Открытие общедоступного театра в москве деятельность ф г волкова кратко

Обновлено: 07.07.2024

К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

8.Л.Н.Толстой "Власть тьмы" и ее постановки

Уже были распределены роли, уже театр готовился к генеральной репетиции… Однако начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов сдаваться не собирался: он послал пьесу обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву. Прочитав пьесу, Победоносцев писал Александру III: «Я только что прочел новую драму Л. Толстого и не могу прийти в себя от ужаса. А меня уверяют, будто бы готовятся давать её на императорских театрах и уже разучивают роли… Какое отсутствие, больше того, отрицание идеала, какое унижение нравственного чувства, какое оскорбление вкуса… День, в который драма Толстого будет представлена на императорских театрах, будет днем решительного падения нашей сцены. И подготовленный спектакль был запрещен.

До 1895 была запрещена к постановке в России. Однако 11 января 1890 г. поставлена на домашней сцене в семье Приселковых в Петербурге силами любителей под руководством актёра Александринского театра В. Н. Давыдова. Зрителями собрались выдающиеся деятели культуры времени: актёры Александринского театра (которым так и не удалось сыграть на сцене свои уже подготовленные роли), литераторы, художники. К этому времени пьеса уже шла на зарубежных подмостках: в 1888 г. она была показана в Свободном театре А. Антуана в Париже, в 1890 — в Свободном театре О. Брама в Берлине; ставилась в театрах Италии, Швейцарии, Голландии .

Постановки: 1895 г. — в театре Литературно-художественного общества, 1895 г. в Александринском театре, 1895 г. в Московском Малом театре в бенефис Никулиной, 1902 — МХТ

9. Комедия Л.И.Фонвизина "Недоросль" и ее первая постановка.


История

Первые попытки создать в России общедоступный публичный театр были предприняты еще в начале XVIII века. Этот театр должен был прославлять деятельность Петра I по преобразованию России, воспитывать патриотизм зрителей — широких кругов городского населения. Однако это начинание успеха не имело.В последующие десятилетия театр в Петербурге был придворным, рассчитан­ным на вкусы высшего света: итальянская опера и комедия, помпезные оперно-балетные представления, французская и немецкая драма.

К середине XVIII века, когда стали ощутимыми благотворные последствия петровских реформ, особенно в области распространения образования и культуры, активно проявилась и тяга общества к театральным зрелищам. Случаи проникновения на придворные спек­такли лиц низших чинов и званий стали настолько частыми, что пришлось отдать в 1751 году специальное распоряжение:

Вместе с тем придворный театр и при такой уступке публике оставался учреж­дением сословно замкнутым и не мог заменить общедоступного национального театра, потребность в котором ощущалась все более настоятельно.

Стремление самых различных слоев российского общества иметь свой театр свидетельствовало о высоком уровне развития национальной культуры. 30 августа 1756 года указом императрицы Елизаветы был учрежден русский общедоступный профессиональный театр.

Указ Екатерины II об учреждении русского государственного общедоступного театра. 1756

Указ Екатерины II об учреждении русского государственного общедоступного театра. 1756

С этого дня и начинается история Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина, бывшего Александринского, а до того называвшегося Россий­ским и Петербургским театром.

Из указа Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года:

Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и корпусом кадетским. Гравюра Я.В. Васильева по рисунку М.И. Махаева. 1753

Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и корпусом кадетским. Гравюра Я.В. Васильева по рисунку М.И. Махаева. 1753

Здание первого государственного публичного профессионального театра в России (Головкинский дом). Фрагмент гравюры Я.В. Васильева по рисунку М.И. Махеева. 1753

Здание первого государственного публичного профессионального театра в России (Головкинский дом). Фрагмент гравюры Я.В. Васильева по рисунку М.И. Махеева. 1753

Два театральных начинания непосредственно подготовили почву для создания Петербургского театра: образование в конце 1740-х годов любительского театра в Петербургском шляхетском корпусе, во главе которого стал бывший его воспитанник двадцатидевятилетний Александр Петрович Сумароков, поэт, драматург, один из образованнейших людей своего времени, и возникновение в Ярославле в 1750 году театра любителей-разночинцев под руководством Федора Григорьевича Волкова. Первый из двух любительских театров был придворным, для узкого круга зрителей высшего света и специально приглашенных гостей, преимущест­венно из иностранных дипломатов. Второй — ставил спектакли для широких масс ярославских зрителей.

А.П. Сумароков

А.П. Сумароков

В.Г. Белинский писал:

В первоначальный со­став труппы Российско­го театра вошли: Федор Волков, Григорий Вол­ков, Иван Дмитревский, Алексей Попов, Евстафий Григорьев (Сичкарев), Лука Иванов (Та­тищев), Павел Иванов (Уманов), Прокофий Приказный.

Ф.Г. Волков. Художник А.П. Лосенко. 1763

Ф.Г. Волков. Художник А.П. Лосенко. 1763

Творческая жизнь Ф.Г. Волкова на петербургской сцене продолжалась недолго: он умер в 1763 году. Его сменил в трагических ролях Иван Афанасьевич Дмит­ревский, актёр, режиссёр, переводчик и историк театра, чьи вкус, талант и зна­ния на многие десятилетия определили пути развития русского театра.

И.А. Дмитревский. 1780-е гг.

И.А. Дмитревский. Неизвестный художник. 1780-е гг.

Дмитревский возглавил труппу в тяжелое для петербургской сцены время. Пренебрежение к русскому публичному театру со стороны высшего света, неудач­ное помещение на Васильевском острове, который из-за отсутствия постоянных мостов через Неву почти полгода был отрезан от основной части города, скудные, нерегулярно выделяемые средства на постановку спектаклей и жалованье акте­рам — все это привело к тому, что театр перестал давать сборы. Превращение публичного театра в рупор прогрессивных общественных идей, которое последо­вательно проводил Сумароков, также не устраивало правительство. Поэтому в 1759 году Российский театр был включен в число придворных трупп, а в 1761 году Сумароков уволен в отставку.

В 1802 году он писал о себе члену театральной дирекции А.А. Майкову:

Т.М. Троепольская. Гравюра Г.А. Афанасьева. Начало XIX века

Т.М. Троепольская. Гравюра Г.А. Афанасьева. Начало XIX века

Д.И. Фонвизин. Гравюра Е.О. Скотникова. 1821

Д.И. Фонвизин. Гравюра Е.О. Скотникова. 1821

Спектакль был сыгран по полному тексту, без купюр, что придало ему особую гражданскую значимость и политическую остроту. Не одно поколение дворянских патриотов и свободолюбцев России воспитывалось на этой пьесе.

— Д.И. Фонвизин. Из обращения к Дмитревскому — Стародуму.

Я.Д. Шумский. Художник Л.П. Лосенко. 1760

Я.Д. Шумский. Художник Л.П. Лосенко. 1760

Владимир и Рогнеда. Художник А.П. Лосенка. 1770

Владимир и Рогнеда. Художник А.П. Лосенка. 1770

Новый организационный период в истории Петербургского театра начался в 1783 году и продолжался вплоть до открытия в 1832 году здания Александрин­ского театра. Указом от 12 июля 1783 года труппа театра объявлялась придвор­ной, но ей вменялось в обязанность давать публичные представления за деньги в городских театрах. Таких театров было два: новый Каменный, или Большой театр, построенный в 1783 году, и театр на Царицыном лугу, деревянный амфи­театр которого по-прежнему был любим и актерами, и зрителями. Придворные спектакли шли в новом Эрмитажном театре, открывшемся в 1785 году.

Я.Б. Княжнин. Гравюра по рисунку Ф. Форапонтова

Я.Б. Княжнин. Гравюра по рисунку Ф. Форапонтова

Можно сказать, что в эпоху дворянского просветительства и дворянской рево­люционности в России, прошедших сложный путь от своего зарождения в недрах XVIII века до расцвета в период декабристского движения (1816-1825), Петер­бургский театр был живым нервом эпохи: он отразил проблемы, волнующие про­грессивно настроенное дворянство, правдиво воссоздал героя, порожденного вре­менем.

Постоянными партнершами Яковлева в спектаклях были Александра Дмит­риевна Каратыгина, умевшая создавать на сцене образы нежных страдающих героинь с сильным характером и горькой судьбой, а затем — великая трагическая актриса Екатерина Семёновна Семёнова.

Конечно, речь идет прежде всего о выдающихся актёрах труппы: Е.С. Се­мёновой, А.М. Колосовой, В.А. Каратыгине. О воспитании актеров заботились Гнедич, Катенин, Грибоедов, Кюхельбекер, в них видели будущее русского гражданского театрального искусства.

Декабристская линия искусства гражданского романтизма развивалась на рус­ской сцене вплоть до середины 1820-х годов.

Написанная в начале 1820-х годов и известная всей России в списках, комедия Грибоедова не была допущена на сцену вплоть до конца 1820-х годов. Лишь настойчивость русских актёров смогла победить сопротивление театральной дирек­ции, выражающей мнение о комедии правящих кругов. Спектакль был поставлен, сначала в виде отрывков и отдельных сцен (1829-1830), затем полностью, в 1831 го­ду и стал данью светлой памяти автора, свято чтимой актерами, его друзьями, для которых Грибоедов неоднократно читал комедию и разъяснял ее смысл. Чацкого играл Василий Андреевич Каратыгин, и эта роль прочно вошла в его репертуар. В 1840-е, 1850-е годы многие актеры пытались спорить с каратыгинской трак­товкой образа — и терпели поражение. Каратыгин играл гражданина, пламенного патриота, презирающего фамусовское общество. Его герой, оскорбленный, от­вергнутый этим обществом, порывал с ним связь, чтобы найти единомышлен­ников, бороться. Именно в исполнении Каратыгина образ Чацкого был одно­значно понят зрителями последующих поколений как образ декабриста — и это не случайно. Актер играл по собственным жизненным впечатлениям, вос­создавая на сцене черты друзей и учителей своей юности — П.А. Катенина, А.С. Грибоедова, Ф.Н. Глинки, К.Ф. Рылеева.

Александринский театр

В 1746 году Волков приехал в Петербург по делам, но и увлечение свое не оставлял. В частности, говорят, что посещение придворного театра произвело на него настолько сильное впечатление, что в течение следующих двух лет юноша занялся изучением театрального дела и сценического искусства. В 1748 году скончался отчим Федора, и ему в наследство достались заводы, но душа молодого человека скорее лежала к сфере искусства, нежели к управлению фабриками, и вскоре Федор передал все дела брату, решив посвятить себя театральной деятельности.

Однако эта работа стала для него последней. Маскарад продолжался 3 дня на сильном морозе. Принимавший в его проведении активное участие Федор Григорьевич Волков заболел и 4 апреля 1763 года скончался.

Федор Григорьевич Волков родился в Костроме 9 февраля 1729 года в семье купца. В возрасте 12 лет отправлен был в Москву обучаться делу к немецким промышленникам. В Москве увлекся театром и участвовал в постановках, которые разыгрывались студентами Славяно-латинской академии.

В 1746 году Волков – молодой купец прибывает в Петербург и посетив придворный театр остается под глубоким эмоциональным впечатлением. В последующие два года он полностью посвятил изучению искусства и сценического дела. После смерти отца получает в управление заводы, но передает все дела своему брату и обретает независимость.

В 1751 году был построен первый общедоступный театр в Российской империи.

Вскоре про театр стало известно императрице Елизавете Петровне и она вызвала молодого купца к себе в Петербург.

Вскоре ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Способных молодых театралов отдают учиться в Сухопутный Шляхетный корпус — и 4 года они получают "высшее образование", учатся танцам, наукам, языкам, декламации.

Во время маскарада он простудился и умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира".

Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря (монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Читайте также: