Отчет по теме самообразования проектная деятельность в доу
Обновлено: 04.07.2024
3 детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Для достижения поставленной цели я определила ряд задач: расширение представлений об окружающем мире, через знакомство с элементарными знаниями из различных областей; формирование у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов; развитие познавательных способностей; развитие коммуникативности; совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие самоконтроля; активизировать работу через взаимодействие с семьёй. Свою работу по организации проектной деятельности я строю исходя из следующих принципов: Принцип научности. Принцип доступности. Принцип последовательности. Принцип целостности. Принцип активного обучения. Принцип результативности. В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные, которые прошли проверку времени и широко применяются: наглядные, словесные, практические. Инновационные методы: использование элементов ТРИЗА, метод игрового проблемного обучения, компьютерные средства обучения. При этом придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в проектной деятельности: у детей должно возникнуть чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями; новые понятия, представления должны быть доступными; все понятия и представления должны быть правдоподобными; проект должен быть интересным и оригинальным; тема проекта выполнима. Такая работа позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Ещё для положительной мотивации проектной деятельности использую различные стимулы: новизна,
6 потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, то одним из условий эффективной разработки и реализации проекта является компетентность педагога. Работа родителей в реализации проекта: Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он вдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. Вывод: В заключение отмечу, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Литература: 1. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Морозова Л.Д. Приложение к журналу Управление ДОУ Сфера.2010 г. 2. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения./ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова, Т.С.Лагода.-М., Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Штанько И. В. Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением г. 5. Технология проектирования в ДОУ. Евдокимова Е.С. М.: ТЦ Сфера, 2006.
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитателя Шаповаловой Людмилы Владимировны
за 2014-2015 учебный год.
1. Обоснование выбора темы.
3. Изучение методической литературы:
Поиск материалов в Интернете:
4. Способы практического применения теоретического материала.
5. Пособия, используемые при работе по данной методической теме.
Работая над темой по самообразованию, я повысила свой теоретический уровень и профессионализм, освоила внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с неживой природой через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Воспитатель первой квалификационной категории Щетнева Н. М.
Введение: Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Проектная деятельность - стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г №655 ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Актуальность:
Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.
Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.
Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:
- наличие реальной проблемы;
-практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;
- презентация результата проекта.
Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной совместно с родителями в группе, которая включает: детскую лабораторию, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в непосредственно образовательной деятельности:
- занятия в форме дидактических игр
в повседневной деятельности:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей;
В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.
В процессе работы с детьми и родителями над проектами мы решали следующие задачи:
- обучение детей осмысленной организации творческого дела:
- видение проблему (зачем мы это делаем);
- планирование конечного результата;
- выбор способов достижения поставленной цели;
- умение работать в группах и самостоятельно;
- умение пользоваться различными источниками информации и способами обработки информации;
- умение публично выступать с отчётом о проделанной работе.
Эти задачи соответствуют содержанию психолого-педагогической работе в старшей и подготовительной группе.
Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап
Основной этап
Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали лук. Применили свой опыт для выращивания овощей в огороде детского сада.
Очень важным моментом проектирования является – мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу.
На первом этапе работы дети и родители собирали материалы о своих близких, родных, которые прославили себя как в трудовых, так и в боевых буднях. Экспонаты были представлены в виде документов, наградных листов, литературы, художественных произведений, открыток, фото, была подобрана видеотека с мультфильмами о Великой Отечественной войне, диски с музыкальными произведениями на военную тематику. Работа была кропотливой, но очень интересной. Многие родители открыли для себя новые факты из биографии своих близких.
На третьем этапе мы представили свой музей в форме презентации
«70 – летию Победы посвящается.
Проделанная работа помогла пробудить интерес к детей к истории нашего народа. Ребята узнали много нового и интересного из истории своей страны. Вместе с родителями дети с удовольствием посетили парад в нашем городе, посвященный 70-летию Победы и пополнили своими фотографиями нашу папку по патриотическому воспитанию.
В домашних видеотеках у многих появились фильмы о Великой Отечественной войне, диски с песнями тех лет. Сплоченные общей идеей дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.
Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Российская Федерация
Управление по образованию и науке
администрации города Сочи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 126 г. СОЧИ
Отчет по самообразованию воспитателя
Ескиной Светланы Николаевны
за 2017 -2018 учебный год
Образование – среднее специальное.
Педагогический стаж –15 лет.
Стаж работы в МБДОУ – года.
Стаж работы в занимаемой должности –15 лет.
Квалификационная категория – первая.
Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году было:
В процессе самообразования я решала следующие задачи :
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах, методической литературы;
-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
- Применить полученные знания на практике;
-Привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества;
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Актуальность темы:
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становиться неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Читайте также: