Что такое политический процесс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, экономический и во всех других сферах общества. Так, политический процесс говорит о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Дадим определение политическому процессу.

Политический процесс – это совокупность действий индивидов, групп, политических институтов, реализующих свои цели и интересы и обеспечивающих формирование, функционирование и изменение политической системы.

Рассмотрим структуру политического процесса:
- Субъекты (инициаторы и исполнители)
государство, политические институты, граждане
- Объекты промышленность, здравоохранение, избирательная система
- Цель процесса(решение политической проблемы)
- Средства, методы правовые, социально-психологические, экономические
- Ресурсы знания, наука, финансовые средства, общественное мнение и др.
- Результат

Главная задача субъектовзаключается в реализации своих властно значимых интересов и требований посредством принимаемых государством решений.

Несогласованность элементов политического процесса говорит о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти.


Рассмотрим каждую классификацию политического процесса.
- Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики внутри государства, чья деятельность направлена на завоевание, удержание и использование политической власти. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами.
- Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений. Для закрытых политических процессов характерно отсутствие публичности при принятии политических решений, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.
- Консенсусные политические процессы ориентированы на сотрудничество. Конфликтные, наоборот, ориентированы на соперничество.
- Базовый политический процесс связан с принятием ключевых политических решений разнообразными способами политического участия граждан. Периферийный не оказывает принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

Одна из важнейших особенностей политического процесса — его динамика, поэтому в своем развитии он проходит ряд стадий.



По мере демократизации общества все большую значимость приобретает демократический политический процесс . Как правило, он стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Такой процесс осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Для общего понимания, давайте рассмотрим такой пример политического процесса, как Всенародное голосование по принятию проекта Конституции Российской Федерации в 1993. Данный референдум относится к базовым политическим процессам, поскольку предполагает принятие решений , важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Приведенный нами пример также является открытым процессом, т.к. он характеризуется гласностью и доступностью для всех граждан. Помимо этого, он относится к внутриполитическим процессам, происходящим внутри нашего государства. Субъектами данного референдума будут являться государство, обычные граждане. Объектом в данном случае выступает Конституция РФ. Цель политического процесса – принятие основного закона страны – Конституции РФ. Результатом явилось принятие Конституции РФ народом России 12 декабря 1993 года.

Политический процесс — это совокупность политических событий и явлений, изменяющихся в результате взаимодействия политических субъектов. Выступает как способ функционирования политической системы, обеспечивает ее развитие и существование.

Содержание каждого процесса зависит от черт отдельной системы и национального режима. В демократиях гражданам предоставляют широкие права, и они активно влияют на процесс. В тоталитарном государстве процесс протекает без участия населения, и все функции полностью принадлежат верховной власти.

Характерные черты процесса:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • состоит из политически значимых действий участников;
  • влияет на состояние политической системы;
  • влияет на работу власти по принятию управленческих решений;
  • осуществляется с момента возникновения государства.

Структура:

  • субъекты и участники;
  • объекты;
  • средства и ресурсы, направленность и методы достижения целей.

Объектом является политическая проблема.

Субъекты:

  • инициаторы — заявляют о проблеме;
  • исполнители — обладают полномочиями для принятия решений по ситуации и приведению их в исполнение.

Также существует еще одна классификация участников по уровню вовлеченности:

  • участники социального уровня — группы, классы этносы;
  • представители институционального слоя — государство, партии, университеты, профсоюзы;
  • функциональные группы — армия, церковь, СМИ, службы безопасности.

Виды процессов

По значимости для общества:

  • базовый влияет на деятельность большинства субъектов, затрагивает важные области;
  • частный распространен в отдельных сферах жизни.

По масштабу действия и территории:

  • внутренний проходит в рамках одной страны;
  • в международный вовлекаются разные государства, международные сообщества.

По публичности:

  • открытый, когда решения власти принимаются публично, через голосование граждан на выборах, с учетом мнения общества;
  • теневой, когда государственные решения принимаются тайно и бесконтрольно, а граждане не участвуют в политической жизни страны.

По способу достижения результата:

  • консенсусный ориентирован на сотрудничество и достижение согласия между сторонами;
  • конфликтный возникает на основе конкуренции.

По степени правовой культуры и легитимности выделяют демократический и недемократический.

Признаки демократического:

  • конституционный и законный характер;
  • защита интересов граждан;
  • свобода оппозиции;
  • гражданский контроль деятельности органов власти;
  • защита интересов меньшинств.

Особенности недемократического:

  • тоталитарный режим;
  • отсутствует институт правового общества;
  • преобладают интересы узких слоев населения;
  • нарушаются права гражданина.

По длительности существования различают долговременные и кратковременные.

По типу изменений различают избирательный механизм, революцию, контрреволюцию, восстание, реформы, прямые действия.

Относительно устойчивости протекания классифицируют стабильный и нестабильный политические процессы.

Для стабильного характерны устойчивые формы политических структур и определенность отношений между субъектами.

Нестабильный существует в условиях кризиса, когда прежний режим оказывается не в состоянии реагировать на потребности населения. Не поддается планированию.

Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

Структура политического процесса, то есть его элементы:
  • субъект;
  • объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
  • средства, методы, исполнители процесса;
  • ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
  • государство,
  • социальные, этнические, конфессиональные группы,
  • политические институты,
  • граждане как индивиды,
  • граждане как совокупность избирателей (электорат).

Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.

Этапы принятия политических решений.

Подготовительный этап.

Содержание:

формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.

Участники:

формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.

Этап принятия решений.

Содержание:

  • формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
  • разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
  • выбор оптимального политического решения проблем.

Участники:

должностные лица государства, политики, политические партии.

Этап реализации политических решений.

Содержание:

  • придание решениям правовой формы,
  • определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
  • осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.

Участники:

органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.

Базовый (характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и реализации политической власти); частный (экономико-политический, политико-правовой, культурно-политический и др.)

Внутриполитический; внешнеполитический (международный)

Публичность принятия политико-управленческих решений

Открытый (явный) (учёт общественного мнения, интересов граждан через голосование на выборах и т. д.); скрытый (теневой) (закрытость и бесконтрольность государственных решений)

Способ достижения цели

Консенсусный (ориентация на сотрудничество); конфликтный (ориентация на соперничество)

Стадии политического процесса

Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование — это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идёт непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, её принципами, институтами, нормами и т. п. Методы осуществления: вооружённое восстание, победа на выборах и т. д.

Это и повторение всех установившихся элементов политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя). Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.

Политико-управленческое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Эффективность этого решения зависит от следующих факторов:

  • координации — поскольку в политическом процессе всегда принимает участие множество людей с высокой степенью различия в интересах, то существует постоянная необходимость в согласовании их усилий;
  • корреляции — внесение изменений в тактику движения, политического действия, ибо обстоятельства постоянно изменяются;
  • программирования — осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, методов, ресурсов (знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.) для их реализации.

Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества

Осуществляется корректировка движения политической системы в соответствии с её собственными принципами, с интересами (волей) самих участников политического процесса.

Методы осуществления: выборы, референдумы, отчётно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др. (т. е. используются методы, выработанные на других стадиях политического процесса), а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности:

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако сам процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. — пока длится существование самой политической системы.

Читайте также: