Озарение сердца план урока

Обновлено: 04.07.2024

Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала.

ВложениеРазмер
konspekt_urokarabota_serdca.docx 40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:
1. Образовательная: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенностях регуляции работы сердца; автоматизме , нервной, гуморальной регуляции.

1) разрушением тромбоцитов;
2) уменьшением гемоглобина;
3) увеличением числа лейкоцитов;
4) изменением скорости тока крови.
А3. Как называется межклеточное вещество крови:
1) лимфа;
2) плазма;
3) коллаген;
4) фибриноген.
В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
2. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;
3. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;
4. Сердце человека состоит из четырёх камер;
5. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;
6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ: ВИД ИММУНИТЕТА:
А) передается по наследству 1) естественный
Б) вырабатывается под действием вакцины 2) искусственный
В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

А Б В Г
Проверил Ф.И.__________________________________________________
Оценка ______________

А 2. В какую камеру сердца впадает нижняя полая вена:
1) правое предсердие;
2) левое предсердие;
3) правый желудочек;
4) левый желудочек.

А3. В каких клетках крови содержится гемоглобин:
1) лейкоциты;
2) эритроциты;
3) лимфоциты;
4) тромбоциты.

А4. Какие клетки человека не имеют ядра:
1) фибробласты;
2) эритроциты;
3) сперматозоиды;
4) лимфоциты.

В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В5.
1. Кровь – это твёрдая ткань.

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

А2. Сердце, это орган:
1) нервной системы;
2) пищеварительной системы;
3) кровеносной системы;
4) выделительной системы.

А3. Наименьшая скорость тока крови в кровеносной системе характерна для:
1) вен;
2) артерий;
3) артериол;
4) капилляров.

А4. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:
1) лейкоциты;
2) эритроциты;
3) лимфоциты;
4) тромбоциты.

А5. Красные кровяные клетки – это:
1) эритроциты;
2) лейкоциты;
3) нейроны;
4) тромбоциты.

А2. Сердце состоит из:
1)двух предсердий и одного желудочка;
2)одного предсердия и двух желудочков;
3) двух предсердий и двух желудочков;
4)трёх предсердий и одного желудочка.

А3. Капилляры -
1)крупные кровеносные сосуды;
2)мелкие кровеносные сосуды;
3)кровеносными сосудами не являются;
4)имеют самый большой просвет среди других кровеносных.
сосудов;
В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;
2. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
3. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;
4. Сердце человека состоит из четырёх камер;
5. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;
6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.

Ответ:____________
В5. Установите соответствие в характеристике кровеносных сосудов

Характеристика: Кровеносные сосуды:
А) несут кровь от сердца 1) артерии
Б) несут кровь к сердцу 2) вены
В) стенки содержат много мышечных клеток, образующих толстый, эластичный слой гладкой мышечной ткани.
Г) стенки содержат мало мышечных и эластических элементов, внутри сосуда имеются клапаны.

А Б В Г
Проверил Ф.И.__________________________________________________

А2. Сердце, это орган:
1) кровеносной системы;
2) пищеварительной системы;
3) нервной системы;
4) выделительной системы.

А3. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:
1) лейкоциты;
2) тромбоциты;
3) эритроциты;
4) лимфоциты.

А4. Кровеносная система человека имеет:
1) один круг кровообращения;
2) два круга кровообращения;
3) три круга кровообращения;
4) четыре круга кровообращения.

В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В5.
1. Сердце человека четырёх камерное.

2. Эритроциты ядерные форменные элементы крови.

3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Лейкоциты транспортируют кислород
6.Молекула гемоглобина состоит из белка – глобина и соединения, содержащего железо – гемма.

А2. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, а также от инородных тел и веществ, называется:
1) вакциной;
2) иммунитетом;
3) инфекцией;
4) антителом.

А3. Русский учёный И. И. Мечников впервые в мире обнаружил, что:
1) эритроциты выполняют газовую функцию;
2) тромбоциты участвуют в свёртываемости крови;
3) лейкоциты участвуют в защитных реакциях крови;
4) Резус – фактор – особый белок, содержащийся в лейкоцитах.

А4. У людей различают группы крови:
1) II и III;
2) IV, III, II, I;
3) IV и I;
4) I, II, III.

А5. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия называется:
1) большим кругом кровообращения;
2) малым кругом кровообращения;
3) средним кругом кровообращения;
4) промежуточным кругом кровообращения.

III. Изучение нового материала.

Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900кг на высоту 14м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет и более.

В чем секрет неутомимости сердца? Автоматизм сердца – его способность ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые сигналы называют электрокардиограммой. Электрокардиограмма (ЭКГ) является записью электрической активности сердца. Запись ЭКГ занимает 10-15 минут, затем ее просматривает врач и выдает заключение. Расшифровка позволяет получить информацию о сердечном ритме, гипертрофии (утолщении) стенок сердца, расширении полостей, ишемии сердечной мышцы и наличие рубцов, нарушении ритма и проводимости.

ЭКГ является очень информативным недорогим и доступным тестом, позволяющим получить много информации о сердечной деятельности

Андреас Везалий (1514 –1564?) –Основатель систематической анатомии человека. Впервые наблюдал автоматию сердца на вскрытом трупе. Сердечный цикл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний о строении и работе сердца, для применения этих знаний в жизненных ситуациях.

организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения строения сердца; для формирования знаний о сердечном цикле, автоматизме сердца; нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы; развитие навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами; развитие умений самоконтроля и самооценки, наблюдательности и речи.

Формирование потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям,

убедить в необходимости значимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. воспитание у учащихся силы воли, внимания, пытливости, инициативы и культуры поведения на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Урок биологии в 8классе "Строение и работа сердца"

Эпиграф: «Сердце, тебе не хочется покоя, Сердце, как хорошо на свете жить.

( академик Г. Сперанский.)

Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний о строении и работе сердца, для применения этих знаний в жизненных ситуациях.

организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения строения сердца; для формирования знаний о сердечном цикле, автоматизме сердца; нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы; развитие навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами; развитие умений самоконтроля и самооценки, наблюдательности и речи.

Формирование потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям,

убедить в необходимости значимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. воспитание у учащихся силы воли, внимания, пытливости, инициативы и культуры поведения на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

(демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).

2. Поисково - исследовательский (работа в группах с муляжами).

3. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная (самостоятельная работа), групповая (работа в группах)

дидактические - карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, проектор, презентация,

Предполагаемый результат:

- усвоение материала о строении и работе сердца,

-применение полученных знаний для сохранения здоровья

1. Показать взаимосвязь строения и функции сердца как органа кровообращения;

2. создание условий для обобщения понятий по кровообращению;

3. формирование логических универсальных действий: сравнения, анализа, обобщения, классификации, рефлексии.

1.демонстрация наглядной межпредметной связи с химией,физикой,

2.развитие аналитико-синтезирующего мышления, познавательных умений,

3. формирование творческого подхода к решению проблемных задач и жизненных ситуаций (Для чего мне это нужно? Где использовать. )

1.Воспитание личностной инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности,

2.формирование способности добиваться намеченной цели (ситуация успеха),

3.развитие коммуникативных навыков работы в группе;

4. Воспитание активной гражданской позиции.

Ход урока:

Орг. момент: готовность класса к работе, приветствие

Вступительное слово учителя (объявляет тему урока, зачитыает эпиграф). Формулировка целей урока. Понимание объекта изучения, постановка проблемы: Чем мы будем заниматься на уроке? Для чего мне это нужно? Где и как я смогу применить сои знания на практике? (мотивация учащихся)

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте проверим, как вы усвоили материал, повторим изученное на прошлом уроке. Не бойтесь ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает

Развитие основной темы (полилог учащихся, диалог с учителем)

3.1 Проверка домашнего задания:

А.Фронтальный мини-опрос по вопросам и заданиям изученного материала:

1.сколько крови содержится в организме взрослого человека?

2.что входит в состав крови?

3дайте определение иммунитета.

5.чем образована кровеносная система человека?

6.какая кровеносная система у человека?

7.назовите мельчайшие кровеносные сосуды.

8.по каким сосудам кровь движется к сердцу?

9.благодаря чему кровь движется по сосудам в одном направлении?

10.где начинается большой круг кровообращения.

Назовите функции большого (малого) круга кровообращения?

Что такое аорта, нижняя полая вена?

- Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения?

- Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения?

- Чем артерии отличаются от вен по строению?

Б .По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения?

В.Один из учащихся по ранее подготовленным рисункам должен определить сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих и ответить на вопрос: какие изменения произошли в их сердце в процессе эволюции? (Работа на магнитной доске).

Г. Самостоятельная работа учащихся по дидактическим карточкам

(с последующей взаимопроверкой):

Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.

1) левый желудочек

2) правый желудочек

3) правое предсердие

4 ) левое предсердие

Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.

1) артерии большого круга кровообращения

2) вены большого круга кровообращения

3) артерии малого круга кровообращения

4) вены малого круга кровообращения

Д. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задание 1 (по цепочке) Закончи предложения:

Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).

Защитная реакция организма от кровопотери – … (свёртывание крови).

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).

Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).

Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).

Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).

К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).

Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).

Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).

Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

Учитель, обращаясь к ребятам, говорит о том, что на уроке речь пойдет об одном очень важном органе, (поговорки - подсказки:

Сердце матери – вещун.

Сердце матери лучше солнца греет.

Сердце не камень – тает.

Сердце сердцу весть подает.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Сердцу не прикажешь.)

Что же такое сердце? (слайд)
Греки полагали, что сердце – вместилище духа.
Китайцы верили, что оно – сосредоточение счастья.
А египтяне полагали, что эмоции и интеллект – рождаются в сердце.

111. Изучение нового учебного материала.

Учитель: Как же работает сердце? (показывает бьющееся сердце):

Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз(100 000) и перекачивает за час около 300 литров крови (показ “сердце – насос”).

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки,

нерешенные и по сей день.

1.Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

Строение сердца:

Учитель. А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно?

/Учащиеся высказывают свои предположения./

Учитель. Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).

Где располагается сердце? (показ торса человека)

Сердце – полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека.
Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения.

Стенка сердца состоит из трех слоев:

1.- эпикард – наружный слой (срастается с перикардом);

2.- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

3.- эндокард – внутренний слой. Между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый клапан (митральный). Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполняются кровью и их кроя плотно сомкнуться, не давая крови течь в сердце. Поэтому кровь движется только в одном направлении.

2.А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).

Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длится около 0,4 сек.

Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.

Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек)

1. Сокращение предсердий (систола)

2. Сокращение желудочков (систола)

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

Створчатые – закрыты.
Полулунные – открыты.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

вены –предсердие, -желудочек

3.Автоматизм сердца. Постановка проблемного вопроса: Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. - Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы

Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.

4. Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ.

ЭКГ отражает электрические явления в работе сердца и по ней можно диагностировать различные заболевания сердца
Учитель. Сердечная мышечная ткань, из которой состоит сердце, является одной из разновидностей мышечной ткани. Она образует сердце и больше нигде в организме не встречается. Особенностью сердечной мышцы является то, «что клетки, из которых она состоит, на концах разветвляются и соединяются друг с другом при помощи особых отростков – вставочных дисков, образуя сложную сеть. Это обеспечивает быстрое распространение волн сокращения по волокнам, так что каждая камера сердца (их четыре) сокращается как одно целое. Сердечная ткань работает как единый комплекс, быстро и согласованно. Начав сокращаться, сердечная мышца, уже не может отвечать ни на какие другие стимулы до тех пор, пока она не начнёт расслабляться.

5.Физкультминутка – выполнение физических упраженений.
Ребята, изменилась ли работа вашего сердца после выполненных упражнений? Как? (Сердце стало биться быстрее)
Сейчас мы убедились на своем личном примере, что сердце работает не всегда одинаково.
Задание по рядам: подумайте, как измениться работа сердца
а) первый ряд – при волнении (сердцебиение усиливается)
б) второй ряд – при занятиях спортом (сердцебиение усиливается)
в) во сне (сердцебиение замедляется)

То есть работа нашего сердца регулируется в зависимости от конкретных условий.
Какие системы органов регулируют работу сердца, заставляя его биться то быстрее, то медленнее? (нервная и эндокринная)

6.Регуляция работы сердца:

А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.

Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.

Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого.

Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин).
Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

Учитель: Лучшие человеческие качества — милосердие и сердечность — связал народ с сердцем. Если задуматься о том, какие широкие полномочия определены сердцу всеми народами и во все времена, то неловко думать о нем как о моторе, перегоняющим кровь.

1V.Систематизация и обобщение полученных знаний:

1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца:

А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид.

Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен.

Б). Разберите модель сердца.

В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. По каким признакам вы их определили?

Г). Что препятствует смешиванию крови?

Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему?

Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции?

Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны?

З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов?

И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны?

2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила студентка группы ПНК-3

Конспект урока на тему:

Учитель: Шуткина С.А.

Методист: Уланова Т.М.

Форма: беседа

- Расширить представления о качествах сердца

- Способствовать воспитанию сердечности, искренности чувств

- Побуждать учащихся к самостоятельной работе сердца в вопросах морали;

- Способствовать формированию нравственных качеств личности: милосердию, состраданию, человеколюбию; духовному и нравственному росту

Планируемые результаты:


Личностные УУД:

Развитие эмоционально – личностных качеств детей через беседу и совместную деятельность

Познавательные УУД:

Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации

Применение своих знаний для решения проблемы

Коммуникативные УУД:

Формирование социальной компетентности (умение считаться с чужим мнением и умение отстаивать свою точку зрения).

Регулятивные УУД:

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности .

Оборудование: презентация, видеоролики, карточки для игры, вырезанное сердце

1. Орг. Момент

2. Вступительная часть

- Беседа о том, какое бывает сердце

- Просмотр трогательного видеоролика

- Постановка темы и цели урока

3. Основная часть:

4. Заключительная часть

Средства: презентация, карточки, девиз урока на плакате, видеосюежты.

Подвести к теме и цели урока

Чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем рассуждать, отгадаем загадку, представленную на слайде.

«У каждого оно – свое,

У кого-то - теплое, доброе, чистое,

-Верно, как вы догадались, что это сердце? По каким признакам?

- А, что вы знаете о своем сердце? Какое оно?

(учитель вывешивает на доску сердце, а к нему приклеивает (добавляет) описание к нему)

( на слайде представлены слова - помошники)

Сейчас я включу вам видео, которое покажет, хорошо ли вы знаете свое сердце, а узнать я это смогу по вашим глазам.

- Когда вы смотрели видеосюжет, я попыталась каждому заглянуть в глаза, чтобы увидеть ваши чувства.

И все то, что вы говорили о своем сердце, отразилось в ваших глазах. Потому что в них я увидела сострадание, жалость и любовь.

Вы были очень искренними.

- Верно, сердце подсказывает человеку в трудных вопросах. Когда разум не может найти выход. Это пожелание станет девизом нашего урока. ( вывешивает его на доску)

- Исходя из этого, давайте сформулируем тему нашего урока.

А что будет нашей с вами целью?

- Потому что сердце у кого-то бывает доброе, у кого-то злое, кто-то умеет чувствовать сердцем, а кто-то нет.

-Искреннее, злое, любящее, ангельское, отважное, храброе, открытое, честное, неподкупное, жадное, холодное,мудрое, равнодушное, эгоистическое…

- Пробудить наш разум сердца

Метод: словесный, наглядный

Пробудить разум сердца в детях

У такого человека очень чуткое сердце.

Нам нужно будет выбрать самого чуткого человека из класса. Он выйдет за дверь, а некоторые из вас получат карточки, на которых будут написаны различные состояния человека. За минуту вы постараетесь вжиться в роль. Постарайтесь своей позой и выражением лица отобразить то, что написано на карточке. Затем, мы пригласим водящего, и его задачей будет угадать, что написано на карточке.

Учитель дает карточки.

Вы никому не говорите, какая у вас карточка. Остальные тоже пробуют угадать и в случае затруднения подсказывают водящему, но по поднятой руке, не выкрикивая.

-Что тебе помогло догадаться, что написано на карточке? К чему ты прислушивался?

Мы с вами хорошо изобразили, понаблюдали за состоянием человека и смогли определить его. А сейчас давайте подарим друг – другу и себе хорошее настроение, исполнением веселого танца.

( звучит мамболейло, учитель показывает движения, дети повторяют)

Дайте встанем удобно, не мешая друг-другу.

В жизни мы попадаем в разные ситуации. Давайте посмотрим небольшое видео и окажемся на месте героев. Периодически я буду останавливать видео и мы с вами будем обсуждать, как бы мы поступили на месте героев.

(В магазин дорогих украшений заходи маленькая девочка и просит продать ей дорогое украшение для ее сестры, продавец спрашивает, если ни у нее денежка, на, что она высыпает ему мелочь…)

Ребята, будь на месте продавца, что бы вы сделали? Отдали ли вы это украшение за такую дешевую цену и доплатили бы из своего собственного кошелька честно заработанные трудом и потом деньги? Почему?

Продолжаем смотреть. ( Продавец отдает украшение девочке)

А теперь представьте, что вы на мете сестры. Вы бы обрадовались этому подарку? Оставили ли бы его у себя?

(Если нет) Почему? Что бы вы с ним сделали?

Давайте узнаем, что же сделала сестра.

Какое сердце было у продавца? Какое сердце было у девочки? Какое сердце было у сестры девочки?

Дети слушают правила игры.

- Выражение лица, глаза, поза

- К разуму сердца

- Да, отдали бы, потому что стало жалко девочку.

- Нет, потому что я не хочу платить из своего кошелька.

- Мудрое, доброе, справедливое, неравнодушное.

- Искреннее, невинное, доброе

- Совестливое, доброе, честное

Метод: словесный, наглядный, практический

Форма: фронтальная, индивидуальная

Средства: презентация, карточки

Подвести итоги урока

Человечество накопило много мудрых мыслей, примеров, которые изложили в поговорках, пословицах, сказках, притчах.

Подумайте и задумайтесь над притчей, которую сейчас услышите. ( играет музыка)
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец.

Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе.

Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках”

- Какой вывод можно сделать из этой притчи?

Поэтому, задумывайтесь над теми поступками и действиями, которые вы совершаете и прислушивайтесь к разуму своего сердца.

Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на практике, продолжить патриотическое воспитание.

Оборудование: торс человека, таблицы, магнитофон, муляжи сердца, плакаты, костюмы для спектакля.

Ход урока

3-ый ученик. Две жизни.

Учитель. Но было и так.

Учитель. В память о тех кто не вернулся с войны, кто погиб, защищая Родину, по всей стране стоят обелиски, памятники, горит вечный огонь.

Участник ВОВ.Обращение к потомкам

Мы, ветераны Великой Отечественной войны, обращаемся к вам, нашим потомкам.
Помните! Прошлое определяет настоящее, без него не может быть и будущего.
Вы – дети великой страны.
Любите свою Родину.
Берегите свою родную землю
Будьте милосердны.
Пусть сердца ваши будут щедры на доброту, внимательность, заботу.
Помните, что Победа далась нам нелегко, но мы выстояли.
Берегите мир!

Отчёт можно оформить в виде таблицы:

Факторы, предупреждающие ССЗ

Урок " Строение и работа сердца" для учащихся 8 класса построен с использованием деятельностного метода Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативных технологий, работы в группах приемов, активизирующие познавательную деятельность.

Тип урока: введения нового знания

Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека, чтобы сохранить здоровье и работоспособность сердца

Задачи:
  1. знать расположение сердца в организме человека и строение сердца;
  2. понимать принципы работы сердца – сердечный цикл;
  3. понимать принципы работы сердца – автоматизм сердечной деятельности
Учащиеся развивают УУД:
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • у учащихся формируется сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ

Регулятивные: Выпускник будет учиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные: Выпускник будет учиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные: Выпускник будет учиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности):

Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, инфаркт миокарда, сердечный цикл, автоматизм.

Формы работы: групповая и фронтальная работа

Технологии, методы и приемы работы: деятельностный метод Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативные технологии, работа в группах приемы, активизирующие познавательную деятельность (учебную мотивацию) учащихся: прием новизны и создания проблемных ситуаций; работа с таблицей.

Ресурсы:

Ход урока

I этап

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) (5 мин)

До урока при входе в класс учащиеся выбирают табличку с качеством (на обратной стороне номер группы), которое поможет им работать на уроке:

  1. Стремление к новому: любознательность, пытливость ума, способность, критичность мышления, интеллектуальность, умение учиться;
  2. Стремление к творчеству:оптимизм, инициативность, креативность, коммуникабельность, целеустремленность, изобретательность
  3. Способность к преобразованиям: упорство, настойчивость, терпение, надежность, энергичность, работоспособность
  4. Организаторские способности (обладатели волевых качеств): энтузиазм, ответственность, уверенность в себе, смелость, активность.

Слайд 1 – А для того, чтобы урок наш был продуктивным, предлагаю Вам самостоятельно разбиться на 4 группы так, чтобы в каждой группе был представитель – обладатель каждого вида качества (на слайде классификация) например: любознательность – 1, оптимизм– 2, упорство– 3, организаторские способности -4.Также на обратной стороне у Вас есть номера, которые указывают, к какому виду относится ваше качество.

Прошу группы занять место за столами (учитель помогает учащимся занять места)

Сядьте так, чтобы Вам было комфортно, возьмите в руки карты урока и заполните пункт № 1.

II этап

Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Слайд 3 Слово учителя:

– Что это? (это сердце)

Слайд 4 – (тоже что и в 3 и вопросы)

У: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что такое сердце?

Что Вам уже известно о сердце с точки зрения науки биологии? Согласны ли Вы с древними учеными? Достаточно ли у Вас знаний для того чтобы ответить на данные вопросы?

– Обсудите в группах вопросы, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того кто будет отвечать – 1 минута

Опрос групп

– Знаний не достаточно.

– Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие?

Обсудите тему нашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд

Опрос групп – это сердце, строение сердца

III этап

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

– Подумайте и напишите, зачем нам нужно знать строение и работу сердца?

– Обсудите в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.

Опрос групп

– Как вы думаете, какова цель нашего урока?

– Обсудите цельнашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.

Опрос групп

Слайд 6 – Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека.

  1. знать расположение сердца в организме человека;
  2. знать строение сердца;
  3. понимать особенности работы сердца;
  4. осознавать важность ведения ЗОЖ для работы сердца и функционирования всего организма человека.

IV этап

Осуществление деятельности по изучению нового знания (20 мин)

Решение 1 задачи урока (10 мин)

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

Учитель: Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Слайд 7 –

Слайд 8 – Постановка проблемы: Так какое же оно сердце? Это мы сейчас с вами и узнаем.

1. Самостоятельная работа в группах

Оборудование: ноутбук, видеофильм, торс человека, модель сердца, учебник § 22, стр. 110

Собрать пазл «Строение сердца и подписать основные разделы сердца.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Ответы групп в виде фронтального опроса (по 1 вопросу для группы):

– Где находится сердце?

– Так какой же сердце орган? (четырехкамерный, полый, мышечный орган)

– Может ли сердце быть золотым? Про каких людей говорят, что у них золотое сердце?

Отзывчивых, добрых, открытых)

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте проверим, все ли группы запомнили строение сердца, для этого в ноутбуках откройте электронный учебник и выполните интерактивное задание № .

Интерактив в ноутбуках – работает вся группа. Учитель оценивает

Слайд 9 – проверка по эталону, группы оценили свою работу, выставили оценку

Решение 2 задачи урока (5 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Постановка проблемы:

Слайд 10 – Учитель: Только задумайтесь ребята!

На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов.

За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови.

За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови

Работа, которую выполняют желудочки равна 180.000 кДж.

Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а за 30дней на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.)

– Ребята у вас не возникает вопроса?

Слайд 11 – Проблемный вопрос: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни? В чем же заключается секрет неутомимости и долголетия сердца?

– Для того чтобы ответить на это вопрос предлагаю продолжить работу в группах, выполнить задание, ответить на вопросы, зафиксировать ответ в кате урока, выбрать отвечающего и представить результаты своейработы – 2 минуты.

Читайте также: