Особенности организации трудовой деятельности старших дошкольников в доу

Обновлено: 04.07.2024

Целью трудового воспитания дошкольников является: формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста включает в себя: задачи и содержание работы различных видов детского труда, формы и требования к его организации, руководство трудовой деятельностью. Это поможет педагогам ДОУ в их работе по организации и руководству трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В первую очередь нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка это игра, а соответственно, труд тесно связан с игрой. Это очень легко заметить в обыденной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную задачу, зачастую ребенок переключается на игру (например, ребенок начинает играть водой во время умывания, превращает свои вещи в волшебных персонажей при одевании и т.п.).

В более старшем возрасте трудовая задача также превращается в игру, которая помогает легче и охотней ее выполнить (например, собирая листья и мусор, ребенок превращает их в каких-то чудовищ, которых нужно собрать и посадить в клетку - мусорный мешок). А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения [16, с. 20]. Важно отметить, что в разных возрастных группах отношения труда и игры проявляется неодинаково, соответственно руководство трудовой деятельностью должно быть разным.

Ребенок хочет независимости, но в силу своих физических особенностей не может выполнять с достаточной быстротой и ловкостью, а взрослому в такой ситуации проще все сделать за ребенка. Это будет основательной ошибкой в воспитании, которая повлечет за собой негативные результаты, ведь результатом этого станут слезы ребенка, а в дальнейшем ребенок потеряет интерес к труду, ведь за него могут сделать все взрослые.

Очень большой ошибкой в организации трудовых навыков может стать такое явление как гиперопека (гиперпротекция - чрезмерный уход за ребенком, полный его контроль и отсутствие самостоятельности у ребенка).

Мотивация трудовой деятельности детей разнообразна, например, это возможность получить похвалу взрослых или пообщаться со взрослыми, самоутверждение, существуют общие мотивы, они проявляются в простейшей форме, как желание сделать приятное близким людям. Говорить о независимой формулировке мотивов можно лишь в старшем дошкольном возрасте [19, с. 56].

В трудовой деятельности ребенка немалое значение имеет его собственная творческая активность, планирование и обдумывание предстоящего занятия, подбор нужных материалов, инструментов, преодоление трудностей при достижении необходимого результата. Большую роль в планировании деятельности берет на себя взрослый, он должен сформировать у ребенка умения к планированию. Начинать нужно уже с младшего возраста, объясняя детям в режимных моментах, что и в какой последовательности необходимо сделать. Важно разъяснять детям, почему именно в таком порядке следует осуществлять действия.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать важнейшие особенности детского труда:

- труд ребенка не создает социально значимых физических ценностей, труд ребенка носит воспитательный характер;

- сходство труда с игрой;

- ребенок приобретает навыки, но это навыки, дозволяющие стать ребенку независимым;

- труд ребенка носит ситуативный характер;

- труд имеет все компоненты деятельности, но при этом его нельзя назвать независимой деятельностью дошкольников;

- детский труд предполагает обязательное присутствие взрослого, проверяющего процесс и поддерживающего в нужных ситуациях [3, с. 110].

Труд взрослого и ребенка не поддается сопоставлению, ведь в их основах лежат разные цели. Говоря о взрослых, мы подразумеваем производительный труд, который создает материальные и культурные ценности, носит общественно-направленный характер, является необходимостью, потребностью.

Ценность же детского труда - это воспитательное значение. Но для того, чтобы правильно использовать труд ребенка как средство воспитания, необходимо понимать его специфику.

Рассмотрим содержание и формы труда дошкольников. Для того, чтобы определить содержание и формы трудового воспитания нужно определить его цель и задачи.

Цель трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду [14, с.32]. Многие педагоги занимались разработкой задач трудового воспитания, все они достаточно хорошо понимали, какой цели служит труд, для примера можно привести задачи, которые сформулировала В.Г.Нечаева:

- развитие трудовых навыков и умений;

- воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;

- воспитание нравственно-волевых качеств личности;

- усвоение навыков трудовой деятельности;

- воспитание связи к труду взрослых [17].

По мнению Т.А. Куликовой и С.А. Козловой, на основе классификаций В.Г, Нечаевой, В.И.Логиновой и Ю.К. Бабанского, можно выделить две основные группы задач:

- помощь ребенку в изучении трудовой деятельности (освоение структуры деятельности, приобретение трудовых умений);

- формирование личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности,

- развитие связей и приобретение социального опыта взаимодействия) [8].

Эти задачи должен решать педагог в процессе воспитания детей. Вопросам содержания трудового воспитания занимались и занимаются такие специалисты, как Буре Р.С., Нечаева В.Г., Година Г.Н., Сергеева Д.В, Козлова С.А., Куликова Т.А, Крулехт М.В. и другие.

Труд детей по содержанию можно разделить на пять видов:

- самообслуживание – труд ребенка, который обращен на обслуживание самого себя, для детей дошкольного возраста это – умывание (навыки гигиены), одевание, раздевание, прием пищи;

- хозяйственно-бытовой труд – труд ребенка, в котором он исполняет несложную для себя деятельность взрослых, это – умение наводить порядок в групповой комнате, прилегающим к ней помещениям, на участке, дома, а также, принятие участия в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, ремонт книг, игрушек;

- труд в природе – труд, направленный на развитие приемов и навыков ухода за животными и растениями - уход за растениями и животными в уголке природы, очистка аквариума совместно с педагогом, озеленение участка и т.п. Имеет свою специфику – единый вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.

На сегодняшний день сформулированы и введены в практику три формы организации труда детей дошкольного возраста:

Поручение – просьба, обращенная к ребенку или нескольким детям, с целью выполнить какое-либо трудовое действие при учете их индивидуальных и возрастных особенностей, а также, наличия опыта. Трудовые поручения по форме организации делятся на: индивидуальные, подгрупповые, общие; по продолжительности – на длительные или кратковременные, постоянные или одноразовые; по содержанию – соответствуют видам труда [4, с. 45].

Дежурства – форма организации труда детей, полагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на удовлетворение интересов всей группы (например, помочь накрыть на столы, раздавать материалы к занятиям, полить цветы и т.п.) Дежурства содействуют систематичности введения детей в труд. Основной смысл дежурства – это забота детей о других.

Общий, совместный, коллективный труд – форма организации труда, в которой происходит лишь закрепление обретенных ранее навыков, а обучение новым должно проходить персонально. Общий, совместный и коллективный труд объединяет общественно-направленная цель трудовой деятельности.

Существует и отличие в условиях осуществления труда и в воспитании взаимоотношений.

Общий труд – общая деятельность, но при этом каждый ребенок имеет свою самостоятельную часть работы (например, при наведение порядка на участке педагог дает точные указания, кто и что выполняет, соответственно, цель у всех общая – наведение порядка на участке, но каждый ребенок отвечает сам за себя).

Совместный труд – совместная цель, при выполнении которой все дошкольники зависят друг от друга, от темпа и качества выполняемой работы. Между детьми вводятся деловые взаимоотношения, растет ответственность за общее дело (например, группе детей дается указание – привезти одежду кукол в порядок, при этом один ребенок снимает одежду, второе звено стирает, третье отжимает, четвертое вешает сушиться).

Коллективный труд – форма организации труда, в которой, помимо трудовых, решаются и этические задачи, дети самостоятельно разделяют между собой труд, помогают друг другу в случае надобности, волнуются за общий труд. Коллективный труд содержит в себе и общий, и совместный труд.

Трудовое воспитание имеет обусловленную цель, реализация которой допустима только при соблюдении всех условий. Виды труда включают в себя все главное содержание трудовой деятельности, а его формы - это способы объединения детей в процессе трудового воспитания.

Вывод: Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства подходов детского сада и семьи, поэтому значительную роль в трудовом воспитании играет взаимодействие с семьями дошкольников.

Особое внимание уделяется подбору нужного для работы оборудования и инвентаря, учитывая возрастные особенности ребят. Кроме того, правильное наполнение развивающей предметно-пространственной среды необходимо для реализации двигательной активности детей, их совместной деятельности со взрослыми. Организуя трудовую деятельность дошкольников необходимо, так чтобы они ощущали радость от труда, проявляли инициативу, трудолюбие; учились действовать в коллективе, ценить свой труд и труд других.


Актуальность статьи заключается в том, что трудовое воспитание является важной частью в жизни детей, именно поэтому следует вовлекать детей в трудовую деятельность с малых лет, она начинается в семье, затем продолжается в детском саду.

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Приучение к труду способствует приобретению навыков самообслуживания, дети учатся следить за чистотой и порядком в групповой комнате, ухаживать за цветами, убирать игрушки и др.

Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, он способствует развитию мышления, внимания, творческого воображения, умения ставить цели и стремиться к достижению их.

Теорию и практику трудового воспитания, рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи, как: П.П. Блонский, Н.К. Крупская; А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

А.В Запорожец писал: “ Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада должна стать нравственно - трудовое воспитание дошкольников, которая призвана заложить уже в первые годы жизни ребёнка, основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности”[3].

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей, обращал внимания В.А Сухомлинский: “ Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим.”[8].

Немаловажное значение имеет исследования Я.З Неверович, Т.А Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желания помогать взрослым.

Вопросы творческого отношения школьников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах учёных Ю.К Бабанского, О.С Багандовой, А.Я Журкиной[2].

Особенности трудовой деятельности заключается в том, что:

Труд ребенка тесно связан с игрой. Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру.

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее основных компонентов имеет свои особенности.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда.

Выделяют три основные формы организации труда детей:

Общий, совместный, коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие [1].

Дежурства – форма организации труда детей, предлагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива[6].

Дежурства требует от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагает обязательное выполнение ребенком работы. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, а также заботливости и гуманного отношения к людям и природе.

Наиболее сложной формой организации труда детей является общий, совместный, коллективный труд.

Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретенные трудовые навыки и умения закрепляются в данных формах организации труда, а обучения новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд[5].

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на уход за собой (умывание, раздевание-одевание, прием пищи). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключается прежде всего в ее жизненной необходимости. Из–за повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Работа по самовоспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по – разному.

Во - второй младшей группе оно проводится часто - 1 раз в неделю, а в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников важен в повседневной жизни детского сада. Этот направлен на поддержание порядка и чистоты в помещение и на участке, помощи взрослым при организации режимных процессов. Особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Труд в природе направлен на участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Дети учатся поливать цветы, сажать овощи, собирать урожай и т.д. Особое значение, данный вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому любви к родной природе.

В детском саду важно организовать трудовую деятельность детей так, чтобы можно было вовлекать дошкольников в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации.

Существуют несколько основных требований к организации детского труда:

Систематичность детского труда.

Постепенность рабочей загрузки.

Подбор оборудования для труда.

Создание в группе трудовой атмосферы.

Поощрение в процессе и по результатам труда[9].

Средства, методы и приемы трудового воспитания:

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература)

Дидактические, настольные игры.

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Интеграция образовательных областей[10].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Основные виды труда, которые воспитывают в ребенке любовь к труду, - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, у него воспитывается уважение и интерес к труду.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд детей.

Условия к организации детского труда:

Систематичность детского труда

Постепенность рабочей нагрузки

Подбор оборудования для труда

Создание рабочей атмосферы в группе

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается.

Литература:

Буре. Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М., 1987.

Запорожец. А.В, Т.А.Марков. Воспитание и обучение в детском саду. Под. ред. Запорожец. А.В, Т.А.Марков. –М., 1976.

Ковальчук. Я. И., Васильева. А.И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн.: Нар. А света, 1983. – 73 с.

Маркова. А. Воспитания трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.

Нечаева В.Г, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. Воспитание дошкольника в труде. Сост. Р.С. Буре; Под Ред В. Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

Никитина Ю.В. Воспитание дошольников посредством трудовой деятельности.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – 4-е изд., Радяньская школа, Киев.,1973. – 384 с.

Климова О.Ю. Система работы по воспитанию трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: