Как школьные предметы способствуют развитию творческих способностей ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях, включая художественное, музыкальное, техническое и т.д.

  1. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
  2. Создание обстановки, способствующей развитию ученика.
  3. Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.
  4. Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.
  5. Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.
  6. Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.

Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия:

  • Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.
  • Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.
  • Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.

Для воспитания творческой личности в школе необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.

Способы развития творческих способностей у школьников

Характер работы, направленной на развитие творческого потенциала у детей, может видоизменяться в зависимости от ситуации. Давайте рассмотрим методы развития творческих способностей у детей в разных обстоятельствах.

Развитие творческих способностей на уроках

Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.

В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии, позволяющие привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным.

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности


Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.

К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.

В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.

Развитие творческих способностей на кружках и факультативах

Кружковые занятия являются самым благоприятным способом развития творческих способностей учащихся.

Предметные кружки вызывают у учащихся интерес к учебной дисциплине, развивают кругозор школьника, способствуют приобретению учеником навыков самостоятельной работы, повышают уровень знаний по предмету.

Принимая участие в театральных постановках, викторинах, литературных гостиных, играх-соревнованиях, у учащихся активно развивается воображение, фантазия и память.

Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументированно отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Слайд1) В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.

Творчество — это создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.

(Слайд2) Наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи:

развивать детскую фантазию, причинно – следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

развивать умение сочинять рассказы и сказки;

решать сложные проблемные задания;

формировать любознательность;

стремление к познанию нового, неизведанного;

формировать умение мыслить логически, нестандартно;

развивать речь, логику мышление;

повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:

Поощрять сомнения. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое.

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Необходимо раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках и во время внеклассных мероприятий.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

(Слайд3) Показатели сформированности творческой активности детей

Высокий уровень интереса к урокам

Способность к фантазированию, воображению

Проявление догадливости и сообразительности

Проявление радостных эмоций в процессе работы

Умение преодолевать возникшие трудности

Стремление к оригинальности

Проявление самостоятельности в работе

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

- реализация кружковых занятий по специально разработанной программе,

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;

Основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

Что на что похоже.

Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

Оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях,

знакомит с основными геометрическими понятиями;

улучшает способность следовать устным инструкциям;

расширяет коммуникативные способности;

Чтобы стимулировать творческую активность используются различные методы и приемы.

Метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;

Приём.Работа над закрытой картиной.

При работе с закрытой картиной дети погружаются в загадочный мир рисования, приучаются дружной групповой работе, слаженности, распределению обязанностей, развивается фантазия, воображение, прививается бережное отношение к природе.

Мы нарисуем пейзаж родного края по закрытой картине.

На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. Что мы должны нарисовать на картине? Верно, много снега. Каким цветом покрасим?

На переднем плане этой картины в самом центре нарисована высокая ель. Ель какого цвета? Чем она покрыта зимой? На ели и около нее птицы. Какие птицы обитают зимой в наших краях? (синицы, снегири, вороны, воробьи, снегири). Верно на нашей картине синицы, снегири, сорока и ворона. Какие цвета нужны для их окраски. Зимой не забывайте подкармливать птиц. Что они любят поесть зимой? На нашей картине на ели висят маленькие корзиночки с ягодами рябины, кусочки хлеба, различные лакомства для птиц. Какого цвета мы покрасим ягоды рябины? Прибежали на новогоднее угощение и 2 зайчика, для них приготовлены морковки и капуста. Какого они цвета? Капуста лежит на пенечке. Какого цвета пенек? Зайчики? Что можно увидеть на снегу? Следы зверей, ягоды, морковь. На ели сидит белка и смотрит в корзину. Что в этой корзине может быть?

По краям переднего плана картины стоят березки. Как вы их нарисуете?

На втором плане картины кустарники. Какого цвета и размера вы их зарисуете?

На заднем плане картины видна деревня. Что можно увидеть издали? Верно, крыши домов и трубы. Чем покрыты крыши домов? Каким цветом нарисуете небо?

Нарисуйте картину по вашему представлению. Затем сравним с закрытой сюжетной картиной.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки музыки, изобразительного искусства, технологии. Но, такие предметы, как литературное чтение, русский язык, математика имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся.

(Слайд4) Формы активизации творческой деятельности

Сочинения и творческие диктанты

Задания с несколькими вариантами решения

На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные задания.

подобрать слова сходные или противоположные по смыслу;

придумать сказку, слова, словосочетания;

составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием;

составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений;

нарисовать словесную картинку к рассказу;

озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения

Уроки развития речи

Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:

-Изложение. В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа.

Виды сочинений

По опорным словам

В виде письма друг другу

Математика. Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к примеру, при выполнении заданий:

Для развития воображения:.

Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Слайд № К частично-поисковым задачам можно отнести задания:

на нахождение закономерности;

на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;

на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению;

на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;

на нахождение наиболее рационального способа решения;

Решение творческих задач.

“Составь слово”.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

Глухой – ф, звонкий -…

Предпоследняя буква в слове “ветер”.

Стоит за буквой Р.

Суффикс в слове “речной”.

Первая буква алфавита.

“Буквенный диктант”.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

“Четвёртое лишнее”.

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

Корова, медведь, лиса, заяц.

Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

“Ребусы, анаграммы”.

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих способностей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

. Что такое творческие способности на самом деле?

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Одним из важнейших факторов творческого развития школьников является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Третье условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

Пятое условие - для творчества необходима комфортная психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому важна тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ученика к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни.

Однако, не все дети могут открыть дорогу к творчеству, и со­хранить эту творческую активность. Необходимо(и педагогическая практика до­казывает это), подбирать подходящие методы обучения, которые будут способствовать более высокому уровню развития творческих способностей школьников – это шестое условие развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.

Нашему обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы прежде всего личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение.

Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо изменить формы и методы ведения урока, разнообразить их, вовлекая ученика в активный учебный процесс. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути развития творческих способностей каждого ученика.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров.

Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Очень важно, чтобы педагог обладал поддерживающими творчество детей личностными качествами, к которым можно отнести следующие:

1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим

2. не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему

4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий

5. не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

7. творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса

8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка

9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам

10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление

11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности; дружелюбную интонацию голоса

12. использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Творческая деятельность является необходимым условием здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь Казахстана и, в общем, существование нашей планеты.


В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует систему образования на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся.

Успешность решения этих задач во многом предопределяется организацией учебно-воспитательного процесса в младших классах, когда формируется учебная деятельность, закладывается основа активности, самостоятельности, творческого потенциала.

Если отсутствует у ребенка желание учиться, даже при его определенных индивидуальных возможностей, добиться успехов будет трудно. Отношение ребенка к учению также тесно связано с его способностями. Если учение идет успешно, то желание учиться возрастает, и гаснет при неудачах.

Причиной неудач могут быть не только недостатки в знаниях, полученных на предшествующих этапах обучения, но и неразвитые способности ребенка. Поэтому учителю необходимо привлечь ребенка к обучению, что бы он с желанием развивался.

Одной из основных задач, стоящих перед начальной школой является всестороннее развитие личности младшего школьника. Полноценному развитию ребенка способствуют следующие виды деятельности: учебная и творческая. В учебном процессе у детей формируются навыки и умения учиться, а в процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как: самодеятельность, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Важно, чтобы познавательная деятельность проходила кроме репродуктивного уровня и на творческом уровне, так как только благодаря этому можно добиться успешного развития всесторонней личности ребенка. Включение творческой деятельности привлечет больше внимания со стороны учеников, тем самым изучаемый материал будет более интересен для них и лучше освоен.

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. При изготовлении что-либо своими руками, у детей развивается внимание и память, ребенок учится думать и размышлять. Формируется художественный вкус, логика, а так же пространственное воображение. При работе руками у ребенка развивается моторика рук, которые необходимо ему. Важно отметить, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Развитее тонкой моторики активизирует отделы мозга, тем самым активизируются и зоны, отвечающие за речь. Так же это способствует улучшению письма. Правильно организованный труд дает младшим школьникам необходимые знания о качестве разнообразных материалов, способствует выработке положительных эмоций, навыков и желание трудиться и овладевать приемами мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Современная система развивающего обучения, которою разработали Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, позволяет объединять на первый взгляд несовместимые учебные предметы, такие как литературное чтение, изобразительное искусство и технология.

Систематическое использование творческих заданий на уроках русского языка способствует не только повышению качества усвоения учебного материала и развитию творческих способностей школьников, но и формированию у них интереса к предмету, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости в преодолении интеллектуальных трудностей.

Урок литературного чтения в начальной школе позволяет включить учащихся в творческую деятельность, которая на базе учебного материала позволяет развить их творческие способности. Творческий потенциал на уроках литературного чтения содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, написание стихотворений, составление устного рассказа.

Технология и изобразительное искусство играют особую роль в начальном образовании. Художественная деятельность у детей младшего школьного возраста способствуют развитию эстетического мироощущения, потребности в прекрасном, стимулирует художественную самодеятельность младших школьников. На уроках ученикам дается творческое задание — это изучение произведений искусства, подбор стихов к рассматриваемым картинам, а так же, выполнение практических работ. Это дает возможность объединять одной темой уроки [3].

На уроке литературы детям предлагаются произведения для анализа особенностей авторских сказок — в том, как рисуется время года, в чем элементы волшебства при его изображении. Так выявляются особенности каждого из времен года.

Далее следует перейти к творческой деятельности. По ходу анализа произведения заинтересовать детей: — Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? Это творческое задание, которое включает учащихся в творческую деятельность и развивает творческие способности. Так же домашнее задание должно включать творческую работу, например, сочинение сказки на одну из предложенных тем, включающее описания одного из времен года.

Уроки по декоративному рисованию являются одним из главных видов работы по изобразительному искусству в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. Наряду с рисованием с натуры и тематическими занятиями, декоративное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей и навыков младших школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Данный комплексный подход к изучению материала оказывает существенное влияние на развитие творческих потенциалов учащихся младших классов. Такие уроки помогут воспитывать гармоничной личности во всех проявлениях своей сущности, раскрыть его потенциальные возможности и подготовить к общению с миром, развитию в нем мыслительных способностей, чувствительности, умению творчески созидать.

Каждому педагогу начальной школе необходимо более полно учитывать индивидуальные способности и особенности личности младшего школьника в учебном процессе. Применение дифференцированных и индивидуализированных методов и приемов на различных этапах урока способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии творческих возможностей учащихся младших классов.

Используются следующие средства дифференциации:

а) подготовка заданий, отличающихся по трудности и объема;

б) различные меры помощи педагога детям в процессе выполнения учебных заданий;

в) вариативность темпа изучения учебного материала;

г) применение индивидуальных и дифференцированных домашних заданий.

Как показывает практика, что на различных этапах урока не только является возможным, но и необходимым использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации.

Главной задачей дифференциации и индивидуализации при изучении нового материала является актуализация полученных ранее знаний учащимися.

Необходимо вспомнить именно того материала, который будет использован при объяснении новый темы. Часто на этапе изучения нового материала детям предлагается выполнить задания одинаковой трудности, но при этом учитель оказывает ученикам различные меры помощи посредством инструктажа, планов, памяток. Такую помощь могут оказать ученики — консультанты, которые успешно обучаются по данному предмету.

Применение дифференцированных и индивидуальных заданий в процессе закрепления знаний, умений и навыков зависит от поставленных задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению детей определенного класса. Разнообразные методы и приемы закрепления способствуют организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого учащегося.

Использование на каждом этапе урока по изобразительному искусству приемов методов дифференциации и индивидуализации, заданий различной трудности и объема позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные способности и личные особенности учащегося, достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся начальной школы.

В заключении можно прийти к выводу в том, что организация учебной и творческой деятельности на уроках изобразительного искусства, технологии, русского языка и литературы, систематическое использование творческих заданий, приобщение детей к народному декоративному искусству, искусству родного края способствуют развитию творческих способностей младших школьников.

1. Кузьменко И. В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. — 2012.

2. Чумакова С. П. развитие творческих способностей младших школьников: методические рекомендации / С. П. Чумакова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 32 с.

3. Шадриков В. Д. Развитие способностей. // Начальная школа. — 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, ребенок, творческая деятельность, литературное чтение, начальная школа, русский язык, способность, урок, учебный материал, младший школьник.

Похожие статьи

Организация внеклассной работы по изобразительному.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на.

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, урок, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное.

Развитие воображения младших школьников на уроках.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи

Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.

Особенности развития творческих способностей младших.

литературное чтение, творческая деятельность, ребенок, способность, развитие, творческая деятельность учащихся, творческая активность учащихся, учебная деятельность, младший школьный возраст.

Проблема развития метапознавательных навыков младших.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

Развитие творческих способностей младших школьников.

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения.

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе. Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, стандарт, театрализация, литературное чтение.

О подготовке младших школьников к интерпретации.

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, урок, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное.

Читайте также: