Открытое занятие исследовательская деятельность в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
  2. Активизировать речевую деятельность.
  3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
  4. Воспитывать культуру общения.
  1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  3. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
  1. Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
  2. Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  3. Развивать интерес к дыхательным упражнениям.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, чай, кофе), салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, свисток, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила какие?

Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В:А чтобы попасть туда, надо произнести волшебные слова.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (дети произносят слова, затем идут до столов)

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду (надевают фартуки). Итак, начинаем.

Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится? (Ответы детей) Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома. Какой он?(Ответы детей)

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?

Воспитатель: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)

Воспитатель: Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему? (Ответы детей) Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы детей)Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика:Мы вдохнули глубоко,Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек).Подыши одной ноздрей,

Подыши другой ноздрей –

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.

Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище: в городе или лесу? (В лесу.) Почему вы так думаете? (Ответы детей) Почему воздух становится грязным? (Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.) Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? (Ответы детей). Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).

2. Воздух можно услышать (да).

3. Воздух голубого цвета (нет).

4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).

5. Воздух имеет свой вкус (нет).

6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).

7. Человек может жить без воздуха (нет).

8. Ветер – это движение воздуха (да).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Снимаем специальную одежду. Давайте встанем с вами в круг, закроем глазки и сосчитаем до десяти .

Воспитатель: Вот мы и в саду. Молодцы, ребята! Хорошо поработали! И в подарок хочу подарить вам воздушные шарики. Ребята, чем они наполнены? (Воздухом) Молодцы!

Основное направление: Познавательное.

Интегрируемые образовательные области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в лаборантов, физминутка.

Практические: выполнение экспериментов.

Использование технологий: ИКТ-технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка).

Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется,при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри.

Развивающие:развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;развивать исследовательские умения детей.

Воспитывающие: воспитывать КГН, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Ход проведения НОД:

Воспитатель: Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.

Көк теӊгр, менд! / руки поднимают вверх/

Алтн нарн, менд! /делают круговое движение/

Нилх ноһан, менд! / приседают немного/

Серүн салькн, менд! / качают руками над головой/

Төрскн һазртан бәәнәв! / прижимают руки к груди/

Цугтаднь мендән илгәнәв! /приветствуют обеими руками/

А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Слайд 1.Название занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики и отгадаем мою загадку.

Похоже на пряники разного цвета,

Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.

Ответы детей:

Слайд 2. Картинка и загадка МЫЛО.

В лабораторию заходи!

Слайд 3.Картинка Лаборатория

Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь! Вот мы и в секретной лаборатории. Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! Прежде чем начать эксперимент, я вас сейчас ознакомлю с правилами поведения в лаборатории.

Слайд 4.Правила поведения в лаборатории.

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

Слайд 5. Виды мыла.

На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла по количеству детей. Дети трогают мыло, нюхают его ,передают друг другу.

Воспитатель: Ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло.

-Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.)

- Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов)

- Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое)

Дети трогают мыло,нюхают его,передают друг другу.

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?

Ответы детей:

Воспитатель: А вы знаете, что бывает мыло для того, чтобы стирать одежду. И называется оно - хозяйственное. Посмотрите на него. Какого оно цвета?

Ответы детей: коричневое

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода.

- Какая вода? А какого цвета?

Ответы детей: тёплая, без цвета - чистая и прозрачная.

Воспитатель: Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте ложечкой насыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (Растворяется в воде)

-Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)

Теперь, возьмите трубочку и попробуйте пустить пузырь.

(отдельные тарелочки с натертым мылом и пластиковые ложки)

Дети отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри.

Воспитатель: Да, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки влажными салфетками и перейдем ко второму столику. Что вы видите на этом столе?

Ответы детей: Жидкое мыло

Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему оно называется жидким?

Ответы детей: Потому что мыло течет.

Воспитатель: А теперь, давайте, проведем второй опыт: Растворим жидкое мыло в воде. Какого цвета стала водичка? А что произошло с мылом?

Ответы детей:

Воспитатель: А как вы думаете, почему у Иляны вода в стаканчике фиолетового цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к третьему столу.

Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках? Правильно, это мыло для посуды.

-Ребята, давайте узнаем получатся ли у нас мыльные пузыри из средства для мытья посуды? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого нам нужно приготовить раствор: сначала наливаем теплой водички в миску, затем добавляем мыло для посуды. А вам я приготовила уже готовый раствор. Перемешиваем ложечкой и попробуем надуть мыльные пузыри. Получаются? (ответы детей) Ну, тогда давайте добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин?

Ответы детей:

Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, обладает сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.

Воспитатель: Нам нужно добавить его совсем немного. Сейчас я добавлю себе и вам в миски.

(100мл.воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч.ложки. сахара и добавить немного глицерина).

Воспитатель: А теперь попробуйте при помощи воронки надуть пузыри. А что такое воронка? Воронка – это средство для переливания жидкости. Теперь я возьму воронку и хорошенько ею размешаю содержимое миски.

Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?

Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри при помощи воронки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.

Раз, два, три! Снова в группу заходи!

Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.

Садятся на стульчики, расположенные полукругом.

Слайд 6.

Рефлексия:

- Ребята, где мы побывали сегодня?
- Что нового вы узнали о мыле?

- Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом

- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри

- Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, пришла пора прощаться. А чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сборник конспектов НОД

По познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель:

гСлавгород2020.

Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- ИКТ;
- исследовательская;
- здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Цель. Обобщить представления детей о воздухе.

Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Формировать основы экологического сознания.

Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы.

Развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Словарная работа: "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный".

I . Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? (воздух)

Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

II. Обнаружение воздуха в различных предметах, свойства воздуха.

Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.) Что в ней находится (кубики). Если уберём кубики, что останется в банке? (воздух) Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный). (перед каждым ребенком на столе прозрачный пакет).

Воспитатель предлагает взять пакет в руки, встряхивает его, закручивает его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Что же надуло пакет? (воздух)

(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух).

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки ) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух)

Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.

Воспитатель. (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик просит меня, чтобы я его надула. (воспитатель надувает шар)

Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим, прозрачным). Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет). (Воспитатель отпускает шар, не завязав его).

Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч)

III. Движение воздуха

Воспитатель. Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (веер, веточку с листочками, вертушку, ветряную мельницу) Воспитатель. Что общее между этими поделками? (перед каждым ребенком на столе веер)

Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух)

Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. (Звучит аудиозапись шума ветра)

Воспитатель. Дети, какие загадки вы знаете про ветер? (Дети загадывают загадки)

Неизвестно, где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь

Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы.

Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?"

(перед каждым ребенком на столе веточка с листочками)

Воспитатель. Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)

IV. Физкультминутка

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз)

Хочу налево посвищу, (наклон влево)

Могу подуть направо, (наклон вправо)

Могу подуть вверх - в облака, (Медленно поднимают руки вверх - наклоны)

А пока - я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)

V. Поэты и художники о ветре.

Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.

Воспитатель. Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А.С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане)

Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах)

Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и корабли.)

Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий, приятный, ласковый)

Какой ветер изобразил художник Н.Н. Дубовской (слабый, теплый)

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха. )

(Показывает картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу)

Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Что можете рассказать о лесе? ( Чем больше растений, тем чище воздух. Растения - это зеленый наряд планеты. Лес - это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями) О чем эта картина? (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель: Давайте лес любить, оберегать

Природе в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все на веки!

Дети подбрасывают шары вверх и ловят.

Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Воспитатель. Что такое лес? (Лес - это не только украшение земли, но и источник здоровья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе занятия проводим опыты с водой. Отгадываем загадки. Закрепляли знания о свойствах воды.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

1 квалификационной категории

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование .

помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

развитие связанной речивовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Место проведения - групповое помещение.

Методические приемы:

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

1.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

2.С неба падают зимою

И кружатся над землею

Белые… (снежинки)

3.Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег)

4.Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (Сосулька)

5.Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

6.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

7.Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака.)

8.По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

От дырявой… (тучи)

9. Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (клубничным).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Читайте также: