Отрасль как объект изучения статистики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: изучить основные понятия, предмет и отрасли статистики, особенности отрасли и методы судебной статистики.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основные понятия статистики. Предмет и отрасли статистики

Судебная статистика тради­ционно входит в набор учебных дисциплин при подго­товке специалистов с высшим юридическим образованием. Юристы в своей практической дея­тельности имеют дело не только с конкретными юридическими факта­ми, но с массовыми юридически значимыми явлениями и процессами, статистический анализ которых – необходимое условие их профес­сиональной деятельности.

Статистика –это отрасль науки, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерно­стей их развития в конкретных условиях места и времени.

Предмет исследования статистики как общественной науки – массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количе­ственную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Структура современной статистической науки представлена на рис. 1.

Общая теория статистики – наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений.


Рис. 1. Структура статистической науки

В современной статистике выделяют двеотрасли экономическую и социальную статистики.

Экономическая статистика изучает явления и процессы в облас­ти экономики; структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства; формирует систему показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенно­сти размещения производительных сил, наличие материальных, тру­довых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использо­вания.

Социальная статистика формирует систему показателей для ха­рактеристики образа жизни населения и различных аспектов соци­альных отношений. Отрасли экономической статистики: статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и т.д.

Социальная статистика включает следующие отрасли: правовую (или судебную) статистику, де­мографическую статистику, статистику политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д.

Общая черта сведений, составляющих статистику, объект ее ис­следования – то, что они всегда от­носятся не к одному единичному явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений, т.е. их совокупность.

Статистическая совокупность– множество элементов, обладаю­щих массовостью, некоторыми общими, но не обязательно систем­ными свойствами, существенными характеристиками – однород­ностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состоя­ний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих.




Элементы, множество которых образует изучаемую статистикой совокупность, называют единицами статистической совокупности.

Статистические совокупности могут быть:

а) стохастическими, или вероятностными (если свойства или параметры статистической совокупности имеют случайный, вероятностный характер), и детер­минированными (если свойства и параметры имеют неслучайный, детерминированный характер);

б) простыми, или одномерными (если статистическая совокупность характеризуется отдельным свой­ством, параметром либо системой непересекающихся свойств или параметров), и сложными, или многомерными (если статистическая совокупность характеризуется системой пересекающихся свойств или параметров);

в) однородными, или гомогенными (если все свой­ства и параметры присущи каждому элементу статистической сово­купности), и гетерогенными, или неоднородными (если свойства и параметры статистической совокупности распределяются по ее под­множествам).

Статистические совокупности имеют определенные свойства, носители которых – единицы совокупности (факты, явления реаль­ной жизни), обладающие определенными признаками.

Признаки – это свойства, характерные черты или особенности объектов (явлений), которые могут быть охаракте­ризованы рядом статистических величин.

Признаки, варьирующиеся (изменяющиеся) от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изуче­ния статистики. Такие признаки называют статистическими признаками.

Очевидно, что единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную однородность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков.

Вариация – изменение значений признака при переходе от од­ной единицы совокупности к другой.

Количественную характеристику социально-экономических яв­лений статистика выражает при помощи чисел, кото­рые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – обобщенная количественная харак­теристика социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью.

Примерами показателей могут служить: количество рассмотренных дел, количество совершенных преступлений, коэффициент преступности, коэффициент судимости, темпы роста (+) или снижения (-) преступности, средний срок рассмотрения дела, средняя нагрузка на судью и т.д.

Понятия признака и статистического показателя взаимосвязаны, но показатель выражает единство качественной и количественной сторон явления (их меру), а признак характеризует отличительные особенности или сходство объектов статистической совокупности. Принято различать качественные и количествен­ныепризнаки.

Качественные (атрибутивные) признаки не поддаются количест­венному (числовому) выражению. К качественным относятся признаки, отлича­ющиеся друг от друга содержанием. Например, профессии – характером труда (учитель, тракторист, геолог), виды краж – ме­стом их совершения (квартирная, карманная), убийства – способа­ми (с особой жестокостью, общеопасным способом), мотивами (месть, корысть) и т.д.

Количественные признаки легко выражаются при помощи числовых значений, например: возраст человека (14, 16, 18, и т.д.), причиненный преступлением материаль­ный ущерб – 1 млн. руб., 10 млн. руб. и т.д.

Закономерностями обычно называют устой­чивые отношения (связи). Повторяются сезонные изменения пого­ды, падают предметы, лишенные опоры и т.д.

Закономерность, проявившаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, назы­вается статистической закономерностью.

Статистические закономерности, проявляющиеся в массе однород­ных случайных явлений, оказываются независимыми от индивидуальных случайных явлений; их отдельные особенности как бы взаимно нивелиру­ются, и средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным.

Свойство статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности получило название закона больших чисел.

Математической основой закона больших чисел служит теория ве­роятностей. Она представляет собой раздел математики, изучающий закономерности, возникающие при взаимодействии большого числа случайных явлений.

При малом числе наблюдений фактические результаты (опытная ве­роятность) могут существенно отклоняться от математической (теорети­ческой) вероятности, а при большом числе наблюдений они становятся близки к расчетным.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема 1: «Предмет, методы и отрасли статистики.

Цель занятия: изучить основные понятия, предмет и отрасли статистики, особенности отрасли и методы судебной статистики.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основные понятия статистики. Предмет и отрасли статистики

Судебная статистика тради­ционно входит в набор учебных дисциплин при подго­товке специалистов с высшим юридическим образованием. Юристы в своей практической дея­тельности имеют дело не только с конкретными юридическими факта­ми, но с массовыми юридически значимыми явлениями и процессами, статистический анализ которых – необходимое условие их профес­сиональной деятельности.

Статистика –это отрасль науки, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерно­стей их развития в конкретных условиях места и времени.

Предмет исследования статистики как общественной науки – массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количе­ственную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Структура современной статистической науки представлена на рис. 1.

Общая теория статистики – наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений.


Рис. 1. Структура статистической науки

В современной статистике выделяют двеотрасли экономическую и социальную статистики.

Экономическая статистика изучает явления и процессы в облас­ти экономики; структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства; формирует систему показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенно­сти размещения производительных сил, наличие материальных, тру­довых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использо­вания.

Социальная статистика формирует систему показателей для ха­рактеристики образа жизни населения и различных аспектов соци­альных отношений. Отрасли экономической статистики: статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и т.д.

Социальная статистика включает следующие отрасли: правовую (или судебную) статистику, де­мографическую статистику, статистику политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д.

Общая черта сведений, составляющих статистику, объект ее ис­следования – то, что они всегда от­носятся не к одному единичному явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений, т.е. их совокупность.

Статистическая совокупность– множество элементов, обладаю­щих массовостью, некоторыми общими, но не обязательно систем­ными свойствами, существенными характеристиками – однород­ностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состоя­ний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих.

Элементы, множество которых образует изучаемую статистикой совокупность, называют единицами статистической совокупности.

Статистические совокупности могут быть:

а) стохастическими, или вероятностными (если свойства или параметры статистической совокупности имеют случайный, вероятностный характер), и детер­минированными (если свойства и параметры имеют неслучайный, детерминированный характер);

б) простыми, или одномерными (если статистическая совокупность характеризуется отдельным свой­ством, параметром либо системой непересекающихся свойств или параметров), и сложными, или многомерными (если статистическая совокупность характеризуется системой пересекающихся свойств или параметров);

в) однородными, или гомогенными (если все свой­ства и параметры присущи каждому элементу статистической сово­купности), и гетерогенными, или неоднородными (если свойства и параметры статистической совокупности распределяются по ее под­множествам).

Статистические совокупности имеют определенные свойства, носители которых – единицы совокупности (факты, явления реаль­ной жизни), обладающие определенными признаками.

Признаки – это свойства, характерные черты или особенности объектов (явлений), которые могут быть охаракте­ризованы рядом статистических величин.

Признаки, варьирующиеся (изменяющиеся) от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изуче­ния статистики. Такие признаки называют статистическими признаками.

Очевидно, что единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную однородность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков.

Вариация – изменение значений признака при переходе от од­ной единицы совокупности к другой.

Количественную характеристику социально-экономических яв­лений статистика выражает при помощи чисел, кото­рые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – обобщенная количественная харак­теристика социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью.

Примерами показателей могут служить: количество рассмотренных дел, количество совершенных преступлений, коэффициент преступности, коэффициент судимости, темпы роста (+) или снижения (-) преступности, средний срок рассмотрения дела, средняя нагрузка на судью и т.д.

Понятия признака и статистического показателя взаимосвязаны, но показатель выражает единство качественной и количественной сторон явления (их меру), а признак характеризует отличительные особенности или сходство объектов статистической совокупности. Принято различать качественные и количествен­ныепризнаки.

Качественные (атрибутивные) признаки не поддаются количест­венному (числовому) выражению. К качественным относятся признаки, отлича­ющиеся друг от друга содержанием. Например, профессии – характером труда (учитель, тракторист, геолог), виды краж – ме­стом их совершения (квартирная, карманная), убийства – способа­ми (с особой жестокостью, общеопасным способом), мотивами (месть, корысть) и т.д.

Количественные признаки легко выражаются при помощи числовых значений, например: возраст человека (14, 16, 18, и т.д.), причиненный преступлением материаль­ный ущерб – 1 млн. руб., 10 млн. руб. и т.д.

Закономерностями обычно называют устой­чивые отношения (связи). Повторяются сезонные изменения пого­ды, падают предметы, лишенные опоры и т.д.

Закономерность, проявившаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, назы­вается статистической закономерностью.

Статистические закономерности, проявляющиеся в массе однород­ных случайных явлений, оказываются независимыми от индивидуальных случайных явлений; их отдельные особенности как бы взаимно нивелиру­ются, и средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным.

Свойство статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности получило название закона больших чисел.

Математической основой закона больших чисел служит теория ве­роятностей. Она представляет собой раздел математики, изучающий закономерности, возникающие при взаимодействии большого числа случайных явлений.

При малом числе наблюдений фактические результаты (опытная ве­роятность) могут существенно отклоняться от математической (теорети­ческой) вероятности, а при большом числе наблюдений они становятся близки к расчетным.

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель – та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Читайте также: