Наиболее значительную роль в формировании жанра симфонии и оркестрового стиля сыграла какая школа

Обновлено: 05.07.2024

Лит.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. с нем.], Л., 1926; Попова Т., Симфония. Пояснение, М. — Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний. пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre. P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Сыг­ра­ло важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии сим­фо­нии и ка­мер­но­го ан­самб­ля на пу­ти к вен­ской клас­си­че­ской шко­ле.

К середине XVIII века при­двор­ная ка­пел­ла Ман­гей­ма объ­е­ди­ни­ла ряд пер­во­класс­ных му­зы­кан­тов - ком­по­зи­то­ров и ис­пол­ни­те­лей (главным образом скри­па­чей и вио­лон­че­ли­стов, мно­гие чешского про­ис­хо­ж­де­ния), оп­ре­де­лив­ших ха­рак­тер­ный ис­пол­ни­тель­ский стиль ор­ке­ст­ра и в зна­чительной сте­пе­ни соз­дав­ших для не­го но­вый ре­пер­ту­ар.

В 1745-1757 годы ка­пел­лой ру­ко­во­дил Я. Ста­миц, спо­соб­ст­во­вав­ший творческому са­мо­оп­ре­де­ле­нию Мангеймской школы; в 1753-1778 годы руководителем ор­ке­ст­ра был композитор И. Хольц­бау­эр. Уча­ст­ни­ка­ми ор­ке­ст­ра и од­но­вре­мен­но ав­то­ра­ми ман­гейм­ских сим­фо­ний бы­ли Ф.К. Рих­тер, А. Фильц, К. Кан­на­бих, Ф. Бек, Дж. Тоэ­ски, Карл Ста­миц (сын Я. Ста­ми­ца), И. Френцль, П. Рит­тер.

Воз­дей­ст­вие ман­гейм­ско­го сим­фо­нического сти­ля бы­ло весь­ма зна­чи­тель­ным так­же за пре­де­ла­ми Ав­ст­рии и Гер­ма­нии; сим­фо­нии ман­гейм­цев ши­ро­ко ис­пол­ня­лись и из­да­ва­лись в Па­ри­же, по­вли­яв на твор­че­ст­во французских ком­по­зи­то­ров - ав­то­ров сим­фо­ний (Ф.Ж. Гос­сек, Э. Ме­гюль и другие). Из вен­ских клас­си­ков наи­боль­шее влия­ние Мангеймская школа ока­за­ла на мо­ло­до­го В.А. Мо­цар­та.

Нем. творческое и исполнительское направление, сыгравшее в кон. 18 в. важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венской классической школе. Сложилась в Мангейме (курфюршество Пфальц в Баварии), где к сер. 18 в. придв. капелла объединила ряд первоклассных музыкантов - композиторов и исполнителей (гл. обр. скрипачей и виолончелистов), определивших характерный исполнительский стиль оркестра и в значит. степени создавших для него новый репертуар. На формирование творч. и исполнительского стиля М. ш. оказала влияние чеш. муз. культура (в капелле было много чехов). В 1745-57 рук. капеллы был скрипач и композитор чеш. происхождения Я. Стамиц, способствовавший творч. самоопределению М. ш. Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) отличался сыгранностью, своеобразием приемов исполнения, подчиненных задачам новой экспрессивности. Современники отмечали особые "мангеймские манеры": характерное подчёркивание динамич. контрастов, пристрастие к динамич. нарастаниям (большие, длительные crescendo) и затуханиям (diminuendo), а также выделение определённых мелодич. оборотов ("мангеймские вздохи" - задержания) и излюбленных типов украшений. По своему общему направлению М. ш. стояла ближе всего к сентиментализму 18 в. Её выразительные средства подчёркивали гл. обр. чувствительно-патетич. начала в инстр. музыке. Одноврем. в М. ш. проявились и стилевые черты рококо.

В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в разл. творч. направлениях, ведущих к симфонизму: в старинной итал. скрипичной и трио-сонате, в оркестровой сюите, в увертюрах (особенно в итал.), в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симф. тематизм. ("Симфонией" ко времени М. ш. называлась итал. оперная увертюра, ещё не вполне отпочковавшаяся от оперы, но исполнявшаяся также и отдельно.) Создавая свою трактовку цикла, М. ш. подготовила классич. симфонию, определив художеств. функцию каждой из её 4 частей (именно этому в конечном счёте и служили многие из тех приёмов, к-рые получили назв. "мангеймские манеры"). У мангеймских авторов симфония превратилась в самостоят. оркестровое произв., чаще всего в 4 частях (allegro, andante, менуэт, финал), с характерным для каждой из них тематич. обликом, с откристаллизовавшимися темами-образами.

Среди многочисл. авторов мангеймских симфоний (и одноврем. участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Дж. Тоэски, Карл Стамиц (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Несмотря на большой круг мастеров, М. ш. сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классич. школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние М. ш. оказала на молодого В. А. Моцарта.

Издания: "Denkmдler der Tonkunst in Bayern", 1902, Bd 3; 1906, Bd 7; 1907, Bd 8; 1914, Bd 15; 1915, Bd 16.

Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 592-600; Конен В., Театр и симфония, М., 1968; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, 1909; его же, Die Dynamik der Mannheimer Schule, "ZfMw", 1919-1920; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 3, Lpz., 1913; Reese W. H., Grundsдtze und Entwicklung der Instrumentation der vorklassischen und klassischen Symphonie, В., 1939 (Diss.); Larsen J. P., Zur Bedeutung der "Mannheimer Schule", в кн.: Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag am 7. Juli 1962, Regensburg, 1962; Newman W. S., The Sonata in the Classic era, Chapel Hill, (1963); De Stwo1inski G. В., The Mannheim symphonists: their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, (Rochester), 1966.

История симфонии как жанра насчитывает около двух с половиной столетий.

На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально - театрального искусства - опере.
В ранней европейской опере хор не играл такой главной роли как певцы-солисты с группой инструменталистов, которые им аккомпанировали .С тем чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках сцены, оркестр располагался в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже - и самих исполнителей.

Лишь в 30 - 40-х. годах XVIII века сформировался самостоятельный оркестровый жанр, который и стал называться симфонией.

Одними из первых композиторов, творивших в жанре симфония, были:

итальянец - Джованни Саммартини, француз - Франсуа Госсек и чешский композитор – Ян Стамиц.

Но все-таки создателем жанра классической симфонии считают Иозефа Гайдна. Ему принадлежат первые гениальные образцы клавирной сонаты, струнного трио и квартета. Именно в творчестве Гайдна зародился и оформился жанр симфонии, принял окончательные, как мы теперь говорим, классические очертания.

И.Гайдн и В.Моцарт подытожили и создали в симфоническом творчестве все то лучшее, чем была богата до них оркестровая музыка. И вместе с тем , симфонии Гайдна и Моцарта открыли поистине неиссякаемые возможности нового жанра. Первые симфонии этих композиторов были рассчитаны на небольшой состав оркестра. Но в последствии И.Гайдн расширяет оркестр не только количественно, но и засчет использования выразительности звуковых сочетаний инструментов, отвечающих только тому или иному его замыслу.

В этом и заключается искусство инструментовки или оркестровки.

Оркестровка - это живой творческий акт, оформление музыкальных идей композитора. Инструментовка есть творчество - одна из сторон души самого сочинения.

В период творчества Бетховена окончательно сформировался классический состав оркестра, в котором вошли:

- парный состав деревянных инструментов,

- 2(иногда 3-4) валторны,

- 2 литавры. Такой состав называется малым.

Г.Берлиоз и Р.Вагнер стремились увеличить масштабность звучания оркестра, за счет увеличения состава в 3-4 раза .

Вершиной советской симфонической музыки стало творчество С.Прокофьева и Д.Шостаковича.

Симфония. Ее сравнивают с романом и повестью, киноэпопеей и драмой, живописной фреской. Смысл всех этих аналогий понятен. В этом жанре удается выразить то важное, порой самое главное ради чего существует искусство, ради чего живет на свете человек - стремление к счастью, к свету, справедливости и дружбе.

Симфония - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно -циклической форме. Обычно состоит из 4 частей, выражающих сложные художественные раздумья о жизни человека, о людских страданьях и радостях, стремлениях и порывах. Встречаются симфонии с большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной.




Для усиления звуковых эффектов иногда в симфонии вводятся хор и сольные вокальные голоса. Существуют симфонии для струнного, камерного, духовного и других составов оркестра, для оркестра с солирующим инструментом, органа, хора и вокального ансамбля. . Четыре части симфонии выражают типические контрасты жизненных состояний: картины драматической борьбы (первая часть), юмористические или танцевальные эпизоды (менуэт или скерцо), возвышенное созерцание (медленная часть) и торжественный или народно -плясовой финал.

Симфоническая музыка - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим
оркестром;
наиболее значительная и богатая область инструментальной музыки,
охватывающая и крупные многочастные произведения, насыщенные сложным идейно-
эмоциональным содержанием, и мелкими музыкальными пьесами Основная тема симфонической музыки – тема любви и тема вражды.

Симфонический оркестр,
соединяющий в себе разнообразные инструменты, предоставляет богатейшую палитру
звуковых красок, выразительных средств.

С.Прокофьев Симфония №7

Музыка для оркестра развивалась в постоянном взаимодействии с другими видами музыкального искусства: музыкой камерной, органной, хоровой, оперной.

Характерные жанры 17-18 вв.: сюита, концерт - ансамблево-оркестровый, увертюра оперного образца. Разновидности сюиты 18 в.: дивертисмент, серенада, ноктюрн.

Мощный подъем симфонической музыки связан с выдвижением симфонии, развитием ее как циклической сонатной формы и совершенствованием классического типа симфонического оркестра. В симфонию и другие виды симфонической музыки нередко стали вводить хор и сольные вокальные голоса. Усилилось симфоническое начало в вокально-оркестровых сочинениях, опере и балете. К жанрам симфонической музыки относятся также симфониетта, симфонические вариации, фантазия, рапсодия, легенда, каприччо, скерцо, попурри, марш, различные танцы, различного рода миниатюры и т.п. В концертный симфонический репертуар входят также отдельные оркестровые фрагменты из опер, балетов, драм, пьес, кинофильмов.

Симфоническая музыка 19 в. воплотила огромный мир идей и эмоций. В ней нашли отражение темы широкого общественного звучания, глубочайшие переживания, картины природы, быт и фантастика, национальные характеры, образы пространственных искусств, поэзии, фольклора.

Существует различные типы оркестра:

- военный оркестр( состоящий из духовых - медных и деревянных инструментов)

- Симфонический оркестр- самый большой по составу и самый богатый по своим возможностям ; предназначенный для концертного исполнения оркестровой музыки. Симфонический оркестр в современном его виде сложился не сразу, а в результате длительного исторического процесса.

Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей.

В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие почти стерлось.

Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Это роль принадлежит дирижеру.

До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.

Лекция

Симфонические жанры

История рождения симфонии как жанра

История симфонии как жанра насчитывает около двух с половиной столетий.

На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально - театрального искусства - опере.
В ранней европейской опере хор не играл такой главной роли как певцы-солисты с группой инструменталистов, которые им аккомпанировали .С тем чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках сцены, оркестр располагался в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже - и самих исполнителей.

Лишь в 30 - 40-х. годах XVIII века сформировался самостоятельный оркестровый жанр, который и стал называться симфонией.

Одними из первых композиторов, творивших в жанре симфония, были:

итальянец - Джованни Саммартини, француз - Франсуа Госсек и чешский композитор – Ян Стамиц.

Но все-таки создателем жанра классической симфонии считают Иозефа Гайдна. Ему принадлежат первые гениальные образцы клавирной сонаты, струнного трио и квартета. Именно в творчестве Гайдна зародился и оформился жанр симфонии, принял окончательные, как мы теперь говорим, классические очертания.

И.Гайдн и В.Моцарт подытожили и создали в симфоническом творчестве все то лучшее, чем была богата до них оркестровая музыка. И вместе с тем , симфонии Гайдна и Моцарта открыли поистине неиссякаемые возможности нового жанра. Первые симфонии этих композиторов были рассчитаны на небольшой состав оркестра. Но в последствии И.Гайдн расширяет оркестр не только количественно, но и засчет использования выразительности звуковых сочетаний инструментов, отвечающих только тому или иному его замыслу.

В этом и заключается искусство инструментовки или оркестровки.

Оркестровка - это живой творческий акт, оформление музыкальных идей композитора. Инструментовка есть творчество - одна из сторон души самого сочинения.

В период творчества Бетховена окончательно сформировался классический состав оркестра, в котором вошли:

- парный состав деревянных инструментов,

- 2(иногда 3-4) валторны,

- 2 литавры. Такой состав называется малым.

Г.Берлиоз и Р.Вагнер стремились увеличить масштабность звучания оркестра, за счет увеличения состава в 3-4 раза .

Вершиной советской симфонической музыки стало творчество С.Прокофьева и Д.Шостаковича.

Симфония. Ее сравнивают с романом и повестью, киноэпопеей и драмой, живописной фреской. Смысл всех этих аналогий понятен. В этом жанре удается выразить то важное, порой самое главное ради чего существует искусство, ради чего живет на свете человек - стремление к счастью, к свету, справедливости и дружбе.

Симфония - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно -циклической форме. Обычно состоит из 4 частей, выражающих сложные художественные раздумья о жизни человека, о людских страданьях и радостях, стремлениях и порывах. Встречаются симфонии с большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной.

Для усиления звуковых эффектов иногда в симфонии вводятся хор и сольные вокальные голоса. Существуют симфонии для струнного, камерного, духовного и других составов оркестра, для оркестра с солирующим инструментом, органа, хора и вокального ансамбля. . Четыре части симфонии выражают типические контрасты жизненных состояний: картины драматической борьбы (первая часть), юмористические или танцевальные эпизоды (менуэт или скерцо), возвышенное созерцание (медленная часть) и торжественный или народно -плясовой финал.

Симфоническая музыка - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим
оркестром;
наиболее значительная и богатая область инструментальной музыки,
охватывающая и крупные многочастные произведения, насыщенные сложным идейно-
эмоциональным содержанием, и мелкими музыкальными пьесами Основная тема симфонической музыки – тема любви и тема вражды.

Симфонический оркестр,
соединяющий в себе разнообразные инструменты, предоставляет богатейшую палитру
звуковых красок, выразительных средств.

С.Прокофьев Симфония №7

Музыка для оркестра развивалась в постоянном взаимодействии с другими видами музыкального искусства: музыкой камерной, органной, хоровой, оперной.

Характерные жанры 17-18 вв.: сюита, концерт - ансамблево-оркестровый, увертюра оперного образца. Разновидности сюиты 18 в.: дивертисмент, серенада, ноктюрн.

Мощный подъем симфонической музыки связан с выдвижением симфонии, развитием ее как циклической сонатной формы и совершенствованием классического типа симфонического оркестра. В симфонию и другие виды симфонической музыки нередко стали вводить хор и сольные вокальные голоса. Усилилось симфоническое начало в вокально-оркестровых сочинениях, опере и балете. К жанрам симфонической музыки относятся также симфониетта, симфонические вариации, фантазия, рапсодия, легенда, каприччо, скерцо, попурри, марш, различные танцы, различного рода миниатюры и т.п. В концертный симфонический репертуар входят также отдельные оркестровые фрагменты из опер, балетов, драм, пьес, кинофильмов.

Симфоническая музыка 19 в. воплотила огромный мир идей и эмоций. В ней нашли отражение темы широкого общественного звучания, глубочайшие переживания, картины природы, быт и фантастика, национальные характеры, образы пространственных искусств, поэзии, фольклора.

Существует различные типы оркестра:

- военный оркестр( состоящий из духовых - медных и деревянных инструментов)

- Симфонический оркестр- самый большой по составу и самый богатый по своим возможностям ; предназначенный для концертного исполнения оркестровой музыки. Симфонический оркестр в современном его виде сложился не сразу, а в результате длительного исторического процесса.

Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей.

В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие почти стерлось.

Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Это роль принадлежит дирижеру.

До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.

От Гайдна – к Моцарту и Бетховену

Развитие симфонического жанра получило гигантский скачок в творчестве третьего (и последнего) великого представителя венского классицизма, — Людвига ван Бетховена (1770-1827).

Музыка наполняется образами борьбы, гулом народных толп, звучанием фанфар, гимнов, маршей, звенящими голосами природы. Бетховен исключил из своих симфоний менуэт – галантный аристократический танец уходящей эпохи. На смену ему пришло более содержательное и стремительное скерцо (с итальянского – шутка).

Тип симфонизма, созданный Бетховеном, вошел в историю музыки под названием героического, или героико-драматического.

Развитие симфонического жанра. Романтический симфонизм Шуберта

В том же городе, практически в то же время писал симфонии Франц Шуберт (1797-1828). Но как они отличаются от симфоний Бетховена, рядом с которыми выглядят так же, как поэтический дневник рядом с философским романом или героической драмой!

Излюбленный романтиками конфликт человека и среды, мечты и действительности вызвал изменения в драматургии сонатной формы. Развитие симфонического жанра в эпоху романтизма было связано м углублением контраста между главной и побочной темами.

Первая тема посвящается действенным образам жизненной борьбы, вторая – замедленная, лирическая – воплощает некий недостижимый идеал, прекрасный и манящий.

Программный симфонизм Берлиоза и Листа

Инструментальная музыка вступила в союз с другими видами искусства – литературой и живописью. Ее образы наполнились почти осязаемой конкретностью, красочностью, вызывающих у слушателя зрительные ассоциации. Их последовательность рождает представление об определенном сюжете, о цепи сменяющихся событий.

Сюжетность решительно обновила музыкальные формы, привела к еще большей сплоченности частей цикла. Усилилась их мелодическая общность. Нередко через все части, как через акты оперы, проходит лейтмотив (ведущий мотив) – музыкальная тема, в которой воплощается образ, понятие или драматическая ситуация.

Бурное развитие программности порой ставило под сомнение судьбы инструментальной симфонии. Вагнер утверждал, что такая симфония, пренебрегающая выразительностью слова, уже исчерпала себя. Лист выдвинул ей на смену принципы созданной им одночастной симфонической поэмы.

Альтернатива программному симфонизму. Творчество Брамса, Брукнера, Малера

Скептицизм ревнителей программности был блестяще опровергнут немецким композитором Иоганнесом Брамсом (1833-1897). Он продолжил традиции инструментального классического симфонизма, соединив их с достижениями романтической поэмности.

Тем же путем пошел французский композитор Сезар Франк (1822-1890), автор вдохновенной 3-частной Симфонии ре минор.

Большой вклад в развитие симфонического жанра внесли австрийские композиторы Антон Брукнер (1824-1896) и Густав Малер (1860-1911). В их произведениях подтвердилась жизненность законов музыкальной драматургии. Брукнер создал 9 монументальных, глубоких по содержанию и тем не менее непрограммных симфоний.

Еще дальше пошел Густав Малер, давший разнообразные решения симфонического цикла. Среди 10 его симфоний есть произведения из двух, четырех, пяти и даже шести частей. Есть симфонии чисто инструментальные и с участием хора.

Национальные симфонические школы

Дальнейшее развитие симфонического жанра — многообразие — предопределило возникновение новых национальных симфонических школ. Каждая из них стала свежей струей в полноводной реке мирового симфонизма. Оригинальные, неповторимые в своем национальном убранстве симфонии создали чех Антонин Дворжак (1841-1904), финн Ян Сибелиус (1865-1957) и многие другие композиторы из разных стран.

Богатством могучих индивидуальностей поражает русская симфоническая музыка. Ярчайшим явлением культуры стали симфонии П.И. Чайковского (1840-1893) – инструментальные драмы о человеческой жизни. Бетховенская обобщенность и конфликтность соединились в них с пылкой задушевностью.

XX век. Симфония и искусство модерна

В сложных, противоречивых исканиях создавали свои симфонии Пауль Хиндемит (1895-1963), Артур Онеггер (1892-1955) и другие композиторы первой половины XX века. Гуманистическое содержание их произведений, широта и стройность форм перекликаются с лучшими традициями классического симфонизма.

Значительный вклад в развитие симфонического жанра внесли и советские композиторы. Социальные и политические преобразования, богатые национальные традиции народов, населявших СССР, создали благоприятную почву для расцвета симфонической культуры.

Читайте также: