Избирательные системы сравнительный анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: выборы, избирательная система, модели избирательных систем, европейское избирательное право.

Каково же назначение и роль избирательной системы в современном демократическом государстве? Прежде всего, избирательная система призвана обеспечить представительство народной воли; но кроме того, избирательная система оказывает непосредственное влияние на эффективность функционирования всей политической системы и органов власти, независимо от ее уровня.

Что же касается типологии избирательных систем, по которым можно было бы выделить их четкие разновидности, то здесь подчеркнем, что до сих пор в международном праве так и не были выработаны единые стандарты по данной проблематике. Вопрос об установлении той или иной избирательной системы в конкретном государстве находится в компетенции непосредственно данного государства: избирательная система может быть закреплена в конституции, а также в иных отраслевых законах, регулирующих избирательные отношения.

Но классическая мажоритарная система – не единственная, которая применяется в Соединенном королевстве. Здесь также используется мажоритарно-преференциальная система, по которой избираются мэры в Англии и Уэльсе, в случае, если свои кандидатуры выдвинули более, чем два кандидата. Шотландия и Северная Ирландия используют систему единственного передаваемого голоса, по которой проводятся местные выборы. По смешанной мажоритарно-пропорциональной системе осуществляются выборы в Шотландский Парламент, Национальную Ассамблею Уэльса, Ассамблею Лондона), а выборы в депутаты Европарламента (за исключением Северной Ирландии), происходят по системе закрытых партийных списков.

Что касается избирательной системы, действующей во Франции, то здесь стоит обратить внимание на ее отличия от британской и германской систем: в ней выделяются лишь два уровня – национальный и локальный. На первом уровне проходят выборы президента и выборы в парламент, на втором – региональные выборы и выборы в департаменты государства. Также обратим внимание на то, что французский парламент, в отличие от британского, является полностью избираемым (в Великобритании избирается только нижняя палата). Депутаты нижней палаты (Национальной Ассамблеи) избираются путем всеобщего тайного голосования по смешанной мажоритарной системе: здесь работает правило относительного большинства. Так, для того, чтобы успешно пройти первый тур выборов, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (важно, чтобы было набрано не менее одной четвертой части голосов включенных в списки избирателей). В случае недостижения необходимых результатов, выборы проводятся в два тура: во второй тур допускаются кандидат, которые набрали минимально необходимое количество голосов - не менее одной восьмой части от списка избирателей. Установление указанного барьера для того, чтобы кандидат прошел во второй тур необходимо для поддержания ограниченного числа сильных, средних и крупных партий, но чтобы при этом сохранялись две доминирующие политические силы.

Обращает на себя внимание и такая особенность избирательной системы Франции, как исчисление избирательных округов: они подразделяются по числу жителей (в отличие от Великобритании, где исчисляется количество избирателей). Важно, чтобы при этом в нижней палате Парламента у каждого департамента имелось два или более мандатов[3].

Еще одними избирательными системами, заслуживающими, на наш взгляд, пристального внимания, являются системы России и США. Рассмотрим их далее подробно.

Кроме того, в США значительно усложнена процедура выдвижения кандидатов в президенты. Первый шаг избирательной кампании – это проведение предварительных выборов, результаты которых будут определять выдвижение единой кандидатуры от партии на республиканском съезде партии. Далее следует вторая стадия – проведение предвыборной агитации.

Достаточно острым и дискуссионным является вопрос, связанный с применением института выборщиков. Выборщики избираются, исходя из численности населения того или иного штата (помимо выборщиков от 50-ти штатов, трое из них определяются Федеральным округом Колумбия). Для избрания выборщиков в США применяется мажоритарная система относительного большинства. Главным образом, в числе выборщиков находятся доверенные лица кандидатов, а также представители религиозных и общественных организаций. Таким образом, на каждый штат сформировано 2 списка выборщиков (от двух ведущих партий, названных выше). По результатам голосования на уровне штата, полный список выборщиков утверждается губернатором от победившей партии (даже хотя бы набравшей на один голос больше).

Но, по мнению некоторых политологов и социологов, как представителей США, таки ряда других стран, выборная система в США имеет большой плюс: это ее устойчивость к фальсификациям выборов на уровне штата. Благодаря институту выборщиков, победа кандидата, поддерживаемого лишь несколькими штатами, исключена. Здесь, такая система, бесспорно, выигрывает перед системой прямых выборов: ведь в аналогичном случае необходимо было бы проводить повторные выборы, а это, в свою очередь, повлекло бы дополнительные финансовые расходы. Кроме того, если все же фальсификация при системе выборщиков произошла в каком-то конкретном штате, то данный неприятный момент не может оказать влияние на итог выборов. В данной ситуации выборщики вправе провести расследование по случившемуся инциденту.

В заключение отметим, что по результатам анализа избирательных систем в России и за рубежом, можно говорить как о плюсах, так и о существенных пробелах каждой из рассмотренных нами систем. Так, например, взять избирательную систему в Великобритании, где допуск на избирательные участки полностью свободен: избиратели могут голосовать без предъявления документов, удостоверяющих личность. На наш взгляд, такая система - прямой путь к фальсификации, так как не позволяет реально отследить количество избирателей документально. Следует отметить, что и в США избирательная система далека от идеала. Полагаем, что основной ее недостаток – это отсутствие прямых выборов Президента. И, наконец, отечественная система – это наиболее упрощенный, но не лишенный недостатков вариант, поскольку выборы в России являются прямыми, что не применяется в США, где действует институт выборщиков. Как считает определенная часть американского общества, США необходимо установить принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при выборах президента для подтверждения демократичности американской избирательной системы, американского общества в целом.

Список литературы

1. Зарубежное избирательное право: учеб.пособие / под ред. В. В. Маклакова. М.: Норма, 2003. 288 с.

2. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / под ред. В. Е. Чиркина. М.: Междунар. отношения, 2002. 448 с.

3. Водовозов, В.В. Всеобщее избирательное право на Западе / В.В. Водовозов. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 255 c.

5. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

6. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция).

7. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция).

8. Варлен М.В. О достоинствах и недостатках избирательных систем / Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы. / Отв. ред. В.И. Фадеев. – М., 2014. –С. 57.

Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов; 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий. Так, например, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее большинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.

Создавая возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

Пропорциональная система

На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Принцип построения демократического государства. Порядок формирования выборных органов. Понятие, сущность избирательной системы и ее анализ Российской Федерации. Типы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Единый федеральный избирательный округ.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.12.2013
Размер файла 23,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет экономики и права

студент гр. 6-б12Ю/12

к.и.н., доцент Андреев О.Е.

1. Понятие избирательной системы

1.1 Понятие и сущность избирательной системы

2. Типы избирательных систем

2.1 мажоритарная избирательная система

2.2 пропорциональная избирательная система

2.3 смешанная избирательная система

3. Избирательная система России

3.1 анализ существующих избирательных систем в российской федерации

Список используемой литературы

демократический государство мажоритарная федеральный

Одним из важнейших принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредствам всеобщих альтернативных выборов. Выборы являются тем средством, которое позволяет с максимальной вероятностью и точностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении существенных гражданских и личных свобод и прав человека.

В каждой стране избирательные системы создаются в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями.

Избирательных систем в мире существует большое количество. Их можно отнести к трем видам:

- мажоритарная избирательная система;

- пропорциональная избирательная система;

- смешанная избирательная система.

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести анализ избирательной системы. Выяснить какие имеются виды избирательных систем, и дать им характеристику.

1. Понятие избирательной системы

1.1 Понятие и сущность избирательной системы

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок использования при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

1) Президента РФ;

2) депутатов Государственной Думы;

3) депутатов законодательных органов субъектов РФ;

4) органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при установлении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

2. Типы избирательных систем

2.1 Мажоритарная избирательная система

При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Для того чтобы одержать победу, партия должна добиться в округе большинства голосов. Меньшинство оказывается непредставленным в законодательном собрании.

Мажоритарная система делиться на два вида --мажоритарная система абсолютного и относительного большинства. При абсолютной мажоритарной системе победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В случае, когда ни один из кандидатов не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие максимальное число голосов в первом туре. Во втором туре победителем считается кандидат, набравший относительное большинство голосов, т.е., получавший больше голосов, чем все остальные кандидаты каждый в отдельности.

При мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем его оппоненту, и не обязательно больше половины.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины -- 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Достоинство данной системы заключается в том, что кандидата поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей, на победу могут рассчитывать крупные политические партии.

Основным недостатком является частая нерезультативность, которая возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, т.к. кандидатам не просто набрать в первом туре более половины голосов избирателей.

Для преодоления этого недостатка существуют следующие способы:

1) Второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов. Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно.

Во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог.

2) Альтернативное голосование

В бюллетене избиратель цифрами указывает своё предпочтение из возможных кандидатов.

2.2 Пропорциональная избирательная система

Многие континентально-европейские страны практикуют пропорциональную систему, которая была введена в ряде стран уже в конце 19 века. Используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе партий, формирующих списки своих кандидатов. Ее сущность заключается в том, что от каждого округа избирается несколько кандидатов, число которых распределяется пропорционально количеству завоеванных партиями голосов. Порядок определения результатов голосов, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производиться в соответствии с полученными ими количеством голосов.

Здесь создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разделить их между партиями пропорционально завоеванным ими голосам. Если, например, одна партия получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2. Если три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, им предоставляется по одному месту. Однако если бы такой большой дистрикт был бы расчленен на 5 маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов всех избирателей, т.е. большинство (при условии, что если бы ее сила распределялась примерно равномерно по первоначальному большому дистрикту). Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предоставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

2.3 Смешанная избирательная система

Практика использования вышеперечисленных избирательных систем со всеми их достоинствами и недостатками подтолкнула к созданию системы смешанного характера, в которой тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем в различных вариациях.

Такая система бывает двух видов. Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной и второй вид, при котором половина депутатов парламента избирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всю страну; а вторая половина -- по общегосударственным партийным спискам. Такая система применялась при выборах депутатов Государственной Думы предыдущего созыва. Могут быть и не общегосударственные списки, а так, как, например, в ФРГ -- по землям. Избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, а во втором партию из приведенного перечня. Особенность данной системы в том, что избиратель может выбирать и конкретных политических деятелей индивидуально, и понравившуюся ему партию. При смешанной системе, как правило, применяется и заградительный пункт.

К достоинствам смешанной избирательной системы можно отнести следующие характеристики:

а) она позволяет формировать профессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе;

б) укрепляет политические партии, поскольку часть депутатов избирается на пропорциональной основе. В современном демократическом обществе политические партии создаются для участия в выборах, а не для проведения воспитательной работы с населением;

в) сохраняет преемственность старой и новой политических систем, поддерживая политические традиции, поскольку использование мажоритарной избирательной системы сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства;

Таким образом, смешанная система преодолевает недостатки и пропорциональной, и мажоритарной систем.

3. Избирательная система России

3.1 Анализ существующих избирательных систем в Российской Федерации

Сегодняшняя российская избирательная система сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов.

Активное избирательное право граждане РФ получают с 18 лет, а пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах является добровольным.

Выборы президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны.

В Государственную Думу избираются 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (1 округ - один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение.

Следовательно, в Российской Федерации действует смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 7%-й (с 2016г 5%-й) барьер, то есть получили не менее 7% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.

Нынешняя российская избирательная система опирается на опыт ряда государств, как обладающих богатыми правовыми традициями, так и лишь недавно приступивших к строительству правового государства. Разумеется, многое в ней подлежит проверке и коррекции, вероятно, весьма основательной, но важно то, что избирательный механизм в нашей стране создан и работает.

В своей работе я попыталась раскрыть понятие избирательной системы, выяснить какие виды избирательных систем существуют. Изучив данную тему, можно сделать следующие выводы:

1. Избирательная система является главным регулятором выборов, обусловливающая общие принципы организации выборов, а также способы перехода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и результативные органы власти.

2. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов.

Избирательные системы в своем развитии прошли долгий большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая - пропорционально.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. Изд. ОМЕГА-Л. М. 2009.

4. Баглай М.В., Конституционное право РФ. Учебник для вузов. Издание 2-е. М: Норма, 1999г.

5. Гаджиев К.С. Политология. Издание 1-е. М. Логос. 2011г.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание 2-е. М., Юристъ. 1999г.

7. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995г.

8. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. Конспект лекций. Издание 3-е. М. Юрайт. 2009г.

9. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. 2-е издание. Ростов - на - Дону. Феникс. 2003г.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.

Подобные документы

Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система. Система единственного передаваемого голоса. Способы определения результатов выборов.

реферат [25,6 K], добавлен 29.08.2006

Понятие и сущность избирательной системы. Основные принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Организация и порядок проведения выборов. Определение результатов голосования. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

курсовая работа [40,3 K], добавлен 01.07.2014

Свободные, тайные и равные выборы как центральный институт демократии. Понятие избирательной системы. Характеристика мажоритарной, пропорциональной и смешанной систем. Избирательные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума.

контрольная работа [17,8 K], добавлен 06.11.2009

Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности, ее роль в жизни общества. Связь политики с другими сферами общественной жизни. Объект исследования и метод политологии. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

контрольная работа [32,3 K], добавлен 25.07.2010

Выборы как узаконенная форма прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Понятие мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму Российской Федерации.

Итак, мажоритарная и пропорциональная системы выборов основаны на разных принципах избрания, оп­ределения результатов и представительств.

избирателя учитываются только в том случае, если сов­падают с решениями победившего большинства, а сам процесс избрания выступает как игра с нулевой суммой: проигравший выбывает, победитель получает все. Воз­можно также, что небольшой перевес голосов позволяет иметь абсолютное большинство в парламенте. Не исклю­чено, что партия, получившая меньше голосов в обще­национальном масштабе, может на местах (по победите­лям в округах) стать партией большинства в парламенте и получить право формировать кабинет министров.

Таблица 1. Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы

Определенность результата, соревновательный характер выборов

Монолитное большинство; однопартийное правитель­ство большинства

Стабильное правительство, опирающееся на парламент­ское большинство

Более тесная связь депутата с территорией, от которой он избран

Взаимосвязь общенациональ­ных проблем с местными

Политическая ответствен­ность кандидатов и депута­тов перед избирателями

Двухпартийная конкурен­ция, чередование двух пар­тий у власти

Относительная простота подсчета голосов

Слабая представленность (электоральная диспропорциональность)

Неучастие голосов проиграв­ших в распределении парламентских мест

Непропорциональное усиле­ние партий, получивших относительное большинство

Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, не­смотря на регулярно получаемую высокую долю голосов

Победившая партия может получить большинство в парламенте, не располагая им в масштабах страны

Таблица 2. Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы

Способствует становлению многопартийности

Более или менее четкие партийные идентификации избирателей

Стимулирование коалици­онных действий и коалици­онного парламентского большинства

Защищает интересы поли­тических меньшинств

Сложность определения ре­зультатов

Передача партиям права на­значать депутатов

Подмена выборности пар­тийными кооптациями

Тенденции к установлению партийной олигархии

Слабая связь избранных с избирателями

Слабое влияние избирателей на правительственные реше­ния

Предоставление преиму­ществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных

Чтобы нейтрализовать недостатки и усилить пре­имущества обеих систем, часто применяют смешанные избирательные системы, в которых может быть исполь­зовано как мажоритарное, так и пропорциональное на­чала.

Как правило, выделяют два вида смешения.

1) Структурное смешение — разные палаты парла­мента избираются по разным системам: одна по мажо­ритарной, другая — по пропорциональной.

2) Линейное смешение — когда одна часть палаты парламента избирается на мажоритарной, другая — на пропорциональной основе (например, Верховная Рада Украины — 50:50, Госдума России — 50:50, Бундестаг ФРГ - 50:50).

Читайте также: