Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных видов доу

Обновлено: 05.07.2024

Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:

* общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования);

* среднего профессионального образования;

* высшего профессионального образования;

* послевузовского профессионального образования;

* дополнительного образования взрослых;

* дополнительного образования детей;

* для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

* специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);

* другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Особенности содержания и организации педагогического процесса:

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) - это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Традиционно дошкольные образовательные учреждения отвечают запросам детей в возрасте 3 - 7 лет. Ясли-сад предназначены для посещения детьми 1 - 3 лет, а в отдельных случаях - от 2 месяцев до года. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов

Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.

Начальная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа - это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования - получения основного общего образования.

Основная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет - вторая (основная) ступень общего образования).

Средняя общеобразовательная школа. - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года - третья (старшая) ступень общего образования).

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

Гимназия - реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам.

Лицей - образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.).

Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). Основными целями и задачами деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования являются:

* подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования;

* удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием;

* удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

При наличии соответствующей лицензии образовательные учреждения среднего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы начального профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.

К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж.

Техникум (училище) (сельскохозяйственный, гидромелиоративный техникум; речное, педагогическое училище и др.) - реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

Колледж (медицинский, экономический и др.) - реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

К учреждениям профессионального образования также относятся:

* учебно-курсовой комбинат (пункт);

* вечерняя (сменная) школа, но сроки обучения в них от нескольких месяцев до 2 лет, поэтому их престижность несколько ниже.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения). Особо говорить о приоритете высшего образования не имеет смысла, так как он был, есть и всегда будет. Развитие рыночной экономики, научно-технический прогресс диктуют новые требования, соответствовать которым невозможно без высокого уровня образования. В последние годы стало нормой иметь два и более высших образования.

Целями и задачами образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:

* подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования;

* удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

* подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

* организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

* удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В связи с введением ФГОС ДО изменились и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.

Особенности современного образовательного процесса представлены по трем компонентам: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, характер взаимодействия педагога с детьми, содержание образовательного процесса.

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
  2. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия и психологической комфортности дошкольников.
  4. Педагогическая оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями.
  5. Поддержка инициативы и активности детей в разных видах деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении.
  6. Достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.
  7. Целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку.

Характер взаимодействия педагога с детьми:

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
  2. Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Содержание образовательного процесса:

  1. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса.
  2. Осуществление образовательной деятельности на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Реализация Программы в формах, специфических для дошкольников (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).
  4. Приоритет игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.
  6. Повышение роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включение родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержка образовательных инициатив семьи.
  7. Организация развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.
  1. Каковы наиболее актуальные формы взаимодействия

педагога с детьми

В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:

  • на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;
  • на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Одной из основных форм взаимодействия педагога с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется педагогом для решения задач развития, воспитания и обучения ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Основные задачи - формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности, обобщение знаний по теме,

Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи - закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов деятельности.

Б.Г.Головина "Методические подсказки по ФГОС ДО"

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Алгоритм проведения образовательной ситуации:

Другой современной формой совместной деятельности педагога с детьми является игровая обучающая ситуация (по О.М. Ельцовой, А.Н. Тереховой). [1]

Авторы предлагают четыре вида ИОС : ситуации-иллюстрации, ситуации- упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с млад ши ми дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Ситуации-упражнения. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС авторы рекомендуют использовать со средней группы.

Ситуации-проблемы . Участие старших дошкольников в ситуациях- проблемах способствует усвоению ими основных направлений социальных отношений и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях- проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей поз ици и.

В подготовительной к школе группе О.М. Ельцова и А.Н. Терехова рекомендуют использовать ситуации-оценки , которые предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Другой автор современных форм взаимодействия - О.В. Дыбина [2] , - при организации режимных моментов предлагает интегрированную форму взаимодействия педагога и детей, которую характеризует как относительно устойчивую, целостную, логически выстроенную конструкцию целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающую интеграцию различных видов детской деятельности (реализацию интегрированной деятельности детей).

Такими интегрированными формами могут быть: концерт, поисковая лаборатория, викторина, тренировка, книгоиздательство, выставка, проект, мастерская, путешествие, редакция (газеты, журнала), трудовая акция, маршрутная игра, конструкторское бюро, коллекционирование, клуб, олимпиада, ярмарка, КВН.

Для выделения видов каждой интегрированной формы О.В. Дыбина предлагает следующие основания:

Например, выставка может быть: познавательно-исследовательская (выставка-презентация, выставка-путешествие, выставка-исследование), литературная (выставка-отчет), игровая (выставка-игра, психологическая выставка, выставка-отчет), музыкально-художественная (выставка-конкурс, выставка-показ выставка-отчет, выставка-ярмарка), продуктивная (выставка- ярмарка, выставка-хобби, выставка-конкурс, выставка-показ), выставка- коммуникация (выставка-исследование, выставка проектов, психологическая выставка), смешанная;

  1. содержание деятельности (представлено в тематике).

Например, викторина может быть: музыкальная викторина («Песни

  1. состав участников (возраст, количество, половой признак и др.). Например, клуб может быть: для малышей, клуб для мальчиков, детско- родительский клуб;
  2. временной признак (периодичность, продолжительность). Например, редакция может быть: ежедневная (утренняя или вечерняя), постоянно действующая и др.

Достаточно много современных форм взаимодействия по речевому развитию детей дошкольного возраста. Многообразие таких форм взаимодействия закономерно, так как любая деятельность сопровождается речью.

Ельцова О.М., Терехова А.Н. предлагают такую форму как ситуация общения. Авторы определяют ситуацию общения как специально проектируемую педагогом или возникающую спонтанно форму общения, направленную на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Педагог чаще всего находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

Для освоения дошкольником речи как средства общения и культуры актуальны сценарии активизирующего общения (по А.Г. Арушановой) [3] - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает:

  • разговоры с детьми, беседы на темы из личного опыта;
  • дидактические, подвижные, народные игры;
  • инсценировки, драматизации;
  • обследование предметов (рассматривание игрушек, картин и т.п.), их свойств.

Для того, чтобы закрепить достигнутый уровень речевого развития, расширить и конкретизировать усвоенные ранее речевые навыки и понятия рекомендуется применять речевой тренинг (по Т.И. Гризик). [4]

Речевой тренинг представляют собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй),

По утверждению Т.И. Гризик, тренинг - это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети в основном манипулируют уже известными им понятиями и навыками. Однако, это не исключает введение в тренинг нового материала. Он дается либо в рамках усложнения или конкретизации уже имеющихся представлений. либо предшествующая работа и развитие ребенка подвели его к усвоению нового материала, необходимого для его нормального речевого развития.

Структура речевого тренинга.

В речевом тренинге выделяют три структурных блока (а не части занятий).

  1. блок - произносительная сторона;
  2. блок - лексико-грамматическая сторона;
  3. блок - подготовка к обучению письму.

Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга. Это может быть: сказочный сюжет, где все задания объединены едиными героями и их приключениями; викторина и пр.

[2] Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М: Мозаика-Синтез, 2012.

[3] Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: метод. пособие для воспитателей детского сада. - 2-ее изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

[4] Гризик Т.И. и др. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод. пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тест.


Развивающая образовательная среда: современные особенности организации физического воспитания в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

Основные особенности и требования к предметно-пространственной среде в части реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствие с ФГОС в ДОУ.


Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

В презентации представлены принципы построения НОД в соответствии с ФГОС ДО.


На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами .


Конспект: Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах".

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётов контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального заказа родителей.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному педагогу необходимо владеть технологиями образования детей в разных типах образовательных организаций и знать специфику этой работы.

Если говорить о первой ступени образования – дошкольном образовании – вся его организация строится с учётом ведущего вида деятельности детей. В федеральных государственных требованиях показано, что весь образовательный процесс должен организовываться, опираясь на игровую деятельность детей, поэтому все виды работы с детьми должны быть даны в игровой форме. Когда речь идёт об обучении в дошкольном образовании, педагог должен понимать, что обучении проходит через игру. Соответственно, специфика работы в дошкольных учреждениях предполагает отказ от традиционных классно-урочных занятий, что позволит адекватно организовывать воспитание детей.

Следующая ступень образования – начальная школа. Эта ступень имеет глубокую специфику организации учебного процесса. Прежде всего, решается задача адаптации ребёнка к новому виду жизнедеятельности – обучению. Педагог должен постепенно выводить детей из игровых потребностей, которые преобладали у них в дошкольном образовании, к учебным, опять же, опираясь на принцип обучения через игру. В начальной школе огромную роль играют личностные взаимоотношения педагога, класса и конкретного ребёнка, поэтому всё обучение пронизывают принципы любви и доверия педагога по отношению к детям, без чего невозможно сформировать фундамент обучения, которым будет являться мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Именно в начальной школе у ребёнка должно быть заложено умение учиться, сформирована учебная деятельность, без которой часто бессмысленным является продолжение обучения на других ступенях образования.

В средней школе, когда появляется много учителей и много предметов, центральной проблемой становится отсутствие мотивации обучения, поэтому обучение должно быть организовано так, чтобы ребёнок нашёл для себя возможность реализации своих интересов не вне школы, а в её стенах, на конкретном предмете. Возрастает роль экспериментирования, проектирования на конкретном учебном предмете, что является основой мотивации обучения, поэтому необходимо использовать целый ряд методов обучения, которые стимулируют активность ребёнка (деловые игры, проблемные ситуации и др.).

Старшая школа, завершающая общее среднее образование, должна опираться на профильное обучение. Чем больше школа может предоставить ребёнку профилей, тем адекватней будет организовано обучение. Обучение должно быть построено так, чтобы в этом возрасте у ребёнка выстраивалась индивидуальная траектория развития, позволяющая ем у адаптироваться в будущей жизни, выбрать профессию.

Современный учитель должен уметь работать в разных типах образовательных учреждений. Как показывает опыт последних 20 лет, образовательные учреждения значительно дифференцировались. Это может быть обычная школа, может быть огромный комплекс, состоящий из 5 школ и нескольких детских садов, может быть школа при институте, лицей для одарённых детей. Тенденцией современного образования, особенно в больших городах, является максимальное перемешивание детей в образовательных заведениях. Современный учитель должен быть готов к тому, что в одном образовательном заведении он встретит детей с умственной отсталостью, одарённых, с отклоняющимся поведением. Они будут обучаться по разным программам, но в рамках одного образовательного процесса. Поэтому современному учителю необходимо иметь представление о всех типах и видах образовательных заведений, их особенностях, возможностях изменен6ий этих типов и видов, объединений. Организационные формы современного образования изменчивы, и неготовность учителя к работе в изменяющихся организационных формах – одна из больших проблем современного образования.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса - это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом:

по источнику познания:

словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала),

на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:

* общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

* начального профессионального образования;

* среднего профессионального образования;

* высшего профессионального образования;

* послевузовского профессионального образования;

* дополнительного образования взрослых;

* дополнительного образования детей;

* для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

* специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);

* другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Первые пять типов образовательных учреждений являются основными и наиболее распространенными, в связи с этим кратко рассмотрим их некоторые особенности.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) - это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Традиционно дошкольные образовательные учреждения отвечают запросам детей в возрасте 3 - 7 лет. Ясли-сад предназначены для посещения детьми 1 - 3 лет, а в отдельных случаях - от 2 месяцев до года. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов

Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.

Начальная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа - это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования - получения основного общего образования.

Основная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет - вторая (основная) ступень общего образования).

Средняя общеобразовательная школа. - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года - третья (старшая) ступень общего образования).

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

Читайте также: