Паустовский бескорыстие план урока

Обновлено: 30.06.2024

учиться анализировать текст, составлять план текста, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, расширять словарный запас, работать над выразительностью чтения;

развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

Оборудование: мультиборд, презентация, учебник, видеоролики.

1. Организационный момент.

Сегодня вместо тетрадей вы будете выполнять задания на рабочих листах, которые в конце урока мне сдадите. А вот вашу активность сегодня я проверю следующим образом: на партах вы видите коробочки с жетонами, за каждый ответ вы берёте себе жетон, в конце урока подсчитаете и общее количество запишете в рабочий лист.

2. Мотивационный этап

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Почему я начала урок именно так? (Ответы-предположения учащихся)

4. Беседа на первичное восприятие текста

-Понравился или не понравился вам текст?

- Какие эпизоды больше всего запомнились? Почему?

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Все ли слова были понятны?

5. Словарная работа

Обшитая серым тёсом - досками

Частокол - забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.

Берут дом в осаду - т. е. окружают его со всех сторон.

Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).

Околица - изгородь вокруг деревни.

- На сколько частей мы можем разделить это произведение ? (на 3) Почему вы так считаете?

- Прочитайте заглавие и первое предложение очерка.

- После прочтения, какие предположения возникают, о чём пойдёт речь? (Дальше пойдёт речь о каком-то здании, являющемся для автора домом)

- Прочитайте тот отрывок, где автор действительно говорит о доме как о здании? (Чтение отрывка)

- Каким вы представили себе дом?

-Как озаглавим 1 часть – ДОМ

- О чём рассказывается во 2 части? (О котах)

Обучение составлению кадроплана.

- Поднимите руки те, кто любит смотреть мультфильмы?

- Что такое кадроплан? (Предположение учащихся)

- Это воссоздание отдельного эпизода в движении через ряд картин, то есть кадроплан даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Кадроплан может быть тексто-описательный и изобразительный. Сейчас я вам покажу пример изобразительного кадроплана, дома вы должны будете составить свой кадроплан : картинки + описание кадров. (Демонстрация картинок кадроплана, учащиеся кратко описывают, что изображено)

- Какими словами автор характеризует котов?

- Как вы понимаете выражение “коты всех мастей”?

- Как вы думаете, писатель считает котов своими друзьями или врагами?

- Каким словом писатель характеризует кота? (Наглый)

- Что значит наглый? (Бессовестный, бесстыдный)

- Вот ещё одно подтверждение тому, что коты для писателя не друзья, а враги. Тогда почему он о них пишет так, что мы улыбаемся? (Потому что автор любит природу, и коты-воры его забавляют)

- Как вы считаете, каким настроением автора пропитана вторая часть текста? (Весёлым, озорным, энергичным)

- Как мы озаглавим 2 часть? (Коты)

Физкультминутка через 20 мин

- Какая пора года описана в тексте? (Осень)

-Представьте, как же красив этот сад осенью! Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие прекрасные пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне. (Слайды Мещёры осенью)

7. Самостоятельная работа

- А теперь давайте обратим внимание на 3 часть очерка. Можем ли мы подобрать название этой части? Почему?

Ребята, сейчас у вас будет самостоятельная работа. Вы должны обсудить с соседом по парте, на сколько картин можно разделить 3 часть. К каждой картине, которая у вас получится, дайте название и запишите на рабочих листах. Время – 3 минуты.

Беседа по 3 части произведения

- О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский? (О беседке)

- Чем беседка заросла? (Виноградом)

- В какие цвета раскрасил писатель листья винограда?

- Что значит пурпурная (мешение синего или фиолетового цвета с красным), лиловая (светло-фиолетовый) ?

- Кто еще навещает писателя по утрам? (Воробьи)

- Какое выразительное средство использует автор при описании воробьев? (Олицетворение)

- Давайте вспомним, что такое Олицетворение? (Перенос свойств живого существа на неодушевлённые предметы и явления природы)

- Как вы озаглавили эту картину - Беседка , воробьи

- Дождь какой? (Отвесный дождь)

- Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)

- Что автор говорит о шуме дождя? (шумит вполголоса, как человек ) Это как? (Неторопливый отвесный дождь)

- Как называется такой прием? (Олицетворение)

- Как вы озаглавили эту картину – Дождь.

- Может ли туман шуршать? (В тумане ничего не видно, а шуршат под ногами листья)

- Какой прием использует Паустовский? (Олицетворение)

- Что нового мы узнаём об авторе? (Закаляется, принимает здоровый душ)

- Как вы озаглавили эту картину - Рассвет

- Какие звуки раздаются в бане? (Песня сверчка, шаги, звон чашек)

- Почему сверчок не обращает внимания ни на шаги, ни на звон чашки? (Увлечён пением, привык к К.Г., баня – его дом)

- Как вы озаглавили эту картину - Песня сверчка

- Как зовут пса? Дивный любит своего хозяина?

- Почему он так спокойно реагирует на его уход?

- Как вы озаглавили эту картину – пёс Дивный.

- Какие краски появились в этом мире? (Восток розовеет)

- Какие звуки наполнили картину (Никакие)

- Как об этом говорит автор? (Безмолвие воды, тишина, молчание)

- Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным ? (Никого нет рядом, Паустовский оказался один на один с природой)

- В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

- Как вы озаглавили эту картину – Природа.

На доске: Посередине ДОМ – вокруг лучики и слова прикрепить на магниты: САД, КОЛОДЕЦ, ПЁС ДИВНЫЙ, КОТЫ, ВОРОБЬИ, БЕСЕДКА, ПРИРОДА.

- Прочитайте на экране пару слов-антонимов: корысть – бескорыстие.

- Определите значение этих слов.

( Корысть – выгода, материальная польза. )

- Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”.

( Бескорыстие – без выгоды, отсутствие корыстных интересов.

- Почему автор может много писать о Мещерском крае?

- Но почему он не пишет об этом?

- Перечитайте восклицательное предложение. Против чего восстает автор?

- Как вы считаете, о чем писатель будет говорить дальше?

- От имени кого выступает автор, употребляя местоимение мы ?

- За что народ и автор любят родные места?

- Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле - Мещерскому краю?

(На все вопросы отвечаем словами из текста)

- В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил в произведении? (Любовь к Родине, родной земле – чувство патриотизма).

- Почему произведение так называется? (Это чувство Паустовский считал самым главным в любви к Родине: Бескорыстная любовь, без выгоды)

9. Подведение итогов урока

- О чём мы должны задуматься, читая произведения К.П? (Любовь к природе, к родине делает нас духовно богаче и лучше)

- Что вкладывает автор в понятие ДОМ? (Малую Родину, Родину)

- Читая произведение, можем мы предположить, что действие происходит в Беларуси? Почему? (Похож климат, проживаем в одной и той же природной зоне, похож растительный и животный мир)

Сегодня на уроке я….

На уроке для меня было важно…

Самым интересным для меня было…

У меня хорошо получилось…

В очерках П. меня затронуло…

Скажите комплимент писателю…

10. Домашнее задание

1. Подобрать музыкальное сопровождение к очерку.

2. Нарисовать картину, которая вас наиболее впечатлила.

3.Пересказ понравившегося отрывка.

4. Выписать цитаты об осени, которые ее ярко характеризуют.

5. Выписать 5 олицетворений и 5 эпитетов из любых очерков.

1. Составить кадроплан (стр.70, 3 вопрос)

2. Выразительное чтение отрывка.

11. Выставление отметок

12. Рефлексия

-Если вы удовлетворены занятием, и оно было полезным для вас, дерево, если урок был в определённой степени для вас полезен, если вы только почувствовали интерес к теме, выберите росток, а если пользы от занятия вы получили мало, не очень поняли, о чём идёт речь, выберите семена.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

конспект урока по литературе

Учитель начальных классов

Кравчук Екатерина Алексеевна

Тюмень 2015 год

Предмет: литература

Используемые учебники и учебные пособия: учебник для 3 класса, 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Задачи урока:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Познавательные УУД

1. Ра з виваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Ориентироваться на развороте учебника.

3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование урока: учебник по литературе, презентация об авторе.

План оформления доски

14 мая

Классная работа

Подготовка к первичному восприятию художественного текста.

Проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи.

Чтение и анализ художественного текста.

Название этапа: орг.момент

Задача: настроить на урок.

Методы: словесный.

Приемы: слово учителя.

Отводимое время: 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Друзья, давайте проверим наличие учебников на столах. Есть ли обучающиеся у кого нет уч.?

- Отлично, давайте подравняемся, наведём порядок на столах, что бы ничего не мешало и тихо-тихо сядем за парты.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Название этапа: мотивационный

Задача: мотивация к действиям на уроке.

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

Отводимое время: 5 мин.

Что такое Родина? Отечество? Отчизна?

Поговорить о смысле и связи слов : родной, родственник, род, родина; Родина – мать, Отечество – отец .

– Почему автор не даёт одного ответа на этот вопрос?

« Хорошо иметь дом-дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят вёрсты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…

Где она, родина? Где место души? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовётся тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой – она моя! – той земли ты урождённый.

– Что вы представляли, когда слушали?

– Какое место вызывает у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать как можно чаще? Это и есть ваша малая родина.

Цель урока. Формирование навыков смыслового чтения.

  • Развивать умение работать с подтекстовой информацией.
  • Учить проживать эмоционально описанную ситуацию на этапе перечитывания.
  • Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.
  • умение находить ответы на вопросы в тексте;
  • умение определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в произведение.
  • умение аргументировать своё предложение;
  • умение договариваться, находить общее решение.
  • ориентироваться в нравственном содержании произведения;
  • самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев и свои поступки с нравственными нормами.

Основные понятия: Мещёрский край, корысть, бескорыстие.

Этапы урока Содержание урока
1. Мотивация Пожелаем друг другу удачи. Помните! С малой удачи начинается большой успех.

Подготовка к восприятию произведения.

- На уроке чтения мы продолжим вести диалог с автором через текст. Для организованной работы предлагаю “Маршрутный лист” (Приложение №1).

Поэт М. Матусовский одно из своих произведений начинает с прямого авторского вопроса “С чего начинается Родина?”.

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Выскажите свои предположения.

К этим замечательным стихам композитор В. Баснер сочинил музыку, и получилась прекрасная песня “С чего начинается Родина”. Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса.

- Вы дали разные ответы на вопрос “С чего начинается Родина?”. Автор тоже дает разные ответы на этот вопрос. Почему?

- Предлагаю прочитать отрывок из произведения Артура Беляева “Зрелое лето”. Автор задает прямой вопрос, заставляя читателя задуматься над ними. Прочитайте самостоятельно отрывок и представьте картины, нарисованные писателем (“Маршрутный лист”, задание №1).

Где она Родина? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя! – той земли ты урожденный.

Огромна наша равнина. А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь.

- Какой вопрос задает автор читателю?

- Над какими авторскими вопросами мы размышляли?

(“С чего начинается Родина?”, “ Где она Родина?”)

- Какой темой объединены эти вопросы?

Родина. Родная земля. Родные места.

- Как вы думаете, а можно ли с этими словами связать слова антонимы “корысть и бескорыстие”?

(Нужно знать значение этих слов.)

- Определите значение этих слов, используя Толковый словарь.

(Корысть – выгода, материальная польза.)

- Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”.

- Продолжим знакомство с творчеством К. Паустовского.

- Чем особенны рассказы К. Паустовского? (Писатель заставляет читателя увидеть что-то необычное в обычном).

- Сегодня мы прочитаем рассказ К. Паустовского “Бескорыстие”.

- Какие предположения о содержании произведения вы можете высказать, если я вам скажу, что ключевые слова, которые мы выделили в беседе, взяты из данного произведения.

На доске. Родина. Родная земля. Бескорыстие. Бескорыстная любовь.

(Произведение о бескорыстной любви к Родине, любви без выгоды).

Формулирование темы и цели урока.

- К какому разделу отнесем данное произведение?

(Произведения о Родной земле).

- Определим цель урока.

(Использовать содержание произведения для достижения собственных целей).

Составление плана действий.

- Определим последовательность действий для достижения цели.

- Откройте учебники на странице 136 (Программа “Школа 2100). Прочитайте рассказ про себя. “Читай самому себе, читай не спеша!”.

Выявление первичного восприятия.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном рассказе. Какие чувства вызывает этот рассказ?

- Подтвердились ли ваши предположения?

Повторное чтение с комментированием, ведение диалога с автором.

- По ходу чтения проведем “Диалог с автором”. На что нужно обратить внимание при ведении “Диалога с автором” через текст? (Чтобы разговор был понятным и ярким, мы используем нужную интонацию, логические паузы, жесты).

Беседа по содержанию. Выявление логической структуру текста.

- По ходу беседы по содержанию заполним кластер (“Маршрутный лист”, задание № 2).

- О каком крае рассказал К. Паустовский?

В самом центре России, на стыке трех областей: Московской, Рязанской и Владимирской, раскинулась Мещерская низменность, пожалуй, последний нетронутый уголок дикой природы. Это прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк “Мещера”.

(Местоположение края определить по карте).

- В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил в произведении? (Любовь к Родине, родной земле – чувство патриотизма).

- Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле - Мещерскому краю? Ответим словами из текста (выборочное чтение). (Любовь до боли в сердце, любовь, которая не забудется никогда, готов встать на защиту в любую минуту)

- За что он любит этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение).

(Край научивший видеть и понимать прекрасное).

- Что необычного увидел К. Паустовский в обыкновенном Мещерском крае? Каким он представил этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение).

(богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля, лесной, задумчивый край)

- Почему произведение К. Паустовский назвал “Бескорыстие”? Что хотел К. Паустовский сказать читателям своим произведением? (К. Паустовский считал главным в любви к Родине – бескорыстную любовь).

Рассказ об авторе.

К. Паустовский много путешествовал. Он часто бывал в Мещёре. Мещёра стала его родным местом. Как пишет К.Г. Паустовский, он открыл для себя этот край случайно, обратив внимание на клочок карты, в который ему завернули покупку в магазине. Его так заинтриговала эта карта, что в тот же год он приехал в Мещеру и. до конца своей жизни влюбился в этот скромный и тихий край.

Мещера значительно обогатила творчество писателя, стала источником вдохновения и темой многих его произведений. У него есть книга очерков и рассказов “Мещёрская сторона”.

Чтение фрагмента из книги.

- Прочитаем фрагмент из книги К. Паустовского “Мещёрская сторона” с комментированием. (“Маршрутный лист”, задание № 3).

“Что можно увидеть в Мещерском крае? (Как вы думаете, что можно увидеть в Мещёрском крае?). лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещерском крае? (Как вы думаете, что можно услышать в Мещерском крае?). Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов. ”

Мещерский край называют поэтическим краем. Издавна он привлекал и вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и художников. Здесь писал свои прекрасные пейзажи художник И. Левитан. Картины Левитана скромны, но в них заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

- У вас есть такие места, которые вызывают у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать чаще? Это и есть ваша малая родина.

- С какими мыслями уходим с урока?

- Какое слово писателя заставит тебя ещё раз вернуться к этому произведению?

- Хотел бы ещё почитать произведения этого автора?

- Узнал ли ты о себе что-то новое?

- Спасибо за урок! Закончим урок словами К. Паустовского.

“Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении.

Все учащиеся смогут:

Большинство учащихся смогут:

создать тексты смешанных типов, тексты публицистического стиля: тезисный план к тексту;

соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении;

Некоторые учащиеся смогут:

написать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное на тему “Пусть будет сильна наша единая нация — Мәңгілік Ел!”;

формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечать на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения.

Языковая цель

Полиязычие: интернационализм, полилингвизм

Основные термины и словосочетания: родина, единая нация

Привитие ценностей

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, презентация, буктрейлеры, интернет-ресурсы

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Мягкие что . ? и т.д.

Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.

Середина урока

СтратегияДиаграмма Венна

Объясните смысл ключевых слов темы: родина, родная земля, родные места. Как вы думаете, можно ли с этими словами связать слова — антонимы “корысть” — “бескорыстие”? Определите значение этих слов, используя толковые словари русского и казахского языков.

Составьте диаграмму Венна.

Прочитайте рассказ “Бескорыстие”. Определите тему и идею произведения.

Раскройте смысл заглавия произведения.

Прочитайте текст Патриотического Акта Мәңгілік Ел.Составьте тезисный план. Перескажите текст по плану.

Выпишите выделенные слова, объясните значение слов, используя толковые словари русского и казахского языков.

Подберите афоризмы, пословицы, поговорки, устойчивые словосочетания со словами “жеті — семь” на казахском и русском языках.

Сравните значение словосочетаний. Каков символический смысл числительного “жеті — семь”?Составьтесравнительную таблицу.

Конец урока

Напишите эссе на тему “Пусть будет сильна наша единая нация — Мәңгілік Ел!”. В эссе используйте материалы сравнительной таблицы. Обоснуйте и сформулируйте свою точку зрения по теме эссе.

Читайте также: