Основы журналистской деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Журналистика является многоаспектным явлением. Журналистика – это и СМИ, и социальный институт, и система видов деятельности, произведений и т.д.

Каждый из каналов передачи информации (радио, телевидение и пр.) включает в себя множество различных типов радиостанций, телекомпаний и пр. Они классифицируются по самым различным признакам, например, по форме собственности и пр.

Журналистика включает в себя как журналистские учреждения (например, редакции периодических изданий), так и предприятия, что их обслуживают (к примеру, предприятия полиграфии и т.д.).

Система журналистских видов деятельности выглядит следующим образом:

  • творческая деятельность (журналистский труд по написанию различных текстов);
  • организаторская деятельность (основание редакционных коллективов, руководство ими);
  • пропагандистская деятельность (желание выработать у массовой аудитории какую-либо идеологическую модель).

Как одна из профессий журналистика – это сфера деятельности журналистских специальностей, например, репортер, комментатор и пр. Но также стоит отметить, что все современные СМИ находятся в зависимости от специалистов из области рекламы, программирования и пр.

Как система произведений журналистика включает в себя (помимо обнародованных материалов) и материалы, что необходимы только в редакции (например, различные сценарные и режиссерские планы, письма и пр.). Также она включает в себя и обращения в различные социальные институты, скажем, просьбы об аккредитации и пр.

Предмет журналистики

Предметом журналистики может являться какое-либо происшествие или событие (например, чрезвычайная ситуация), человек (к примеру, спортсмен, политик и пр.), актуальные проблемы современности (алкоголизм, безработица и пр.), проблемы прошлого и пр.

Структура журналистики

Структура журналистики в общем случае выглядит следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи журналистики

Одной из самых главных задач журналистики является задача удовлетворения потребности общества в информации (удовлетворение их предпочтений, стремлений и увлечений). Из этого втекает важная оговорка: журналист должен знать, какую информацию и кому следует предоставлять.

Журналистика стремится предоставить аудитории максимально целостное и понятное представление о жизни, а не разрозненные факты об отдельных ее явлениях.

Журналистика — это процесс сбора, обработки и распространения актуальной информации в массы. Её цель — предоставить людям информацию, необходимую им для принятия решений относительно их жизни и общества.

Мы провели 21 публичный форум, которые посетили 3 000 людей, и на которых выступили более 300 журналистов. Мы сотрудничали с группой университетских исследователей, которые провели более ста интервью с журналистами, каждое длилось три с половиной
часа, на тему их принципов. Мы провели два опроса журналистов на тему их принципов, с полдюжины обследований процесса сбора и подачи новостей. Мы изучали биографии тех журналистов, с которыми имели дело.

Данная статья — не рассуждение о российской журналистике сегодня, она о том, какой должна быть журналистика, к чему журналисты должны стремиться. В основу статьи легли принципы, описанные Билом К. и Томом Р. в их книге.

Первая обязанность журналиста — говорить правду

Люди принимают решения исходя из информации, которой они обладают. Важно, чтобы эта информация была достоверной, честной и полной. Журналистика не стремится подавать информацию в форме абсолютной истины, её цель — дать людям факты, исходя из которых они смогут сделать собственные выводы.

Все истины — даже законы науки — подлежат пересмотру, но в тоже время мы пользуемся ими, потому что они нам необходимы, и они работают. Журналистика ищет практическую и функциональную форму правды.

Журналисты, освещая события, должны сохранять нейтралитет и беспристрастность относительно подаваемой информации, позволяя людям самостоятельно делать выводы из имеющихся данных.

Главный союзник журналистики — люди

Журналистам необходимо ставить правду и общественные интересы выше своих. Они должны быть преданы людям.

Журналистика должна поддерживать своих союзников, она должна в равной степени отражать информацию, касающуюся разных слоёв общества, не проявляя симпатий или предпочтений к той или иной группе.

В профессии журналиста экономический успех невозможен без лояльности и доверия людей. Заработать доверие тяжело, потерять же его можно любым нечестным действием. Но если у журналиста есть доверие аудитории, то она будет с ним оставаться, несмотря на изменения, которые могут произойти. Поэтому не стоит пользоваться хорошим отношением аудитории в корыстных целях.

Сущность журналистики заключается в тщательной проверке фактов

Журналисты полагаются на факты, которые они проверили. Не существует шаблонов для проверки и оценки информации, каждый журналист использует для этого свои методы.

Журналисты не могут быть объективными — они люди, им приходится принимать решения: какую информацию предоставить, как её предоставить, какой аудитории и так далее. Но методы проверки должны быть объективны.

Объективные методы — это нейтральный подход к доказательствам. Никакие личные или культурные предубеждения не должны мешать работе. Необходимо обращаться к нескольким источникам, чтобы раскрывать ситуацию с разных сторон. Важно быть открытым к новой информации, а значит быть готовым пересмотреть свой материал и дополнить его в случае необходимости.

Журналисты должны сохранять независимость от тех, чью деятельность они освещают

Журналисту важно быть независимым от своих источников. Независимость — краеугольный камень надёжности. Ведь если журналист подкуплен, запуган или скомпрометирован, то надёжным источником информации его не назовёшь. Независимость позволяет журналисту выйти за рамки своего статуса, расы, религии, пола или этнической принадлежности. Придерживаясь независимой позиции журналисту важно не допускать со своей стороны высокомерия, элитаризма или нигилизма.

Журналистика должна выступать в качестве независимого наблюдателя за властью

Журналистика может влиять на людей, в чьих руках сосредоточена власть. Она выступает в качестве независимого наблюдателя за властью, рассказывающего о том, что творится в мире, и кто несёт ответственность за те или иные события.

Можно сказать, что журналисты способны контролировать власть имущих, ведь любое их действие — положительное или отрицательное — может быть вынесено на суд общественности. Журналисты не должны быть пассивными стенографистами, им следует быть любопытными наблюдателями, которые способны найти информацию, лежащую не только на поверхности.

Первые журналисты твёрдо сформулировали в качестве основного принципа изучение незаметных уголков общества. Им удалось осветить мир таким образом, что это вызвало сильнейший энтузиазм общества, для которого подобное было в новинку.

Журналистам следует не только освещать действия власти, но и рассказывать о последствиях: отрицательных или положительных.

Журналистам необходимо защищать свою возможность оказывать влияние на высокопоставленных людей и не использовать её в корыстных целях.

Журналистика должна стать дискуссионной площадкой для общественной критики и достижения компромисса

СМИ обладают определёнными привилегиями, начиная от льгот касательно продвижения и развития и заканчивая законами, оберегающими право голоса. Эти привилегии не являются простой данностью, они обусловлены тем фактом, что СМИ выполняют роль распространителя высококачественной информации, которой граждане и правительство будут пользоваться для принятия решений.

Журналистика стремится честно отражать разные позиции внутри общества, учитывая весь контекст ситуации, не сосредотачивая своё внимание исключительно на крайностях. Важны достоверность, полнота и честность — люди должны владеть информацией в полной мере. Журналистика несёт ответственность за предоставленную информацию, на которую будут ссылаться во время обсуждений, дебатов или споров.

Журналистика должна сделать важное интересным и актуальным

Например, государство объявило о том, что принят новый законопроект. Из названия людям не понятно, о чём речь, а разбираться в тонкостях сухого юридического языка нет желания или возможности. В данном случае перед журналистом стоит задача рассказать доступным языком своей аудитории суть законопроекта, в чём его важность, и как он может повлиять на их жизнь.

Журналисты должны иметь право действовать так, как подсказывает им совесть

Журналисты несут ответственность за свой материал. Этот материал может навредить им или очернить других, а может прославить. Их работы подвергаются критике, сомнениям, порицаниям.

Журналистам следует быть готовыми к трудностям, не бояться высказываться и не бояться быть услышанным. Им следует прислушиваться к своей совести.

В данной книге есть ещё один принцип, но он не относится к журналистам, он относится к обычным людям. В нём говорится о том, что люди имеют права и обязанности, когда дело касается новостей. Ведь мы читаем, комментируем посты, ставим лайки, делаем записи в блоге. Мы оцениваем информацию: правдоподобная она, есть ли в ней смысл, что она нам даёт и так далее. А после решаем игнорировать её или же поделится ею. Отдалённо это напоминает процесс работы журналиста. И мы, так же, как и они, несём ответственность за распространение информации.

Журналистика является многоаспектным явлением. Журналистика – это и СМИ, и социальный институт, и система видов деятельности, произведений и т.д.

Каждый из каналов передачи информации (радио, телевидение и пр.) включает в себя множество различных типов радиостанций, телекомпаний и пр. Они классифицируются по самым различным признакам, например, по форме собственности и пр.

Журналистика включает в себя как журналистские учреждения (например, редакции периодических изданий), так и предприятия, что их обслуживают (к примеру, предприятия полиграфии и т.д.).

Система журналистских видов деятельности выглядит следующим образом:

  • творческая деятельность (журналистский труд по написанию различных текстов);
  • организаторская деятельность (основание редакционных коллективов, руководство ими);
  • пропагандистская деятельность (желание выработать у массовой аудитории какую-либо идеологическую модель).

Как одна из профессий журналистика – это сфера деятельности журналистских специальностей, например, репортер, комментатор и пр. Но также стоит отметить, что все современные СМИ находятся в зависимости от специалистов из области рекламы, программирования и пр.

Как система произведений журналистика включает в себя (помимо обнародованных материалов) и материалы, что необходимы только в редакции (например, различные сценарные и режиссерские планы, письма и пр.). Также она включает в себя и обращения в различные социальные институты, скажем, просьбы об аккредитации и пр.

Предмет журналистики

Предметом журналистики может являться какое-либо происшествие или событие (например, чрезвычайная ситуация), человек (к примеру, спортсмен, политик и пр.), актуальные проблемы современности (алкоголизм, безработица и пр.), проблемы прошлого и пр.

Структура журналистики

Структура журналистики в общем случае выглядит следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи журналистики

Одной из самых главных задач журналистики является задача удовлетворения потребности общества в информации (удовлетворение их предпочтений, стремлений и увлечений). Из этого втекает важная оговорка: журналист должен знать, какую информацию и кому следует предоставлять.

Журналистика стремится предоставить аудитории максимально целостное и понятное представление о жизни, а не разрозненные факты об отдельных ее явлениях.

Азы журналистского мастерства. Учебное пособие.

Литература по журналистскому творчеству. 132 стр.


2. СВОБОДА СЛОВА И ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

3. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ПИСАТЬ?


6.КАКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ


7.МУДРЁНО ПИШУТ ТОЛЬКО О ТОМ,
ЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ

«Новая колыбельная песня


12. КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖЕН
ОТВЕЧАТЬ ВАШ ТЕКСТ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА:

1.Каждый, кто берётся (в любом журналистском жанре) создать текст, должен знать, что этот текст должен отвечать следующим характеристикам:

а) целостность;
б) связность;
в) закреплённость в определённой знаковой системе;
г) информативность.

2.Целостность журналистского текста обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст.
Стремясь к целому, никогда не забывайте о частях. А работая над частями, держите в голове, умейте видеть целое. Целостность текста – это психолингвистическая структура. Она достигается единством замысла и точностью построения текста, целостностью образного осмысления материала, ясностью логического развёртывания мысли, стилистическим единством текста.
ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: подходить к своему журналистскому произведению КАК К ЛИТЕРАТУРНОМУ ЦЕЛОМУ.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ТЕКСТА

3.Газетную корреспонденцию читаешь один раз. Если она написана так, что из-за смысловых скважин не сразу поймёшь, что и как и текст нужно перечитывать, значит, корреспонденция неудачна. Прочтите, например, следующую корреспонденцию:

Если текст прерывист, значит в нём есть смысловые скважины, которые читатель в процессе своего восприятия текста должен заполнить. Чтобы текст был понят правильно, либо сам читатель должен располагать необходимыми для этого знаниями, либо предыдущее изложение должно подводить его к заполнению очередной смысловой скважины. ЕСЛИ ЭТИ УСЛОВИЯ НЕ БУДУТ СОБЛЮДЕНЫ, ПОНИМАНИЯ МЕЖДУ АВТОРОМ И ЧИТАТЕЛЕМ НИКОГДА НЕ ВОЗНИКНЕТ.


СРЕДСТВА, КОТОРЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ТЕКСТА

5.Средства, которыми осуществляется связь (сцепление) между элементами текста, различны, и лишь в небольшом числе случаев это средства грамматические. В официальных материалах и научной прозе ведущими средствами являются чётко выраженные ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ.

Приведу фрагмент из судебного очерка, напечатанного в газете. И проанализирую его, показав ошибки автора, оставившего читателю смысловые скважины. (В фрагменте их я обозначу так - //).

«Преступление на Пионерской

15. ЗАКОН ТОЖДЕСТВА

Первый закон логического мышления – закон тождества. Он гласит: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определённое, устойчивое содержание.
Это значит, что предмет вашего рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия – подменяться и смешиваться. Это предпосылка определённости мышления. Что влечёт за собой нарушение первого закона для журналистского текста? Прежде всего происходит подмена понятий или рассуждения. Это также может быть причиной неточности терминологии, делает ваши рассуждения расплывчатыми, неконкретными.
С намеренным нарушением закона тождества я столкнулся, когда читал рассказы югославского юмориста Бронислава Нушича. Парадируя популярные разговорники, которые издаются к большим спортивным и иным событиям при наплыве в страну иностранцев, автор для создания юмористического эффекта специально нарушает закон тождеств, сдвигая понятия. Вот фрагмент вопроса и ответа из его пародийного разговорника:

16. ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ

Второй закон логического мышления называется ЗАКОНОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ. Он гласит, что не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.
Этот закон известен со времён Аристотеля, сформулировавшего его так: НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ БЫЛИ ВМЕСТЕ ИСТИННЫМИ.
У журналиста причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость, наконец, разного рода субъективные причины и намерения автора.
Закон противоречия имеет силу во всех областях знания и практики. Нарушения его обычно вызывают самую непосредственную и резкую реакцию читателей. Не случайно, что их часто приводят в юмористических рубриках, где собраны различные курьёзы изложения.
Вот типичный пример из центральной газеты:


17. ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО


Третий закон логического мышления – закон исключённого третьего – гласит: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно.
Другими словами, третьего не дано! Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями.
Третий закон обеспечивает связь, непротиворечивость мысли, служит основанием для истинного суждения.
Что нужно знать начинающему журналисту, чтобы не нарушить третий закон логического мышления? Тут могу посоветовать только одно: вы должны точно подбирать противоречащие высказывания, следить за чёткостью их формулировок. От соблюдения этого закона логики во многом зависит конструктивная ясность вашего текста. Если вы будете соблюдать этот закон, то на бумаге (дисплее) сами увидите, как появляется последовательность развития вашей мысли, которую вы хотите донести до читателя (радиослушателя, телезрителя).
ЗАПОМНИТЕ: непременное условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, то есть такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исключать друг друга.
Разберём типичную ошибку начинающих свой путь в журналистику. Студентка журфака, попавшая на практику в одну из московских газет, пишет о лётчике зарисовку, в которой есть такой пассаж:

18. ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ.
ОДНА ВАША МЫСЛЬ
ДОЛЖНА ОБОСНОВЫВАТЬ ДРУГУЮ


Четвёртый закон логического мышления – закон достаточного основания (обоснования). Что это значит? Это значит, что всякая ваша мысль, которую вы представляете как истинную, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.
Соблюдение этого закона достигается обоснованностью мышления и является обязательным условием правильного мышления.
Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием. Существует ряд законов, обеспечивающих его выполнение – закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.
Журналисту не обязательно знать эти детали, главное – ЗАПОМНИТЕ:
в любом вашем рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом. Мысль должна ВЫТЕКАТЬ ОДНА ИЗ ДРУГОЙ, одна мысль должна ОБОСНОВЫВАТЬ ДРУГУЮ.
Если в вашем журналистском тексте этого не происходит, то материал написан плохо, нелогично, бездоказательно, ибо истинность ваших суждений всегда должна быть подтверждена надёжными доказательствами.
Чётвёртый закон правильного логического мышления формулирует это требование в общем виде. Этот закон используют все науки без исключения. Вам же нужно знать, что ЛОГИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ – НЕОБХОДИМОЕ КАЧЕСТВО КАЖДОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Давайте вместе рассмотрим одну газетную рецензию:


20. РАБОТА ЖУРНАЛИСТА СО СЛОВОМ

21. ЧЕМ ОПАСНЫ ШТАМПЫ

Михайловский горно-обогатительный комбинат ищет специалистов на уникальную стройку


23. ПОНЯТИЕ О НОВОСТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД

Заметка – один из распространённых жанров информационной журналистики. От расширенной информации отличается только тем, что факт может сдвигаться в различных временных измерениях. Вы можете дать предысторию факта, события явления. По объёму заметка представляет собой публикацию до 70 – 100 строк.
По стилю же – ничем от расширенной информации не отличается: стиль – газетный, официально-деловой. Заметка может быть проблемной и - всегда актуальной. Журналист, взявшийся за заметку, часто пишет на злобу дня, используя собранные для этого факты. Не лишним здесь бывает и авторское отношение к событию, явлению. Главное, чтобы выводы журналиста были компетентны, а чтобы избежать ляпов, лучше пусть итог (выводы) подведёт специалист, которому вы дадите слово в своём материале.
Вот пример такой заметки из одной курской газеты:

o«Денежки

НАЛОГ ЗА КИЛОМЕТР ИЛИ ЗА ЛИТР?


24. СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИВЫЧНЫЕ ВЕЩИ. СЕНСАЦИЯ: ЗА И ПРОТИВ

СЕНСАЦИЯ: ЗА И ПРОТИВ


25. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЭТИКЕ ЖУРНАЛИСТА


27. ЖУРНАЛИСТИКА И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Общение – это большое искусство. Умение находить общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. А журналист просто обязан овладеть этим искусством, чтобы стать успешным в своей профессии.

СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА В.В.КУЛАГИНА:

üНикогда не задавайте вопросы прокурорским тоном;
üНе продолжать разговор на темы, если вы чувствуете, что они неприятны вашему собеседнику;
üРазговаривая с очевидцами катастроф и трагедий, старайтесь не останавливаться на деталях, если вы видите, что это тяжело для ваших собеседников.


29. КАКОВ ВОПРОС - ТАКОВ ОТВЕТ


32. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
К аналитическим жанрам относятся:

oКорреспонденция
oСтатья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)
oОбзор
oРецензия (литературная, , театральна, кинорецензия)



«ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЛОГЕРА
ЗА КАЖДОЕ СЛОВО СВОЕГО РАССЛЕДОВАНИЯ. СВОИМИ МЫСЛЯМИ ДЕЛИТСЯ БЫВШИЙ АТОМЩИК, ЖУРНАЛИСТ И БЛОГЕР В.И.ГОРОХОВ[22]

34. КАК СОБИРАТЬ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Я проанализировал работу Василия Горохова по сбору материала в его блогерском (журналистском) расследовании. У меня получился вот такой АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЖУРНАЛИСТА-БЛОГЕРА:

К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ЖАНРАМ ОТНОСЯТСЯ:

а) Очерк (сюжетный, описательный, путевой, проблемный и т.д.).
б) Фельетон.
в) Памфлет.
г) Эссе.
д) Зарисовка (некоторые теоретики журналистики жанр зарисовки рассматривают в разделе информационных жанров, я же отношу зарисовку к художественно-публицистическому жанру. Зарисовка – миниатюрный очерк, его предтеча, как, скажем, предтечей к задуманному полотну у художника является написанный им этюд).

На другой день Борис Львович уезжал с Зорей в Москву. С собой позвал и Подворчаного.
- Зачем? – спросил Владимир Иванович.
- Как зачем? – переспросил Васильев. За новым протезом. За немецким. Немецкий пулемётчик тебе прострелил ногу. Пусть теперь Германия своими хвалёными протезами поможет русскому солдату.
И добавил, ухмыляясь в усы:
- У меня знакомый, в центральном военном госпитале есть. Врач от Бога.
Подворчаный замахал руками:
- Так это каких денег стоит. А нам пенсию опять задержали.
- А мы бартером, бартером, - засмеялся Васильев. – Опыт-то есть.

СТИЛИ ОБЫЧНО ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

üДеловой (официальный)
üГазетный (публицистический)
üНаучный
üТоржественный
üРазговорный (повседневный, бытовой)
üПросторечный
üФамильярный
üЭпистолярный
üЮмористический (шутливый)
üСатирический (насмешливо-издевательский)
ВОЗМОЖНЫ:

üОчерковый стиль
üСтиль рапорта или жалобы
üЖаргон уголовный
üЖаргон молодёжный
üЖаргон профессиональный


41. ХОРОШИЙ ЗАГОЛОВОК.
КАК ЕГО ПРИДУМАТЬ?

Александр БАЛАШОВ.




ЛИТЕРАТУРА
ПО ЖУРНАЛИСТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ:

Читайте также: