Как бороться с дискриминацией кратко в школе

Обновлено: 05.07.2024

Вшкольная дискриминацияЭто негативное отношение к человеку или группе определенных людей на основании таких характеристик, как раса, религия, пол, сексуальная ориентация или группа, к которой они принадлежат, в контексте образования. Это явление широко распространено в нашей культуре и вызывает крайне негативные последствия.

Дискриминация в школе может происходить как учителями по отношению к ученику или их группе, так и между самими учениками. Во втором случае этот тип дискриминации известен какиздевательства, особенно если те, кто дискриминирует, делают это прямо и постоянно.

У школьной дискриминации нет единственной причины, но культурные, психологические и мотивационные факторы играют важную роль в ее возникновении. Из-за этого полностью избежать этого очень сложно; но крайне негативные последствия, которые он вызывает в жизни тех, кто страдает от него, означают, что он пытается предотвратить его от корня.

В сегодняшнем все более мультикультурном, разнообразном и открытом обществе очень важно попытаться понять, почему происходит школьная дискриминация, и устранить ее. В этой статье мы расскажем вам, каковы его наиболее важные характеристики, почему это происходит, какие последствия оно вызывает и как это можно предотвратить.

Причины

Как и в случае со многими психологическими явлениями, невозможно выделить какой-то один фактор в качестве причины дискриминации в школьной среде. Напротив, есть много элементов, которые могут сыграть роль в его внешнем виде. Каждая ситуация исключения создается уникальной комбинацией некоторых из них.

В целом причины школьной дискриминации обычно делятся на три большие группы: эмоциональные факторы, социокультурные факторы и индивидуальные факторы.Далее мы увидим, какие из этих категорий являются наиболее важными.

Эмоциональные факторы

В большинстве случаев школьная дискриминация является ответом на бессознательные эмоции со стороны людей, которые ее проводят. Это особенно актуально в том случае, если на ученика нападают сами одноклассники, хотя это также может быть одной из причин дискриминации со стороны учителя.

Эмоциональный фактор, который чаще всего вызывает активную дискриминацию, - это разочарование. Согласно теории Берковица, когда человек не может достичь своих целей, возникает внутренний дискомфорт в форме гнева и разочарования, которые человек хочет устранить.

Один из самых простых способов избавиться от этого гнева или хотя бы уменьшить его - это напасть на другого человека. Эта стратегия особенно часто встречается среди людей с низким эмоциональным интеллектом, что очень часто встречается у детей и подростков.

С другой стороны, школьная дискриминация также может быть ответом на эмоциональную потребность некоторых людей чувствовать свое превосходство над остальными. Нападая на другого человека и заставляя его чувствовать себя плохо, хулиганы испытывают временное повышение самооценки, чувство, которое вызывает сильную зависимость и может привести к новым столкновениям в будущем.

Социокультурные факторы

Одним из факторов, который больше всего влияет на дискриминацию в школе, является наличие негативных предрассудков, которые заставляют учащихся и учителей рассматривать людей с определенными характеристиками как редких или неполноценных. Эти предрассудки могут исходить как от общества в целом, так и от социальной сферы человека.

Наиболее распространенные социальные предрассудки со временем меняются. Таким образом, еще несколько десятилетий назад гомосексуализм считался чем-то пугающим, а сегодня в нашей стране это практически норма. У каждой общины и общества есть уникальные предрассудки, которые могут привести к дискриминации.

С другой стороны, семья и социальное окружение человека также влияют на то, как это будет воспринимать существование определенных характеристик у других людей.

Таким образом, несмотря на то, что человек живет в нерасистской стране, если его окружение дискриминирует других по признаку его происхождения, он может проявить дискриминационное отношение в этом отношении.

Индивидуальные факторы

Наряду с эмоциональными и социальными факторами мы также можем найти некоторые психологические характеристики, которые играют очень важную роль в проявлении дискриминации. Согласно многочисленным исследованиям, не все люди имеют одинаковую предрасположенность к хулиганству.

Таким образом, агрессоры, как правило, обладают определенными психологическими чертами, такими как более высокий уровень агрессивности, более низкий уровень интеллекта, более низкая терпимость к разочарованию, авторитаризм, большая потребность в контроле и более низкая когнитивная гибкость. Отсутствие самооценки также часто связано с дискриминационным отношением.

Типы

Существует много типов школьной дискриминации, и для их классификации можно использовать множество различных критериев. Наиболее распространенной является черта, из-за которой жертва подвергается дискриминации, способность находить причины пола, религии, сексуальной ориентации, социально-экономических факторов, этнической принадлежности, происхождения, внешности, интеллектуальных способностей .

Однако более полезной является классификация, которая разделяет различные типы дискриминации на прямую и косвенную. Первый - это те нападения, которые происходят открыто в форме оскорблений, угроз, физических нападений или преследований со стороны учителя или ученика.

С другой стороны, косвенная дискриминация заключается в существовании норм или ситуаций, которые пытаются по-разному воздействовать на разных учащихся из-за их врожденных характеристик. Таким образом, например, отсутствие доступа для инвалидных колясок будет одним из видов косвенной дискриминации по отношению к студентам-инвалидам.

Последствия

Дискриминация в школе, как в косвенной форме, так и в случаях, когда она связана с правилами образовательного центра, очень негативно влияет на детей, которые от нее страдают. Чем он интенсивнее, тем хуже будут последствия как в краткосрочной, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе дети, подвергающиеся дискриминации, будут испытывать проблемы при нормальном взаимодействии с другими учениками. В дополнение к этому, ваше настроение будет иметь тенденцию к ухудшению, что со временем ухудшит это состояние. Как правило, академические результаты жертв будут становиться все хуже и хуже.

Однако именно в среднесрочной и долгосрочной перспективе начинают проявляться действительно тревожные последствия, вызванные дискриминацией в школах. Многочисленные исследования связывают факт травли или другого обращения с более низким, чем обычно, уровнем самооценки.

Вдобавок к этому, в долгосрочной перспективе у людей, которые в детстве подвергались дискриминации, с большей вероятностью будут развиваться такие проблемы, как стресс, тревога или депрессия. Некоторые исследования даже связывают эту проблему с экономическими и социальными трудностями.

Внутригрупповые последствия

С другой стороны, важно учитывать, что не только жертвы школьной дискриминации страдают от негативных последствий из-за этой ситуации. Из-за этой ситуации как сами агрессоры, так и общество в целом могут столкнуться со всевозможными проблемами.

С одной стороны, если они не встанут, хулиганы подсознательно узнают, что агрессивность и даже насилие - хорошие методы для достижения того, чего они хотят, и чувствуют себя оправданными. Это, в конечном итоге, обычно вызывает всевозможные проблемы, когда они покидают безопасную среду - школу.

На социальном уровне дискриминация обычно порождает растущую напряженность между различными существующими группами. Если такая ситуация будет продолжаться с течением времени, могут возникнуть более серьезные столкновения, в которых может проявиться физическое насилие или даже различные виды преступлений.

Примером этого последнего следствия может быть ситуация, в которой негетеросексуальные люди страдали на протяжении всей истории. Поскольку в обществе было хорошо видно их дискриминацию, эта группа подверглась большому количеству агрессий, нападений и даже убийств исключительно из-за их сексуального состояния.

Как предотвратить школьную дискриминацию?

Несмотря на то, что страх и ненависть к тому, что отличается, кажется, имеют определенный врожденный компонент, реальность такова, что школьная дискриминация вызвана, прежде всего, обучением, которое дети извлекают из того, что они видят вокруг себя. По этой причине предотвращение подобных ситуаций связано именно с образованием.

С одной стороны, родители должны на собственном примере показать, что не нужно бояться кого-то другого. Часто взрослые действуют не очень конструктивно, не осознавая этого; но дети впитывают всю информацию из своего окружения и на ее основе создают свое видение мира.

Таким образом, лучший способ предотвратить школьную дискриминацию - это для родителей каждого ребенка хорошо знать, как они действуют, когда находятся перед кем-то другим. Маленькие усвоят эту информацию и будут вести себя точно так же в образовании.

В дополнение к этому, в самой школе можно поощрять открытость и инклюзивность детей. Для этого очень эффективный способ - познакомить их напрямую с коллегами с разными характеристиками, пытаясь помочь им поставить себя на свое место.

Если эта работа будет выполнена правильно, дети смогут развить в себе эмпатию и начнут понимать, что различия, которые отделяют их от других, являются лишь поверхностными. Когда эта точка зрения проникнет в них, школьная дискриминация обречена на исчезновение.

Травля в школе — явление страшное и, к сожалению, встречающееся достаточно часто. Она способна сломать как жертву буллинга, так и его зачинщиков, поэтому с ней необходимо решительно бороться.

Что такое школьная травля?

Буллинг или травля в школе — это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (намешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.

Причины возникновения травли в школе

Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.

  1. Искусственное создание группы — ученики не выбирали быть вместе, класс сформирован случайным образом извне, администрацией школы, для организации учебного процесса. То есть группа создана взрослыми и должна находиться под их контролем.
  2. Отсутствие общей цели — ученики работают исключительно на свой результат, их не сплочает общекомандная цель или благо группы, так как это не является приоритетом в современном образовании. Травля в школе позволяет ученикам почувствовать себя частью группы.
  3. Провокация со стороны учителей — учителя могут неосознанно спровоцировать буллинг одного или нескольких учеников, публично отчитав его или же поставив в командную игру слабого в ней.

Кто участвует в школьном буллинге?

В любом буллинге участвует три субъекта: жертва, агрессор и группа поддержки. При этом, в роли агрессора может выступать как отдельный человек, так и группа людей.

Жертвой может стать любой: выделенный учителем с негативной или позитивной стороны человек, одиночка, непопулярный ребенок и пр. Травля в школе — целиком и полностью проблема агрессора, то есть ребенка или группы детей с агрессивным поведением, вызванным разными причинами.

Травля: как бороться с ней в школе

Как распознать буллинг и к чему он может привести?

Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:

  • наличие насильственных действий,
  • постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
  • наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).

Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.

Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.

При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.

Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.

В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.

Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.

В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.

Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.

Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.

Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.

Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.

Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено. Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их. Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Что делать, если травят вашего ребенка?

В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.

Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.

Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.


Дискриминация в школе

Думаю, что каждый когда-нибудь сталкивался с такой проблемой как дискриминация. Дискриминация всегда являлась одной из главных проблем в школах, и в большинстве случаев она является одной из причин социальных конфликтов, ведущих к нарушениям психики.

Многие подростки, подвергающиеся дискриминации со стороны одноклассников, в частых случаях впадают в сильную депрессию, ведь именно в подростковом возрасте поддержка ровесников является одним из факторов счастья подростка.

По моим наблюдениям, раньше унижали из-за плохой одежды или статуса семьи. Сейчас чаще всего дети подвергаются дискриминации из-за расовой принадлежности, религиозных убеждений или стиля одежды.

Приведу примеры

На мой взгляд, из-за расовой принадлежности травят чаще всего. Многие считают, что если ты чеченец, армянин или азербайджанец, значит ты плохой, постоять за себя не сможешь. К сожалению, порой так и происходит, ведь находясь в другой стране, ты не можешь чувствовать себя комфортно первое время, и вряд ли сможешь ответить обидчикам с уверенностью, особенно, если ты младше.

Считается, что религиозные убеждения – эта проблема, стоящая второй по популярности в школах. Но я лишь один раз встретила религиозную дискриминацию.

Когда я еще была в начальной школе, со мной училась девочка, у которой вся семья были служителями Иеговы. В классе, да и не только, она была подвержена всяческим унижениям и оскорблениям из-за того, что родилась в семье, исповедующей эту веру. Многие в классе называли ее сектанткой, из-за чего она часто плакала.

Сейчас она больше не плачет, потому что смирилась с тем, что ее считают сектанткой, но вот мои бывшие одноклассники с этим не смирились, и до сих пор продолжают ее унижать. Мне никогда не удастся понять, почему людей обижают, обзывают и унижают только потому, что ты такой родился, за то, что верен традициям семьи.

Думаю, каждый из нас когда-нибудь встречал человека неформального вида. По моим наблюдениям, это чаще всего это именно подростки. Крашеные волосы, пирсинг, яркий макияж и странная одежда – это то, что любят так называемые неформалы.

Я была знакома с девочкой-неформалкой, и могу с уверенностью сказать, что несмотря на то, что она была готом, ее душа не была черной. Она была очень веселой и жизнерадостной, но так считали немногие. Мнение о неформалах очень часто бывает ошибочное, ведь многие судят по одежке.

Что делать?

Школа должна быть не просто местом, где ребенок получает знания и изучает науки. Школа также должна способствовать созданию понимания и взаимодействия между людьми. Но что же делать, если подвергаешься дискриминации?

Первое, что нужно сделать, – перестать обращать внимание на обидчиков. Когда тебя не будут задевать их унижения, ты уже престанешь быть мишенью, так как обидчики не будут получать желаемой ответной реакции.

Знакомься с новыми людьми, посещай различные кружки по интересам, чаще выбирайся на природу с друзьями или родителями. Чем чаще ты будешь приобщаться к социуму, тем быстрее перестанешь чувствовать себя неуютно в нем, сможешь почувствовать себя его полноценной частью и забыть про то, что тебя когда-то унижали и оскорбляли.

Заведи себе верных и преданных друзей, которые смогут прийти на помощь! Зная, что тебя поддержат в трудную минуту, ты станешь увереннее и чуточку счастливее.

Напоследок хочется добавить: никогда не суди человека, не узнав его! Моральные травмы, которые можно нанести, впоследствии могут оказаться необратимыми.

Валентина КУЛАЖЕНКОВА, ученица 7 класса школы № 26

Экспертное мнение

Заместитель директора по воспитательной работе, Татьяна Васильевна Носовская:

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других – постоянная травля.

После 12 лет авторитет и личность взрослого отходят на второй план, и наиболее важным становится мнение ровесников и одноклассников. В таком случае действовать приходится достаточно тонко, стараясь формировать правильное общественное мнение.

Огромную роль в этом играют внеклассные кружки и школьные мероприятия, позволяющие раскрыться самым застенчивым детям. Ведь для каждого ребенка очень важно создать ситуацию успеха, чтобы он мог почувствовать свою значимость, важность и нужность.

Мы видим, как дети, которые активно участвуют в жизни нашей школы, становятся более уверенными в себе, раскрепощенными и ответственными. Они проявляют скрытые лидерские качества, поскольку не боятся проявить свою самостоятельность.

Кроме того, как и пишет в своей статье Валентина, они находят новых друзей, поскольку пересекаются с ребятами не только из своего класса, но и из других, либо открывают своих одноклассников с совершенно другой стороны.

И все же необходимо отметить, что факты уже свершившегося буллинга нельзя замалчивать. Необходимо решать все совместными усилиями специалистов школы, учеников и родителей.

Справочно

Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в 11-летнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13% и 12%.

Просмотры

Многие считают, что дети, воспитанные в 21 веке более толерантны и справедливы. Но это не всегда так. Иногда даже в стенах родной школы можно столкнуться с дискриминацией и буллингом.

Для начала стоит рассказать о проблеме, которая больше всего волнует меня — неравноправие полов. В моей жизни бывали разные случаи, когда женщины и мужчины выражались негативно в адрес противоположного пола, принижая достоинство и способности друг друга.

Пример — мой учитель физики. Он всегда преподает не всему классу, а исключительно мальчикам, оправдывая это тем, что девочки глупые и понять физику им не под силу. Наверное, он забыл про Софью Ковалевскую, Марию Склодовскую-Кюри, Софи Жермен, Леону Вудс и многих других выдающихся женщин-ученных.

К сожалению, мой учитель — не единственный сексист из всех, кого я знаю. Часто знакомые мне прекрасные ранимые девушки подобным образом подвергаются буллингу как в интернете, так и вживую. Я много раз видела в школе заплаканных учениц, которые подверглись травле со стороны одноклассников. Не каждая осмелится дать отпор здоровому лбу. Или, наоборот, мелкому. По моим наблюдениям, особенно агрессивными растут младшеклассники, что указывает на их плохое воспитание, либо на его полное отсутствие.

Конечно, буллингу в школе подвергаются не только девушки. Моя бывшая учительница по физкультуре часто задирала мальчиков — мол, заниматься спортом они могут только на уровне нормативов, а как дело дойдет до реальных успехов, то сразу голову в песок.

Как поясняют психологи, такое поведение возникает у людей в связи с глубокими, заложенными еще в детстве комплексами или проблемами во взаимоотношениях с другими людьми. Это может свидетельствовать даже о серьезных нарушениях психики. Не исключено, что у людей с такой логикой вырастут дети, мыслящие так же, как их родители, что просто ужасно.

Что касается дискриминации по возрасту, то это, прежде всего, недопонимание между детьми и их родителями. Все же правда, что времена разные, воспитывают детей по-разному. Именно поэтому происходят конфликты между поколениями. Взрослых не устраивает непослушание, а детей и подростков — пустые нравоучения.

Возрастная дискриминация встречается и по отношению к еще не пожилым, но уже возрастным, при этом вполне активным и молодым людям. Например, если тебе за 40 или за 50, то даже на работу устроиться бывает сложно.

Неважно: европеец, азиат, монгол, мулат, гей, трансгендер, мужчина, женщина, ребенок, пожилой человек – все люди по-своему прекрасны и удивительны. Каждый достоин хорошей жизни в толерантном обществе, в обществе людей, которые понимают и принимают любого таким, какой он есть.

Читайте также: