Педагог как наставник и посредник в условиях школы

Обновлено: 06.07.2024

В 2021 году родители стали всерьез рассматривать дистанционное образование как альтернативу традиционному. Однако самый большой вопрос, который волнует семьи школьников, — как поддерживать интерес ребенка к учебе. Кажется, что без живого общения с учителем и одноклассниками ребенок может быстро перегореть, а также потеряться в море новой информации.

Что такое сопровождение в учебе и что оно дает ребенку

Сопровождающий специалист — это старший наставник, который помогает ребенку адаптироваться, пройти кризисы, поддерживает и мотивирует на всех этапах обучения.

Когда ребенок начинает учиться в онлайн-школе на него обрушивается поток новой информации. Она разная, ее трудно уложить в удобную и простую систему самостоятельно.

Сопровождающий помогает быстрее адаптироваться, освоиться на обучающей платформе, познакомиться со сверстниками в школе.

Когда адаптация пройдена и начинается процесс обучения, могут возникать другие трудности: что-то не понял, о чем-то забыл и мотивация резко падает. Сопровождающий оперативно дает обратную связь, помогает разобраться, напоминает о целях.

И так на протяжении всего учебного года.

Ребенок не остается один на один со своими трудностями, он всегда может обратиться за советом и получить реальную поддержку. С наставником он сохраняет темп обучения и успеваемость.

У детей, обучающихся с сопровождающим специалистом, в 1,5 раза выше вовлеченность, успеваемость и посещаемость.

Они более продуктивны, системны и активны из-за грамотного планирования.

У 30% успешных и знаменитых людей были менторы-вдохновители, благодаря которым они смогли достичь таких высот. Об этом говорят данные исследования компании Endeavor на эту тему.

Может ли родитель стать сопровождающим для своего ребенка

Ребенок скорее всего не прислушается, ведь вы родитель, а не опытный наставник. У него другая роль. Роли родителя и ребенка понятны и отработаны.

Плюс сопровождение — это время, которого у работающих родителей и так не всегда хватает.

Поэтому родителям и наставнику важно быть заодно.

Персональная траектория: как подготовиться к спадам и подъемам

Сопровождающий понимает, какие подходы нужны на каждом этапе этой кривой, и может оказать грамотную помощь.

Как сопровождающий помогает ребенку во время спада интереса к учебе

1. На этапе медового месяца мотивация ученика зависит от того, насколько он понимает структуру обучения и дисциплину. Тут важно, чтобы ребенок почувствовал себя настоящим героем, которому все по плечу.

Наставник дает адаптационный курс, в котором в формате микрообучения ребенок получает всю необходимую информацию про обучающую платформу и те навыки, которые ему тут пригодятся. Так называемые soft и hard skills.

Персональный сопровождающий каждый день поддерживает и отвечает на вопросы, структурирует информацию и дает немедленную обратную связь. Он помогает составить расписание, учит ориентироваться в потоке информации.

  1. Когда на горизонте возникает скала смятения — ученик осознает реальную сложность, начинает пропускать занятия и саботировать домашние задания.

Сопровождающий на этом этапе использует разные приемы мотивации, помогает ставить цели, видеть маленькие результаты и гордиться ими.

  1. Пустыня отчаяния — этап, которого не избежать, он бывает у всех, даже если у ребенка самый опытный наставник.

- начинает активнее мотивировать, разбирает сложные задания,

  • на регулярных встречах добавляет задания и упражнения для развития навыков soft skills, организует онлайн-встречи и клубы по интересам между детьми.

Мотивация просыпается, ученик начинает интересоваться учебой, делает все самостоятельно.

4.И тогда наступает подъем — вера в себя растет, сопровождающий уже работает как фасилитатор, помогает направлять энергию. Ученик вовлечен, самостоятельно учится, иногда приходит с вопросами к сопровождающему, чтобы услышать его опыт и вместе с сопровождающим продолжает делать упражнения по развитию навыков soft skills.

  1. В конце учебного года ребенок самостоятельный, у него уже есть опора на свой опыт и своя траектория. Здесь сопровождающий выступает как делегатор.

И уже в следующем году — советчик, ментор и друг.

Как выбрать сопровождающего для ребенка

Наставники и родители (или дети) заполняют анкеты, где указывают не только возраст, профильные предметы, но и интересы. Это делается для того, чтобы ребенок смог пообщаться с сопровождающим на отвлеченные темы, близкие обоим: кино, музыка, рисование, спорт.

Это очень важно на этапе адаптации в первый месяц-полтора. Общие интересы сближают.

В начальных классах родители предпочитают наставников возраста 35+, что ближе к их возрасту; в старших классах — более молодых, студентов-выпускников до 25 лет, они ближе по интересам к ребенку, ему легче найти с ними общий язык.

Профильные предметы. Это актуально для детей среднего и старшего школьного возраста. Уже есть понимание, куда хотелось бы поступить, какие предметы для этого нужны. Наставник по профильному предмету может помочь с домашними заданиями по углубленному курсу, подготовить к олимпиаде и даже поделиться опытом поступления в вуз по выбранному направлению.

Естественно, базовую школьную программу наставник знает от и до.

Его задача — помочь, если возникают сложности. Помочь исследовать, но не решать за ребенка.

Согласно исследованию МГТУ им. Н. Э. Баумана о менторстве в высшем образовании, такая практика помогает готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для развития промышленности, производства, науки и экономики России.

Для чего ребенку нужен наставник? Важный вопрос, мы его задаем всем родителям.

Одним нужен мотиватор, другим просто друг, третьим — человек, который научит навыкам XXI века. Этот запрос тоже важно учесть.

Наставник, в первую очередь, это друг, который хорошо знает возрастные особенности детей разного возраста и умеет с ними работать.

Сопровождающий на связи в чатах и мессенджерах регулярно, он оперативно отвечает на вопросы. Это позволяет давать быструю обратную связь и решать возникающие проблемы.

Что контролирует сопровождающий

Многие ошибочно считают, что наставник контролирует только успеваемость и посещаемость. Это не так, его сфера гораздо шире и системнее.

Место наставничества в современном образовании

Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 Открывая организации будущего

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.



Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Характеристика педагога-наставника

В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?

Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.


В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.

В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 года классный наставник был ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. Классные наставники из числа преподавателей, работавших с классом, выполняли данные функции за отдельную плату. Директор и инспектор гимназии также были наставниками, но на общественных началах.

В истории есть много примеров выдающегося наставничества.


Отец Александра Македонского Филипп призвал в учителя своему сыну Аристотеля, и любопытным образом расплатился за обучение — восстановил Стагиру, родной город Аристотеля. Аристотель и Александр занимались в роще около городка Миезы, где до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель со своим учеником.

Есть случаи, когда наставники выдающихся политических деятелей, косвенно влияли на важные исторические события. Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.




Без наставников в решении этих задач не обойтись.

Большой потенциал у наставничества также в связи с цифровизацией образовательного процесса, персонализацией обучения и индивидуализацией образовательных траекторий.


Современная школа имеет необходимость в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы педагог был в курсе о последних достижениях науки, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе [3, с. 7].

В сегодняшнее время многие исследователи указывают на необходимость возрождения наставничества в современное образование. Данное направление отражено так же в Федеральном государственном стандарте второго поколения, и это еще раз указывает на необходимость и приоритетность в современной школе [7, с. 54].

С. Г. Вершловский, один из первых исследователей выделил как важное условие — наставничество. По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике [2, с. 76].

Он указывает, что индивидуальная работа с молодым специалистом наступает с вступительного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих затруднениях, проблемах, неудачах. Затем обуславливается единая программа работы начинающего учителя с наставником, составляется маршрут профессионального роста.

Т. С. Полякова утверждает, что наставничество как метод подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности уже совершенно давно применяется в области образования. На сегодняшний день наставничество входит в новый период собственного формирования, на котором к ходу развития молодого педагога присоединяются эксперты разных областей педагогики и психологии [1, с. 98].

С учетом профессиональных нужд молодого учителя автор выделяет следующие роли педагогов-наставников:

В организованной наставнической помощи молодой учитель самостоятельно реализовывает педагогическую деятельность, а наставник осуществляет контроль ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10–30 %. [6, с. 51].

В ходе написания статьи, нам стало интересно как же этот процесс проходит в образовательной организации. Нами был составлен и проведен опросник на выявление необходимости наставника для реализации профессиональной деятельности молодыми педагогами. Опросник был проведен среди сотрудников педагогического коллектива.

По результатам опроса установлено, что большинство учителей обращаются за помощью к другим коллегам или разбирались во всем самостоятельно. Проведя беседу с учителями, у которых есть наставник, мы выяснили, что сотрудничество с ним проходит успешно: посещение уроков; даются рекомендации, советы; оказывается помощь в трудных моментах. Учителя указывают на то, что очень мало времени уделяют своим наставникам из-за своей загруженности профессиональной деятельностью. Побеседовав с молодыми педагогами, мы установили, что для их эффективного становления необходим опыт наставника и опыт других коллег.

По результатам беседы с педагогами и директором можно сделать вывод, что наставничество в сегодняшнее время носит формальный характер, в данной школе отсутствует система наставничества. Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат образовательной организации.

Таким образом, наставничество оказывает огромное влияние на становление молодого педагога: способствует формированию профессиональной личности, самореализации и самосовершенствованию. С помощью наставника эффективность данного условия помогает администрации в образовательном учреждении быстро и качественно, решать задачи профессионального становления начинающих педагогов, а именно оказывать помощь в трудных моментах, дают рекомендации, делятся свои опытом.

  1. Браже Т. Г. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей. М., 2013. — С. 98–107.
  2. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Сов. педагогика. — 2014. — № 4. — С. 76–84.
  3. Гаджабова И. В. Профессиональное становление учителя // Начальная школа. — 2015. — № 3. — С. 6–10.
  4. Мороз А. Г. Педагогический коллектив как среда адаптации молодого учителя. — Киев: КППИ, 2015. — С. 28.
  5. Ситник А. П. Молодой учитель нуждается в помощи // Народное образование. — 2015. № 9. — С. 41–47.
  6. Ходаков А. И. Социально-профессиональная позиция и стиль деятельности молодого учителя. — Л., 2012. — С. 41–54.
  7. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого учителя. М., 2012. — С. 54–56.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых.

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Исторический аспект наставничества как форма. | «Молодой

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный педагог, учитель, Льюис, воспитание, богатый жизненный опыт.

Адаптация молодых специалистов как составляющая.

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Профессиональная адаптация молодого учителя.

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, образовательное учреждение, молодой специалист, методическая работа, квалификационная

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Методическое сопровождение педагога как условие его.

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Система управления построением карьеры молодых педагогов.

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий.

Проблемы профессиональной компетентности молодых.

эмоциональное выгорание, образовательная организация, педагог, ситуация, педагогический коллектив, открытая самообучающаяся система, отдельный педагог, общая деятельность, молодой педагог.

Факторы адаптации педагогических работников.

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель, молодой специалист, начинающий. Система управления построением карьеры молодых.

Читайте также: