Открытый педагогический совет базовых школ педагогических вузов базовая школа настоящее и будущее

Обновлено: 05.07.2024

– Создание пула базовых школ при пед­университетах – одна из мер по обновлению системы подготовки школьных учителей. В перспективе данные меры смогут не только восполнить нехватку учителей, увеличивающуюся с каждым годом, но и повысить уровень подготовки педагогов.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

– Вариант наличия школы внутри вуза достаточно оправдан и целесообразен. Точнее, у нас целых три таких варианта. Первый – это школа, расположенная непосредственно внутри нашего университета, в ней учатся около 400 детей с 1‑го по 11‑й класс. На ее базе наши студенты проходят педагогическую практику, а сотрудники проводят научные исследования. Второй вариант – предуниверсариум, в рамках которого также внутри университета организовано несколько старших классов, этим ребятам интересны социогуманитарная специализация, коммуникации, науки о человеке. Используя ресурсы университета, они получают полноценное общее образование с участием наших преподавателей, слушают элективные курсы. И третий вариант – это предпрофессиональное образование в обычных школах, которые аффилированы с вузами, но не являются университетскими подразделениями. Таких школ у нас около 60. В целом же все эти варианты помогают университету наладить тесное взаимодействие с системой общего образования, в первую очередь чтобы обеспечить прохождение нашими студентами педагогической практики с максимальной пользой для всех. Кроме того, это помогает проводить различные исследования, опросы, собирать аналитику. Наконец, обратная связь, которую мы получаем от школ, – это огромное подспорье в плане понимания, как работают наши программы и что в них следует поменять.

– У нас в городе есть лицей, который считается педагогическим. Но выпускники этого учебного заведения нечасто выбирают профессию учителя. Думаю, одна из причин в том, что набор в лицей ведется с седьмого класса. В этом возрасте дети еще не думают серьезно о выборе жизненного пути. Гораздо эффективнее, я думаю, было бы создавать профильные 10‑е и 11‑е классы при обычных школах.

– У нас в вузе эта идея реализована уже несколько лет назад. В нескольких школах города мы организовали так называемые клинические базы практик. Начиная с первого курса наши студенты регулярно выходят на уроки и внеклассные мероприятия, знакомятся с процессом преподавания и воспитания изнутри. В течение всей учебы идет постоянное общение с наставниками, детьми и родителями. Наши студенты уже к 4‑му курсу имеют полное представление о всех требованиях к проведению уроков, проверке знаний и отчетности, то есть для них нет сюрпризов и неожиданностей, когда они начинают работать самостоятельно. Кто-то из студентов уже на практике понимает, что школа не то место, куда он хочет прий­ти по окончании вуза, и это тоже хорошо. Чтобы не было разочарований потом, лучше это понять в студенчестве.

Ирина СОБОЛЕВА, методист отдела развития общего образования Карельского института развития образования, Петрозаводск:

Ефим ШАИН, завкафедрой социальных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:

– Убежден, что педвуз не может выполнить одну из своих миссий – создание условий для становления настоящих учителей, если он повседневно не взаимодействует со школой. Это аксиома. Так было в советское время, это есть и сейчас в лучших педвузах России. У нас в университете каждый факультет имеет договорные отношения с лучшими (по своему профилю) образовательными организациями региона. И если этот процесс получит федеральную нормативную и финансовую подпитку, то вполне можно рассчитывать на повышение качества подготовки учителей.

Поэтому для меня вопрос не в целесо­образности, а в механизме реализации решения Минпросвещения России. Можно придать уже имеющимся хорошим школам в каждом регионе статус базовых школ педвузов с целевым финансированием и материально-техническим снабжением. Но этот вопрос придется решать с региональными и федеральными органами власти, что может похоронить вообще саму идею.

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.33 - https://www.tspu.edu.ru/

В ходе выступления эксперт ТГПУ поделилась с коллегами опытом научного сотрудничества Томского педагогического университета и школ, рассказала о научной работе сегодня и о том, какие перспективы видятся в будущем.

Отдельное внимание Наталия Альбертовна уделила созданному в ТГПУ Институту развития педагогического образования, который объединяет три значимые для развития научных коллабораций вуза и школ структуры: кафедра педагогики и психологии образования, Парк инновационных образовательных практик и структура, связанная с сопровождением научно-исследовательской работы аспирантов по педагогическим направлениям.

В перспективе сотрудников Томского педагогического университета – сохранить многолетние научные связи, а через деятельность Парка инновационных образовательных практик, разрабатывающего новые механизмы взаимодействия, расширить сеть базовых школ.

В процессе общения эксперты педвузов также обсудили роль базовой школы в практикоориентированной подготовке студентов-педагогов, реализацию федеральных инновационных площадок в образовательной деятельности базовых школ, психологические исследования как инструмент управления инновационной деятельностью в общем образовании, нормативное обеспечение деятельности базовых школ (механизмы межведомственного взаимодействия) и другие. Итоги встречи подвел представитель Минпросвещения РФ Балахонов Андрей Петрович:

Завершая проведение совета, А.П. Балахонов акцентировал, что работа как школ, так и педагогических университетов должна быть направлена в первую очередь на ребенка, чтобы привести как к повышению качества подготовки школьника, так и будущего учителя.

В ходе мероприятия планируется обсудить актуальные проблемы формирования и развития сети базовых школ педагогических вузов. Приглашаются к участию представители вузов, курирующих вопросы сопровождения деятельности базовых школ и представители общеобразовательных учреждений Красноярска, заинтересованные в развитии проекта.

Ссылка для участия, идентификатор конференции: 814 0115 2841 Код доступа: 625384

Министерство просвещения Российской Федерации

© Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2006—2022. Перепечатка с указанием ссылки

В рамках работы по развитию системы подготовки учителей Министерство просвещения Российской Федерации создаст сеть базовых школ при педагогических вузах. С такой инициативой ранее выступил Министр просвещения Сергей Кравцов. Также будет подготовлен порядок, определяющий правила работы студентов в школах. Об этом рассказал заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк во время совещания в режиме видео-конференц-связи, посвящённого итогам волонтёрской работы в педагогических вузах.



Открывая совещание, заместитель Министра перечислил основные направления совместной работы ведомства с педагогическими вузами по совершенствованию школьного образования, включая развитие наставничества, воспитание, поддержку проектов в сфере волонтёрства.

Также Виктор Басюк заявил, что Министерство готовит порядок, который будет определять правила работы студентов в школах. В начале июня Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, согласно которому студенты старших курсов, успешно сдавшие сессию, имеют право преподавать в школах до получения диплома.

На совещании выступили студенты-волонтёры нескольких вузов, в том числе Армавирского государственного педагогического университета, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Шадринского государственного педагогического университета. Они рассказали о реализации добровольческих инициатив в своих вузах, среди которых – улучшение цифровых навыков педагогов, помощь школьникам в выполнении домашних заданий, консультирование родителей, психологическое сопровождение.

Читайте также: