Особенности деятельности менеджера кратко

Обновлено: 05.07.2024

В развитых странах мира господствует убеждение, что основа любой фирмы – высококачественные менеджеры. Менеджмент - вид трудовой деятельности, а менеджер – это профессия. С позиции общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных особенностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему результата.

Профессию можно рассматривать как общность людей, занятых в определённой сфере деятельности. Эти люди объединены общностью взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющиеся типичными и специфичными для данной профессии: общими профессиональными знаниями, навыками, единой профессиональной терминологией.

С позиции отдельного человека профессия – это род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных знаний, навыков, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работы. Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества, средство самореализации и которая служит главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда.

Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Труд может стать для человека средством поддержания своего существования, средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни. В каждом из видов труда присутствует две стороны, называемые объектом и субъектом труда. Объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда; профессиональные задачи; действия и операции; средства труда; условия труда; результат труда.

Другая сторона труда - субъективная – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. К нему можно отнести ряд профессионально важных качеств:

Мотивы и цели включения человека в трудовую деятельность;

Потребности в творчестве, удовлетворённость;

Профессиональный тип мышления.

Подавляющееся большинство людей осуществляют свою работу, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым, включаясь в совместный организованный труд. В рамках совместного труда человек выступает в качестве исполнителя или руководителя (менеджера).

Основное содержание деятельности менеджера – управление, руководство людьми в процессе совместной деятельности и это является главной особенностью профессии менеджера.

Основные особенности профессиональной деятельности менеджера

Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.

Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования, важным элементом здесь является учебная подготовка менеджера.

Командная деятельность – средство выполнения организационной работы – управление подчинёнными.

Координация – гармонизация деятельности для достижения успеха.

Контроль–проверка надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

К основным особенностям профессиональной деятельности менеджера относится:

повышенная ответственность субъекта управления за последствия принимаемых решений;

влияние личных качеств менеджера на содержание решения;

повышенные требования к уровню профессионализма, к нравственным и деловым качествам руководителя;

высокий уровень риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для организации в целом;

интенсивность контактов субъекта управления с другими людьми;

значительный конфликтный потенциал во взаимодействии руководителя и подчинённого.

Рассмотрим роли менеджера организации, адаптированные к современным российским условиям:

позитивный лидер – направляет свои действия на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но и сплочённым коллективом, нацеленным на создание выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди объединяются в ней, чтобы организация стала эффективной;

интегратор – менеджер структурирующее воздействует на работников организации, самой организации, её связей с внешним миром представляющих собой сферу целей деятельности организации;

администратор – использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики;

организатор – проявляет способность квалифицированно определять предпосылки и цели деятельности подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчинённых;

профессионал – менеджер обладает знаниями, опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить её планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения;

специалист – менеджер самостоятельно эффективно осуществляет профессиональную деятельность, решает конкретную задачу, показывает личный пример подчинённому;

менеджер – психолог – осуществляет деятельность, направленную на вовлечение коллектива, учёт особенностей психики подчинённого в процессе общения, обмена информации с подчинёнными, при постановке целей и задач деятельности перед подчинёнными и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания;

менеджер – воспитатель – осуществляет формирование у работников чувства служебного долга, усвоения им элементов корпоративной культуры.

Руководитель. Его основная деятельность – управление конкретным коллективом людей, принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции.

Консультант в области управления. Его деятельность связана с решением практических задач, однако, она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю конкретных советов по решению проблем в области социального управления.

Учёный в области управлении. Суть его основной деятельности – научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснения, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента.

Преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления.

С каждым из указанных типов профессий управленца связаны специфические требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам руководителя.

Менеджеры ‒ это члены организации, которые несут ответственность за выполнение работы других сотрудников организации. Управление является динамическим элементом любого предприятия. Важность профессии менеджера заключается в том, что именно руководитель помогает определять и достигать цели организации, способствует производительности человеческого труда и эффективности использования ресурсов, обеспечивает всех сотрудников необходимыми задачами, координирует их работу. Управленцы являются неотъемлемой частью любой фирмы, так как от них зависит правильно выстроенная организация труда, которая влияет на прибыльность и существование предприятия в целом.

Управление требуется везде, где два или более человека работают вместе для достижения общих целей. Успех компании зависит от результативного взаимного сотрудничества между членами группы. Менеджмент создает командную работу и координацию усилий всех сотрудников предприятия.

Особое внимание исследователей в настоящее время направлено на использование системного подхода и системных идей в выявлении российской специфики менеджмента и его резервов для преодоления кризисных явлений в экономике.

С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

Особенностей деятельности менеджера:

– является неопределенность условий принятия решений, то есть они часто испытывают дефицит времени и информации;

– высокий уровень рисков не только для самого руководителя, но и для организации и коллектива сотрудников;

– к менеджеру предъявляются повышенные требования профессионализма – уровень образования, знания, навыки, нравственные качества, чувство стиля;

– столкновение с неповторимостью ситуаций, каждая управленческая ситуация отличается от аналогичной;

– является не только руководителем, но и подчиненным;

– множество коммуникативных связей с сотрудниками различных уровней;

– повышенная ответственность за результаты принимаемых решений – моральная, административная, уголовная.

Менеджеры находятся в постоянном движении. Практически каждое исследование менеджеров в действии показало, что они часто переключаются с задачи на задачу, меняя фокус своего внимания, чтобы реагировать на возникающие проблемы, и участвуют в большом объеме задач короткой продолжительности. Минцберг наблюдал за руководителями компаний на работе, чтобы получить некоторое представление о том, что они делают и как проводят свое время. Он обнаружил, что большинство их задач, длились менее девяти минут [3].

Коттер изучил ряд успешных генеральных менеджеров и обнаружил, что они проводят большую часть своего времени в общении, включая подчиненных, своих боссов и многочисленных людей за пределами организации. Исследование Коттера показало, что средний менеджер тратит всего 25% своего времени на работу в одиночку, и это время в основном дома или в своём офисе. Всё остальное время они проводят в окружении других сотрудников организации.

Исследования, проведенные Спроуллом, показали, что в течение дня менеджеры занимались 58 различными видами деятельности, средняя продолжительность которых составляла всего девять минут.

Таким образом, менеджеры должны постоянно выступать в качестве наставников для своих подчиненных.

Менеджеры участвуют в планировании, организации, руководстве и контроле. Менеджеры описали свои обязанности, которые можно объединить в девять основных видов деятельности.

Долгосрочное планирование. Руководители, занимающие руководящие должности, часто участвуют в стратегическом планировании и развитии.

Контроль. Менеджеры оценивают и принимают корректирующие меры в отношении распределения и использования людских, финансовых и материальных ресурсов.

Анализ окружающей среды. Менеджеры должны постоянно следить за изменениями в бизнес-среде и отслеживать бизнес-показатели, такие как доходность собственного капитала или инвестиций, экономические показатели, бизнес-циклы и т. д.

Надзор. Руководители постоянно контролируют работу своих подчиненных.

Координация. Менеджеры часто должны координировать работу других как внутри рабочей группы, так и за ее пределами.

Отношения с клиентами и маркетинг. Некоторые менеджеры участвуют в непосредственном контакте с клиентами и потенциальными клиентами.

Общественные отношения. Необходимо поддерживать и поддерживать контакт с представителями различных групп населения за пределами компании, включая государственные и федеральные агентства, местные гражданские группы и поставщиков.

Внутренний консалтинг. Некоторые руководители используют свой технический опыт для решения внутренних проблем, выступая в качестве внутренних консультантов по организационным изменениям и развитию.

Мониторинг продуктов и услуг. Менеджеры участвуют в планировании, мониторинге проектирования, разработки, производства и поставки продуктов и услуг организации.

В зависимости от типа управленческой роли зависят действия и миссии менеджеров. Они могут играть как одну или несколько ролей, так и практически все в деятельности фирмы. Далее рассмотрим поподробнее характеристики различных ролей менеджеров.

Символическая фигура – выполняет обычные обязанности правового или социального характера. Обычно это церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства.

Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников. Фактически это все управленческие действия с участием подчиненных.

Связующее звено обеспечивает саморазвитие сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Зачастую это переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.

Приемник информации – разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации. Обычно это обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки).

Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации. Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным.

Представитель передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Это участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации.

Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных.

Переговорщик – это ответственный за представительство организации на важных переговорах. Обычно проводит переговоры.

Современный в наши дни инновационный менеджмент очень популярен, так как предполагает системный подход к работе руководителя, объединяющий контролирующие функции с непосредственной организацией технологического процесса. Самые распространенные направления, в которых требуются менеджеры:

Кто такой менеджер?

Если говорить коротко, менеджер — это специалист в области управления и организации работы. Он руководит персоналом, отвечает за то или иное направление работы фирмы и постоянно общается с людьми. Будучи руководителем, он несет ответственность за результаты и обязан проявлять инициативу.

Функции и должностные обязанности управленцев

  • распределять задачи между рядовыми сотрудниками;
  • контролировать качество и результаты их работы;
  • создавать регламенты, алгоритмы работы;
  • вести переговоры очно, по телефону, деловую переписку;
  • заниматься делопроизводством: подготавливать документы.

У менеджеров могут быть и другие обязанности: все зависит от специализации, должности и требований руководства.

Классификация представителей менеджмента

Несмотря на большое разнообразие направлений подготовки, менеджеров подразделяют на три ключевые группы:

  • низшее звено или технический менеджмент. Сотрудники этого уровня руководят рядовыми работниками, специалистами: раздают задачи и контролируют качество их выполнения;
  • среднее звено или управленческий уровень. Эти руководители контролируют работу менеджеров низшего уровня. Они могут управлять филиалами, отвечать за результаты работы в отдельной области или регионе;
  • высшее звено или институциональный уровень. Это топ-менеджмент — высшие руководители, которые несут ответственность только перед владельцами бизнеса (держателями контрольного пакета акций). Они принимают ключевые решения и ответственны за весь бизнес.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

К преимуществам профессии менеджера можно отнести:

  • безграничные возможности для карьерного роста: менеджер низшего звена может дорасти до руководителя компании;
  • возможность хорошо зарабатывать. Уже на среднем уровне менеджеры зарабатывают в несколько раз больше, чем рядовые сотрудники;
  • постоянные поездки и общение с людьми. Управленцы нарабатывают полезные связи, регулярно посещают другие регионы и страны;
  • востребованность на рынке труда. В талантливых руководителях нуждаются многие компании. Несмотря на обилие предложения, нехватка квалифицированных кадров ощущается остро.

Есть и недостатки:

  • профессия менеджера точно не подойдет интровертам и людям, которые не любят поездки;
  • постоянные стрессы и высокая ответственность;
  • высокая конкуренция и небольшая зарплата в первые годы. Рассчитывать на хорошую прибыль сразу после получения диплома не стоит: нужно показать себя. То же самое и с конкуренцией: среди выпускников вуза она велика.

Необходимые навыки и знания

Чтобы быть хорошим управленцем, профильных знаний недостаточно. Нужны личные качества — такие, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение понимать людей и находить общий язык со всеми. Дополнительно потребуются:

  • знания в области делопроизводства;
  • техника ведения переговоров;
  • понимание принципов управления;
  • хорошие знания психологии и социологии;
  • логическое мышление и безупречная память.

Условия обучения

Освоить профессию менеджера можно в среднем специальном или высшем учебном заведении, на курсах. На низшем уровне будет достаточно даже курсов: главное для работодателя — ваши личные качества и организаторские способности. Однако уже для перехода на среднее звено потребуется высшее образование. Учиться можно очно, на вечернем или заочном отделении: работодателям неважно, как именно вы получили навыки. Бакалавриат поможет начать карьеру. В дальнейшем можно поступить в магистратуру и пройти обучение по программе MBA.

Виды специальностей. Какому менеджменту учат?

  • муниципальное и государственное управление;
  • производственный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • менеджмент в образовании;
  • управление персоналом;
  • антикризисное управление и т. д.

Направлений много: вы можете стать узким специалистом в управлении наукоемкими производствами и даже спортивными организациями.

Как учат менеджменту?

Учиться можно очно, заочно, на вечернем отделении или дистанционно.

Дистанционное обучение на менеджера

Для дистанционного обучения достаточно иметь интернет и компьютер (ноутбук). Учиться на таком отделении смогут выпускники школ и колледжей, а также более зрелые люди. Программа не отличается от программ очного или заочного отделения, но здесь нет традиционных пар. Вместо лекций проводят вебинары, а вместо семинаров — чат-занятия. Студенты изучают видеокурсы, литературу, всевозможные материалы. Они могут получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Где искать работу?

Все зависит от прикладного направления подготовки. Например, спортивные менеджеры могут найти работу только в спортивных организациях — от тренажерных залов до крупных государственных комплексов. В целом же менеджеры нужны в любой организации — государственной и частной, коммерческой и некоммерческой. Список вакансий доступен на сайтах поиска работы.

Кем работать с соответствующим дипломом?

Высокий спрос на менеджеров есть у компаний из сферы торговли, IT, туризма, страхования, HR, финансов, рекламы. Можно устроиться в муниципальный орган управления.

Требования к квалификации

Менеджер должен иметь профессиональное образование и хорошо знать законодательство, особенности работы компании, вплоть до технологии производства продукции, правила охраны труда и многое другое. Точный перечень требований зависит от должности.

Работодатели охотно принимают людей с релевантным опытом работы и повышают сотрудников, которые уже показали себя.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный и творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают максимально продуктивными человеческие, финансовые и физические ресурсы. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую, они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. В качестве орудий труда менеджеров выступают средства работы с информацией. Результат деятельности оценивает по достижению поставленных целей.

Руководителей традиционно делят на 2 категории. Всякая организация представляет собой пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный – отношение власти и субординации.


Руководители низшего звена– младшие начальники или операционные руководители – представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Также эти руководители отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование (мастер, сержант, зав.отделом, старшая медсестра, зав.кафедрой).

Руководители среднего звена. Типичные примеры – декан, управляющий сбытом по регионам, директор филиала. Характер работы таких руководителей сильно варьируется в зависимости от типа организации или структуры организации. Чаще всего такие руководители возглавляют крупные подразделения или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется характером работы подразделений, чем организации в целом. В крупных организациях бывает несколько уровней менеджеров среднего звена. Они являются основными в бизнесе, т.к. проводят 75% своего времени, занимаясь оперативным управлением.

Руководители высшего звенаотвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или основной части организации. Работа руководителей высшего звена не имеет четкого завершения. Он несет ответственность за координацию деятельности фирмы в целом и за руководство основной деятельностью различных подразделений компании. На его деятельность оказывают влияние требования внешнего окружения.

Базовые операции в работе каждого менеджера:

Поддержать коммуникацию и мотивацию;

Способствовать профессиональному росту людей, включая себя самого.

Лекция №2

Основные школы менеджмента хх века.

Школа научного управления– Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

В отличие от многих исследователь Тейлор не был ученым, а был скорее практиком. Он был простым рабочим, потом менеджером, потом главным инженером в сталелитейной компании. До Тейлора под менеджментом понимались различные явления (технология производства, система продаж). Тейлор придал менеджменту определенность и назвал его организацией производства.

Математический принцип исчисления себестоимости;

Дифференциальная система оплаты труда;

Метод изучения времени и движений (хронометраж);

Инструкционные корочки и т.д.

научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

сотрудничество администрации с рабочими в практическом внедрении научных основ труда;

равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Другие концепции в следовании учениям Тейлора разработали Генри Ганнт, супруги Френк и Лилиан Гилберт, Эмирсон, Форд.

Одним из главных учеников Тейлора был Ганнт (1861-1919 гг.). Он интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактором, что задачи и методы их решения формируются на основе того, что было сделано ранее или чьего-либо мнения по поводу того, как надо делать работу.

Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Он разработал систему плановых графиков (графики Ганнта), позволивших благодаря высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Ганнт внедрил систему зарплаты с элементами повременной и сдельной формы оплаты.

Ф. и Л. Гилберты внедрили оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений.

Френк Гилберт первым применил фотоаппарат и камеру для исследования движений работников, что позволило ему определить цикл элементарных движений для выполнения любой организации.

Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами и научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Г.Эмирсон (1853-1931 гг.)

отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления;

справедливое отношение людей к персоналу;

нормализация условий труда;

наличие письменных стандартных инструкций;

вознаграждение за производительность.

Административная (классическая) школа менеджеров.

Основатель Файоль (1825-1925 гг).

В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании, которая в момент назначения его на пост генерального директора (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных научно-технологических и административных концернов в мире.

Целью создания административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация обязательно добьется успеха.

Читайте также: