Ответы на какие из данных вопросов можно найти в прочитанных текстах кратко запишите ответы

Обновлено: 02.07.2024

75.Распределите слова по группам: а) слова, обозначающие пред- меты, понятия, явления и свойства; б) слова, называющие определён- ные предметы действительности, дающие им имя.

Стол, Шарик, Ольга Петровна, Таганрог, окно, Великий Новгород, ручка, Валерий, заяц, Соловьёва, соловей, сестра, Вологда, Псков, Ваня, сын, Алтай.

76. 1) Перед вами два текста. Одна или несколько тем в них раскры- вается?

1. До введения на Руси христианства личные имена бы- ли похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. Древнерусские имена были разнообразны. Например, в именах был представлен весь числовой ряд от одного до деся- ти: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк и т. д. Весь- ма популярны были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернавка, Бел, Беляк, Белой, Белуха и др. Были имена, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребёнка: Бессон, Забава, Крик, Не- улыба, Смеяна, Смирной и др. Имена давались и по назва-

ниям животных: Заяц, Волк, Соловей, Кот.

По именам можно узнать о соседях, рядом с которыми жили русские: Чудин (представитель финно-угорского пле- мени чудь), Карел, Татарин и др. Другие имена связаны с ремёслами, число которых в Древней Руси было огромно, на- пример: Дуло, Ложка, Шуба и др.

2. Новый период в истории русских имён наступил по- сле введения христианства, вместе с которым вошли в прак- тику именования так называемые календарные имена — имена христианских святых, включённые в церковные ка- лендари. Например: Иоанн, Михаил, Мария, Александр, Ирина, Елена, Андрей и др. Эти имена стали составной ча- стью русского языка, частью истории русского народа.

Древние русские имена церковь не признавала, поэтому, например, княгине Ольге, одной из первых принявшей хри-

стианство, при крещении было дано имя Елена. И всё же не- которые древнерусские имена сохранились в употреблении до наших дней: Ярослав, Вячеслав, Всеволод.

(По А. Сусловой, А. Суперанской)

2) Как вы понимаете слово прозвание в первом предложении первого текста? Подберите синоним к этому слову.

3) Что такое календарное имя? Найдите и прочитайте фрагмент текста, в котором раскрывается значение этого словосочетания.

4) О каких периодах истории русских имён идёт речь в текстах?

5) Ответы на какие из данных вопросов можно найти в прочи- танных текстах? Кратко запишите ответы.

Ÿ Могло ли стать личным именем нарицательное существи- тельное?

Ÿ О чём говорили древнерусские имена?

Ÿ Когда появились имена, которые мы употребляем и сего- дня?

77.1) Прочитайте текст. О чём он? С какой целью написан? Сфор- мулируйте и запишите тему текста.

Имена часто переходят из одного языка в другой. В исто- рии мировой культуры известны массовые заимствования личных имён, связанные с распространением мировых рели- гий. Так, христианство несло с собой на Восток и на Запад значительный массив личных имён, изначально единый. Так что многие русские имена, как и имена западноевропейские, пришли из Византии. Но, переходя из одного языка в другой, те же самые имена менялись. В каждом языке они перестраи- вались на свой лад в соответствии с нормами последнего.

В Западную Европу византийские имена заимствовались через посредство латинского языка. При образовании из него новых языков Европы они подверглись всем звуковым пере- стройкам, какие происходили в этих языках. Так образова- лись, например, имена Теодор, Марта, Барбара, Базиль (Базилио, Базилиус), Беньямин. В нашей стране имена ча- сто заимствовались из новогреческого, отражая преобразова- ния, которые в нём произошли. Исторически те же имена звучат по-русски: Феодор и Фёдор, Марфа, Варвара, Васи- лий, Вениамин. Итальянское имя Джузеппе соответствует нашему Иосиф. Немецкое Йозеф — тоже Иосиф. По-фран- цузски это имя звучит Жозеф, а по-английски — Джозеф.

Английское и голландское Питер, французское Пьер, немец- кое Петер — не варианты русского имени Пётр. Это резуль- тат преобразования одного и того же греческого имени Пе- трос в разных языках.

2) Какова главная мысль текста?

(По А. Суперанской)

3) Найдите предложения, в которых выражена основная инфор- мация текста. Сформулируйте её в виде тезисов.

4) С какой целью в тексте приведены примеры из разных язы-


5) Опираясь на составленный тезисный план текста и содержа-

ском — Джон и Мэри; в шведском — Юхан и Мария; в датском — Ене и Мария. Во всех языках эти имена развили множество про- изводных, сокращённых, усечённых и т. д. форм. Так, у русских Иван — Ваня, Ванюша, Иваша, Иванушка, Ивантей и др.; у ан- гличан — Джонни, Джек; у французов — Жан, Жано; у нем- цев — Ханс (Ганс), Хеннер (Геннер), Хензель (Гензель) и т. д.

Имя Мария у русских развило формы Марья, Маня, Маша, Машутка, Мара, Маруся, Муся, Мура; у греков — Мариора; у болгар — Марица; у англичан — Молли, Полли; у немцев — Ма- рика, Марихен; у французов — Мариан, Марион, Манон, Мариет; у итальянцев — Мариетта, Маритта; у испанцев — Марита и т. д.

(По А. Суперанской)

78.1) Прочитайте словарные статьи из словаря личных имён, разме- щённого в книге выдающегося исследователя ономастики Владимира Андреевича Никонова (1904—1988). Сформулируйте вопросы, ответы на которые можно найти в словаре.

Владимир.Средневековое составное имя. По одной из гипотез, от славянских слов владеть и мир. Согласно другой ги- потезе, от слов из германских языков знаменитый или предсказывать. Во- шло в святцы как имя киевского князя

Святой равноапостольный князь Владимир.

Владимира (960—1015), крестившего Русь и возведённого в лик святых. Уди- вительно, что в святцы вошло не христи- анское имя Василий, которое он принял

при крещении, а языческое. Несколько веков имя оставалось только княжеским. На все слои населения распространилось в XIX веке. У нас оно в десятке самых частых.

2) Расскажите, что нового о русских именах вы узнали из прочи- танных словарных статей.

79. Л. В. Успенский, замечательный российский языковед, сравнивал имена с модными платьями. И действительно, в разные времена оказы- ваются модными определённые имена. Так, в начале 20-х годов про- шлого века начали возникать новые имена, сложенные из первых букв или первых слогов нескольких слов. Например, Кэм — коммунизм, электрификация, механизация; Владлен — Владимир Ленин; Ревми-

ра — революция мировая и т. п. Немалую группу составляли и имена, образованные из нарицательных существительных: Идея, Авангард, Октябрь и др. Как вы думаете, каковы причины появления подобных личных имён? Часто ли встречаются они сегодня? Как вы думаете, по- чему? А сегодня есть модные и немодные имена? Если есть, то какие?

80.Составьте словарик личных имён. Включите в него имена родите- лей, родственников, одноклассников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления (популярность) среди ис- следуемых групп людей; не забудьте узнать, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу, однокласснику. Сде- лайте выводы. В работе используйте Словарь личных имён на портале

Толковый словарь Проф́н, -а, м. Книжн. Человек, совершенно несведущий в какой-ли- бо области.

81.1) Познакомьтесь с ключевыми словами текста, который вам предстоит прочитать, и попробуйте определить его тему.

Имена собственные, топонимы, хитроумные загадки, на- селённый пункт, названия, расшифровать.

2) Прочитайте текст. Смогли ли вы правильно определить его тему?

кой старости сталкиваемся с именами собственными совсем другого разряда — с именами географическими, или топони- мами. И надо сказать, что эта группа имён задаёт нам загад- ки ничуть не менее сложные и хитроумные, чем первая. И в ней есть рядом с понятными совершенно непонятные и даже таинственные. В одних этимология видна, так сказать, как на ладони, даже профану. Перед другими в задумчивости останавливается и самый опытный лингвист.

Откуда же они взялись? Конечно, и в этом случае нельзя допустить, будто наши прародители века назад, как бы забав- ляясь, составляли для окружающих их рек, гор и озёр имена из бессмысленных звуков, пересыпая эти звуки, как пёстрые стёклышки в калейдоскопе: интересно, мол, что получится? Ничего подобного не могло быть. Безусловно, каждое имя, которое сейчас кажется нам совершенно не имеющим значе- ния, некогда должно было его иметь. Но вот дознаться, доко- паться до этого значения бывает порою очень трудно.

(По Л. Успенскому)

3) О каких именах собственных говорится в тексте? Как называ- ются такие имена собственные?

82. 1) Прочитайте текст и определите, с какой целью он создан. Что хотел доказать автор?

Вот вам два крымских имени, расположенных на карте неподалёку друг от друга: Херсонéс и Севастóполь. Любой языковед скажет вам, что оба они — греческого происхожде-

ния. Вероятно, и созданы они были древними греками при- мерно в одно время?

Вообразите, ничего по- добного. Глубокой древностью веет от имени Херсонес: когда Владимир Святославич, князь новгородский и киевский, во дни наших былинных богаты- рей взял этот город осадным сидением, он был уже стар, имел незапамятно древнюю историю.

Имя Херсонес, то есть




Памятник затопленным кораблям — символ Севастополя

Выходит, что для решения топонимических вопросов ма- ло хорошо знать язык. Надо ничуть не хуже знать историю; без её помощи чистое языковедение может, чего доброго, за- вести в тупик.

(По Л. Успенскому)

2) Как вы понимаете выражение взять осадным сидением?

4) Когда город Севастополь получил своё имя? Найдите фраг- менты текста, в которых об этом говорится.

5) Определите главную мысль текста. Запишите предложения, в которых она выражена, в виде тезисов.

6) Какие доводы приводит автор для доказательства главного те- зиса? Прочитайте фрагменты текста, в которых они представлены. Кратко, в виде пунктов плана, запишите эти аргументы.

национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации язык межнационального общения кириллица глаголица ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРЫ история в слове пословицы поговорки ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ
МЕТАФОРА антропонимы
олицетворение
топонимы


85.Орфографический и пунктуационный практикум.

Прелес(?)ная, лукавая матрёшка в ра(з/с)писном крест(?)янском сарафане полушалке и переднике была так оч..ровательна, что сразу зав..евала симпатии детей и взрос- лых и стала ру(с/сс)ким сувениром. С 1890 года нач..лось массовое производство матрёшек.

Вот так имена людей получают порой вторую жизнь.

(По М. Горбаневскому)

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

4) О каких периодах истории русских имён идёт речь в текстах?

В тексте идет речь о двух периодах истории русских имен:

1. Дохристианский период.

2. Период после введения христианства.

5) Ответы на какие из данных вопросов можно найти в прочитанных текстах? Кратко запишите ответы.

В прочитанных текстах можно найти ответы на все данные вопросы:

1. Могло ли стать личным именем нарицательное существительное? — Да, могло (например, Заяц, Шуба, Соловей).

2. О чём говорили древнерусские имена? — Древнерусские имена говорили о цвете волос и кожи, характере и поведении, соседях, ремеслах.

3. Когда появились имена, которые мы употребляем и сегодня? — В период после введения христианства.

1) Прочитайте текст. О чём он? С какой целью написан? Сформулируйте и запишите тему текста.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Куликовская битва не освободила Русь от гнета Орды, но имела огромное историческое значение:
1) Орда ослаблена и начала распадаться, ханы уже боятся Руси,
2) победа подняла моральный дух русского народа и восстановила его веру в свои силы, привела к росту национального самосознания, русский народ начал осознавать свое единство.
3) победа привела к еще большему возвышению Москвы, которая окончательно становится центром русских земель,
4) начинается объединение русских земель вокруг Москвы и создание русского централизованного государства.

• В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Белокаменный кремль надежно защитил город, но Тохтамыш обманул его жителей и они открыли ему ворота. Москва была разорена. С этим событием связано первое упоминание огнестрельного оружия (тюфяков) на Руси. Дмитрий снова вынужден был начать высылать дань Орде.
• 1359 год – умирая, Дмитрий передает княжество и титул Великого князя своему сыну Василию, не спрашивая согласия ордынского хана

. Ответьте письменно на вопросы так, чтобы получился связный текст. Нужно ли в каждом предложении употреблять местоимение я?
Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Подчеркните обстоятельства, отвечающие на вопросы когда? как долго? Отметьте те слова, от которых зависят обстоятельства.

1. Когда ты просыпаешься? 2. В котором часу ты уходишь из дома в школу? 3. Как долго ты бываешь в школе? 4. Когда возвращаешься домой? 5. Как долго делаешь уроки? 6. В котором часу ложишься спать?

Ответ

Шестеро членов семьи пошли в кино. двое детей получили скидку на билет 50% как несовершеннолетние. бабушка и дедушка получили скидку 25% как пенсионеры. папа и мама скидки не получили. билет дедушки обошелся в 12 евро. сколько евро стоили все билеты вместе? ответ(в поле для ответа укажите числовое значение, например 9): ответ евро

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Каково эквивалентное сопротивление цепи, показаннойна рис. 19, если все в ней имеют одинаковое сопротивление r? 1. rэ = r. 2. rэ = r/3. 3. rэ = 2r/3. 4. rэ = 3r/2. 5. rэ = 3r​

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Определите день года, в которой в 8.30 вечера в верхней кульминации находиться звезда: 1. вега 2. альдебаран 3. денеб 4. арктур 5. капелла 6. алголь 7. спика 8. регул ​

Иконка предмета

Облигация федерального займа с переменным купонным доходом была приобретена юридическим лицом по цене 103% (с учётом накопленного купонного дохода). срок последнего купонного периода составляет 94 дня. размер купона - 24% годовых. налог на процентный доход при погашении составил 7 руб. рассчитайте налог на прибыль.

Иконка предмета

Конструктивная чувствительность педагогической способности учителя, по Н. В. Кузьминой, проявляется к
(*ответ*) способам отбора и композиционного построения учебно-воспитательной информации
способам взаимодействия
изменениям, которые должны произойти
способам включения учащихся в различные виды деятельности
Критерием оценки труда преподавателей типа Y, по Д. Райнсу, является их способность _ усвоение определенных базовых знаний и сформированности базовых умений по строго установленным учебным программам и тестам проверки усвоения знаний по учебным предметам
(*ответ*) контролировать
Критический уровень психологической готовности учителя к работе А. Г. Зырянов раскрывает как уровень, при котором учитель
(*ответ*) не видит необходимости в непрерывном совершенствовании системы образования и своей профессиональной деятельности
четко представляет себе цели и задачи современной школы
не совсем четко представляет себе цели и задачи современной школы
ошибся в выборе профессии, и ждет удобного случая бросить школу
Критичность ума, как рабочий критерий диагностики мышления по методике диагностики направленности личности педагога В. И. Зверевой, представляет собой умение объективно _ свои и чужие возможности, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы
(*ответ*) оценивать
Лаборатория профессиональной деятельности учителя НИИ ОПП, кафедра педагогики и психологии МГИУУ, педагогический колледж штата Джорджия (США) разработали методику психолого-педагогического анализа деятельности учителя. Данная методика позволяет
(*ответ*) провести диагностику отдельных сторон деятельности учителя
(*ответ*) определить уровень профессиональной деятельности педагога
(*ответ*) определить перспективы совершенствования деятельности учителя
оценить моральные качества, степень овладения принципами и нормам профессиональной этики
оценить внеурочную организационно-воспитательную работу учителя
Личный результат профессионального развития человека, кроме профессиональных изменений, имеет изменения системы личностных
(*ответ*) отношений
Лонгитюдное исследование – изучение одного объекта – человека, класса, группы людей – в течение _ времени
(*ответ*) длительного
Медитативные техники – метод саморегуляции, основанный на достижении покоя в результате _ или направленного сужения поступления сигналов через телесную субстанцию
(*ответ*) блокирования
Метод исследования, представляющий собой способ получения информации в ходе непосредственного устного общения, называется
(*ответ*) беседой
тестированием
контент-анализом
биографическим методом
Метод исследования, представляющий собой стандартизированную систему заданий, предназначенную для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий, называется
(*ответ*) тестированием
беседой
контент-анализом
биографическим методом
Методическую подготовку преподавателя составляют знания
(*ответ*) методов и приемов обучения школьников учебному предмету
(*ответ*) истории развития науки и современных ее достижений
(*ответ*) средств обучения школьников учебному предмету
психологических особенностей учащихся
педагогических технологий
Методом, активизирующим деятельность учащихся, называется метод обучения, при котором учебная деятельность включена в структуру какой-то другой деятельности, более _ и привлекательной для ученика
(*ответ*) значимой
Микропреподование – создание маломасштабной _ педагогической деятельности со всеми компонентами обучения
(*ответ*) ситуации

Читайте также: