Памятка как выразительно читать стихи начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Памятки
Как подготовиться к выразительному чтению
1.Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора.

2.Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3.Мысленно представь их себе.

4.Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения).

5.Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон.

6.Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7.Прочитай текст выразительно.


Учитесь читать правильно

Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

Старайтесь понять то, о чем читаете.

При чтении будьте внимательны к каждому слову.

Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.


Памятка к работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Памятка к работе над басней

Как называется басня? Кто ее автор?

Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

Кто действует в басне?

Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

Что осуждается в басне?

Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

Что должен понять из этой басни читатель?

Какое выражение басни стало крылатым?
Памятка к работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка к работе над статьей


1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

3. О ком или о чем эта статья?

4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.

6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

предложение, где автор говорит о самом главном.

7. Что нового вы узнали из прочитанного?

8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом


1. Как называется рассказ? Кто его написал?

2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа


1. Внимательно прочитайте рассказ.

2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана


1. Разделите рассказ на части.

2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно


Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко


Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения составлять план текста


Задание. Составьте план рассказа.

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание . Составьте рассказ о герое.

1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

6. Составьте рассказ про себя.

7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Обучение выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно читать формируется на протяжении всех четырёх лет начального обучения.

ВложениеРазмер
pamyatka_dlya_uchashchihsya_kak_podgotovitsya_k_vyrazitelnomu_chteniyu.docx 14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся начальной школы

Как подготовиться к выразительному чтению

1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, разметь паузы, логические ударения.

6. Прочитай текст сначала вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.

1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.

2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.

6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.

7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения


Активные методы обучения,используемые при работе с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания.

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.


Как подготовиться к выразительному чтению текста

Памятка "Как подготовиться к выразительному чтению текста".


Проект по продвижению чтения среди учащихся начальных классов "Лучшее время для чтения"

Дети стали меньше читать, чтение вытесняется из жизни учащихся компьютерными играми, комиксами, телепередачами и другими развлечениями. Многие школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а именно это составляет основу произведений, мал эмоциональный багаж, слабо развито воображение - обязательное качество грамотного читателя. Необходимо научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно.

Выразительное чтение значится в числе обязательных требований к чтению детей в начальной школе. Но умение выразительно читать не приходит, само собой, его надо развивать умело и последовательно.

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.

Выразительное чтение – дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учит понимать внутренний мир героев; углубляет понимание учениками выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для детей.

Признаки выразительного чтения:

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Прочитать текст выразительно, значит:

  • раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
  • показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  • передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска необходимого тембра, темпа, силы, мелодии речи. Ученикам предлагается памятка подготовки к выразительному чтению.

Памятка

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Возможные этапы работы над формированием выразительного чтения:

1)Подготовка к восприятию (проводится беседа, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2) Первичное чтение – выразительное чтение стихотворения учителем или чтение мастером художественного слова в записи.

3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:

  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
  • Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно: не спеша читают стихотворение; отмечают карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ стихотворения. Для этого используются приемы: выборочное чтение с беседой-рассуждением; прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование); специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

На уроке ученик должен пережить радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательные интересы. Важно, чтобы дети сами могли установить свойства, вывести понятия, подвести итог.

Формирование навыков выразительного чтения помогает решать сложные задачи воспитания, развития и обучения, учащихся на уроках чтения. Вовлечение учащихся в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.

Для проверки результативности работы по разработанным методическим материалам можно провести учёт выразительности чтения детей в классе по методике Горбушиной Л.А. Текст для проверки выбирается из учебника по литературному чтению.

Похожие документы:

Правила чтения и обращения с книгой Не берите книги грязными руками. Читайте, сидя за удобным столом. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°

. поэт в стихотворении? 6. Что вам понравилось в стихотворении? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Работа над лирическим стихотворением 1. Прочитайте стихотворение. 2. Какие .

. . Самостоятельная работа над выразительным чтением стихотворения по памятке. Чтение наизусть 4 Внеклассное чтение. Ю. Ермолаев «Дом . произведения. Самостоятельная работа над выразительным чтением стихотворения по памятке. 106 К.Паустовский «Стольное .

I. Обучение динамическому чтению. II. Система тренировочных упражнений по формированию чтения целыми словами. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

. поэт в стихотворении? 6. Что вам понравилось в стихотворении? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Работа над лирическим стихотворением. 1. Прочитайте стихотворение. 2. Какие .

Рабочая программа предмет литературное чтение Учитель Бабикова Н. К. Класс 2 2013 2014 учебный год пояснительная записка

. последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная . учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения .


Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно, и педагог с этим мирится.

Потому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это?

  • укрепление памяти;
  • развитие речи, воображения, мышления;
  • выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
  • развитие творческих способностей ребенка;
  • расширение кругозора, повышение уровня общей культуры;
  • воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.)
  • развитие чувства прекрасного.

Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

Признаки выразительного чтения:

1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения и т.д., а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

5) способность раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в стихотворении;

2)умение показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) умение передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

  • Стихотворение должно быть доступным.
  • Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.
  • Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом.
  • Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.

Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Блог-хэппенинг - Каким будет ваше лето?

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

1. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово.

Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов.

Так, шипящие звуки – передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим.

Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи – нежелательное или затянувшееся действие.

2. Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Мы с удовольствием слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

3. Поговорите с ребенком о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.

4. Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста.

5. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти.

6. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение.

7. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной.

Выучили и забыли?

  • Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
  • Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения
  • Используйте в домашних концертах
  • Вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.

Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Adrian и его дети - Photar.ru

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным.

Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств:

  • темпом и силой голоса
  • паузами
  • удлинение звуков и др.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения.

likemotherlikedaughter14 Яблочко от яблоньки — очаровательные мамы и их дочурки

Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость).

  • Медленный темп повествует о торжественности момента.
  • А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная.
  • Повествовательная

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков.

Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения.

Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

hello_html_565aab2.jpg

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

Выразительность произношения зависит во многом от верного употребления

  • логических ударений
  • пауз
  • интонации.

Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве.

1. Создайте партитуру текста.

Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками

  • рост интонации (нисходящая или восходящая);
  • длину паузы (длинная, короткая, средняя).

Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

2. Контролируйте дыхание.

Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

3. Дикция — крайне важна!

Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.


Разбираем текст по смыслу

  1. Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.
  2. Прочтите его вслух с нужным выражением.
  3. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.
  4. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.

Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению

Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.

Азы выразительного чтения

чтение-с-учителем

Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами. Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства.

Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить. Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник учит очередное стихотворение, многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп.

Материалы по теме Витамины для зачатия ребенка: комплексы для беременности, способствующие и помогающие зачатию, БАД для женщин для подготовки организма

Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому

  • При работе с произведениями разбираем содержание.

Непонятные детскому мозгу слова могут стать причиной неправильной передачи смысла. Попросите ребёнка поставить себя на место героя произведения, чтобы пережить события самому.

мальчики-попали-в-сказку

Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл.

Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что

  • Используем наглядные примеры, но при этом соблюдаем меру и не переусердствуем!

Лучше дайте ребёнку шанс попробовать свои силы, ведь зачастую способности своих детей мы недооцениваем, спеша сразу на помощь, а зря!

мама-с-дочкой-читают-книгу

Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью.

В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим

  • Раскрываем таланты и преодолеваем застенчивость ребёнка, начиная с привычной для него бытовой обстановки, постепенно расширяя круг выступлений обязательным участием в школьных праздниках.

Многие дети открывают для себя актёрские способности при посещении театральных студий.

дети-устроили-домашний-концерт

Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак

  • Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные.

Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.

Дыхательная гимнастика

девочка-нюхает-ромашки

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

девочка-показывает-язык

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

Читайте также: