Парадокс короленко анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Речь идет о первом противоречии, которое автору удалось пережить в глубоком детстве. Они с братишкой играли во дворе, пытаясь выудить рыбу из старой бочки с тухлой водой, тут во дворе начал собираться народ со всей округи. К их дому подъезжала телега с очень страшным человеком, — у него не было рук, огромная голова с бородой, маленькое туловище и худые длинные ноги, похожие на лапы паука. Человека того звали Ян Криштоф Залуский.

По дворам калеку возил его родственник Матвей. Он громко объявлял, что к ним приехал феномен, который знает прошлое, настоящее и будущее. Он говорил, что тот знает, как читать мысли, и может угадать желания человека. В подтверждение этому Ян определил доктора в толпе и обратился к матери автора, сказав, что каждый кормится, как может.

Матвей говорил, что его феномен расчесывается ногами, ими же снимает и одевает шляпу и даже крестится ногами. Пока все это калека демонстрировал, провожатый живо собирал деньги в шляпу. Подняв своей длинной ногой серебряную монету доктора, калека пообещал отдать ее первому встретившемуся нищему.

Тут, за отдельную плату, Ян предложил написать афоризм на бумаге. Люди стояли, не решаясь подойти, и тогда безрукий калека подозвал автора с его братом. Мальчишки робко подошли, ловя прозорливый взгляд калеки. Тот аккуратно написал на белом листе, что человек создан для счастья, как птица для полета. Это вызвало восхищение и благодарность матери автора, и она пригласила Яна с его сопроводителем на обед, дав им денег. Отец мальчишек заметил, что подобный афоризм звучит как парадокс в устах калеки, на что Ян с подтверждением засмеялся.

Во время обеда Залуский заметил, что человек создан для счастья, но счастье не всегда создано для человека, именно поэтому у него нет рук, а у его сопровождающего пустая голова. В это время мама мальчишек кормила калеку из ложечки. После мальчики проследили за феноменом, — он действительно отдал серебряную монету нищему.

Этот случай сломал все иллюзорные представления о мире у детей, — это был их первый опыт, когда они столкнулись с реальностью и парадоксом. Ночью дети плакали, потому что им снился противоречивый феномен с его прозорливым то добрым, то грустным взглядом.

Тематика и проблематика

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

История написания

Сюжет и композиция

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

Продолжение после рекламы:

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

… мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни…

Герои рассказа

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Павел — лакей, человек трезвомыслящий и насмешливый

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

Брифли существует благодаря рекламе:

проблема смысла жизни в рассказе

Никифорова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Оборудование:

В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны. В.Вересаев.

Словарная работа:

парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.

После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.

Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?

Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.

Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?

Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.

Слово учителя:

2. Запись темы урока. Теория литературы.

Слово учителя:

Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.

Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

Слово учителя:

Повествовательного текста.

3. Анализ эпиграфа.

Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?

К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?

Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.

Слово учителя:

Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.

Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.

  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?

Каков смысл названия рассказа?

Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?

Слово учителя:

Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.

Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

5. Беседа по 1 главе рассказа.

1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?

Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

От чьего лица ведется повествование?

От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Почему автор говорит об а, царившей здесь?

Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

Найдите в толковом школьном словаре значение слова
фантазия
. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?

Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?

Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему?

Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?

Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.

3) Стилистические особенности произведения.

Слово учителя:

Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?

Подымались, устаревшее слово.

4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?

Слово учителя:

6.Беседа по 2-ой главе рассказа.

Чем в сюжете является 2-я глава?

2) Краткий пересказ учащимися второй главы.

Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?

Для выразительности языка рассказа.

Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?

Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Слово учителя:

Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?

Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

7. Беседа по 3 главе рассказа.

Слово учителя:

В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

Как разворачиваются действия 3 главы?

мальчики приходят во двор своего дома.

Кого из второстепенных персонажей они там видят?

: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?

Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.

Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?

Когда он смотрит на детей.

Ответы учащихся

: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

В чем парадокс изречения Яна Залусского?

8. Беседа по 4 главе рассказа.

Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?

Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?

Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?

Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.

Чем заканчивается повествование?

: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Задание:

Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.

Ответ:

Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.

Домашнее задание:

Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.

Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

Мать вставала и крестила нас, стараясь этим защитить своих детей от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…

По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.

Главными героями рассказа являются два маленьких мальчика, которые представляются рассказиком в образе детей состоятельных родителей, живущих полной жизнью и не думающих ни о чем.

В один из дней происходит событие, которое переворачивает мировоззрение детей, запомнивших случай на всю свою оставшуюся жизнь.

В их дом прибывает пара попрошаек-артистов, один из которых является калекой, не имеющих рук, по имени Ян Криштоф Залуский. При этом артисты попрошайничают искусно, поскольку калека выделывает немыслимые трюки, вдевая ногами нитку в иголку, принимая пищу и снимая куртку тоже при помощи ног.

Также мальчики узнают, что калека имеет возможность предсказывать человеческую судьбу, видя прошлое и настоящее людей, сочиняя для них афоризмы, раскрывающие их судьбу.

Герои просят артиста написать и им предсказание, хотя в душе опасаются предвидения калеки, однако, прочитав листок с предвидением калеки, видят лишь слова о том, что каждый человек создан для счастья, как птица для полета. Свое предсказание калеки называет парадоксом.

Поначалу герои не понимают, что значит это иностранное слово, но затем, увидев пана Залуского в обычной жизни, понимают значение предсказания.

Калека уверяет всех о необходимости обретения земного счастья, однако сам он лишен этого в жизни, поскольку оставлен без рук, поэтому его слова наполняются тоской и болью, так как он понимает, что способен на большее и достойное.

Пан Залуский тяжело воспринимает отношение окружающих людей, считающих его инвалидом и немощным человеком, тогда как он себя ощущает полноценным членом общества, не отличающимся от иных людей, также способным подать милостыню одинокому нищему.

Смысл произведения заключается в осознании счастья каждым человеком, достойным его, поскольку внутреннее содержание личности гораздо важнее, чем внешние качества и состояние. Тем самым автор подчеркивает, что не каждые человек, имеющий возможность обладать материальным состоянием и физическим здоровьем, ощущает себя полностью счастливым, поскольку счастье людям, по мнению писателя, дается неравномерно.

Рассказ доводит до читательской аудитории неравномерность распределения счастья среди людей.

Анализ 2

Короленко написал этот очерк, когда ему было трудно. У писателя умерла дочь. Трагедия навела на философские размышления. Смысл жизни человека, его назначение волнуют автора. Он говорил, что пытается объяснить саму жизнь и ее события.

Бывают ситуации, которые не поддаются никаким объяснениям, высказывания, не совпадающие с мнением других людей. Это и есть парадокс.

О событиях детства вспоминает взрослый человек. Ему тогда было десять лет. Вместе с младшим братом они играли во дворе, придумывали разные истории, не задумывались о назначении жизни. Это их детский загадочный мир, куда никого не пускают. Дети живут в ожидании чуда.

Однажды братьев из этого мира возвращает слуга Павел. Увиденное во дворе потрясло детей, перевернуло сознание, возвратило в реальность.

В очерке четыре части. Произведение с кольцевой композицией. Начинается и заканчивается сценой рыбалки в бочке. В заключении перед читателем возникают герои, изменившиеся под воздействием встречи с уродливым человеком.

Калека был феноменом. Ян Залуский от рождения не имеет рук. Он пишет разные высказывания для зрителей, держа перо пальцами ног. Этим зарабатывает себе на пропитание, кормит семью. Калека показывает себя настоящим психологом, чувствует людей, изменение в их поведении. Недаром автор постоянно указывает читателю на его глаза, которые живут отдельно от хозяина.

Инвалид не только пишет ногой, он демонстрирует другие умения. Крестится, расчесывается, продергивает нитку в иголку, отправляет воздушные поцелуи служанке. Высказывания пишет, чтобы утешить публику, внести душевное равновесие.

Одна записка феномена особенно потрясла мальчиков. Он пишет о том, человек рожден быть счастливым. Сравнивает это состояние с птичьим полетом. Много ли радости в жизни самого калеки? Поэтому слова, которые он произносит, кажутся чем-то невероятным.

Родители детей пригласили бродячих артистов на обед, дали с собой гостинцы. Эта родительская мудрость западает в душу. Они воспитывают сыновей собственным поведением. Калека говорит, что он кормит абсолютно здоровых племянников. И просит не забывать: жизнь человеку дает шанс быть счастливым.

Очерк поражает своей глубиной. Он учит стремиться к счастью, лучшей жизни. Надо мечтать. Это не зависит от обстоятельств.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Парадокс

Популярные сегодня темы

Рассказ идет от первого лица. В самом начале мы знакомимся с человеком, который отправился в путешествие по родным краям. С собой у него имеется только старая карта. Спустя время уже многое изменилось

Пётр 1 – одна из самых противоречивых личностей в истории. Некоторые считают его величайшим правителем, чуть ли не поднявшим Россию с колен и поставившим её на один уровень с европейскими государствами.

Краткое содержание

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста — попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

короленко парадокс

Сюжет и композиция

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Феномен

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Герои рассказа

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

короленко парадокс главные герои

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Парадокс — Короленко Владимир Галактионович

Короленко Владимир Галактионович

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять, брату около восьми. Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма, или, по обстоятельствам, его сопровождавшим, скорее парадокса. Итак, кроме назначения жизни, мы одновременно обогатили свой лексикон этими двумя греческими словами.

Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность,- нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами… На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, еще до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей. На единственной половинке единственной дверки сохранились еще остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. Остальное все распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты.

Когда нам приедались впечатления реальной жизни на больших дворах и в переулке, то мы с братом удалялись в этот уединенный уголок, садились в кузов,- и тогда начинались здесь чудеснейшие приключения, какие только могут постигнуть людей, безрассудно пускающихся в неведомый путь, далекий и опасный, в такой чудесной и такой фантастической карете. Мой брат, по большей части, предпочитал более деятельную роль кучера. Он брал в руки кнут из ременного обрезка, найденного в мусорной куче, затем серьезно и молча вынимал из кузова два деревянных пистолета, перекидывал через плечо деревянное ружье и втыкал за пояс огромную саблю, изготовленную моими руками из кровельного тесу. Вид его, вооруженного таким образом с головы до ног, настраивал тотчас же и меня на соответствующий лад, и затем, усевшись каждый на свое место, мы отдавались течению нашей судьбы, не обмениваясь ни словом!. Это не мешало нам с той же минуты испытывать общие опасности, приключения и победы. Очень может быть, конечно, что события не всегда совпадали с точки зрения кузова и козел, и я предавался упоению победы в то самое время, как кучер чувствовал себя на краю гибели… Но это ничему, в сущности, не мешало. Разве изредка я принимался неистово палить из окон, когда кучер внезапно натягивал вожжи, привязанные к обломку дышла,- и тогда брат говорил с досадой:

— Что ты это, ей-богу. Ведь это гостиница… Тогда я приостанавливал пальбу, выходил из кузова и извинялся перед гостеприимным трактирщиком в причиненном беспокойстве, между тем как кучер распрягал лошадей, поил их у бадьи, и мы предавались мирному, хотя и короткому отдыху в одинокой гостинице. Однако случаи подобных разногласий бывали тем реже, что я скоро отдавался полету чистой фантазии, не требовавшей от меня внешних проявлений. Должно быть, в щелях старого кузова засели с незапамятных времен,- выражаясь по-нынешнему,- какие-то флюиды старинных происшествий, которые и захватывали нас сразу в такой степени, что мы могли молча, почти не двигаясь и сохраняя созерцательный вид, просидеть на своих местах от утреннего чая до самого обеда. И в этот промежуток от завтрака и до обеда вмещались для нас целые недели путешествий, с остановками в одиноких гостиницах, с ночлегами в поле, с длинными просеками в черном лесу, с дальними огоньками, с угасающим закатом, с ночными грозами в горах, с утренней зарей в открытой степи, с нападениями свирепых бандитов и, наконец, с туманными женскими фигурами, еще ни разу не открывавшими лица из-под густого покрывала, которых мы, с неопределенным замиранием души, спасали из рук мучителей на радость или на горе в будущем…

И все это вмещалось в тихом уголке, между садом н сараями, где, кроме бадьи, кузова и мусорной кучи, не было ничего… Впрочем, были еще лучи солнца, пригревавшие зелень сада и расцвечивавшие палисадник яркими, золотистыми пятнами; были еще две доски около бадьи и широкая лужа под ними. Затем, чуткая тишина, невнятный шопот листьев, сонное чирикание какой-то птицы в кустах и… странные фантазии, которые, вероятно, росли здесь сами по себе, как грибы в тенистом месте,- потому что нигде больше мы не находили их с такой легкостью, в такой полноте и изобилии… Когда, через узкий переулок и через крыши сараев, долетал до нас досадный призыв к обеду или к вечернему чаю,- мы оставляли здесь, вместе с пистолетами и саблями, наше фантастическое настроение, точно скинутое с плеч верхнее платье, в которое наряжались опять тотчас по возвращении.

Однако с тех пор как брату пришла оригинальная мысль вырезать кривые и узловатые ветки тополя, навязать на них белые нитки, навесить медные крючки и попробовать запустить удочки в таинственную глубину огромной бадьи, стоявшей в углу дворика, для нас на целую неделю померкли все прелести золотой кареты. Во-первых, мы садились оба, в самых удивительных позах, на верхней перекладине палисадника, углом охватывавшего бадью и у которого мы предварительно обломали верхушки балясин. Во-вторых, над нами качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами. В-третьих, от бадьи отделялся какой-то особенный запах, свойственный загнившей воде, в которой уже завелась своя особенная жизнь, в виде множества каких-то странных существ, вроде головастиков, только гораздо меньше… Как ни покажется это странно, но запах этот казался нам, в сущности, приятным и прибавлял, с своей стороны, нечто к прелестям этого угла над бадьей…

В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа, напоминавшие собой гибкие медные булавки, головки которых так тихо шевелили поверхность воды, между тем как хвостики извивались под ними, точно крошечные змейки. Это был целый особый мирок, под этою зеленою тенью, и, если сказать правду, в нас не было полной уверенности в том, что в один прекрасный миг поплавок нашей удочки не вздрогнет, не пойдет ко дну и что после этого который-нибудь из нас не вытащит на крючке серебристую, трепещущую живую рыбку. Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не придти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки…

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

сюжет короленко парадокс

Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, – из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

– Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!


короленко парадокс краткое содержание

История написания

Краткое содержание

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

короленко парадокс

Феномен

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

короленко парадокс главные герои

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

сюжет короленко парадокс

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

сюжет короленко парадокс

Читайте также: