независимо от того, какими индивидуальными качествами он обладает.

Аналогичным образом человека (ребенка) можно назвать учеником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) учебной деятельности. И назвать воспитанником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) воспитательной деятельности. И если ребенок не выполняет указанных деятельностей, он не является учеником, не является воспитанником, и не должен так называться, независимо от того, какими личностными качествами он обладает.

Если учебные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является учеником, субъектом учебной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) учеником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена.

То, что ребенок в качестве субъекта учебной деятельности выполняет учебные действия, это не означает, что посредством только такого (данного) выполнения он овладевает предложенным ему материалом, для этого ребенок должен нечто осознать, понять и применить понятое соответствующим образом.

Аналогичным образом можно дать определения и субъектам воспитательной деятельности.

Если воспитательные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является воспитанником, субъектом воспитательной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) воспитанником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена.

То, что ребенок в качестве субъекта воспитательной деятельности выполняет воспитательные действия, не означает, что посредством именно такого выполнения он приобретает личностные социальные качества. Для этого ребенок должен нечто осознать, понять, пережить и прочувствовать, испытать восторг и печаль, торжество нравственного преодоления жизненных конфликтов и великих фактов истории человечества.

Учитель, ученик, воспитатель и воспитанник являются и считаются педагогическими субъектами, но нельзя забывать, что они являются и категориями педагогики, которые все еще не имеют научных определений.

Педагогические категории (учитель, воспитатель, ученик, воспитанник), как и категории других наук, всего лишь абстракции[2] действительных отношений и являются истинами лишь постольку, поскольку существуют эти действительные учебные и воспитательные отношения взрослых и детей. Употребление категорий требует указания четких границ, в рамках которых следует использовать данные категории. Если такие границы не указываются, а указанные границы не соблюдаются и нарушаются, то мы имеем дело не с категориями, а с обыкновенными словами, которые могут означать всё, что пожелает пользователь, а это ведет к логическим ошибкам.

Вместо того, чтобы рассматривать педагогические категории как абстракции действительных отношений, исследователи незаметно для себя воспринимают их (абстракции и отношения) как действительных людей, наделенных многими качествами социально образованного человека. В современной традиционной педагогике учитель – умный, справедливый, веселый и т. д.; ученик – внимательный, способный и т. д.; воспитатель – добрый, красивый и т. д.; воспитанник – непослушный, милый и т. д. Учитель и воспитатель, ученик и воспитанник смеются, плачут, кричат. Но субъекты профессиональной деятельности, реализующие педагогические отношения, не могут смеяться, кричать, плакать, не имеют ни чувств, ни совести – это прерогатива людей (взрослых, детей).

Между людьми, занятыми в сфере учебной и воспитательной деятельности, реализующими педагогические отношения, имеют место политические, моральные, правовые, религиозные и другие отношения, которые не составляют специфического содержания системы педагогических отношений. Но поскольку такие отношения существуют между людьми в учебных заведениях, то учебные заведения должны иметь в своем составе специалистов, которые могут разрешать возникающие проблемы непедагогических отношений, не отвлекая специалистов (людей), занятых учебной или воспитательной деятельностью, и не нарушая учебной и воспитательной деятельности учреждения.

Следовательно, не социальные качества человека, не социальные образования его мыслят, смеются, гневаются, а сам носитель этих социальных качеств, сам человек. Социально образованный человек – одновременно природное и социальное существо. Неразличимость социальных качеств человека и самого человека, принятие этих качеств за человека, за его сущность (потому что нам представляются эти качества неотделимыми от человека и как будто внутренне присущими ему) не позволяют объективно рассмотреть ряд явлений, связанных с осуществлением педагогического труда.

В современной педагогике эти различия не установлены (стерты) и считается, что воспитанник и ребенок, ученик и ребенок – это одно и то же, в результате чего, не замечая ошибки, утверждается, что воспитанник воспитывается, а ученик учится. А эти утверждения не соответствуют действительности: воспитывается ребенок, а не воспитанник, и учится (обучается) ребенок, а не ученик. Поэтому в данной нами системе понятий говорить, что воспитанник воспитывается или что ученик учится, неверно, как неверно утверждать, что воспитанник воспитывается хорошо и что воспитанник овладевает всеми положенными личностными качествами.

Каковы действительные (реальные) отрицательные последствия применения понятий, без оговорки значений и границ использования, установить можно только опосредованно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога.

Учитель как субъект педагогической деятельности должен обладать определенными качествами. Одним из важнейших требований выступает четкость социальной и профессиональной позиций.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется как внешними требованиями. Так и внутренними ожиданиями личности. Требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Также имеются внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция как система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций вырастает из общечеловеческой, сформированной еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога определяет и его профессиональную позицию. Однако эта зависимость не всегда является прямой, так воспитание строится на основе личностного взаимодействия. Поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, не всегда дает ответ о причинах поступка. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику 1 типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

· друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

· диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

· советчика, если использует осторожное уговаривание;

· просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

· вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ней можно выделить психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а также научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности отражено в инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя- профессиограмме. В ней профессиональные требования 2 к учителю объединены в три взаимосвязанных и дополняющих друг друга основных комплекса:

- качества, определяющие специфику профессии учителя;

- специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности)..

А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Так как профессия учителя состоит в пластичном творением личности . то цель педагогического образования представляется как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. Его характеризуют:

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Это наиболее глубокая фундаментальная характеристика личности учителя.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, положительное эмоциональное отношение к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей Его основу составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Читайте также: