Рекомендации по подготовке ребенка к школе медико педагогическая коррекция

Обновлено: 05.07.2024

Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая (См Приложение Е). Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес – лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.

5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

9. Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.

10. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11. Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.

12. Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

13. Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

15. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

16. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

17. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

18. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Учитывая особенности физического развития детей взрослым необходимо:

– дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

– организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой;

– проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.;

– сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

• не бояться трудностей;

• стремление преодолевать их;

• не отказываться от намеченной цели.

Взрослые должны стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

– глубины чувств и эмоций;

– осознания причин появления тех или иных эмоций;

– проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

– эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей – школьников в детские сады.

4. Использовать загадки на школьную тему.

Существуют следующие методы и средства для развития готовности в сфере общения:

• методика обучения выразительным движениям через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений;

• инсценировка эмоциональных состояний, сознание детьми эмоций, называние их;

• психогимнастика – специальный курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основной акцент в данном курсе делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.

В настоящее время многие школы организуют так называемые подготовительные курсы для будущих школьников. Это очень хорошее начинине. Можно выделить несомненные плюсы таких занятий:

– ребенок учиться общаться с учителем и детьми;

– ребенок знакомится и привыкает к правилам поведения в школе, на уроке;

– у ребенка начинают формироваться общеучебные навыки: как правильно расположить тетрадь, держать ручку при письме, работать с книгой.

Однако есть и минусы подобного обучения:

– занятия обычно проходят вечером и вероятность переутомления довольно велика, так как ребенок вынужден посещать курсы после детского сада;

– занятия на курсах чаще всего заканчиваются в мае, а обучение начинается осенью (в сентябре). За три летних месяца (если родители не будут заниматься) ребенок может многое забыть;

– посещая курсы в определенной школе, желательно и в дальнейшем учиться в ней же. Это связано с тем, что ребенок привыкает к особенностям обучения в данной школе.

На наш взгляд, эффективнее всего сочетать посещение подготовительных курсов с занятиями в домашних условиях.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Методика Ясюковой Л.А. позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

2. Результатами по исследуемой группе можно сказать следующее, что группа в целом готова к обучению в школе. По результатам диагностики в сравнении по половому признаку мальчики готовы 100%, девочки 91% из 20 диагностируемых детей один не готов, а точнее по результатам обследования: скорость переработки информации, развитие внимательности, развитие визуального структурного мышления, развитие зрительно-моторной координации, понятийное интуитивное мышление параметрам показал низкий уровень развития.

3. Педагоги и родители поставлены в известность о результате выявленных слабых уровнях развития, на основе чего получили рекомендации, на что нужно обратить внимание у ребенка работать над данной проблемой по развитию.

4. Разработанные рекомендации родителям помогут сформировать у детей, которые показали слабый или средний показатель, улучшить уровни развития детей, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.

Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной мотивационной готовности ребенка к школе.

Основой моей исследовательской работы послужила методика определения готовности к школе прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе по Л.А. Ясюковой.

Ядро диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Данный диагностический комплекс позволяет оценить уровень и особенности интеллектуального развития ребенка.

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что Результатами по исследуемой группе можно сказать следующее, что группа в целом готова к обучению в школе. По результатам диагностики в сравнении по половому признаку мальчики готовы 100%, девочки 91% из 20 диагностируемых детей один не готов, а точнее по результатам обследования: скорость переработки информации, развитие внимательности, развитие визуального структурного мышления, развитие зрительно-моторной координации, понятийное интуитивное мышление параметрам показал низкий уровень развития.

Педагоги и родители поставлены в известность о результате выявленных слабых уровнях развития, на основе чего получили рекомендации, на что нужно обратить внимание у ребенка работать над данной проблемой по развитию. Разработанные рекомендации родителям помогут сформировать у детей, которые показали слабый или средний показатель, улучшить уровни развития детей, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.

Список использованных источников

1. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2000.

3. Астапов В.М. Тест тревожности. М., 1999.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.

5. Битянова М.Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2005.

6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1998.

7. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 2001.

9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 2001.

10. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

11. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.: Академический проект, 2005-с. 18712.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2, М., 2000.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М., 2005.

15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1999, С. 78–86.

17. ГриндерДж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1999.

18. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. Сост. Шуаре Марта о. М., 1992, С. 109–118.

19. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 160–163.

20. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.

21. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб, 2004.

22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 2007.

23. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 1999.

24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 2000.

25. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 2003.

26. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 152–158.

27. Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер. М., 1996.

28. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. СПб – Рига, 1998.

29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.

30. О'Коннер Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб, 1996.

31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2003.

32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2008.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 103561
Количество таблиц: 11
Количество изображений: 11

Целью разработки рекомендаций является помощь педагогам – психологам образовательных организаций для успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
Данные методические рекомендации будут полезны для педагогов-психологов (практических психологов) образовательных организаций, родителей будущих первоклассников.


Оценить 1812 1

Донецкая Народная Республика

администрациЯ куйбышевского района

Протокол заседания Приказом отдела образования

научно-методического совета администрации Куйбышевского района

отдела образования администрации города Донецка

Готовность ребенка к обучению в школе

Пояснительная записка

В настоящее время проблема готовности к школе является актуальной.

Целью разработки рекомендаций является помощь педагогам – психологам образовательных организаций для успешной подготовки ребенка к обучению в школе.

Данные методические рекомендации будут полезны для педагогов-психологов (практических психологов) образовательных организаций, родителей будущих первоклассников.

Эффективным обучение в общеобразовательной организации может быть только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, способствующими усвоению программного материала.

Готовность ребенка к обучению в школе включает в себя следующие компоненты:

Рассмотрим каждый компонент в отдельности.

Психофизиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Готов ли организм шести-семилетнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень биологического развития. 3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физического развития современные 6-7-летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 60 — 70-е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине тела.

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В определении состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.Первая группа - дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

В шести-семилетнем возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).

Социальная (социально-личностная) готовность – это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения , который характеризуется :

- стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни , принять позицию школьника ;

- выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

- проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

В соответствии с таким пониманием социально-личностной готовности к школе определен комплексный показатель у старших дошкольников :

- интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

- наличие мотивации к обучению в школе ;

- сформированность самооценки и самоконтроля;

- положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе , типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный) ;

- активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

- проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

На сегодняшний день важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.):

При доминировании социальных мотивов младшимшкольникам свойственно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, старательно выполняют задания , переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал, пользуются уважением одноклассников.

Учебно-познавательные мотивы. Стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов.

Если недостаточно развит социальный мотив учения , то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют прерывистый характер : ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности : низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.

Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.

Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения вшколе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает .

Если позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального , то интерес к школе угасает достаточно быстро. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.

В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации , так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению .

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив , познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном) , чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе .

Психологическая готовность

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.

Интеллектуальная готовность. Должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал вместе с классом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка, каких то отдельных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя, конечно определенные навыки у ребенка должны быть. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которая и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, писать, то есть переводит во внутренний план.

Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Все сензитивные периоды развития дошкольника постигают разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и перед учительницей, и даже отказ ходить в школу).

Мотивационная готовность или наличие учебной мотивации

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Уровень развития произвольного поведения

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соотве6тствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

-не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

Так, в основном не слушают учителя те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивают. То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А име6нно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С работой по правилу в основном не справляются те дети, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам. Ребенок не имевший в своей жизн6и опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины. Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применить в работе.

Диагностика готовности к школьному обучению включает:

Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

общего физического развития;

произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

Диагностику социальной или личностной готовности, т.е. изучение:

уровня развития эмоционально-волевой сферы;

уровня развития коммуникативных навыков;

мотивации к обучению;

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации врача-педиатра и педагога – психолога (практического психолога), можно помочь ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Список методических пособий по готовности ребенка к школьному обучению

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 2000.

5. Линчанская И.А. Становление субъектного опыта ребёнка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения //Начальная школа плюс – до и после. – 2004.

6. Рубина Е.Н. Психологические основы обучения дошкольников// Начальная школа плюс – до и после. – 2005.

7. Монастырёва Т.А. Школа для дошкольников – за и против //Начальная школа плюс – до и после. – 2004.


Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.


Отличительной особенностью современного этапа российского образования является поиск новой модели образовательного пространства. Одним из важнейших направлений модернизации является изменение уклада дошкольного звена, обуславливающее внедрение инноваций в практику воспитания, обучения и развития детей до семи лет. В последние годы особое внимание уделяется решению проблемы доступности дошкольного образования, его вариативности в соответствии с потребностями семьи, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей, преемственности дошкольного и начального образования.
Проведенный Министерством образования анализ состояния российской системы дошкольного образования позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Она должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу (как детей с нормальным развитием, так и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья).
В настоящее время сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая вторичные нарушения. Вне зависимости от характера дефекта по отношению к такому ребёнку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и инструменты решения образовательных задач, рассчитанные на нормальное развитие. В связи с этим ещё более повышается значимость тщательного комплексного, системного, динамического подхода к дифференциальной диагностике и созданию технологий специализированной помощи таким детям на этапе предшкольной подготовки.

Объективная необходимость создания системы предшкольной подготовки детей с ограниченными возможностями продиктована следующими факторами:
· защиты общественных и государственных приоритетов дошкольного образования как развивающей и развивающейся системы, пропаганды его идей в современном обществе;
· выравнивания стартовых возможностей всех детей; (1)
· поддержки родителей, заинтересованных в развитии и воспитаний детей старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;
· обновления механизмов, стимулирующих профессиональный рост педагогических кадров, работающих с детьми, имеющими нарушения в развитии. (2)

Таким образом, для детей с отклонениями в речевой и психической сфере характерно:
• затрудненность усвоения способов общественного опыта;
• низкая познавательная активность;
• задержка формирования ведущей деятельности на разных этапах развития (эмоциональное общение с взрослым, предметная, игровая, учебная деятельность);
• позднее начало, замедленный темп или качественное своеобразие формирования основных психологических новообразований раннего, дошкольного и школьного возраста (речь, внимание, восприятие, воображение, чтение, письмо и т.д.); (1)
• грубое нарушение речевого развития, несформированность потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
• недостаточность моторного развития (слабость мышц рук, трудности при переключении с движения на движение, общая моторная неловкость, нарушение зрительно-двигательной координации);
• низкий уровень развития психических процессов;
• отставание в формировании предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;
• снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения, приводящих к существенной задержке развития личностных качеств.
• несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
• нарушение процессов социализации.

Эти особенности психического развития могут отмечаться у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии в разных комбинациях и степени выраженности. Вследствие чего дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации в школе.

Реализация системы предшкольного образования детей с задержками в развитии осуществляется в следующих формах:
• Группы полнодневного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида, реализующих комплексные коррекционно - развивающие программы.
• Группы кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в ДОУ, образовательном учреждении (ОУ) начальная школа - детский сад, центрах развития ребенка, 2- 3 раза в неделю.
• Предшкольная подготовка детей с отклонениями в развитии, не посещающих образовательные коррекционные учреждения в домашних условиях под патронажем отдела образования.
• Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (лицам их замещающим) в подготовке к школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. (2)

В нашем образовательном учреждении существует оптимальная форма предшкольной подготовки для детей с проблемами в развитии, ведь именно в начальной школе - детском саду компенсирующего вида, такие дети могут получить надлежащую помощь в силу целостности системы и непрерывности образовательного процесса.
Целью предшкольной подготовки детей со сложными дефектами в образовательном учреждении является создание условий для развития интеллектуального, эмоционального, социального потенциала ребенка и способствование формированию интегративных качеств выпускника.

Для достижения поставленной цели педагогами ОУ намечен ряд задач:
• Сохранение и укрепление здоровья ребенка;
• Коррекция психических и речевых нарушений;
• Создание развивающей среды, способствующей развитию детей, с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей;
• Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
• Предупреждение вторичных отклонений в развитии, вызывающих сложности в обучении на начальном этапе.
Специфика предшкольной подготовка детей в дошкольном отделении такова, что весь коллектив сотрудников направляет усилия на создание условий для благоприятного развития каждого ребенка.

Основные направления работы наших специалистов следующие:
• Учитель – логопед - логопедическая диагностика, развитие речи и коррекция речевых нарушений, профилактика дисграфии и дислексии, разработка рекомендаций по использованию рациональных приемов подготовки ребенка к школе.
• Учитель – дефектолог - педагогическая диагностика, определение индивидуальных образовательных маршрутов, проведение занятий в соответствии с программами коррекционного обучения с учетом Федеральных Государственных Требований (ФГТ).
• Педагог-психолог – психологическая диагностика, консультирование, психокоррекция, разработка и оформление рекомендаций по подготовке детей к школе с учетом результатов психодиагностики.
• Воспитатель - педагогические наблюдения, на основе которых определяет сформированность умений и навыков по различным областям в соответствии с ФГТ, планирует организованную образовательную деятельность по подготовке детей к школе с учетом рекомендаций специалистов.
• Учитель начальных классов школьного отделения ОУ – участие в медико- психолого-педагогических совещаниях дошкольного отделения по набору детей в начальные классы; отслеживание динамики развития будущих первоклассников, посещение занятий специалистов и воспитателей дошкольного отделения, разработка рекомендаций для педагогов дошкольного отделения, осуществляющих предшкольную подготовку, проведение открытых мероприятий для родителей.
• Музыкальный руководитель – реализация программ музыкального воспитания с элементами логоритмики, театрализованной деятельности с учетом рекомендаций учителя- логопеда и педагога- психолога.
• Социальный педагог – объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечения законодательно закрепленных льгот, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.(3)
• Врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог) – организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии со специализацией, уточнение схем медикаментозного, физио – фитотерапевтического лечения, контроль за организацией питания детей, разработка дальнейших рекомендаций по выбору образовательного маршрута для каждого ребенка в соответствии со структурой дефекта и динамики развития по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы в предшкольный период.
• Средний медицинский персонал (старшая медицинская сестра, медсестра физиотерапии, ортоптист)- обеспечение повседневного санитарно – гигиенического режима, ежедневный контроль за соматическим состоянием воспитанников, проведение процедур и назначений врачей-специалистов, доведение сведений и рекомендаций врачей до педагогического персонала и родителей.
• Старший воспитатель – координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией педагогической работы и анализ её эффективности.

Создавая систему предшкольной коррекционной подготовки в ОУ, мы в первую очередь учитываем общую психическую незрелость детей и состояние их здоровья, так как первое место принадлежит здоровьесбережению и здоровьесозиданию. С этой целью продуман и составлен щадящий режим жизни детей:
• Наполняемость групп не более 12 детей;
• За здоровьем каждого ребенка установлен контроль со стороны педагогов и медицинского персонала;
• Увеличено время для прогулок;
• Увеличено время сна;
• Организована диагностическая работа, направленная на выявление психофизиологических особенностей детей;
• Образовательный процесс строится в соответствиями с Федеральными государственными требованиями;
• Организованная образовательная деятельность в первой половине учебного года несколько сокращена по времени; (4)
• Основной формой работы с детьми является игра;
• Образовательная деятельность носит интегрированный характер в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментах;
• Разработан план работы с родителями (практические советы, рекомендации, тренинги, совместные праздники, открытые мероприятия, круглые столы с участием учителей и специалистов дошкольного и школьного отделения);
• Планирование работы осуществляется в тесном взаимодействии педагогов дошкольного и школьного отделения, с целью облегчения адаптации воспитанников при переходе с одной ступени обучения на другую.

Список источников:
1. Г.М.Казакова Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий. Москва. Аркти. 2007.
2. Н.М.Борозинец, Е.В.Евмененко, О.Н.Полчанинова. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Л.М.Шипициной. Санкт – Петербург. Речь 2005.
4. Л.С.Маркова Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. Москва. Аркти. 2002.

“От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-дефектологи, педагоги учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом – залог надежности и качества будущей постройки. А неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе. В настоящее время модель деятельности учителя-дефектолога в нашем МДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.

1. Развивающая работа с детьми.

С детьми имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую), а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводим оптимизацию работы подготовки ребенка к школе.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так реализуется важнейший принцип дефектологической науки – принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательно-воспитательной работы.

Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, элементов социологического мышления) овладение способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы; развитие перцептивно-моторных функций, а также произвольности поведения и деятельности. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии учителем-дефектологом применяется кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения), также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления); игры развивающие внимание и память; упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения и мелкую моторику; психогимнастические, релаксационные упражнения; работу в тетрадях. Коррекционная логопедическая работа по коррекции нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением интеллекта и подготовить их к поступлению в школу.

В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое). Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Помимо фронтальных занятий (подгрупповые) учителем-дефектологом проводятся индивидуальные коррекционные занятия. В обязанности учителя-дефектолога входит: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

II блок - Работа с родителями

Этот блок содержит три направления.

Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач учителя-дефектолога является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей наших детей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

На родительских собраниях, семинарах учителем-дефектологом проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации и т.д.

Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку “Советы учителя-дефектолога”, разрабатываются памятки для родителей.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения учителем-дефектологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников “От дошкольника к школьнику”, целями которого являются подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе, повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению, обучение эффективным способам общения; методам и приемам обучения и развития, так же проводятся такие формы общения с родителями:

совместные досуги, праздники

участие родителей в выставках

организация дней открытых дверей

устные педагогические журналы

игры с педагогическим содержанием

Еще одной нетрадиционной формой работы являются совместные занятия в родительских группах. Это так же очень перспективная форма работы, которая эффективна для налаживания семейных отношений, взаимопонимания, обработки эффективных способов взаимодействия и решения других эмоциональных и личностных проблем взрослых и детей.

III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе. Этот блок содержит 4 направления работы.

1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

Учитель-дефектолог выступает на педагогических советах, семинарах, проводит тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития детей с отклонением в развитии здоровья старших дошкольников, освещает точки зрения различных ученых по подготовке к школе на стенд.

2. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. В соответствии с их особенностями развития, решаются вопросы, интересующие педагога, тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя и руководителя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель и другие специалисты одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с нарушением интеллекта будет осуществляться системно.

Нетрадиционная форма организации.

К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга “Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы”. В ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.

Связь со школой.

Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Описанная модель работы учителя-дефектолога нашего дошкольного учреждения по сопровождению процесса подготовки детей к обучению в школе не является жесткой. Это очень гибкая система, развивающая и изменяющаяся в зависимости от уровня развития, проблем, потребностей и особенностей всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей к школе в современных условиях очевидна, она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и взрослым.

Читайте также: