От чего зависит рейтинг школы

Обновлено: 01.07.2024

Как правильно использовать ЕГЭ

Однако на практике результаты ЕГЭ нередко трактуются неправильно, что исследователи объясняют отсутствием нужных руководств.

Частые ошибки трактовки результатов ЕГЭ

ЕГЭ – процедура с высокими ставками. От ее итогов зависит будущее учащегося. Это заставляет родителей подкреплять школьные уроки внешкольными – нанимать ребенку репетиторов или отправлять его на курсы. Таким образом, однозначно связывать успешную сдачу ЕГЭ с высоким качеством работы школы не совсем корректно, убеждены авторы статьи.

Если в регионе или муниципалитете мала доля учащихся, сдающих конкретный предмет по выбору, то делать выводы о качестве местной образовательной системы или школы на основе полученных результатов невозможно. Выборка получается нерепрезентативной. Такие экзамены сдают, как правило, наиболее мотивированные ученики с лучшими результатами, поясняют Сергей Боченков и Игорь Вальдман.

Кроме того, в системе интерпретации результатов ЕГЭ существует собственная инерция – устойчивая традиция анализа данных экзаменов: форматы анализа обычно нормативно закреплены. Так управленцам проще отслеживать происходящие изменения.

Пороговые величины, говорящие об освоении предметов на базовом уровне, у разных предметов также различны. Так, для преодоления минимального порога по математике достаточно 24 баллов из 100, по русскому языку – 36, а по информатике нужно набрать 40 баллов. Минимум баллов, говорящий о высоком уровне знаний, по математике составляет 63 балла, по русскому языку – 73, а по информатике – 84 балла из 100.

Оценка для учителя

Авторы статьи перечисляют те вопросы, которые важны для учителя при анализе результатов ЕГЭ.

Общий уровень требований контрольных измерительных материалов (КИМ) к предмету. Источником информации для педагога служат открытый сегмент банка заданий, демоверсии и пр. (см., например, на сайте Федерального института педагогических измерений). Задания, занимающие в КИМ одинаковую позицию (А1 или В5, к примеру), проверяют одни и те же элементы содержания во всех вариантах в рамках предмета. Чем точнее учитель представляет себе уровень тестов, тем успешнее он организует подготовку учеников.

Освоение определенных содержательных блоков. Для учителя важны данные об освоении тех или иных сегментов предмета – на основе их анализа составляется профиль решаемости. Так, например, физические задачи по механике учащиеся могут решать успешно, но затрудняются с задачами по квантовой физике. Выявление узких мест позволяет учителю скорректировать свою работу.

Освоение предмета на минимальном и высоком (профильном) уровне – какая доля учащихся преодолела тот и другой порог.

Отметки школе

Оценивая деятельность школ с помощью ЕГЭ, нужно учитывать, во-первых, что экзамены позволяют судить лишь об отдельных сторонах качества образования. Во-вторых, простое сравнение результатов разных школ не отражает реальной ситуации и может привести к неверным управленческим решениям. Боченков и Вальдман подчеркивают: показатели по школе нужно трактовать в соотношении с показателями группы аналогичных школ, расположенных на территориях со сходными социально-экономическими условиями. На результаты ЕГЭ влияет и наличие фильтра при отборе детей в школу, а также уровень образования родителей и их социально-экономический статус.

Это школа, выпускники которой активно выбирают экзамены в форме ЕГЭ из числа ее профильных предметов. Все ученики успешно сдают все экзамены в форме ЕГЭ, получая баллы выше минимального порога. В идеале предполагается высокий уровень подготовки по всем предметам, особенно профильным. И, наконец, школа должна демонстрировать стабильность в достижении высоких результатов.

Задавая такую рамку требований к школе, исследователи акцентируют, с одной стороны, качество образования, а с другой – доступность качественных образовательных услуг для всех учеников. Для школы подобное самообследование послужит ориентиром в дальнейшем развитии.

Вердикт муниципалитетам

На основе результатов ЕГЭ можно выстроить рейтинг муниципалитетов. При этом, уточняют эксперты, нужно иметь в виду, что муниципальные образования региона часто отличаются по доле выпускников сельских, вечерних, инновационных школ и пр. Поэтому ресурсы, необходимые для достижения одинаковых результатов экзаменов, у разных муниципальных образований региона могут сильно различаться.

Для рейтинга авторы статьи предлагают пять линий сравнения:

По уровню освоения образовательного стандарта для получения документа о среднем образовании.

По уровню готовности к продолжению образования. Выбирая экзамены в форме ЕГЭ, выпускник демонстрирует намерение учиться в вузе. Но он сможет участвовать в конкурсе на выбранную специальность, только если преодолеет минимальный порог по всем сданным предметам.

Качество подготовки по обязательным предметам (тут используется средний балл по русскому языку и математике по 100-балльной шкале).

Качество подготовки по профильным предметам (доля выпускников, сдавших предметы по выбору, с результатом выше профильного уровня).

Различия по качеству предоставляемой услуги по обязательным предметам между школами муниципалитета. Значима разница между средним баллом по региону и по школе муниципального образования, показавшей самый низкий результат.

В целом, подчеркивают авторы работы, для оценки муниципальных образовательных систем важно распределение высоких и низких результатов между школами. Так можно оценить равенство доступа к образованию соответствующего качества, выявить среди школ группу риска и организовать целенаправленную работу.

Хорошая система образования по меркам ЕГЭ

Во-первых, процедура проведения ЕГЭ защищена, и аномальных результатов нет.

Во-вторых, выпускники успешно сдают экзамены и получают документы об образовании. В-третьих, различия в результатах между школами меньше, чем между результатами внутри школы. Этот критерий отражает равенство доступа к образованию учащихся из разных социальных групп. В-четвертых, профиль школы подтверждается итогами ЕГЭ – спектром выбранных предметов и набранными баллами.

И, наконец, общеобразовательная и профильная подготовка, предоставляемая сетью школ, обеспечивает потребности населения, резюмируют Сергей Боченков и Игорь Вальдман.

Зачем школы меряются успеваемостью и спортивными достижениями учеников.

В современном мире чем больше положительной информации и отзывов о той или иной фирме, тем выше её показатели у потребителей. Для привлечения внимания к фирме используются разные методы и способы: реклама, статистические расчёты, которые формируют так называемые рейтинги. Не осталась в стороне и система образования. Учебные заведения так же заинтересованы в формировании рейтинга, привлекая потенциальных клиентов. Ведь количество учащихся может стать больше, если предлагаемые услуги, (а с некоторых пор учебная деятельность называется образовательной услугой), будут востребованы самими учениками или их родителями. А больше учеников — выше финансирование.

Поэтому школы разрабатывают методики повышения рейтингов, в которых отражаются все виды деятельности учебного заведения. Значимыми показателями являются:

  • число отличников-медалистов;
  • высокие баллы ЕГЭ;
  • активное участие в общественной жизни города;
  • спортивные достижения;
  • победы в олимпиадах;
  • общий балл успеваемости;
  • число выпускников, поступивших в вузы, в том числе престижные.

Основные принципы рейтинга

Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Для отличной оценки школе не нужно не наличие бассейна, современных компьютеров или другого оборудования. Главное — чему дети научились и какие результаты они демонстрируют на экзаменах и олимпиадах. Для этого применяется расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её размера и числа учеников, а от их успехов.

Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от педагогических и административных усилий ее работников-учителей.

Рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно). Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются на сайте Департамента образования, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров. Этот аналитический материал помогает администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Высокий рейтинг — приятный бонус

При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха. Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты.

Часто родители сталкиваются с тем, что школы улучшают свои параметры для того, чтобы количество потенциальных учеников не сокращалось, а увеличивалось. Ведь, в конце концов, от этого зависит материальное благополучие учителей и самого учебного заведения. В недалёком прошлом мне приходилось, работая в провинциальном городе, видеть, как для повышения рейтинга создавались наблюдательные советы с привлечением высокопоставленных чиновников в учебное заведение. Идея такого привлечения была легко объяснима: простые граждане должны были потянуться именно в это учебное заведение по причине субъективной близости к законодателям и возможности влиять на ситуацию в региональном образовании.

Рейтинги — зло?

Не так давно выяснилось, что в последнее время школьные рейтинги начали портить правдивую картину системы образования. Ведь они стали выходить на первые места, оставляя позади сам процесс обучения. То есть получение знаний детьми оказался не главным в учебном процессе, главное — получение красивых результатов для пасторальной картинки в рейтинге. Проблема заключается в неверной расстановке приоритетов администрацией школы. Дирекция в таких случаях заинтересована не в полной погружённости учеников в предмет и не в новых навыках учителя. Главной ценностью педагога негласно стала его способность повысить рейтинг школы. В погоне за рейтингом руководители перестраивают отношения, которые должны стать доминирующими для получения известности учебного заведения.

Ценятся только такие заслуги учителя:

  • участие в конкурсах педагогического мастерства,
  • подготовка победителей олимпиад,
  • участие в других конкурсах (которые ему придумывает администрация),
  • натаскивание на сдачу ЕГЭ.

Всё это не имеет отношения к образованию в классическом его понимании. Чтобы быть обласканным со стороны своего начальства, педагог вынужден проводить точечную работу с успешными учениками, не успевая уделять время всем остальным.

Недавно был проведён опрос среди учеников 7–10 классов российских школ. Выяснилось, что 65% учителей хотя бы два раза в месяц вместо полноценного урока показывают детям видео и требуют от них выполнения самостоятельных заданий. Ещё около половины заставляют конспектировать учебник. Всё это вызывает только негатив у учеников. Причём не столько к предмету, сколько к учебному процессу и вообще к школе. Учитель не прилагает усилий, чтобы сделать учёбу интересной. Фактически 65% учеников занимаются самообразованием. А чем же заняты эти 65% педагогов, ученики которых конспектируют учебники на уроке? По данным опроса:

  • 56% работают с отчетной документацией, требуемой начальством.
  • 35% работают с несколькими или одним учеником, мало обращая внимания на остальных
  • 30% оформляет кабинет, за который можно получить доплату.
  • 12% не присутствуют на уроке.

Баллы ЕГЭ, диагностика МЦКО: от чего зависит место в рейтинге школ

Рейтинг школ

Рейтинг школ: 5 лет назад и сейчас

Как и следовало ожидать, в топе оказались лицеи, гимназии и спецшколы. По сути, рейтинг-2011 был первым официальным отчётным документом. Вот, родители, список лучших школ. Об их преимуществах, в принципе, говорит уже их название. Пробуйте, поступайте.

Затем настало время перемен. В том же 2011 году те, кто заведуют столичным образованием, решили всёрьёз взяться за школьную оптимизацию. Теперь не школа выбирает ученика, а ученик выбирает любую школу, а внутри неё — профильное направление по вкусу и способностям. С этого момента все учебные заведения на равных. С этого момента суть столичного рейтинга школ категорически меняется.

Из показательной таблицы он должен, по замыслу, трансформироваться в мотивационный инструмент. Рейтинг теперь должен обеспечить конкурентную среду, в которой школы будут работать над качеством образования.

При составлении топа начали учитывать итоги независимых диагностик в школах. Также в список критериев рейтинга вошли: профилактика правонарушений, обучение детей с особенностями развития, социокультурная деятельность, эффективность работы дошкольного отделения.

Зачем нашей гимназии рейтинг школ

По итогам 2014-2015 учебного года ГБОУ ГСГ в рейтинге московских школ занимала 50-е место. В рейтинге 2016 года мы потеряли баллы за результаты в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, при этом значительно улучшили следующие позиции: количество зачетных результатов независимых диагностик МЦКО в 4-х и 7-х классах, количество высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ. Больше баллов получено за результаты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря широкому набору критериев рейтинга есть возможность выявить и проследить вклад каждого педагога в отдельности и педагогического коллектива в целом в достижение (или потерю) высоких позиций. Важно вдохновить сотрудников на достижение цели, найти для каждого зону его успеха. Но для управления большим коллективом (в ГСГ сегодня более 500 сотрудников) мало воодушевленного директора, нужна команда управленцев-единомышленников.

Что влияет на место в рейтинге?

Корнеева Елена Ивановна, директор ГБОУ Школа № 1352, 102-е место в рейтинге

В 2014-2015 учебном году ГБОУ Школа № 1352 занимала 146-е место. В 2015-2016 — улучшила позиции в рейтинге на 30,1%. Во многом — благодаря введению дополнительных критериев оценки.

Значительно улучшились результаты ЕГЭ и ОГЭ. Благодаря созданию в школе условий по развитию талантов учащихся, наши дети стали участниками и призерами не только регионального, но и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сохранили мы хорошие результаты и в Московской олимпиаде школьников.

Успешно справились с диагностическими работами 95% четвероклассников. Хорошие баллы принесли школе и семиклассники.

Список лучших школ

Основные принципы рейтинга школ

Прозрачность. Для участия в рейтинге не нужно подавать заявок, собирать информацию и презентовать себя в лучшем свете. Рейтинг формируется автоматически и исключительно на основании открытых образовательных результатов.

С 2016-2017 учебного года будет публиковаться промежуточный рейтинг школ. Учебные заведения еще в процессе могут оценить, по каким параметрам они проигрывают другим школам и какому образовательному критерию следует уделить особое внимание, чтобы улучшить свои позиции.

Цель рейтинга — мотивировать педагогов к работе с каждым ребёнком. Ребёнок не может понизить балл, он может только его повысить.

За что критикуют рейтинг школ

Что можно на это ответить. Да, раньше учебные заведения разделялись по статусу на гимназии, лицеи, школы. Лучшими считались те, где ресурсы распределяются наиболее эффективно и продуктивно. Им и денег доставалось больше других.

image

Какие бывают школы, и зачем им рейтинги

Почти центр города, отличная транспортная доступность, хорошее современное здание, удобный вестибюль, просторные рекреации, светлые классы, огромный актовый зал, полноценный спортивный зал с раздельными раздевалками, душевыми и туалетами для мальчиков и девочек, всевозможные открытые площадки для спорта и творчества, 25-метровый тир в подвале и даже свой пришкольный сад с фруктовыми деревьями и овощными грядками, все это утопает в цветниках и зелени. Это был не пересказ фантастических прожектов наших образовательных чиновников, а описание моей советской школы. Пишу это не для того, чтоб вызвать недобрые чувства в свой адрес. Просто теперь, с высоты своих лет, я понимаю, что у слухов, на которых и основывался тогдашний неофициальный рейтинг школ города, была очень прочная и наглядная база.

И это, однозначно, не предел той обеспеченности, которой некоторые школы могут похвастать в России теперь. Бассейны, теннисные корты, площадки для крокета и мини-гольфа, ресторанное питание, обучение верховой езде и полный пансион, — за ваши деньги любой каприз (если школа частная), а иногда и за бюджетные (если школа ведомственная). Конечно, не для всех, конечно, тут тоже есть конкуренция. Но теперь она не за какой-то там абстрактный ресурс внимания и возвышения, как в СССР, а, непосредственно, — за денежные суммы.

Но в моём детстве мало кто из нас обращал на всё это хоть какое-то внимание. Мы без всякой заносчивости забегали к друзьям в их школы, абсолютно не замечая ни отсутствия адекватного спортзала, ни сколько-нибудь приличной пришкольной площадки для проведения линеек. Также и наши менее удачливые (в плане зажиточности их школ) друзья-подружки, попадая по случаю в нашу школу, удивлялись её необычной шикарности может лишь в первый раз и лишь только на какое-то мгновение: ну стены и стены, площадки и площадки, подумаешь, в школе же — совсем не это главное. И то правда.

В современной России системы распределения учителей по школам практически не осталось. Всё отдано на откуп рынку. К конкуренции школ за родителей и родителей за школы добавились конкуренция учителей за работу и соперничество школ за хороших преподавателей. Правда, последние отданы на аутсорс хэдхантерам.

Свободный рынок открыл нишу информационного обеспечения конкуренции. В ней просто обязаны были появиться рейтинги школ. И они появились. Один из примеров таких рейтингов можно посмотреть тут.

Как считаются рейтинги, и что это значит

Способы расчета доступных рейтингов обычно учитывают даже не долю выпускников, поступивших в ВУЗ, а просто абсолютное их количество. Таким образом, малочисленная школа, какой бы хорошей она не была, вряд ли сможет опередить в рейтинге школу, которая раза в три больше, даже если у первой доля поступивших будет 100%, а у второй — только 50% (при прочих равных условиях).

Всем известно то, что абсолютное большинство поступлений в ВУЗы сейчас основано на итоговом балле ЕГЭ. Более того, ещё свежи в памяти громкие скандалы с махинациями при сдачах ЕГЭ, когда в целых субъектах РФ отмечалась аномально высокая успеваемость. На этом фоне такой рейтинг, полученный по сути за комбинацию ЕГЭ и финансовой состоятельности жителей той или иной территории, без учета, хотя бы, факта успешного завершения ВУЗа выпускниками школ стоит мало.

Кстати, об учителях: очень часто мы за лесом не замечаем деревьев. Рейтинг школ — это, на самом деле, такой суррогат рейтинга учителей. Именно учителя нам так важны в школе. Порой с уходом единственного учителя школа может растерять все свои доминирующие позиции в том или ином предмете. Поэтому имеет смысл персонифицировать рейтинги школ, превратив их в рейтинги учителей. Конечно же, в повышении роли простого учителя в обществе (как и других наёмных работников нижнего звена) чиновники от просвещения и менеджмент школ (как и другие наниматели) абсолютно не заинтересованы. Но это совсем не значит, что в этом не заинтересовано само общество.

О преподавании, педагогике и профессиональной этике учителей

Язык не повернётся назвать педагогом вузовского профессора, ведь подразумевается, что его студент — это взрослый и желающий обучаться человек, определившийся со своими приоритетами. Такие преподаватели у нас обычно получают больше школьных учителей, потому эта позиция часто является целью профессионального роста. Ну а как тебя возьмут на работу в ВУЗ, если ты — педагог?

Настоящий педагог никогда не закричит и не обидится на ребёнка, не вплетёт в учебный процесс свои личные отношения с родителями, не станет оказывать психологическое давление. Истинный педагог не винит детей в лени, он ищет к ним подходы. Хороший педагог не страшен для детей, он им интересен. Но как мы можем требовать, или даже просить, чтоб учителя были интересными нашим детям, если сами эти учителя совершенно не интересны нам? Мы, как общество, сами виноваты в вымирании педагогов, мы мало что делаем, чтобы их сохранить.

Какие ещё бывают школы, и немного об оценках

Надеюсь, вы простите меня за столь пространное повествование моего частного опыта. Всё, что я хотел этим доказать: оценки — не всегда показатель качества образования.

Отметки vs оценки, и что с ними не так

Ну да ладно. Оставим психоанализ. И вернемся от наблюдения ментальных трансформаций к практическим перегибам на местах. Как бы отметки не назывались теперь, попробуем трезво увидеть, что с ними не так по существу.

Если смотреть в корень проблем с оценками, то можно заметить их принципиальный источник: конфликт интересов. Ведь результаты труда учителя (а именно учительский труд ученики и родители потребляют в школах) оцениваются самим учителем. Это как если бы услуги повара, помимо самого приготовления блюд, подразумевали ещё и оценку едоков за то, как хорошо они вкушают поданную пищу, и положительная оценка служила бы критерием для допуска к десерту. Есть в этом что-то странное, согласитесь.

Конечно, система тестов ЕГЭ и ОГЭ во многом исключает перечисленные мной недостатки. Можно сказать, что это серьёзный шаг к формированию справедливых результатов обучения. Однако, госэкзамены не заменяют собой текущих оценок: когда вы узнаёте о результате, делать что-нибудь с приводящим к нему процессом обычно уже поздно.

Как нам реорганизовать Рабкрин совершенствовать систему оценок и формировать систему рейтингов в образовании

Для начала, обобщу проблемы кратко:

  1. Оценки необъективно оценивают успехи ученика.
  2. Оценки совсем не оценивают работу преподавателя.
  3. Рейтинги учителей отсутствуют или не публичны.
  4. Публичные рейтинги школ не охватывают все школы.
  5. Рейтинги школ методически несовершенны.

Как всегда в работе с информацией, главное — это учёт и контроль. Что должна учитывать эта система? Тоже изложу списком:

  1. Всех наличных преподавателей.
  2. Всех наличных учащихся.
  3. Все факты проверок успеваемости и их результаты, разнесенные по датам, темам, предметам, ученикам, преподавателям, оценщикам, школам и т.п.
  1. Рандомизировать время и содержание проверок.
  2. Персонифицировать задания учеников.
  3. Анонимизировать всех перед всеми.
  4. Проверять задания многими оценщиками, для получения консенсусной оценки.

Допустим, что есть два множества учеников, обучаемых разными учителями некоему предмету. За одинаковое время оба множества обучились в итоге на условные средние 90%. Как определить кто усерднее учил? Для этого нужно знать начальный уровень учеников. У одного учителя были умные и подготовленные дети, с начальными знаниями на условные 80%, а второму не повезло, его ученики не знали почти ничего — 5% при контрольном замере. Теперь понятно, кем из учителей проделана большая работа.

Читайте также: