Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках план урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цель: овладевать грамматическими нормами употребления имен существительных, развивать умение находить и различать грамматические ошибки. Формировать навыки использования нормированной речи, формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Метапредметные: ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельность в процессе достижения результата, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей, оценивать свою деятельность

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Индивидуальный опрос у доски:

Ш..пот – з..рница - и..резанный -

Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -

Могуч.. – купле..ый - оч..рование -

(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -

2) Исправьте ошибки там, где необходимо:

ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.

3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.

Индивидуальная работа по карточкам.(3-й ряд)

Класс: грамматическая разминка с последующей взаимопроверкой.

1 ученик проверяет вслух. (Учитель выборочно проверяет на оценку.)

- Ваша задача подобрать к несклоняемому сущ. прилагательное и определить род.

- Но прежде вспомним, как определить род у несклоняемого сущ?

(Плотное) жалюзи , (маленький ) шимпанзе , (разноцветный) какаду , Сухуми (красивый), Онтарио (глубокое), салями (колбаса) – женского рода; кольраби (капуста) – женского рода,

пенальти (удар) – мужского рода; (горячий) кофе , (вкусный) сулугуни , (настоящая) леди, рефери (судья м. р.), драже (сорт мелких конфет округлой формы), тюль , (интересное) ноу-хау (ср. р. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо).

- Сдаёт тетради на проверку 1 ряд.

Проверка индивидуальной работы.

3. Целеполагание. Постановка целей и задач урока.

- На что было направлено повторение? Какой раздел русского языка мы повторили?

- Какова цель нашего урока?

4. Изучение нового материала.

- А теперь посмотрите на слова, представленные на слайде.

1) Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, верно ли употреблены эти слова?

дверь ми двер ями

дочерь ми дочер ями

лошадь ми лошад ями

- Выскажите свои предположения.

-Правы ли вы, прочитаем в учебнике. Откроем учебник на стр. 117, прочитаем правило.

2) Работа с учебником.

- Итак, какие ещё слова в Т. п. мн. ч. имеют окончание -МИ- ? (дети, люди)

- Какой вывод можно сделать?

3) Проблемный вопрос:

- Ну а теперь ещё одна грамматическая загадка.

- Какой вариант слова употреблён правильно?

Диаспора армян или диаспора армянов?

Большой выбор сапог или сапогов?

(Диаспора - часть народа, проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания)

- Правильно ли вы ответили, посмотрим в таблице.

4) Рассмотрите таблицу.

Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

Р. п. множественного числа

Вывод: - Подведём итог вышесказанному. О каких грамматических нормах вы сегодня узнали?

5. Закрепление.

1)Работа с текстом.

- Прочитайте текст, поставьте выделенные слова в Р. п. мн. ч..

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов. Самый многочисленный народ — русские.

Татары – крупнейший после русских народ в России. В XV – XVI вв. происходило формирование отдельных групп татары …(татар) – Среднего Поволжья и Приуралья, Нижнего Поволжья и Сибири.

Множество народов живёт на Северном Кавказе. Осетины, лезгины, чеченцы, аварцы объединяет гостеприимство.

Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители трёх мировых религий.

Православие широко распространено среди русские ,украинцы, белорусы, мордвы, удмурты, осетины, якуты и других народов. Для татары, башкиры, казахи характерно такое вероисповедание, как ислам. Буддизм исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки.

Каждый народ чтит свои обычаи, которыми он дорожит.

Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям представителей другой национальности.

- Определите тип речи? (рассуждение)

- Какова тема и идея текста?

Вывод: - С какой грамматической нормой мы встретились в этом задании?

2. Группа: упр. 299 стр. 117. Составить текст.

- Среди словосочетаний найдите ошибки и исправьте их.

1) 1)САМЫЙ УМНЕЙШИЙ ученик (самый умный)

2) ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями

3) ЛЯЖЬТЕ на пол (лягте)

4) ПРОМОК под дождём

5) ШЕСТИСТАМИ учениками (шестьюстами)

6) пара САПОГОВ (сапог)

7) много ВАЛЕНКОВ (валенок)

8) согласно РАСПИСАНИЯ

9) ОБГРЫЗАННОЕ (обгрызенное)

10) пара ДЖИНС (джинсов)

11) блеск ПОГОНОВ (погон)

13) в ВОСЬМИСТА городах (в восьмистах)

14) несколько ШОРТОВ (шорт)

Вывод: - С какими трудностями столкнулись, выполняя задание?

- Ну а теперь посмотрим, насколько вы усвоили грамматические нормы, выполним самостоятельно цифровой диктант.

3) Цифровой диктант. (2-а уч-ка работают у доски) (взаимопроверка)

- В каких предложениях нет грамматических ошибок?

1. Новое поступление чулок и носок. (-)

3. Взвесил не менее трёхсот граммов. (+)

4. Делегация англичан и болгар прибыла вовремя. (+)

5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+)

6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (-)

7.Две пары новеньких ботинок стояли на полке. (+)

Подведение итогов урока: - Тема нашего урока звучала так: Умеем ли мы говорить правильно?

- Попробуем ответить на этот вопрос.

- Что необходимо для того, чтобы говорить правильно?

- Что вызвало затруднение на этом уроке?

Домашнее задание: упр. 300

1) Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель Аметова С.М.

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Тема :Варианты грамматической нормы

Цели (образовательные; воспитательные; развивающие):

Образовательные: формировать представление о нормах литературного языка

Воспитательные: вопитывать умение грамотно говорить

Развивающие: развивать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки.

Планируемые результаты (ФГОС) :

Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные УУД: умения определять и исправлять ошибки

Тип урока :закрепление и изучение нового материала

1.Организационный момент.Приветствие.Готовность учащихся к уроку.Проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний.(проверка д/з упражнение 92). Слово учителя. Беседа:

-Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний

о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения

необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство,

3.Целеполагание. - А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация

домашнего задания проблемно-поискового характера)

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

4.Основная часть урока(новый материал).

3. Работа по теме (анализ содержания учебного материала, выделение главных

- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура

речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и

выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая

русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и

правилам. Что же такое норма применительно к языку?

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов,

их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и

Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;

- Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского

литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм (анализ

- Мы же с вами остановимся на грамматических нормах, которые нашли своё

отражение в заданиях

– Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций,незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

6.Первичное усвоение новых знаний. - Анализ языкового материала: типология типичных морфологических и синтаксических ошибок. Работа по заполнению таблиц.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная

Таблица 1.Типы Морфологических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 1)

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

Цели урока: расширить представление о грамматической норме; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.

Образовательная: повторить изученный ранее материал; научиться работать по алгоритму; научиться видеть грамматические ошибки; выявить пробелы в знаниях.

Развивающая: развивать логическое мышление, память.

Воспитательная: воспитывать живой интерес и любовь к родному языку.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Всё ли в порядке в этом предложении? Можем ли мы считать это предложение нормой? Почему? Вообще, задумывались ли вы о том, что такое языковые нормы, нужно ли соблюдать их сегодня? Какие языковые нормы вы знаете? Какие нормы относятся к грамматическим?

4. Изучение нового материала

Грамматика представляет собой четкое организующее начало в языке. Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Грамматические нормы подразделяются на две: морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц). В центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками, сфере же синтаксиса принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью. Закономерности употребления форм слов непосредственно связывают морфологию с синтаксисом. Сосредоточенность в синтаксисе таких языковых средств, без которых невозможно осуществить общение, определяет отношение синтаксиса к морфологии.

5. Закрепление изученного материала

Ш..пот – з..рница - и..резанный -

Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -

Могуч.. – купле..ый - оч..рование -

(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -

2) Исправьте ошибки там, где необходимо:

ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.

3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.

- Ваша задача подобрать к несклоняемому сущ. прилагательное и определить род.

- Но прежде вспомним, как определить род у несклоняемого сущ?

(Плотное) жалюзи, (маленький) шимпанзе, (разноцветный) какаду, Сухуми (красивый), Онтарио (глубокое),салями (колбаса) – женского рода; кольраби (капуста) – женского рода,

пенальти (удар) – мужского рода; (горячий) кофе, (вкусный) сулугуни, (настоящая) леди, рефери (судья м. р.), драже (сорт мелких конфет округлой формы), тюль, (интересное) ноу-хау (ср. р. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо).

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка"

Тема урока: Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка

Познакомить учащихся с разными типами словарей;

Совершенствовать навыки работы со словарями;

Воспитывать интерес к книге.

Лексикография ( гр. lexikon - словарь + grapho - пишу ) - раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Основные типы словарей

Во вторых объясняются слова, толкуются их значения. Это, например, толковые словари; словари синонимов; словари иностранных слов; словари правильности речи; фразеологические словари; орфоэпические словари; орфографические словари; диалектные словари; этимологические словари; словообразовательные словари и т.д.

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т. е. переводные , которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т. п.), и одноязычные (помогают в освоении родного языка).

Сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение.

Помогают избежать ошибок.

Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь , содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой .

Первым толковым словарем был шеститомный "Словарь Академии Российской" , изданный в 1789-1794 гг. и содержавший 43 257 слов, взятых из современных светских и духовных книг, а также из древнерусской письменности. 2-е издание под названием "Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный" выходило в 1806-1822 гг. и содержало 51 388 слов. 3-м изданием академического словаря был вышедший в 1847 г. четырехтомный "Словарь церковнославянского и русского языка", в который вошло 114 749 слов.

Его нормативность ясно сказывается в указаниях о значении слова, его грамматических свойствах, экспрессивно-стилистических качествах, орфографии и литературном произношении. Всего в словаре 85289 слов. В настоящее время этот словарь во многом устарел.

На базе вышеназванного словаря в 1949 г. С. И. Ожеговым был создан однотомный "Словарь русского языка" , содержащий свыше 52 тыс. слов. Словарь неоднократно переиздавался, начиная с 9-го издания выходит под редакцией Н. Ю. Шведовой. В 1989 г. увидело свет 21-е издание словаря, дополненное и переработанное (70 тыс. слов).

В 1950-1965 гг. был издан семнадцатитомный академический "Словарь современного русского литературного языка" (включающий 120 480 слов). Значения слов и особенности их употребления иллюстрируются в нем примерами из литературы XIX-XX вв. различных стилей и жанров. Дается грамматическая характеристика слов, отмечаются особенности их произношения, приводятся нормативные стилистические пометы, сообщаются сведения по словообразованию, даются этимологические справки.

В 1957-1961 гг. вышел четырехтомный академический "Словарь русского языка" , содержащий 82 159 слов, охватывающий общеупотребительную лексику и фразеологию русского литературного языка от Пушкина до наших дней. 2-е, исправленное и дополненное издание словаря вышло в 1981-1984 гг. (главный редактор А. П. Евгеньева).

В 1981 г. был издан "Школьный толковый словарь русского языка" М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Световой под редакцией Ф. П. Филина.

Стремление собрать и систематизировать фразеологизмы русского языка нашло выражение в издании ряда фразеологических сборников. Здесь особое внимание следует обратить на след. издания:

- "Фразеологический словарь русского языка" под редакцией А. И. Молоткова (свыше 4 тыс. фразеологизмов) (первоначально 1967 г.изд. (4-е издание-в 1986 г.). Фразелогизмы приводятся с возможными вариантами компонентов, дается толкование значения, указываются формы употребления в речи. Каждое значение иллюстрируется цитатами из художественной литературы и публицистики. В ряде случаев дается этимологическая справка.

- "Школьный фразеологический словарь русского языка" В. П. Жукова (1980 г. изд.), содержащий около 2 тыс. наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в художественной и публицистической литературе и в устной речи. Большое внимание уделено в книге историко-этимологическим справкам. В 1967 г 2-м изданием (1-е - в 1966 г.) вышел "Словарь русских пословиц и поговорок" того же автора, включающий в себя около тысячи выражений этого характера.

- Наиболее полным собранием такого материала является сборник "Пословицы русского народа" В. И. Даля, изданный в 1862 г (переиздан в 1957 и 1984 гг.)

- В 1981 г. вышел "Словарь-справочник по русской фразеологии" Р. И. Яранцева, содержащий около 800 фразеологизмов (2-е издание - в 1985 г.).

К специфике современной лексикографии относится то, что значительно усложнилась структура словарных статей, увеличился объем информации , которую можно получить о той или иной единице языка, т.е. составители словарей стали стремиться к комплексному освещению языковых фактов.

Современная лексикография существенно расширила и усилила свой инструментарий компьютерными технологиями создания и эксплуатации словарей.

Специальные программы -- базы данных, компьютерные картотеки, программы обработки текста -- позволяют в автоматическом режиме формировать словарные статьи, хранить словарную информацию и обрабатывать ее.

Некоторые современные словари обязаны своим существованием именно компьютерным технологиям обработки больших корпусов текстов. Использование компьютерного инструментария существенно облегчает труд лексикографа и повышает эффективность лексикографических работ.

французский писатель XIX века Анатоль Франс

- Как называется раздел науки о языке, изучающий теорию и практику составления словарей?

- Как же назывались древние словари? (Глоссарии, разговорники, азбуковники)

- Кто придумал словари-разговорники? С какой целью? (Путешественники и торговцы; помочь человеку, плохо знающему иностранный язык, наладить бытовое общение в чужой языковой среде)

- На какие основные два типа делятся словари? (энциклопедические и филологические)

- Чем один тип отличается от другого? (1.объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях; 2.объясняются слова, толкуются их значения)

- В чем отличие одноязычного словаря от двуязычного? (помощь в освоении родного языка; переводной)

- Зачем нужны словари сегодня? ( Расширяют кругозор; сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение; помогают избежать ошибок)

2. Практические задания:

Азбучный принцип расположения материала в словаре вот уже много веков является основным. Умение быстро ориентироваться в словаре - залог успеха. Именно поэтому выполним следующее задание.

Задание 1 : Письменно расположите слова в алфавитном порядке. Обратите внимание на правильное произношение слов.

Щавéль, жалюзú, тýфля, свёкла, квартáл, столя́р, трубопровóд.

В каждом отдельно взятом словаре словарная статья составлена по-своему. Давайте рассмотрим это на разных словарях.

Задание 2 : С каким словарем мы будем работать, если нам нужно правильно расставить ударение в словах?

позвон и т, испов е дание, нет щавел я, сл и вовый, а вгустовский

Задание 3 : С каким словарем мы будем работать, если нам нужно дать лексическое значение слова?

- Что означает нумерация в формулировке значения? (слово многозначное)

- Какая здесь особенность? (омонимы; спорт/прическа/изолятор)

( есть помета книжн.)

- Какие еще пометы могут здесь быть? (диал., проф., устар., разг.)

Задание 4 : соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные В.И. Далем, с их значением.

1.Избаклушиться 2.Портить, коверкать

2.Корепать 3.Чинить, приноровлять, делать своими руками

3.Лагодить 4.Взбудоражить, напугать

4.Набарабошить 1.Привыкнуть к безделью

6.Прикосматить 5.Сделать ч.-л. в очень большом количестве

Задание 5 : С каким словарем мы будем работать, если нам нужно правильно написать слова?

МОШЕННИК, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ДИПЛОМИРОЭВАЭННЫЙ, КИЛОВАТТ-ЧАС, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО

Задание 6 : Дайте словам пару (синоним/ антоним ) (один чел. Работает по словарю, остальные сам-но; с послед. сверкой)

СИНОНИМЫ: КРУПИЦА – частица

ЯЗВИТЕЛЬНЫЙ – колкий, едкий, ехидный…

АНТОНИМЫ: СОДЕЙСТВОВАТЬ – препятствовать

Задание 7 : С каким словарем мы будем работать, чтобы дать лексическое значение фразеологизму?

- Что это такое и в чем его особенность?

РАССТАВИТЬ ВСЕ ТОЧКИ НАД I (разъяснить)

– Чему был посвящен наш урок?

– С какими словарями встречались мы сегодня?

– Какие еще словари вы знаете?

– К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?

– В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

Работа по карточкам (в 6-ти вариантах)

Дайте лексическое значение слова ЛАРИНГОЛОГИЯ

Выпишите из толкового словаря слова – омонимы вместе со значениями. В чем особенность оформления словарных статей данной группы слов?

Расставьте правильно ударения в след словах: ШОМПОЛ, ИКОНОПИСЬ, МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ, ВЗБОДРИТЬ, НАСАХАРИТЬ

Дайте пары – синонимы словам:

ОТМЕНИТЬ, БОГОТВОРИТЬ, ЧАСТНЫЙ

6. Дайте пары – антонимы словам:

СОБСТВЕННЫЙ, ОПРАВДАНИЕ, БОЯЗНЬ

Дайте лексическое значение слова ВСТРЕЧНЫЙ

Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой РАЗГ. вместе со значением.

Расставьте правильно ударения в след словах: ПЛАТО, ОБЛЕГЧИТЬ, БУЛАВА, ПРОЛОЖИТЬ, ВЗАПЕРТИ

Дайте пары – синонимы словам:

МУЧИТЬСЯ, ОТЛИЧНЫЙ, ПРАВИЛЬНО

6. Дайте пары – антонимы словам:

ПРИБЛИЗИТЬ, БЕЗОБРАЗНЫЙ, ЗДОРОВЫЙ

Дайте лексическое значение слова ТЕНОР

Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой УСТАР. вместе со значением.

Расставьте правильно ударения в след словах: ВЗАПЕРТИ, ДОПРИЗЫВНИК, ПОДСОЛЕННЫЙ, УТЕПЛИТЬ, ВЕРЕСКОВЫЙ

Дайте пары – синонимы словам:

ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ, СЛАБОДУШНЫЙ, ЗАНЯТЬ

6. Дайте пары – антонимы словам:

УЗКИЙ, ВОСХИЩАТЬСЯ, ВЕЧНЫЙ

Дайте лексическое значение слова ТЕРРАКОТА

Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой ПРОФ. вместе со значением.

Расставьте правильно ударения в след словах: АРИСТОКРАТИЯ, ЯЗЫКОВАЯ (колбаса), НАИСКОСЬ, ПОНЯВШИЙ, ОПЕКА

Дайте пары – синонимы словам:

ЕДИНЕНИЕ, АБСОЛЮТНЫЙ, ВЫНУТЬ

6. Дайте пары – антонимы словам:

ВРЕДНЫЙ, ВСПЫХИВАТЬ, ВНЕШНИЙ

Дайте лексическое значение слова УНЦИЯ

Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой ПРОФ. вместе со значением.

Расставьте правильно ударения в след словах: ПЛЕСНЕВЕТЬ, КАТАЛОГ, МИЗЕРНЫЙ, БАЛОВАННЫЙ, ЩЕКОЛДА

Дайте пары – синонимы словам:

ВЫМЫШЛЕННЫЙ, КРУТИТЬСЯ, ПОТЕРЯ

6. Дайте пары – антонимы словам:

ОПТИМИЗМ, ЗАПРЕТ, БЕСТАКТНЫЙ

Дайте лексическое значение слова ПЛАТАН

Выпишите из толкового словаря 2 многозначных слова вместе со значением. Одно из выписанных слов должно иметь переносное значение .

Расставьте правильно ударения в след словах: БРОНЯ (ж/д билет), ГЕНЕЗИС, ШАССИ, ПУЛОВЕР, СРЕДСТВА

Читайте также: