От чего зависит здоровье детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада “Чебурашка” пос. Эльдикан, САХА (Я)

Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание ванны /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Полоскание горла /ежедневно/.
    Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  10. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  11. Профилактические прививки
  12. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  13. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  14. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  15. Физкультминутки /ежедневно/
  16. Подвижные игры /ежедневно/
  17. Прогулки /в теплое время года/
  18. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

  • мини спортивные залы в обоих зданиях оснащенные спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • разрабатывается спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • имеется музыкальный зал;
  • существует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах: “ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”.

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
  • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой ) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком
    воздушные ванны без маек (+16,+18оС)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны
  • хождение босиком по песку.

Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные “киты”, на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.

Не стоит забывать, что развитие дыхательной системы, сущность которой заключается в усвоении организма кислорода воздуха, также напрямую связано с движениями. Одной из наиболее удачных, открывающих реальные перспективы для профилактической и лечебной деятельности, для активного отношения к проблеме здоровья, представляется концепция, согласно которой мерилом здоровья человека служит его аэробная производительность – максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту. “Аэробная производительность тем выше, чем выше производительность систем внешнего дыхания (минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, емкость легких, скорость диффузии газов в легких), кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, системы крови (содержание гемоглобина), тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельность всех этих систем”, - пишет В.Зациорский.

Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – длительный равномерный ( или, по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный ) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. У тренированного ребенка, как показали многочисленные исследования, эти способности нередко увеличиваются вдвое. Исследователи отмечают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям. Если эти истины не усвоят воспитатели и родители, то они не смогут помочь своим детям и воспитанникам обрести надежное здоровье. ( В.Г. Алямовская “Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении).

В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.
  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.

Массаж рук

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
  4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

Массаж головы

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

Массаж лица

  1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
  3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
  • воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  • закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
  • профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

В связи с этим коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.

Как спланировать день здоровья? Какие занятия необходимо проводить в этот день?

Тематическое планирование занятий:

Месяц Тема занятий
Сентябрь “Вот я какой”
Октябрь “Чтобы быть здоровым”
Ноябрь “Наши органы дыхания”
Декабрь “Наши органы слуха”
Январь “Как сохранить хорошее зрение”
Февраль “Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?”
Март “Мои защитники кожа, ногти, волосы”
Апрель “Внутренние органы”
Май “Правила на всю жизнь”
  1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр ( в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
  3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
  4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
  5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
  6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
  7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
  8. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.

Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка , т.е. к поступлению в первый класс.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

ВложениеРазмер
1_zdorove_detey.docx 41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

Панюкова Ольга Валерьевна

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуются следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем детей возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Учебные заведения и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни учебных заведений, меняет ее задачи, приоритеты, требования, структуру и содержание образования.

Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования образовательных учреждений, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья ребёнка, создания нормальных условий для их роста и развития. Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Не потому ли, что за прошедшие 100 лет состояние здоровья детей России постоянно вызывало тревогу, опасение за будущее страны? [7]

В последнее время мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей, но ведь и начало ХХ века в России с этой точки зрения нельзя было считать благополучным. Это были годы высокой детской смертности, а средняя продолжительность жизни составляла 26 лет. Чрезвычайно низок был уровень общей и особенно гигиенической культуры населения и гигиенических условий жизни. Не лучше были гигиенические и прочие условия обучения в народных школах и училищах. Исключение составляли только привилегированные гимназии и военные училища.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что одной из самых сложных и многоаспектных проблем является проблема сохранения и укрепления психического и физического здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Здоровый ребенок – талантливый ребенок.

Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов” [46].

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом [21] определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь Детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и другие) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность. Это всё будет способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само состояние здоровья ребенка формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст), гигиенических факторов, а так же от характера педагогических воздействий. Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

В настоящее время принято выделять следующие классификации факторов, влияющие на здоровье ребёнка [10].

Классификация факторов, влияющих на здоровье ребёнка.

1. возрастные (особенности развития ребёнка);

2. половые (различия между мальчиками и девочками);

3. наследственные (генетические):

  • типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.);
  • индивидуальные.

4. история развития ребёнка:

  • нарушения развития;
  • перенесенные заболевания (в том числе травмы).

1. вне учреждения:

• абиогенные (например, климатические),

• биогенные (зависящие от воздействия животных и растений),

• техногенные (зависящие от влияния технических устройств),

• социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий),

  • экономические,
  • социальные (семейные, социо-культурные).

2. внутри учреждения:

Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории:

- неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

- корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

- устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все эндогенные факторы относятся к группе НФ. Мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности на них воздействовать.

Среди экзогенных факторов к НФ относятся внешкольные факторы групп А (экологические) и Б (экономические), тогда как группа В (социальные) относится к КФ.

Все внутренние факторы относятся к КФ или УФ, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее внимание работников системы образования.

Никто не отрицает, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы, экологически неблагополучная окружающая среда, генетическая отягощенность. И все же специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано с учебным учреждением, с некомфортными условиями процесса обучения.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (факторы риска – ФР), но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ФР относятся:

  1. стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
  2. интенсификация учебного процесса;
  3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребёнка;
  4. нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
  5. низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния ФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10–11 лет, ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям, а значит, способны оказывать неблагоприятное воздействие [9].

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности – источник стресса. В группах с авторитарным, жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в группах со спокойным, внимательным и доброжелательным воспитателем (при прочих равных условиях обучения).

Так, например, данные психофизиологических исследований, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа обучения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру.

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям ребёнка.

Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Результат такого несоответствия – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс детских проблем, повышение тревожности, а нередко неврозоподобные и невротические расстройства.

Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в ДОУ. Он может блестяще знать своё дело, но при этом не знать возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Это не вина воспитателя, поскольку система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.

Дошкольному учреждению необходим педагог, знающий ребенка, педагог, осознающий свою ответственность за его развитие и здоровье (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом часто есть необходимость) интересы ребенка.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность приёмов и методов, использующих системно конкретными лицами для достижения поставленных целей.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Смысл здоровьесберегающих технологий состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять вредное воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов.

Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений в области сохранения здоровья детей является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий. Создавая условия для обучения и воспитания, формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье.

Здоровьесберегающие технология в ДОУ – это вовсе не дубликат районной поликлиники, не госпиталь со строгими медицинскими сестрами, держащими наперевес градусник и шприц. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – помогают ребенку комфортно, спокойно обучаться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника, не будет простужаться или страдать от аллергии на пыль. Иными словами, ДОУ с здоровьесберегающими технологиями – это-то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.


«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

* Формирование понимания необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

*Воспитание культурно – гигиенических навыков.

*Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры.

*Соблюдение элементарных правил ЗОЖ.

Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. [3, с.34]. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно, на этом должны сосредоточить внимание врачи, воспитатели, родители. [1, с.47]. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. [5, с.28]. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. [7, с.31].

В нашейгруппе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни. Начиная cо второй младшей группы, мы закаляем детей летом на площадке в рамках интеграции через разнообразные виды деятельности.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\фото\Летние развлечения 2014г\Лягушки 2014г. (2)\IMG_0251.JPG

Описание: D:\мама\работа\2009-2013\фотографии\незнайка\thfg 031.jpg

Родители своим примером показывают детям, как это здорово заниматься спортом.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\Тренажеры для детей\1434652780480.jpg
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\Тренажеры для детей\1434652860651.jpg

Родители активно помогают нам исследовать экологическую тропу в детском саду зимой.

Описание: D:\мама\работа\2017-2021\поход 25.01.2018г\20180125_094131.jpg
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\зима14 поход на участке\обраб9.JPG

Начиная со средней группы, мы ходим в мини – экспедиции. Родители с большим удовольствием принимают в этом активное участие на протяжении всего дошкольного периода.

Описание: D:\мама\работа\2009-2013\фотографии\поход 21.09.2012\IMG_6324.JPG
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход май15\IMG_7347.JPG

Описание: D:\мама\работа\2017-2021\поход в парк 09.2018\IMG_6304.JPG
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход май15\IMG_7384.JPG

И с каждым разом желающих родителей принять участия в наших мероприятиях становится все больше и больше.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\2009-2013\фотографии\зима 2012\thfg 012.jpg
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход май15\IMG_7467.JPG

В наших мини – экспедициях принимают участие дедушки и бабушки. И делают это с огромным удовольствием. Они показывают детям пример, как надо быть активными, чтобы стать здоровыми. Вот на фото бабушка играет с детьми в футбол, а дедушка играет в игру.

Описание: D:\мама\работа\2009-2013\фотографии\я ж тебе сказала - стадион!\thfg 070.jpg
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход 21.05.2015г\20150521_094734.jpg

Родители – активные участники во всех спортивных мероприятиях. Тем самым они показывают детям, что здоровье очень важно всегда и в любом возрасте.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\23.02.14г\IMG_9032.JPG
Описание: D:\мама\работа\2013-2017\Выборы\20160805_171413.jpg

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. [2, с.44]. Исходя из этого, основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье.

Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. [6, с.34]. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

– Соблюдение режима дня, активности и сна.

– Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

– Правильное, здоровое питание.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. [4, с.29]. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, родитель, детский сад, укрепление здоровья детей, необходимое условие, правильное отношение, Российская Федерация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении оcуществляется как на cпециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельноcти и в повcедневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельноcти.

В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая. В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные доcуги и праздники.

Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо c раннего возраста обучать детей:

безопасности в домашних условиях;

умению и желанию быть опрятным, аккуратным;

знакомить с правилами общения с животными;

формировать навыки поведения на дороге;

воспитывать осторожность в общении;

закреплять правила поведения на воде, на люду;

развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

Читайте также: