Педагогический проект по технологии в коррекционной школе

Обновлено: 02.07.2024

технологии в работе воспитателя как средство развития личности школьника

с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной среды

находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых

открывает новые возможности воспитания. Одной из наиболее эффективных

технологий в наши дни стала технология проектной деятельности.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в

творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности

окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом

проектом является любая деятельность, выполненная

от всего сердца, с

данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только

подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать

жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в

достоянием личного детского опыта, т.е. знания нужны детям и поэтому

* приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать

средства для ее достижения, оценивать последствия;

* развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать

чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими,

умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети

стремятся, не будет достигнута.

развития личности ребенка.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что

школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить

возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и

умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

Тематика проектов, предназначенных для внеурочной деятельности, может

быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются

при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и

Проект может быть индивидуальным, но обычно является результатом

помочь им в работе над проектом; сам является источником информации;

координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.

последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и

посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

• в каких источниках можно найти информацию.

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4.Публичное представление продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Цель работы над проектами в начальной школе.

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

рационального использования рабочего времени;

деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной)

Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ имеет

немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с

положительным качеством метода является его активная форма, которая да

реализовывать свои способности.

- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;

- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

принимать решения, оценивать результаты. Воспитанники приобретают опыт

решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

На начало учебнлгл года реализован проект « Подарок ко дню пожилого

Цель нашего проекта:

- формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей

младшего школьного возраста по отношению к старшему поколению.

Были поставлены следующие задачи:

Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

Развитие творческих способностей.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным

поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими

В проекте участвовали учащиеся 4-б класса.

представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным

становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям

старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.

Аннотация. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей.

Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в

Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года.

Проект направлен на воспитание нравственно – патриотических чувств у

детей младшего школьного возраста по отношению к старшему поколению,

развитию творческих способностей.

По содержанию проект соответствует общим воспитательным задачам и

Проблема: Недостаточные знания о своей семье, о бабушках и дедушках.

Проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности;

осуществление деятельности; представление результатов.

много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать

ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта

Работаю в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида, основной задачей которой является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Так как учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Тематика проектов широка, наш – “Изготовление развивающего игрового пособия “Чудесный короб”. Эта тема была выбрана не случайно. В нашей школе был открыт класс для глубоко-умственно отсталых детей, и старшие учащиеся сами заметили, что эти дети очень слабые, не умеют самостоятельно одеваться, и решили им помочь научиться это делать.

Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях.

Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении швейного изделия – игрового пособия. Оно представляет собой короб, каждая сторона которого имеет свое развивающее значение для младших учащихся при формировании навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев рук: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек.

Проект – “Изготовление развивающего игрового пособия “Чудесный короб”

Данный проект рассчитан на закрепление знаний и умений учащихся в изготовлении швейного изделия.

Цель проекта: способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.

Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность детей.

Проект по продолжительности рассчитан на III четверть учебного года.

Режим работы: урочное время.

Доминирующая деятельность: трудовая.

Характер координации: личностный, общественный.

Проект имеет внутренние и внешние контакты.

Участники проекта: учитель трудового обучения (швейное дело), учащиеся 9-го и 1-го классов специального (коррекционного) учреждения, учителя 1-х классов.

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:

  • Составление плана работы;
  • Наличие и подбор необходимых материалов;
  • Наличие исправных инструментов и оборудования;
  • Стремление и желание участников проекта.

В результате осуществления проекта будут сформированы следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая активность, заботливость.

План осуществления проекта

I этап включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.

На II этапе предусматривается изучение и рассматривание вопросов:

– продумывание работы, внесение дополнений учащихся;

– подбор необходимых инструментов и материалов (ткани, фурнитуры);

– обсуждение технологии выполнения работы;

– повторение техники безопасности.

Игровое пособие представляет собой коробку, каждая сторона которой является самостоятельной частью и имеет отдельное задание для выполнения учащимися определенных упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.


  1. “Кошки” – завязать бантики у кошек.
  2. “Яблоня” – пристегнуть листочки на яблоню, при этом чтобы петля на листочке соответствовала размеру пуговицы.
  3. “Лес” – пристегнуть деревья, кустарники, цветы к картинке (кнопками, липучкой, шнуровкой и т.д.)
  4. “Шнуровка” – завязать шнуровку.
  5. “Зайка” – застегнуть-расстегнуть тесьму-молнию.

Материал для работы:

  1. Ткань разных фактуры, окраски, рисунка;
  2. Фурнитура (кнопки, пуговицы, шнурки, крючки, пряжка);
  3. Нитки разной окраски швейные и вязальные;
  4. Коробка для основы, наполнитель.

III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:

  1. Раскрой деталей.
  2. Подбор фурнитуры.
  3. Выполнение аппликации.
  4. Пришивание фурнитуры.
  5. Соединение деталей.
  6. Соединение сторон.

IV этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами. Поощрение учащихся подарками. Вручение игрового пособия “Чудесный короб” педагогам для дальнейшей работы с учащимися по развитию психомоторных и сенсорных процессов.

img2.jpg (167144 bytes)

Сторона состоит из 2-х блоков.

Блок узора – 6 деталей.


Для раскроя потребуются 3 шаблона: для деталей 1, 2 и 4.

Сборка блока: сначала к детали 1 притачивают детали 2 и 3, затем детали 4-5 и 6. Оба полотна стачивают.

Глаза кошке можно сделать из пуговиц или вышить.

Усы – несколько длинных стежков черной нитью.


Узор тюльпана составлен из ткани пяти оттенков: цветок (три), листья, фон. Шаблоны не потребуются. Сначала собирают в единую полосу одну половину цветка, последовательно стачивая отрезки тканей под углом 45°.



Расстояние между деталями произвольное. Затем в зеркальном отражении сшивают вторую половину и соединяют с первой, совмещая одинаковые детали. Стебель – тесьма “вьюнок”, настроченная поверх шва или отделочная машинная строчка.



Выполняется в технике аппликации. Состоит из 4 деталей:

1 деталь – ствол яблони.
2 деталь – крона яблони.
3 деталь – трава
4 деталь – листья

Для яблок используются пуговицы разного цвета и диаметра.

Для раскроя потребуются 4 шаблона: травы, листьев, ствола и кроны яблони.

Детали листьев обрабатываются зигзагообразной строчкой по контуру, а посередине выполняется петля.

Сборка: сначала пришиваются детали ствола и кроны яблони, затем трава. Далее пришивается фурнитура – пуговицы. На листьях выполняются обметные петли и прикрепляются на пуговицах.


Сторона состоит из нескольких съемных и несъемных деталей деревьев, кустарников, цветов. Для раскроя потребуются шаблоны этих деталей.

  1. Вырезание деталей по шаблону.
  2. Обработка деталей.
  3. Пришивание фурнитуры, обработка петель.
  4. Сборка деталей.


Эта сторона состоит из 4 деталей:

  1. Основная деталь.
  2. Боковая деталь (2 шт.)
  3. Воздушные петли (8 шт.)
  4. Шнурок.

1.Вырезание деталей по размерам с припуском.

  1. Обработка деталей.
  2. Пришивание петель.
  3. Сборка деталей.
  4. Продергивание шнура.



При выполнении используются аппликация и лоскутная техника.

Сторона состоит из деталей: деревья, зайка, ворота.

Для раскроя потребуются шаблоны деревьев, ворот, зайка.

  1. Обработать ворота (соединить мелкие детали, пришить тесьму-молнию).
  2. Выполнить аппликацию на центральной части стороны.
  3. Соединить ворота к основной детали.

На завершающем этапе стороны соединяются в чехол, который натягивается на основу-коробку. Пришивается последняя сторона и закрепляется косыми стежками. Изделие готово.

Большое воспитательное значение в реализации данного проекта носила итоговая часть. А именно: вручение развивающего пособия в качестве подарка учащимся первого класса для их дальнейшего развития и совершенствования навыков самообслуживания. Данный проект послужил толчком к мотивации учебной деятельности и активизации познавательных процессов как самих “юных мастериц”, так и учащихся получивших подарок.

Автор: Скорик Юрий Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Усть- Абаканская ОШИ"
Населённый пункт: рп. Усть-Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
Раздел: среднее образование

Тема «Использование проектной деятельности на уроках профессионально-

положительно относятся к урокам профессионально-трудового трудового обучения, если на них

они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме нение

учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и

сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное

обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной

мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Не секрет, что у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками

при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Можно осознавать

необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезность проблемы оказывается

отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности. Работа с

детьми вносит свои коррективы, из которых, понимаешь, что обучая детей труду, всех одинаково

учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и

Немного из истории.

Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем и

разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.

Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную

деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских

педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована

небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в

школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году

метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь

серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед.

Особого подхода в работе МП требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Но почему же так трудно внедряется метод проектов в реальную практику обучения

профессионально-трудовому обучению в коррекционной школе VIII вида? Почему значительная

часть учителей, не только не спешит взять этот метод в свой педагогический арсенал, но

трудности, которые можно разделить на группы

1. Субъективные: неуверенность в своих силах, недостаток знаний о методе проектов,

отсутствие опыта исследовательской работы, не готовность к новому. Для тех педагогов,

кто уже работает по методу проектов, проблемы заключаются в следующем:

начинаются с выбора темы, направления , объекта труда.

Хотя метод проекта предполагает познавательную активность, самостоятельность обучающихся,

избежать консультативной и практической помощи, при чём, очень объёмной, не возможно.

2. Объективные причины:

недостаток времени учителя, предполагается использование и внеурочного

работы, недооценивают свои возможности, либо наоборот переоценивают.

Руководители проекта иногда искаженно реализует метод проекта, зачастую обычную

практическую работу называют проектом, да ещё творческим.

Опыт работы с обучающимися по МП, показал, что идеи проектных работ могут успешно нахо-

дить не только учителя, но и сами дети. Выбор темы проекта обучающимися осуществляется по

Воспитанники коррекционного образовательного учреждения с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.

Основная задача школы-интерната – гармоничное развитие личности ребенка с отклонениями в развитии, воспитании человека, способного к социальной адаптации и интеграции в обществе.

Учебная деятельность, занимая значительное место в жизни младшего школьника, глубоко преобразует его как личность: существенно обогащает его познавательный опыт, формирует готовность и способность самостоятельно познавать окружающий мир, учит сотрудничеству и взаимодействию, умению общаться.

Учебная деятельность в школе-интернате организуется в два приема. В утренние часы – уроки, во второй половине дня, после значительной паузы, отведенной на отдых, – самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность играет важную роль в умственном развитии, нравственном и эстетическом воспитании школьника.

В процессе обучения детей с отклонениями в развитии общеобразовательным и трудовым знаниям и навыкам, коррекционная школа решает ряд воспитательных задач. Прежде всего, решается задача коррекции познавательных процессов детей с отклонениями в развитии. Вместе с этим в процессе обучения воспитываются нравственные качества, такие как трудолюбие, дисциплинированность, честность, умение работать в коллективе, бережное отношение к школьному и личному имуществу, что положительно влияет на процесс социализации детей с отклонениями в развитии.

Организовывать учебную деятельность на воспитательном занятии приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому педагогу приходится на воспитательных занятиях использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре самоподготовке и воспитательного занятия. Самоподготовка и воспитательное занятие состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья самоподготовке и воспитательного занятия также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру самоподготовке и воспитательного занятия.

Каждое звено самоподготовке и воспитательного занятия предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на занятиях очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на самоподготовке и воспитательных занятиях огромное значение для педагога имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

Как обычное занятие сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый педагог, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на воспитательном занятии в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса наши воспитатели видят в использование педагогических технологий.

На воспитательных занятиях в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий : разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.

Из всех педагогических технологий, на наш взгляд наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении детей в начальной школе с нарушением интеллекта могут быть:

- игровые технологии;

- информационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

При этом следует оговориться, что любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.

Наибольший интерес, на наш взгляд, при обучении детей с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.

Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Реализация игровых приё мов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы. При обучении первоклассников можно использовать.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Кто-то скажет, что в младшем школьном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на уроках и в воспитательной работе компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показывает, что интерес детей к урокам и воспитательным занятиям значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим.

Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет : заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся; опирается напринципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке, воспитательных занятиях; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Активное использование данных образовательных технологий дает возможность воспитателям пересмотреть содержание образования, разработать более совершенные образовательные программы, программное обеспечение, дидактические материалы. Кроме того, замечено, что дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка с нарушением интеллекта, так и для педагога.

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии :

Игровые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей классов YIII вида требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволили однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В начале воспитательного занятия, в основном, провожу короткие игры, в процессе которых проверяются сформированные знания и умения.

Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т. д., провожу в конце занятия, чтобы не нарушать ход занятия.

Для активизации инертных, пассивных детей использую игры с элементами соревнования.

Для активизации познавательной деятельности детей класса и повышения интереса к учению на каждом этапе самоподготовке и воспитательных занятий, применяю для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, анаграммы, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагаю разгадать (расшифровать) тему воспитательного занятия, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому они часто применяются на уроках по социально-бытовой ориентировке. Нами разработаны и успешно применяются ролевые игры по темам. Хотелось бы добавить, что привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.

Мы на своих воспитательных занятиях используем компьютерные презентации при обучении детей грамоте (чтению и письму, для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. Эти презентации доступные учащимся и соответствуют учебно-воспитательным целям и содержанию обучения в коррекционных школах VIII вида. Составляются они с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, четкие по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, с крупным шрифтом, эстетически оформлены, но не перенасыщены цветовой гаммой. Презентации мы используем в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении и закреплении материала. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по тексту, с выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших воспитательных занятиях индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.

На них дети знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Воспитатели специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Это: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, упражнения.

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.

Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение самоподготовке или воспитательного занятия проводится одна - две физкультминутки.

Существует несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз;

- упражнения, корректирующие осанку;

Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Отдых на переменах носит произвольный характер. Дети сами, соответственно, своим интересам, выбирают игры и упражнения. Ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, соблюдению правил игры и поддерживают дисциплину. Чаще всего мы используем простые, уже знакомые детям игры средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей.

На своих занятиях (самоподготовке) использую различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

Игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей.

Таким образом, технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Читайте также: