Патриотическое направление воспитания календарный план воспитательной работы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Помнить прошлое – Беречь настоящее – Думать о будущем
Автор: Потапова Анна Витальевна, ГБОУ СОШ № 2093 ДО №2, Г. Москва
Описание материала: Подробное изложение перспективного планирования по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми старших и подготовительных групп.
Цель: Распространение опыта работы по воспитанию патриотизма.
Задачи: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закреплять название родной страны "Россия". Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе. Воспитывать уважение к государственным символам России. Уточнить знания детей о столице РФ,познакомить с историческим прошлым Москвы, познакомить с другими городами России. Формировать представление о том, что Россия - огромная страна. Уточнить представление детей о родном городе. Формировать понимание выражения "малая родина". Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Календарно - тематическое планирование в старше группе по теме "Юный патриот".
Цель: создание условий для формирования и развития таких качеств, как: любовь и уважение к своей стране и народу.

Оценить 3234 0

Календарно – тематическое планирование в старшей группе

Патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС

Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

На протяжении многих лет мы работаем по патриотическому воспитанию детей. По данному направлению нами достигнуты определенные результаты.

Особенностью программы является то, что она призвана решать задачи патриотического воспитания детей с опорой на национально-региональные традиции родного края. Изучение специфики природного и культурного наследия родного края, его уникальность является важным условием воспитания патриотических чувств как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Целью программы является создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Система работы по патриотическому воспитанию детей.

1.Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине, (представление о стране, городах, столице, символике государства);

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

3. Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы

Комплексно-тематическое планирование.

Группа: старшая.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями (вовлечение в НОД)

1.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим миром)

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

1.Познакомить детей с символами нашей Родины (гимн, флаг, герб), рассказать, что они обозначают. Рассказать детям, о том кто такой президент и какие функции он выполняет, как называется столица нашей Родины.

2. Показать важность каждого символа.

3. Воспитывать уважение к символам нашей Родины.

2.Художественное творчество (Рисование)

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

1. Упражнять в изображении четких линий.

2. Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, соблюдая правильную последовательность цветов

3. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания.

4. Развивать фантазию и воображение.

3. Двигательная деятельность (ФИЗО)

(по плану инструктора по физической культуре)

- Наблюдение за листопадом. Продолжать знакомить с многообразием природных явлений: изморозь, листопад. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

- Инд. работа: Развитие движений. Закреплять навыки мягкого приземления на полусо­гнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

- Игры с выносным материалом.

- Корригирующая гимнастика в постели.

Автор: Старовойтова Ирина Арсентьевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Отрадный

сентябрь

1. Утверждение плана мероприятий по патриотическому воспитанию в ДОУ

- Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе.

- Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).

- Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

- Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

- краткая история возникновения герба города

- Рассказы детей о членах семьи.

Октябрь

- знакомство с гимном г.Отрадного;

4.Тематическая неделя любимого города

- конкурс в детском саду книг и презентаций о родном городе

- выставка литературы о г.Отрадном

- беседа о народном промысле.

- рассматривание семейных фотографий

9. Моделирование на плане - карте безопасных маршрутов – дом, детский сад.

-беседа о флагах

- просмотр картинки государственного флага.

- аппликация флага из ленточек

- викторина по природе Самарского края

Ноябрь

- беседа о русских избах

- беседа о мамах, о том, как помогают дети

- чтение стихов о маме

- конкурс на лучшее блюдо (обмен рецептами)

- рассматривание кукол в национальных костюмах

- рассматривание картинок с изображением орудий труда: серп, соха, борона, жернова, комбайн, трактор

- рассказы детей о бабушках -рассказы бабушек о военном времени (на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)

- изготовление коллажа из фотографий

Воспитатели, музыкальные руководители

Декабрь

- чтение стихов о березе

- рисование русской березы красками

2. Проведение смотров, конкурсов:

- смотр уголков патриотического воспитания

- конкурс на лучшую разработку игры по патриотическому воспитанию

- рассказ воспитателя о Москве.

- слушание песен о Москве

- рассматривание мультимедийной презентации достопримечательностей Москвы, ее памятных мест (Кремль, Красная площадь, Собор Василия Блаженного, МГУ, памятник А. С. Пушкину)

- рассматривание рождественских и новогодних открыток

- разучивание рождественских колядок

- драматизация отрывков из р-н сказок (родители)

- знакомство с русским костюмом

- рассматривание иллюстраций гусарской кавалерии

-чтение пословиц и поговорок о смелости, о доблести, о Родине.

Воспитатели, педагог по изо

Воспитатели, музыкальный руководитель

Воспитатели, педагог по изо, музыкальные руководители

Январь

1.Организация дней совершенствования педагогического мастерства. Проведение открытых занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках ДОУ по блокам:

Наши предки – славяне.

Богатыри земли русской.

Дошкольникам о Великой Отечественной войне.

Знакомство детей с великими соотечественниками

- сценарий праздника, включающий в себя презентации на Библейский сюжет; пение рождественских колядок.

-объяснение значения пословиц о Родине.

- рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

- пение русских народных песен, частушек.

- русские народные игры.

Февраль

2.Конкурс фронтовых песен среди педагогов

- изготовление подарков для папы.

- слушание в записи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке. (аудиозапись).

- спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить

- памятники героям, павшим защищая Родину

- рассказ о памятнике Неизвестному солдату

Старший воспитатель, музыкальные руководители

Март

-беседа о том, как семья отдыхает

- изготовление подарков для мам и бабушек

- ознакомление с государственными символами России - флаг, герб, гимн

- разучивание Российского гимна

- знакомство с образом русской женщины в народном творчестве

- заучивание закличек, отгадывание народных загадок

- изготовление подарков маме.

- пение песен о маме, чтение стихов.

Апрель

- рассматривание иллюстраций о космосе, космонавтах

3. Педагогические проекты

4. Организация мини музеев посвященных ВОВ

май

1.Утренник, посвященный Дню Победы

2. Возложение гирлянды к памятнику Героям ВОВ

- знакомство с ритуалом почтения памяти

- рассказ воспитателя о Дне Победы, о том, кто помогал солдатам добиться Победы, важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

- чтение стихов, прослушивание песен о ВОВ

5. Детский мини парад в ДОУ посвященный к 70-ти летию Дню Победы.

- разучивание песен и стихов на военную тематику

- подготовка концертных номеров для ветеранов, подбор музыкального репертуара участников мини-парада

- выбор для каждой группы своего рода войск: моряки, танкисты, артиллерия и т.п

Воспитание у дошкольников гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Содержимое публикации

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

" Моя Родина и я "

Срок реализации: 4 года

Возраст детей: 3-7 лет

Разработчик: Курдюкова Марина Борисовна, воспитатель

1. Целевой раздел.

1.2. Пояснительная записка.

1.3. Цель и задачи реализации программы.

1.4. Принципы формирования программы .

2. Планируемые результаты освоения программы.

2.1. Ожидаемый результат.

3. Содержательный раздел программы.

3.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

3.2. Тематический иперспективный план работы в младшей группе 3.3. Тематический иперспективный план работы в средней группе. 3.4.Тематический иперспективный план работы в старшей группе.

3.5. Тематический иперспективный план работы в подготовительной к школе группе.

4. План работы с родителями.

5. Список используемой литературы.

6. Приложения.

1. Целевой раздел

1.1. Введение.

1.2. Пояснительная записка

1.3. Цель и задачи реализации программы.

Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
• Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

1.4. Принципы формирования программы.

Содержание рабочей образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;

- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.

2. Планируемые результаты освоения.

2.1.Ожидаемый результат:

Младшая группа:
У детей появится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за людей прославивших её, чувства сострадания, доброты к окружающим.
У детей сформируются: - первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - чувство гражданственности; -патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, - чувство понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; - элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Средняя группа:

У детей сформируются: - чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества;

- представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; - представления о культурных явлениях (театре, цирке, зоопарке. вернисаже), их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; - доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);

- представления о Российской армии.

Старшая группа:

У детей сформируются: -представления о малой Родине, любовь к Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; -представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; -представления о флаге и гербе России, мелодии гимна; -расширяться представления о Российской армии, уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; - элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).

Подготовительная группа:

У детей сформируются: - представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети; - патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;

3. Содержательный раздел программы.

3.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы. Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

- музейная педагогика:" Русские сувениры" , "Собаки - верные друзья"

-тематические акции совместно с информационно - компьютерными технологиями, презентации

Читайте также: