Отклики или реакция профилактической деятельности псих помощи в школе

Обновлено: 06.07.2024

Сейчас в мире происходит особенно много разноплановых изменений, так или иначе касающихся каждого. Беспокоит отсутствие определенности на фоне противоречивых прогнозов, переизбыток поступающей информации, обрабатывать которую мы не успеваем. Скорость изменения мировой ситуации не дает возможности ее переварить и полноценно адаптироваться к новым условиям. Жить в постоянно меняющейся ситуации — крайне непросто.

Такая обстановка делает психологическую помощь актуальной как никогда для большинства людей. Кто-то чувствует необходимость задать интересующие его вопросы и получить ответы от профессионала, кому-то достаточно рекомендаций психолога в виде памяток, а кто-то готов посетить серию онлайн встреч и поработать над психологической проблемой. Высокая актуальность психологической помощи всем участникам образовательного процесса в новых условиях бросает вызов педагогам-психологам. Наша задача, как профессионалов, быстро адаптироваться к изменениям, расставить приоритеты и выбрать оптимально эффективные формы работы.

Среди традиционных видов деятельности по психологическому сопровождению образовательного процесса сейчас необходимо выделить самые актуальные и найти способы их реализации.

В настоящий момент на первый план выходит необходимость консультирования обучающихся, родителей и педагогов. Люди с разной скоростью адаптируются к быстро меняющимся условиям, по-разному реагируют на возможную угрозу безопасности, жизни и здоровью и справляются с фрустрацией главных потребностей человека – потребностей в общении и социальных контактах. Поэтому психологу необходимо найти возможность удовлетворить запрос на консультирование.

Правильно, если консультирование организовано с помощью платформ, которые позволяют не только слышать, но и видеть клиента. Сейчас, в условиях самооизоляции, многие платформы, предоставляющие услуги дистанционной связи, убрали временные ограничения по длительности связи и значительно расширили бесплатный пакет услуг.

Организовать онлайн встречу с клиентом можно с помощью видео звонка популярных мессенджеров WhatsApp и Viber, которые освоили и давно используют большинство взрослых и детей, начиная с начальной школы. Необходимо только наличие интернета. Еще одна популярная платформа для онлайн встреч – это приложение Zoom, которое позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые встречи. Приложение можно установить как на мобильный телефон, так и на планшет или ноутбук. Всем участникам образовательного процесса необходимо предоставить удобный способ записи на консультацию с сохранением конфиденциальности запроса. Просто и быстро это можно сделать с помощью сервиса Google Форм, который позволяет собирать полученные данные в таблицы совершенно бесплатно и упрощает формирование отчетов по консультированию. Данный вид сервиса может быть размещен на официальном сайте образовательной организации в разделе психологической службы. Сейчас, при переходе на дистанционные формы обучения, целесообразно разместить новость об осуществлении психологической помощи в новом формате и ссылку для записи на консультацию.

Одним из основных видов деятельности педагога-психолога в учебном процессе является коррекционно-развивающая работа с обучающимися. Она может проводится как в индивидуальном формате, так и в групповом. Важно организовать регулярную работу с обучающимися и продолжить реализацию программ. Это можно сделать с помощью программ для организации дистанционных встреч, записи упражнений, рассылки необходимых для отработки материалов. Программа Zoom дает возможность провести запись встречи, что особенно удобно для групповой коррекционно-развивающей деятельности. Видеозапись встречи можно выложить в облачное хранилище и предоставить доступ тем, кто не смог на ней присутствовать.

Мы понимаем, чтобы сделать хороший дистанционный курс, необходимо время на создание и отработку максимально эффективных упражнений. Чтобы снизить градус собственных требований и переживаний (мы ведь не только педагоги-психологи, но и просто люди), стоит поискать альтернативные способы формирования необходимых навыков. Можно использовать элементы библиотерапии и обсуждение кино и театральной продукции. С помощью таких заданий можно укреплять терапевтический контакт, повышать уровень эмпатии и рефлексии у ребенка, социальную компетенцию, воздействовать на психологическое состояние и корректировать поведение.

Многие психологи регулярно проводят мероприятия, направленные на повышение уровня психологической культуры всех участников образовательного процесса: организуются родительские собрания, направленные на повышение психологической компетентности родителей, для педагогов проводятся тренинги по профилактике профессионального выгорания, а для детей различные просветительские встречи, которые помогают им в решении жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

У некоторых коллег на просветительскую деятельность силы и время выделяются по остаточному принципу, оно и понятно, много других актуальных задач. Но в условиях пандемии важно сохранение психического здоровья детей и их родителей, а, следовательно, просвещение и повышение психологической грамотности и культуры родителей. Просвещение в данном случае дает профилактический эффект.

Задачи психологического просвещения успешно решаются с помощью памяток для обучающихся, педагогов и родителей, которые можно составить на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, Психологического института Российской академии образования, Московского государственного психолого-педагогического университета и других авторитетных источников.

Возможно, стоит подумать о еженедельной психологической рассылке, в которой будет собрана максимально полезная информация в компактном виде. Там могут быть представлены полезные ресурсы, лайф-хаки, необходимые чек-листы, памятки, списки с интересными книгами, увлекательными фильмами и семейными играми.

1. Каковы цели и задачи социально-профилактической работы в современной московской школе?

Современное образование ставит перед педагогами важную задачу – формировать у подрастающего поколения навыки и умения, которые ребенок после окончания школы сможет применять в реальной жизни: вести конструктивный диалог, взаимодействовать в коллективе, разрешать конфликтные ситуации. Подрастающая личность должна правильно освоить социальные нормы, правила проведения, формы социальной жизни в группах и сообществах. У ребенка должно быть сформировано осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Также в Федеральных государственных образовательных стандартах делается акцент на формирование у учащихся ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и безопасного поведения. Правильно сформированные социальные и коммуникативные компетенции являются основой для позитивной социализации ребенка, что, в свою очередь, и является первичной позитивной профилактикой подверженности ребенка социальным рискам.

2. Какой должна быть направленность социально-профилактической работы?

Социально-профилактическая работа направлена, в первую очередь, на формирование у детей навыков, которые помогут им вести социально-одобряемый, безопасный и здоровый образ жизни.

Может быть разработан и осуществлен комплекс специальных профилактических программ, регулярно предлагаемых детям и подросткам.

Программы могут разрабатываться и проводиться в различных направлениях, таких как:

Групповая профилактическая работа, направленная на первичную профилактику социальных рисков, должна проводиться со всеми детьми. С детьми и подростками, составляющими группу риска, должна проводиться более глубокая коррекционная индивидуальная и групповая работа.

3. Каковы действия педагога-психолога, социального педагога в случае отказа семьи выполнять рекомендации специалистов школы по отношению к ребенку, состоящему на ВШУ?

Необходимо понять, чем вызван отказ родителей выполнять рекомендации. Причины могут быть разные, следовательно, действия педагога-психолога зависят от того, по какой причине произошел отказ.

  1. Иногда родители считают, что действия школы по отношению к их ребенку, неадекватно жестокие. И их оборонительная позиция вызвана стремлением защитить ребенка. Поэтому следует организовать разговор с родителями в безопасной для них обстановке (без обвинений и наставлений). Необходимо выслушать позицию родителей, понять, как они видят ситуацию, что их наиболее сильно беспокоит, как они видят выход, что готовы делать сами, и какую помощь ожидают от специалистов. Совместно разработать план индивидуально-профилактической работы с ребенком.
  2. Иногда при составлении индивидуально-профилактического плана не была учтена актуальная ситуация конкретной семьи. Поэтому план может быть пересмотрен и скорректирован после организации диалога с семьей. Корректировка плана может происходить и по ходу его осуществления после совместных с семьей обсуждений, что было выполнено, а что вызвало трудности.
  3. Иногда семья, будучи сама в трудной жизненной ситуации, не в состоянии осуществлять выполнение плана. В этом случае необходимо привлечение КДН и ЗП.

4. Ребенок, не имеющий согласия родителей на сопровождение педагога-психолога, является участником конфликтных ситуаций. Каким образом педагог-психолог может способствовать разрешению подобных ситуаций?

Разрешение конфликтных ситуаций не обязательно должно осуществляться педагогом-психологом школы. В случае, если классный руководитель по каким-то причинам не смог осуществить конструктивное разрешение конфликтной ситуации и собирается привлечь для ее разрешения педагога-психолога (а согласия родителей на психологическое сопровождения данного ребенка нет), необходимо организовать встречу с родителями данного учащегося.

Иногда родители на дают согласия на психологическое сопровождения ребенка, опасаясь, что без их ведома на ребенка будет оказываться влияние или даже давление. И они занимают оборонительную позицию. Особенно, если их ребенок систематически нарушает дисциплину, родители зачастую опасаются нападок на себя и на ребенка со стороны школы. При этом каждый родитель хочет, чтобы его ребенок эффективно развивался и находился в условиях физической и психологической безопасности. И если с родителями наладить конструктивный диалог, они перейдут с позиции обороны на позицию конструктивного содействия.

5. Какой орган в школе принимает решение о постановке ребенка на ВШУ?

«Постановка обучающихся на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога) и на основании решения Совета профилактики государственного образовательного учреждения.

Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора государственного образовательного учреждения на заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, а непосредственное ведение учета — на классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе:

  • оказывает организационно-методическую помощь классным руководителям (воспитателям, социальным педагогам) в ведении внутришкольного учета;
  • ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению;
  • формирует банк данных государственного образовательного учреждения об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • готовит соответствующую информацию о деятельности государственного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся. 3.2.

6. Подросток отказывается посещать школу. Какие рекомендации педагог-психолог может дать родителям?

Педагог-психолог должен попытаться понять сам (или в диалоге с родителями учащегося), какова основная причина, по которой ребенок отказывается посещать школу.

Среди причин могут быть следующие.

В этом случае необходима совместная работа педагога-психолога, родителей и педагогов-предметников. Родителям следует рекомендовать не обвинять ребенка, а попытаться вместе с ним определить пробелы в его знаниях и организовать (при содействии педагогов-предметников) процесс помощи ребенку.

  1. Ребенок может говорить, что ему неинтересно учиться. Но причиной этого может быть его неуспеваемость. Если причина – отсутствие у ребенка мотивации к получению знаний, родителям следует также рекомендовать без обвинений поговорить с ребенком и попытаться определить, что поможет ему увеличить мотивацию. Возможно, понадобиться индивидуальная или групповая психологическая помощь.
  2. Важно, чтобы родители смогли определить, не является ли непосещение ребенком школы вызвано какими-либо негативными проявлениями (деструктивные субкультуры, психоактивные вещества, правонарушения). Родителям следует рекомендовать, чтобы они обратили внимание на следующие факторы.
  • Изменились ли за последнее время сон, аппетит ребенка, фон его настроения.
  • Изменилась ли за последнее время среда общения ребенка.
  • Чем занимается ребенок, когда не посещает школу.

Далее им следует спокойно обсудить с ребенком последствия того, что он не посещает школу, и понять, чем можно ему помочь. Родителям ни в коем случае не следует отказываться от помощи специалистов.

7. Должен ли я, как педагог-психолог работать с детьми, находящимися под следствием?

Да, так как данная категория обучающихся включена в профессиональный стандарт педагога-психолога, одной из основных целей работы, которого является оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

8. Обязан ли педагог-психолог по требованию администрации предоставлять для проверки свою документацию?

По первому требованию администрации педагог-психолог обязан предоставить свою рабочую документацию. Перечень и формы учетно-отчетной документации определяется локальным актом образовательной организации.

9. Сохраняется ли правило конфиденциальности в работе педагога-психолога школы при наличии угрозы жизни и здоровья ребенка?

В некоторых случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью ребенку, и на основании статьи 125 УК РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих соблюдение прав детей в РФ, психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних лиц и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах получателей психологической помощи, при которых существует вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих. Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений.

Также, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, может проводиться предоставление (выемка) конфиденциальных сведений психологом третьим лицам без согласия получателя психологической помощи или его законного представителя.

10. Я работаю педагогом-психологом в школе. Могу ли я, как сертифицированный психотерапевт, использовать в работе с обучающимися знакомые мне методы психотерапии?

Ваша деятельность, ее основные направления и виды как педагога-психолога, должна определяться вашими должностными обязанностями, утвержденными директором школы.

11. Каковы действия школы, если ученик начальной школы неоднократно причиняет вред здоровью одному или нескольким своих одноклассников?

Каждый случай причинения вреда здоровью должен быть документально зафиксирован (описан учителем в докладной записке директору школы, фиксация наличия травмы при вызове скорой помощи пр.). В каждой докладной записке должна стоять подпись родителя (законного представителя) об ознакомлении. Психолог (классный руководитель, социальный педагог) после каждого инцидента должны проводить беседу как с ребенком, так и с родителями. В ходе беседы необходимо дать рекомендации родителям. Протоколы беседы и расписки родителей в получении рекомендаций хранятся в ППС школы.

Для каждого ребенка, состоящего на внутришкольном учёте, составляется индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения. План должен включать в себя как индивидуальную психологическую работу с ребенком и его семьей, так и включение ребенка в групповые формы работы.

12. Каковы действия школы, если родители ученика отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка?

Если ребенок состоит на внутришкольном учете, разработан индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка, но родители не дают согласия на индивидуальную психологическую работу, не выполняют рекомендации педагогов и уклоняются от выполнения родительских обязанностей администрация школы в праве обратиться с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних (органы опеки) о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего.

Описание критериев оценки осуществляемой профилактической работы имеет некоторую сложность связанную с тем, что результативность внедряемого комплекса, а именно достоверный результат оценки его эффективности может быть получен спустя некоторое время, так как любой процесс профилактики имеет пролонгированный характер.

Эффективность профилактической деятельности – многоплановое явление. Определение критериев ее результативности имеет большое значение, как для научной, так и для практической стороны деятельности. В первом случае они служат важнейшим инструментом для исследования результативности проводимых мероприятий, во втором – являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в профилактической работе, а потому могут выступать в качестве стандартов и системы нормативов.

Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, то есть носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность процесса профилактики, а именно результативность внедряемого комплекса, с другой – систему показателей, отражающих изменения в отдельных личностях, социальных группах, на которых направлена профилактическая работа.

Для оценки результативности профилактических мероприятий предлагается рассматривать две группы критериев:

1 группа критериев:

Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя:

- сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители);

- восприятие профилактических мероприятий самими участниками.

2 группа критериев:

Рассматривает влияние, оказываемое мероприятиями на ее адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении:

- стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

- положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательных учреждениях района.

ВложениеРазмер
kriterii_otsenki_rezultativnosti_profilakticheskoy_raboty.docx 46.65 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).

Пакет контрольно-измерительных материалов.

Описание критериев оценки осуществляемой профилактической работы имеет некоторую сложность связанную с тем, что результативность внедряемого комплекса, а именно достоверный результат оценки его эффективности может быть получен спустя некоторое время, так как любой процесс профилактики имеет пролонгированный характер.

Эффективность профилактической деятельности – многоплановое явление. Определение критериев ее результативности имеет большое значение, как для научной, так и для практической стороны деятельности. В первом случае они служат важнейшим инструментом для исследования результативности проводимых мероприятий, во втором – являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в профилактической работе, а потому могут выступать в качестве стандартов и системы нормативов.

Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, то есть носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность процесса профилактики, а именно результативность внедряемого комплекса, с другой – систему показателей, отражающих изменения в отдельных личностях, социальных группах, на которых направлена профилактическая работа.

Для оценки результативности профилактических мероприятий предлагается рассматривать две группы критериев :

1 группа критериев:

Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя:

- сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители);

- восприятие профилактических мероприятий самими участниками.

2 группа критериев:

Рассматривает влияние, оказываемое мероприятиями на ее адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении:

- стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

- положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательных учреждениях района.

Критерии оценки результативности внедряемого комплекса дополнительных мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

Критерии оценки результативности профилактики асоциального поведения несовершеннолетних

Приложение в пакете контрольно-измерительных материалов

Интенсивность профилактической работы в образовательной среде Кировского района

Сохранность и динамика роста количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители)

Количество обучающихся, вовлеченных в профилактические мероприятия;

Количество педагогов, вовлеченных в профилактические мероприятия;

Количество родителей, вовлеченных в профилактические мероприятия;

Восприятие профилактических мероприятий самими участниками

Отзывы обучающихся о мероприятиях;

Опросник для обучающихся

Отзывы педагогов о мероприятиях;

Опросник для педагогов

Отзывы родителей о мероприятиях;

Опросник для родителей

Отзыв специалиста о работе участников в ходе мероприятия

Влияние, оказываемое профилактической работой на ее адресатов, изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении

Стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

Процент обучающихся, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

Опросник для родителей и педагогов;

Самооценочный опросник для обучающихся

Процент педагогов, повысивших свою профессиональную компетентность в ходе осуществляемой с ними работы;

Опросник для педагогов

Процент родителей, положительно оценивающий работу по повышению их компетентности в вопросах профилактики асоциального поведения несовершеннолетних;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ психолого-педагогической деятельности по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних в МБОУ Будённовской СОШ №80

за 2016-2017 учебный год

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регламентируется нормативно-правовыми документами:

В соответствии с указанными документами в школе ведется учет несовершеннолетних,

Основные задачи профилактической деятельности:

1. Оказание психолого - педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении либо проблемы в обучении.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия вшколе, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, кружков различной направленности и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Психолого-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетними в школе проводится в следующих формах:

Работа с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с классными руководителями;

Постоянный контроль успеваемости и посещаемости в школе;

Вовлечение подростка в воспитательные мероприятия класса и школы;

Организация досуга и занятости ребенка.

Профилактические беседы с учащимися, его родителями ( классный руководитель, администрация школы)

Классными руководителями школы используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

- изучение особенностей личности подростков;

- посещение на дому, с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное время от занятий, а также в каникулярное время, подготовкой к урокам;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

- индивидуальное и коллективные профилактические беседы с подростками и родителями;

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции.

Физкультура и спорт имеют большое значение в привитии учащимся здорового образа жизни. В связи с этим большое внимание уделяется активизации спортивной работы с учащимися. Проводятся спортивные соревнования , районные и межшкольные соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису.

70% обучающихся 3-11 классов не подвержены факторам социального риска, а 30% школьников попадают в категорию группы социального риска по таким факторам, как изменение места учебы и места жительства, разрыв отношений с друзьями, повышенная конфликтность. У 50% обучающихся отмечены факторы риска семейной ситуации, т.е. ребята проживают в неполных семьях. В ходе исследования выявлены 10 человек, условно отнесенных к группе социального риска. С этими детьми проведена диагностика познавательной и эмоциональной сферы, даны рекомендации классным руководителям, организовано комплексное сопровождение детей и подростков. Ребята поставлены на учет как дети, требующие повышенного внимания.

Мы должны понимать , что

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. От согласованности действий семьи и школы зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Именно поэтому одна из задач школы формулировалась так: развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи и социума.

Семей, состоящих на учете КДН и ЗП – 2 . За ними установлен регулярный контроль, посещение семей.

По основным направлениям работы с трудными подростками и семьями в 2016-2017 учебном году проведено:

- родительские собрания по профилактике ПАВ, правонарушений– 5

- индивидуальные консультации психолога по вопросам воспитания подростков– 17

- приглашения на заседания Совета профилактики -18.

С целью выполнения требований закона, регламентации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе, в соответствии с ФЗ № 120 и положением о Совете по профилактике в образовательном учреждении создан и функционирует Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Заседания Советов профилактики проводятся регулярно согласно составленному плану. На заседаниях рассмотрены представления классных руководителей на обучающихся, нарушающих нормы поведения в школе и вне школы, проведены беседы с учащимися, имеющими отдельные проблемы в поведении и успеваемости.

Регулярно в течение года проводятся рейды в семью; ведется индивидуальная работа с учащимися и родителями.

Работа школьного педагога-психолога Матвиенко С.И. ведется по направлениям:

 диагностика и анализ психологического микроклимата в классных коллективах;

 диагностика школьной дезадаптации;

 работа в психолого-медико-педагогической комиссии и Совете по профилактике;

 индивидуальная работа с детьми, требующими особого психолого-педагогического сопровождения;

 привлечение для совместной профилактической специалистов психолого-педагогических центров;

диагностика школьной дезадаптации в 1, 5, 10 классах. С учащимися 10-11 классов идет индивидуальная работа, проводится консультирование обучающихся.

По мере необходимости по вопросам психолого-педагогической помощи обучающимся консультируются классные руководители 1-11 классов.

C целью профилактики беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года провод ятся классные часы и беседы по соответствующей тематике; изучение правовых норм на уроках обществознания, права, проведение профилактических бесед о вреде курения, наркомании и алкоголизма на уроках биологии, химии.

В связи с усилением негативных явлений в детской и подростковой среде многое делается для улучшения правового воспитания подростков. 18 ноября 2017 года проведен День правовой помощи детям с целью правового консультирования несовершеннолетних и родителей в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Ведется тесное сотрудничество педагогов школы с участковым милиционером, ОКДН, комиссией по делам несовершеннолетних Сальского района.

Действенным средством предупреждения правонарушений стали проводимые по линии администрации школы еженедельные рейды в выходные и праздничные дни по местам массового отдыха молодежи, что положительно сказывается на поведении подростков в общественных местах.

Именно в школе и рядом с ней подростки проводят большую часть времени. Программа воспитательной работы школы должна быть направлена на заполнение этого времени значимым содержанием, проведение его с наибольшей пользой для развития обучающихся.

Результаты работы педагога-психолога не могут быть высокими без тесного взаимодействия всех звеньев образовательного процесса: психолог- родитель-учитель-ученик. В текущем году удалось сделать многое благодаря активности, заинтересованности большинства учителей, которые проявляли беспокойство по поводу нарушения межличностных отношений в классе, нарушениям дисциплины. Наиболее активное сотрудничество было с классными руководителями Лебедевой О.И., Селявка Е.А., Глушковой О.П., Солоповой Л.П., Савченко Е.А., Ариповой Ч.И., Кливзоник Т.Н., Кашуба В.А. и др.

Своевременно проведенная соответствующая работа по решению проблемных ситуаций в большинстве случаев обеспечивала положительный результат.

Анализируя работу МБОУ Будённовской СОШ № 80 по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних за 2016-2017 гг. можно сделать следующие выводы.

В школе ведется необходимая документация, регламентирующая деятельность школы по вопросам профилактики правонарушений.

В течение 2016-17 учебного года обучающимися школы не было совершено серьезных правонарушений. Отсутствуют учащиеся, состоящие на учете в П ДН. На внутришкольном учете состоит 1 обучающийся за нарушение правил межличностного общения.

Уменьшилось количество конфликтных ситуаций в школьном коллективе .

Увеличилось количество обращений за и психологической помощью к педагогу - психологу, что позволяет эффективнее разрешать возникающие у обучающихся проблемы.

Работу классных руководителей 1-11 классов по профилактике правонарушений, безнадзорности, преступлений можно считать удовлетворительной.

На удовлетворительном уровне ведется работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

В профилактической работе остаются проблемы, над которыми будет продолжать работать психологическая служба школы в текущем и следующем учебном году:

Вызывает тревогу агрессивность не только детей, но и родителей; у многих родителей нет должного понимания и поддержки с их стороны.

Недостаточная эффективность работы по профилактике табакокурения и употребления ненормативной лексики обучающимися. Требуется освоение педагогами новых технологий профилактики табакокурения и формирования речевой культуры подростков.

Рост числа гиперактивных обучающихся нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций в классных коллективах, на уроках. Требуется специальная подготовка педагогов для работы с такими детьми.

Недостаточно ведется работа по формированию навыков толерантности, вследствие чего иногда в учреждении наблюдаются случаи проявления детской агрессии, приводящие к нарушению межличностных отношений.

Классным руководителям следует более тщательно продумывать это направление воспитательной работы и включать в план мероприятия, направленные на освоение обучающимися способов конструктивного разрешения конфликтов, формирование позитивных межличностных отношений, формирование толерантных установок, активнее привлекать к этой работе родителей.

Статья на тему "Условия эффективности работы школы по профилактике правонарушений среди несовершенолетних". Содержит информацию о направлениях профилактической деятельности школы, виды и стадии отклоняющегося поведения подростков, неблагоприятные условия воспитания, а также недостатки в учебно-воспитательной работе школы.

Оценить 1160 0

Условия эффективности работы школы по профилактике правонарушений

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с нимина индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, драки, грубость, дерзость, нечестность);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с раз- личными правонарушениями и преступлениями.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в пове­дении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с ко­торыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей.Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально не­благополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на­строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите­лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об­разом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека.В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре­деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания до­бра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошиб­кой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несо­стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противо­правные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоин­ство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Низкий профессиональный уровень учителя.Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, - нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска

К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Еще одна форма работы с подростками – детские социальные проекты, направленные на включение школьников в социально ориентированное творчество, на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

- создать особый уклад школьной жизни;

- помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

- помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

- воспитать навыки правовой культуры.

В школе проводится работа по изучению правовых документов:

- Круглые столы по правовому воспитанию (1-11 класс)

- Уроки обществознания (тематический блок: Право)

- Дни правовых знаний (4 раза в год)

- Единые дни информации (по плану района)

- Тематические родительские собрания (2 раза в год)

Социальные педагоги регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимают участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучают особенности, склонности, интересы учащихся.

Систематически проводит мониторинги и статистические исследования по выявлению детей группы риска. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Совете профилактики правонарушений.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительских собраний.

В координационном плане работы распределяются обязанности между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учениками, родителями, педагогами. План для удобства восприятия составляется по блокам:

1. Организационные мероприятия

2. Работа с учащимися.

3. Работа с родителями.

4. Работа с педколлективом.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений. Бывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используются только отчасти. Сложившаяся система оценки деятельности побуждает скрывать реальную картину. Органы управления в большинстве интересуются лишь статистикой правонарушений и гораздо меньше проявляют интерес к тонкостям профилактики девиантного поведения.

Положительным результатом предупредительной профилактической работы школы должно является то, что ни один обучающийся не стоит на учете внутри школы, ни в комиссии по делам несовершеннолетних, другими словами учащимися не совершенно ни одного противоправного поступка.


Учитывая особенности контингента обучающихся и родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде. Решением этих вопросов занимались Совет профилактики правонарушений, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, классные руководители, родительский актив, специалисты ОДД, инспектор ПДН, прокуратуры, ЦКДМиС, СГЦСССДМ, ФСКН.

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в соответствии с нормативно-правовой базой по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

С целью предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся проводится следующая профилактическая работа:


Содержимое разработки

Отчет о профилактической работе в 2016-2017 учебном году

Учитывая особенности контингента обучающихся и родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде. Решением этих вопросов занимались Совет профилактики правонарушений, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, классные руководители, родительский актив, специалисты ОДД, инспектор ПДН, прокуратуры, ЦКДМиС, СГЦСССДМ, ФСКН.

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в соответствии с нормативно-правовой базой по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

С целью предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся проводится следующая профилактическая работа:

В сентябре 2016 года администрацией приняты меры по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов детей: проведены классные часы на правовую тематику, до сведения обучающихся доведены нормы действующего законодательства РФ о защите прав и законных интересов детей; в холле школы размещен информационный стенд по разъяснению норм действующего законодательства РФ, информация по профилактике правонарушений, телефоны горячей линии; в сентябре-октябре проведены родительские собрания, на которых родители ознакомлены с действующим законодательством РФ, а также с правами и обязанностями родителей (законных представителей).

В октябре и апреле проведены месячники правовых знаний с приглашением специалистов СГЦСССДМ, прокуратуры, ОДД, ПДН.

Для организации превентивной работы утвержден ряд документов:

план совместных действий с ПДН по профилактике преступлений и правонарушений;

план работы с кризисными семьями;

план работы с детьми, состоящими на внутришкольном учете;

план работы по предупреждению беспризорности и правонарушений;

план мероприятий по правовому воспитанию;

план работы по предупреждению насилия в семье;

план мероприятий по антиникотиновой и антиалкогольной, просветительской и профилактической работы среди детей и подростков;

график работы Совета профилактики.

Составлен социальный паспорт школы, в котором отображено количество многодетных семей; малообеспеченных семей детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей-сирот и лишенных родительского попечения.

В начале года была создана школьная психологическая служба, работа которой в 2016/2017 учебном году включала в себя следующие направления деятельности:

Работа с учащимися по всем направлениям:

-психодиагностическая работа;

-работа по формированию здорового образа жизни, профилактики правонарушений, профилактики суицидального поведения;

-психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

Работа с педагогическим коллективом:

-проведение индивидуальных и групповых консультаций;

-просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов педагогов-психологов, педсоветах, семинарах).

Работа с родителями:

-обучение родителей психолого-педагогической грамотности на родительских собраниях;

-индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик);

-работа по психологическому просвещению (выступления на родительских собраниях).

Организационно-методическая работа:

-планирование деятельности; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;

-участие в научно-практических конференциях и семинарах, мастер-классах;

-посещение совещаний, методических объединений, выступление на методических объединениях;

-знакомство с методической литературой, новыми интернет ресурсами в области психологии и педагогики;

-подготовка бланков, наглядного, стимульного материала, создание картотеки тестов.

В течение года было организовано обучение родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей основам педагогики и психологии в рамках родительских собраний, в которых принимали участие педагог-психолог и социальный педагог в соответствии с приказом.

Профилактическая работа классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, администрации с учащимися, имеющими проблемы с поведением и обучением, дала положительные результаты. В течение года на внутришкольный контроль никто не был поставлен.

На конец учебного года на внутришкольном учете "группа риска" состоят 2 человека.

Составлены картотеки на учащихся "группы риска" и учащихся из семей ТЖО:

акты обследования жилищно-бытовых условий (2 раза в год и в случае необходимости);

на каждого учащегося заведена карточка, где фиксируется работа проведенная с учащимся (классным руководителем, психологом, администрацией);

ведется контроль за занятостью учащихся, требующих усиленного педагогического внимания во внеурочное время;

На внутришкольном учёте семей ТЖО состоят 3 человека.

В течение года на учет в муниципальный банк данных семей, оказавшихся в социально опасном положении, поставлен 1 учащийся, в связи с чем была разработана Индивидуальная комплексная программа реабилитации.

Работа социально-психологической службы школы была направлена на социальную адаптацию учащихся, работу с семьей и социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. Работу по выявлению вышеуказанных групп детей и семей вели классные руководители совместно с социальным педагогом и психологом. Эта работа требует глубокого знания школьников, их семей и условий их жизни.

В четвертый четверг месяца, проводятся заседания Совета профилактики с приглашением специалистов ПДН, ОДД, СГЦСССДМ. На заседаниях рассматриваются вопросы успеваемости, посещаемости, поведения и ответственности подростков за правонарушения, конфликтные ситуации, ведутся протоколы заседаний.

Осуществляется контроль за посещаемостью учащимися, ведётся журнал учёта посещаемости, составляются акты на отсутствующих более 10 дней.

В течение года проводились плановые обследования жилищных условий учащихся группы риска, лишенных родительского попечения и семей ТЖС и СОП .

Профилактическая работа проводится на общешкольных и классных родительских собраниях.

В начале учебных четвертей и перед выходом на каникулы со всеми учащимися школы проведены инструктажи по безопасности жизнедеятельности, одним из вопросов которых является правила поведения во время учебно-воспитательного процесса.

На основании приказа от 04.04.2017г. №65 было разработано и утверждено Положение о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, в котором установлены требования к организации учета посещаемости обучающимися учебных занятий, осуществлению мер по профилактике пропусков, препятствующих получению общего образования, и является обязательным для всех сотрудников, учащихся и родителей или лиц их заменяющих.

В октябре и апреле проведены школьные Месячники правовых знаний, в рамках которых проведены следующие мероприятия:

Выставки в школьной библиотеке на правовую тематику;

Выборы президента ученического самоуправления;

Активно в течение года работал волонтерский отряд городского Антинаркотического волонтерского движения.

Сотрудниками ПДН, ОДД и СГЦСССДМ проведены предупредительные беседы с учащимися о предотвращении совершения преступлений и правонарушений, об ответственности несовершеннолетних согласно графику.

Большое внимание в профилактической работе уделяется формированию стойкого неприятия учащимися деструктивных идеологий. С этой целью проведен ряд воспитательных мероприятий, урок толерантности, беседы об экстремизме в социальных сетях.

Таким образом, в 2016/2017 учебном году в социально-психологической работе были поставлены и выполнены следующие задачи:

1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.

2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

3. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.

4. Профилактика правонарушений среди подростков.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение учащихся и их родителей информацией по вопросам социальной защиты.

Результатом совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей является профилактическая работа с учащимися, большое внимание в которой уделяется правовому воспитанию, особенно профилактике суицидов.

По словам Оскара Уайльда, лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. В этом состоит общая задача родителей и школы. Для ее реализации в школе существует система воспитательной работы, которая способствует успешному выполнению поставленной перед педагогическим коллективом задачей.


-75%

Читайте также: