Массовая культура как угроза самоидентичности человека кратко

Обновлено: 03.07.2024

Наиболее удачной, на наш взгляд, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:

· массовая общеобразовательная школа;

·система национальной (государственной) идеологии;

·массовые политические движения;

·массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;

·индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;

·индустрия оздоровительного досуга;

·система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология);

·разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности [6].

Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Проанализируем каждый из этих уровней.

упрощенную подачу проблематики;

опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно [7].

Для кича характерны: аффектация чувств, гипертрофия аттракционов, шокирующий гиперболизм ситуаций. При этом гипертрофия чувств сопряжена с бесстыдной обнаженностью сокровенного. Поэтому в кичевых произведениях так часто встречается апология насилия и грубой эротизации [14].

В конечном итоге кич формирует примитивность, конформность, несамостоятельность мышления, которым легко манипулировать. Вот почему кич формирует людей, способных легко воспринимать самые античеловечные, антигуманные идеи. Не случайно поэтому в век триумфа кича широко распространилась зараза фашизма, расистских идей и национальной разобщенности [4].

Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но даже такую неподвластную разъедающему воздействию сферу, как народное искусство. Здесь мы находим элементы дефольклоризации, когда профессионалы "подправляют" народные танцы и песни, и уже эти псевдохудожественные произведения получают распространение как эталоны народного искусства.

Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура , рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арткультуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – попкультуру и роккультуру [28].

В современном глобализирующемся мире несомненно влияние продуктов массовой культуры на сознание человека, на его субъектность. Однако остается не совсем понятным это влияние. Нельзя обобщить всю массовую культуру до какого-то одного неделимого целого, которое функционирует подобно единому организму и оказывает единое в своей направленности воздействие на субъектность человека. Скорее всего, логичным будет представляться предположение, согласно которому массовая культура подлежит разукрупнению на уровни, каждый из которых по-своему влияет на субъектность, и в целом, объединяя эти уровни, нельзя обобщить их воздействия до одного целенаправленно функционирующего механизма. То есть, продукция одного уровня уничтожает субъектность, другого — ее конституирует, действие третьего нельзя свести ни к первому, ни ко второму. [30] Мы же в нашей работе обратим внимание на более широкую проблему — проблему субъекта в массовой культуре в целом.

В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо - культурой, так как в отличие от истинной (т.е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

Так, Л. Ф. Чертов говорит о подчинении сознания отдельного человека стереотипам массовой культуры, что влияет на степень серьезности понимания им искусства: обессмысливаются и редуцируются произведения высокого искусства [27].

Н. Б. Маньковская связывает влияние массовой культуры на субъекта с явлением постмодернизма: именно в эпоху этого философского течения субъект утратил иммунитет перед внешними воздействиями и превратился в распыленного субъекта постмодернизма [18].

Г. Ашин упрекает массовую культуру в навязывании индивиду системы ценностей и государственных норм, в элиминации революционного заряда, и называет ее способом интегрирования дезинтегрированного общества, средством искусственной социализации; конечный продукт масскульта — стандартизированный человек-конформист [3]. Автор описывает именно капиталистическую массовую культуру, подвергая ее жесткой критике. Э. Тоффлер выделяет стандартизацию как один из основных принципов индустриального общества, но последнее рассматривается им как коммунистическое, так и капиталистическое [21].

И действительно, трудно поспорить с тем, что стандартизация не была присуща нашему недавнему прошлому, равно как и сегодня мы ее наблюдаем. Только, наличествуя в разных общественно-политических моделях, она представлена в разных обличьях и несет в себе различные идеи. [29]

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время [6];

создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества [8];

дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры [22].

Анализируя проблему адаптации личности в условиях распространения массовой культуры, Климова выделяет адаптационные механизмы, основанные, по нашему мнению, не на приобщении к массовой культуре, а на ее избегании (возврат к национальной культуре, обращение к религии, замыкание личности на себе, стремление оказаться в другом культурном пространстве, возврат к корням путем обращения к земле и природе). Нам кажется выделение таких механизмов парадоксальным предприятием, поскольку непонятно, как личность может адаптироваться к массовой культуре, проявляя эскапизм по отношению к ней (если, конечно, вопрос поставлен об адаптации именно к масскульту). Если же разговор идет о самореализации личности в условиях массовой культуры, то данные механизмы также не имеют значения (конечно, если не постулируется идея о тотальной невозможности самореализации внутри масскульта и единственном выходе — побеге из данного культурного пространства). Эти механизмы напоминают нам защитные реакции избегания или вытеснения, не отличающиеся особой эффективностью. В общем, взгляд Климовой на возможность полноценного существования личности внутри массовой культуры кажется нам слишком пессимистичным, о чем свидетельствует недостаточность позитивного разрешение автором данной проблемы.

Похожие страницы:

Молодежь и общество. Молодежь как группа социального общества

. человека. Они давали человеку . передавать свою культуру. А какую культуру и будет . оказалась причиной угрозы обществу. . России формой самоидентичности сегодня является . как исторический субъект, как страна и как определенный социум, если она массово .

Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям

. , в ситуациях массовых изменений. Вопросы . как доказать свою органичность, укорененность в культуре и как . можно трактовать как угрозу людям, . определяет степень независимости человека, его самостоятельности, . новой идентичности и самоидентичности; ориентацию на .

Социология (17)

Психология личности террориста

. собой самые разнообразные культуры и национальности, . ощущается как угроза бытию данного человека, которое . правоохранительными органами, средствами массовой информации. Беря на себя . группе и усилении чувства самоидентичности. Обычно членами радикальных .

Психологическая помощь военным - участникам боевых действий

Будущее страны, ее общественно-политическая и экономическая стабильность, несомненно, находится в руках молодежи. Воспитание молодежи гармонично развитыми, высокодуховными личностями, в духе преданности Родине является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня. Особенно, в нынешний век глобализации нашей первостепенной задачей является защита ее от различных информационных нападков, чуждой идеологии, которые проникают извне наряду с позитивной информацией и наносят вред сознанию и мышлению молодого поколения.


Массовая культура

Озода Бузрукхаджаева, председатель Яшнабадского районного совета НДП Узбекистана:

Массовая культура

В настоящее время наблюдаются усиление и дальнейшее распространение фактов подражания среди молодежи. При этом не трудно заметить, что широко распространенные за рубежом тенденции и стандарты нравственного и духовного образа жизни посредством кинофильмов, моды и различной рекламной продукции в определенном смысле отравляют сознание нашей молодежи. В результате среди юношей и девушек вместо чтения книг предпочтение отдается времяпровождению за компьютерными играми, просмотру поверхностных по содержанию фильмов различных жанров.

В Республике на государственном уровне обсуждается вопросы упорядочивания пользования молодежью, в том числе несовершеннолетними, мобильными телефонами и Интернетом. Специалисты указывает на необходимость внедрения более четких порядков пользования молодежью своими мобильными телефонами, разработки новых законодательных актов, запрещающих пользование мобильными устройствами молодежью, обучающейся в различных учебных заведениях. Эксперты обращают внимание на особую роль телекоммуникационных средств (Интернет, мобильные телефоны и т.д.) в распространении среди молодежи “чуждых национальной культуре и менталитету идей”, религиозного экстремизма и негативного влияния “массовой культуры”.

С этой целю в последнее время принимается ряд новшеств в законодательстве, которые призваны защитить молодежь от выше названных негативных явлений. В частности, в законах Республики Узбекистан “Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан”, “О гарантиях прав ребенка” строго запрещено распространение литературы, пропагандирующей безнравственность, жестокость и насилие, попирающей права и достоинства человека, негативно влияющей на детей и становящейся причиной совершения правонарушений, а также показ аналогичных фильмов. Также основная цель постановления Президента страны о повышении эффективности духовно-просветительской работы и пропаганды национальной идеи направлена на предотвращение чуждых идей. Значительна роль данного документа в сохранении национальных ценностей, обычаев и традиций нашего народа, ограждении молодого поколения от негативного влияния чуждой идеологии.

Субкультура

Пояснительная записка к законопроекту гласила:
«Принятие закона позволит:

На наш взгляд, новый Закон нацелен на уменьшение преступлений совершаемых несовершеннолетними и в какой-то мере усиление обязанностей родителей и субъектов предпринимательства, ответственных за содержание мест, популярных среди современной молодежи.

Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества

Глава III. Пути преодоления кризиса самоидентификации личности на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

3.2. Духовность, самопознание, самоидентификация личности в российской культуре 112

Список использованной литературы 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема самоидентификации человека относится к одной из главных проблем современного общества, в конце XX в. столкнувшегося с неизбежностью и остротой их решения в глобальном масштабе. Те или иные проблемы глобальны не потому, что они повсеместны, встречаются в любом обществе, а, главным образом, потому, что их в принципе нельзя решить в масштабах отдельно взятого общества или региона. Так, ухудшение экологической ситуации и нехватка природных ресурсов для развития относили первоначально к разряду глобальных проблем и причину ее видели в чрезмерном природопотребляющем техническом развитии современной цивилизации. Однако постепенно произошло осознание того, что техника сама по себе не является субъектом социальных изменений и потому на нее нельзя возлагать ответственность. Причины глобальных проблем не связаны непосредственно с особенностями технологического развития общества, а заложены в самом человеке, в раздробленности его практики, отсутствии должной духовной напряженности, собирающей многогранную жизнь общества в одно целое. Современные глобальные проблемы есть лишь следствие, логическое продолжение глубокой структурной несогласованности человеческой субъективности, кризиса его самоидентичности.

Глобальный характер имеет и коренная перестройка всей социальной системы в конце XX в. Это прежде всего потеря людьми объектов их социальной идентификации, распад их референтной группы в лице государства и поиски новых - национальных, региональных, возрастных, что привело к обострению социальных конфликтов, росту сепаратизма, национализма и т.д. И вновь следует отметить, что эти явления и процессы присущи не какой-то одной стране, региону, а имеют глобальный характер. Распад социальной

4 системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов, кризиса их личностных ценностных ориентации и утраты самоидентичности.

5 одинаково одевающихся - таковы последствия нового общества, приведшие к обострению вопроса о личностном самоопределении человека.

Огромную роль в процессе поиска человеком собственной идентичности играет социокультурная ситуация в обществе. За последние годы во всех сферах российского общества - образовании, СМИ, искусстве и т.п., активно ведутся разговоры о расцвете культуры или, напротив, ее кризисе, упадке. С равной силой отстаиваются противоположные мнения и взгляды, приводится множество отдельных наблюдений, свидетельствующих то ли о катастрофе, то ли о становлении совершенно новых форм. Опросы общественного мнения или аналитические оценки компетентных экспертов дают некоторое представление о тех изменениях, которые произошли в культуре в постсоветской России. Не

менее важно проанализировать перемены в обществе, в сознании отдельного человека с философских, мировоззренческих позиций.

В этих условиях проблему самоидентификации личности невозможно рассматривать вне разговора о диалоге социальной повседневности и вечных смыслов, ведь сознание личности - не только включенность в повседневность, но и отстраненность от нее. Социальная философия соединяет общие характеристики человечсеского процесса как абстрактного предмета своих забот с конкретным предметом забот человеческих индивидов, их предметным самоутверждением в общественной жизни. Для этого необходим синтез социального и гуманитарного познания на общей основе. Личность живет и переживает категориями того общества, в котором она родилась, воспитывается и действует. Стремление прожить повседневность в системе не только сегодняшнего социального целого, но и всего метаисторического Универсума обостряет проблему самоидентификации человека.

Точно так же эта проблема обостряется в связи с расцветом массовой культуры. Сегодня заинтересованное отношение к массовой культуре, быту, моде, повседневной жизни вызывают и новые критерии ее различения от

Природа массовой культуры не изменилась по своему существу и сегодня. Однако в ней наметились тенденции к трансформации. Заметно усложнилась и сама ситуация. Так, произведения искусства, посвященные

10 другие социальные институты, основное функциональное значение которых в обществе заключается в его культурной идентичности, а также в значительной степени социальной и личностной идентичности (Социология художественной литературы).

Еще более проблема самоидентификации актуализируется в условиях массового общества. Феномен западной массовой культуры стал предметом внимания многих крупных мыслителей, таких как Б. Розеншберг, Д. Уайт, Д. Рксмен, Э. Фромм, Р. Миллс, Э. Шиллс, Т. Адорно, Д. Хори, И. Ламенде, X. Ортега-и-Гассет, М. Сорсано, М. Маклюэн, А. Моль, Г. Ганс, В. Беньямин, О. Хамели, У. Эко, Р. Барт, Р. Арон, Т. Веблен, К. Керр, Д. Беля, Г. Тард, Г. Лебон и др.

В России явление массовой культуры в разное время привлекало внимание писателей, литературоведов, публицистов, социологов, философов. Проблемы зарубежной массовой культуры отражены в работах Г.К. Ашина, Н.А. Анастасьева, Е.Н. Карцевой, А.В. Кукаркина, А.П. Мидлера, В.В. Молчанова, Е.П. Смольской, А. Зверева и др. В 70-90-е гг. повышается интерес ученых России к вопросам массовой культуры. Наибольший вклад в разработку проблемы внесли Н.М. Зоркая, М.Е. Илле, Г.С. Кнабе, В.В. Постников, З.В. Сикевич, В.А. Семенов, Т.В. Чередниченко, М. Ямпольский, A.M. Яковлева, А. Генис, Б. Дубин, Б. Гудков, А. Рейтблат, К.Э Разлогов, М. Чегодаева и др.

Непосредственное отношение к предмету нашего изучения имеет наследие выдающихся русских философов конца XIX - начала XX вв. Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева. Значительное место отведено изучению проблеме человека и культуры. Нас заинтересовали в этой связи труды И.В. Бестужева-Лады, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Н.И. Ворониной, А.Я. Гуревича, Г.К. Газатовой, В.М. Межуева, В.В. Галимова, Э.В. Соколова, В.И. Толстых, Д.Е. Фролова, Ю.М. Шора, В.В. Миронова, В. Самохваловой и

13
структур. Недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы
заключается и в том, что отдельным ее исследованиям недостает
интегрированного подхода к ней в рамках особенного - в концептуальном
пространстве социальной философии.

В соответствии с этой целью в работе решаются следующие основные задачи:

- Исследование основных форм и особенностей идентификационной практики человека в современном массовом обществе;

Уточнение содержания исследуемого явления в контексте социально-философских, социокультурных координат;

Объект исследования - личность в современном обществе.

Предмет исследования - самоидентификация личности в массовом обществе.

Методологическая основа диссертационного исследования. В выработке общей концепции диссертации огромное значение имел системно-целостный (интегральный) подход к бытию личности в современной культуре. Это предоставило возможность всестороннего осмысления становления современной личности, обретения ею экзистенциальных модусов своего бытия - самоопределения, самотождественности и самоидентификации как сущностных проявлений человека.

В работе использованы также методы анализа и синтеза, исторический и логический, теории самоорганизации и другие общеизвестные методы научного исследования.

Идея диссертационного исследования: решение проблемы самоидентичности состоит в восхождении к общечеловеческим ценностям без отрыва при этом от социо-природных оснований человечества, а в мировоззренческом плане - к целостному мировоззрению как философскому основанию интеграции различных культур и субкультур современного общества.

Научная новизна диссертации состоит в поиске новых аспектов исследования самоидентификации личности в условиях современного массового общества, Впервые проблема самоидентификации рассматривается в

Теоретическая значимость исследования заключается в использовании интегрального (ситемно-целостного) подхода позволил соединить исследовательские методы разных социально-гуманитарных наук: социальной антропологии, психологии, социологии, культурологии, искусствознания, литературоведения.

Научно-практическая значимость полученных результатов определяется тем, что они могут быть использованы в качестве методологической основы для практической деятельности в сфере культуры, в разрешении комплекса проблем, которые соприкасаются с поиском новых подходов к пониманию современных культурных феноменов. Материалы и выводы исследования могут быть применены в преподавании социальной философии, культурологии, эстетики, литературы в вузе и школе.

Самоидентификация личности: сущность и проблемы исследования

Вслед за Э. Фроммом американский психолог А.Г. Маслоу выделяет потребность в самоидентичности в качестве третьей базовой потребности человека после физиологических потребностей и потребности в социальной защищенности (237, с. 325).

Кризис современной культуры - кризис идентичности

Идеологам элитарной культуры (от франц. elite - лучшее, избранное) принадлежит заслуга в создании определенной традиции в философии культуры интерпретировать элиту в качестве духовной аристократии, наделенной высокими эстетическими и нравственными способностями. Но меняясь в связи с меняющейся действительностью (как, впрочем и массовая культура), противопоставляя себя массовой культуре, постепенно культура элиты вступила на путь дегуманизации. Если у массы излюбленным является искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти, творцы искусства, ориентированного на элиту, сегодня последовательно отказываются от изображения в искусстве всего человеческого. Если способом восприятия массового искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие элитарного искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.

Просмотр ТВ

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Что такое массовая культура и как она влияет на общество? Относятся ли к ней СМИ? Примеры. Что отличает произведения массовой культуры - признаки и черты. Выберите верные суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с правильными ответами.

Фото Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Определение массовой культуры

Массовая культура — это форма культуры , ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.

Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

К произведениям массовой культуры относятся:

популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

средства массовой информации;


Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Развитие массовой культуры

Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу . Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дешево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

Массовая культура ориентирована на коммерческую выгоду. Главный критерий ее успеха — востребованность аудиторией. Поэтому поп-культура подчиняется законам спроса и предложения .

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

Она отличается демократичностью, доступна каждому.

Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

Унифицирует мысли и образ жизни.

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

The Rapsody feat. Warren G & Sissel - Prince Igor

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3

Читайте также: