Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая центральной нервной системой. Путь, по которому нервное возбуждение передается при рефлексе, является рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга включает следующие отделы: рецепто-ры, афферентные (чувствительные) нервные волокна, участок цен-тральной нервной системы, эфферентные (двигательные) нервные волокна, рабочий орган. В рефлекторной дуге нервный импульс проводится в одном направлении — от афферентного нейрона к эф-ферентному.

Различают простые и сложные рефлекторные дуги. Простая рефлекторная дуга состоит из чувствительного, двигательного и одного вставочного нейронов. Рецептор, воспринимающий раздражение, передает нервный импульс к телу первого нейрона (афферентного), который находится в спинномозговом узле или чувствительном узле черепного нерва. Нервный импульс следует в спинной (серое вещество) или головной (ядра головного мозга) мозг и образует синапс с телом вставочного нейрона, который контактирует с эфферентным нейроном. Аксон этого нейрона выходит из спинного или головного мозга в составе передних (двигательных) корешков спинномозгового или черепного нервов и направляется к рабочему органу. В сложной рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами располагаются два и более вставочных нейрона.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.




К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.




Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая центральной нервной системой. Путь, по которому нервное возбуждение передается при рефлексе, является рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга включает следующие отделы: рецепто-ры, афферентные (чувствительные) нервные волокна, участок цен-тральной нервной системы, эфферентные (двигательные) нервные волокна, рабочий орган. В рефлекторной дуге нервный импульс проводится в одном направлении — от афферентного нейрона к эф-ферентному.

Различают простые и сложные рефлекторные дуги. Простая рефлекторная дуга состоит из чувствительного, двигательного и одного вставочного нейронов. Рецептор, воспринимающий раздражение, передает нервный импульс к телу первого нейрона (афферентного), который находится в спинномозговом узле или чувствительном узле черепного нерва. Нервный импульс следует в спинной (серое вещество) или головной (ядра головного мозга) мозг и образует синапс с телом вставочного нейрона, который контактирует с эфферентным нейроном. Аксон этого нейрона выходит из спинного или головного мозга в составе передних (двигательных) корешков спинномозгового или черепного нервов и направляется к рабочему органу. В сложной рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами располагаются два и более вставочных нейрона.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет.Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рожденияу ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки,ак концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизниобразуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развитияребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развитияребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

Период до 3-х летхарактеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-тилет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К5-7 годамеще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.

Особое значение для педагогов имеет подростковый(с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст(15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

Разработанная И.П.Павловым условно-рефлекторная теория, положенная им в основу учения о высшей нервной деятельности, базируется на трех методологических принципах: 1- детерминизма, 1 - анализа и синтеза и 3 -структурности.

В основе принципа анализа и синтеза лежит утверждение, что обе эти формы деятельности головного мозга, будучи противоположными, сосуществуют в то же время в единстве, нервная система способна разлагать сложные воздействия на элементы и синтезировать из отдельных элементов сложный образ.

Принцип структурности предполагает приуроченность всякой функции к специальной материальной структуре и, в частности, функций высшей нервной деятельности к определенным структурам головного мозга (главным образом, к коре больших полушарий).

Принципиальной методологической основой изучения высшей нервной деятельности человека и животных служит метод условных рефлексов, предложенный И.П.Павловым. Но наряду с условнорефлекторным методом применяются также методы электроэнцефалографии (у человека) и электрокортикографии (у животных), электрического и химического раздражения мозга, биохимические, цитохимические, биофизические, фармакологические и др., т.к. в наши дни для получения новой научной информации оказалось технически возможным использовать комплексные методические приемы, основанные на применении последних достижений нейрофармакологии, химии, физики, микроэлектродной техники и т.д.

Безусловные рефлексы - это рефлексы врожденные, характерные для данного вида животных, очень прочные, плохо поддающиеся переделке (число их ограничено). Безусловные рефлексы передаются по наследству и •приводятся в исполнение нижними этажами мозга (хотя при целости коры полушарий они отражаются в ней).

Условные рефлексы - это рефлексы приобретенные, индивидуальные, весьма лабильные, хорошо поддающиеся переделке и угашению (их число потенциально неограничено). Условные рефлексы не передаются по наследству (однако, теоретически не исключено, что в специальных условиях можно было бы добиться; наследования условных рефлексов, вырабатывая их в ряде поколений). Они осуществляются при участии коры больших полушарий, благодаря замыканию в ней временной связи между пунктами возбуждения, вызванного условным сигналом и безусловным подкреплением. При этом расширение диапазона сигнальных стимулов в условнорефлекторной деятельности способствует лучшей адаптации организма в среде. Условные рефлексы делят на натуральные, образующиеся на агенты, которые, являются естественными признаками безусловного раздражителя (вид, запах пищи и т.д.), и искусственные, возникающие на агенты, которые не являются неотъемлемыми качествами безусловного раздражителя. Эти индифферентные раздражители (свет, звук и т.д.) при систематическом подкреплении приобретают сигнальное значение.

По характеру рецепторов, на которые действуют сигнальные раздражители, условные рефлексы разделяют на экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные и более дробно – на зрительные, слуховые, обонятельные и др.

По модальности условного сигнала выделяют условные рефлексы световые, звуковые и т.д.

По характеру безусловного подкрепления условные рефлексы делятся на пищевые, оборонительные и др.

В зависимости от свойств и структуры условного сигнала различают условные рефлексы на простые и комплексные раздражители. Комплексные раздражители бывают разных видов: одновременный комплекс, когда подкрепляется комбинация из нескольких одновременно применяемых индифферентных раздражителей (наиболее значимым в этом комплексе является сигнал, относящийся к наиболее репрезентативной сенсорной системе); суммарный раздражитель, состоящий из нескольких раздражителей, действующих одновременно и уже имеющих сигнальное значение; последовательный комплекс, составленный из последовательно вводимых в действие индифферентных раздражителей таким образом, что предыдущий и последующий сигналы перекрывают друг друга (в этом комплексе значимость сигнала тем выше, чем ближе он стоит к концу комплекса, т.е. чем более он приближен к подкреплению); цепь раздражений, где посылаемые последовательно сигналы не перекрывают друг друга (здесь значимым, т.е. пусковым, является только последний, подкрепляемый сигнал, а все предыдущие создают условнорефлекторную настройку).

По временным параметрам подкрепления условного сигнала выделяют наличные рефлексы, когда подкрепление применяется в период действия условного раздражителя, и следовые, когда подкрепление включается спустя некоторое время после прекращения действия условного сигнала, т.е. когда подкрепляется не сам условный сигнал, а след, оставшийся от его действия в коре. Очевидно, что наличные рефлексы вырабатываются быстрее и легче, чем следовые.

Кроме условных рефлексов, выработанных на базе безусловного рефлекса (т.е. условных рефлексов первого порядка), существует группа рефлексов, образующихся на базе уже выработанных (более сильных) условных рефлексов. Это рефлексы высшего порядка: второго на базе условного рефлекса первого порядка, третьего - на базе условного рефлекса второго порядка и т.д. При этом рефлекс, на базе которого возникает новый рефлекс, должен быть биологически более сильным для создания доминантного очага в центральной нервной системе, так как это способствует более быстрому формированию рефлекса.

И.П.Павлов считал, что для наиболее успешной выработки рефлексов следует соблюдать ряд условий. Главные из них следующие: 1 - совпадение во времени действия сигнального раздражителя и подкрепления; 2 -некоторое предшествование условного сигнала подкреплению; 3 - индифферентность сигнального раздражителя; 4 - средняя физиологическая сила сигнального раздражителя; 5 - преобладание возбуждения, вызванного подкреплением, над возбуждением, возникшим под действием условного сигнала (т.е. более высокая биологическая значимость подкрепления по сравнению с условным сигналом); 6 - повторность действия условного сигнала и подкрепления; 7 - отсутствие посторонних раздражителей; 8 - нормальная работоспособность (возбудимость) нервной системы.

Наилучшие условия для возникновения временной связи между двумя возбужденными пунктами коры, т.е. образование условного рефлекса, создаются при совпадении во времени действия, сигнального и подкрепляющего раздражителей, а также некоторое опережение со стороны действия условного сигнала.

Для успешного образования рефлекса большое значение имеет средняя физиологическая сила и индифферентность условного сигнала, т. к. очень слабые сигналы вызывают быстро гаснущее возбуждение, а слишком сильные - запредельное торможение. Индифферентность раздражителя позволяет избежать ориентировочного рефлекса, из очага которого возникает внешнее торможение, мешающее выработке условных рефлексов.

Возбуждение, вызываемое подкреплением, должно быть сильнее, чтобы по закону доминанты, притягивая к себе возбуждение из других зон, способствовать возникновению временной связи.

Отсутствие посторонних раздражителей исключает возможность появления лишних ориентировочных и условных рефлексов, служащих источником внешнего торможения для вырабатываемого рефлекса.

Вопросы для повторения:

Какие методологические принципы лежат в основе условнорефлекторной теории И.П. Павлова?

Какие условия необходимы для формирования рефлексов?

Какие виды рефлексов вы знаете?

Как классифицируются рефлексы по модальности?

Возможно ли развитие высших нервных функций на базе одних безусловных рефлексов?

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М: ВЛАДОС

Голубева Э.А. К вопросу о роли ориентировочного рефлекса в рецепции световых раздражителей //Ориентировочный рефлекс и вопросы высшей нервной деятельности в норме в патологии. - М., 1959

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Мачнева Елена Борисовна

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.


Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры - неонатологи разделяют на три основные группы:

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.



Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.


Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.


Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.


Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.


Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.


Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Читайте также: