Основы психолого педагогического сопровождения детско родительских отношений кратко

Обновлено: 30.06.2024

В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности.

Достижение целей образования и воспитания воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Родители - "профессия" педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого - педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации. Поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.

Целью работы нашего педагогического коллектива с семьей является создание условий для осознания родителями престижности "родительства", формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.

  • Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.

Работа с родителями - это целостная система и как всякая система, она строится на определенных принципах:

Любое мероприятие: беседа, лекция, выставка рисунков - должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь.

Тема встречи не может быть взята "с потолка", только потому, что хорошо знакома и интересна самому педагогу. А это можно выявить, проводя различные формы опроса родителей, либо интересуясь особенностями развития и взаимодействия детей в данной конкретной аудитории.

Принцип практической направленности.

Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (Н-р, в папке - передвижке "Как развивать память детей" 20 % должны занимать вопросы теоретического характера, а 80% - описание игр и упражнений по развитию памяти).

Принцип включенности родителей в процесс просвещения.

Этому способствует правильная организация пространства, активный диалог с родителями, зрительные опоры, для более полноценного восприятия (схемы, таблицы, лист ватмана с маркером для фиксации высказываний родителей, выставка фотографий, рисунков и т.п.), а так же активизация чувств, воспоминаний родителей (н-р. "погружение в детство"), которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.

Принцип информационной открытости.

Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, индивидуальные приглашения и информация о проведенных мероприятиях через фотомонтажи, стенгазеты, газета ДОУ;

  • Красочным, ярким, эстетичным оформлением материалов;
  • Показом видеофрагментов из жизни ДОУ; Выступлениями детей.
  • Аудиозаписью детских голосов (рассуждения на заданную тему);

Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях.

Изменение цели в организации работы с родителями потребовало от нас тщательного отбора форм и поиска наиболее эффективных. Чаще всего старые, стандартные формы наполнялись новым содержанием.

Рассмотрим более подробно каждую из задач, конкретизируя формы и методы работы, используемые нами для их решения.

Решение первой задачи: "Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий" - требует высокого уровня доверия и информированности обеих сторон. Для этой цели мы используем "наглядную пропаганду".

Информационные стенды в коридорах детского сада привлекают внимание родителей к жизни в ДОУ. Доступно, кратко, иллюстративно, с большим количеством фотографий из жизни детей освещаем основные особенности ДОУ, линии развития, рассказываем о специалистах:

Информационные стенды в группах рассказывают как живут дети, чем занимаются, как развиваются.

  • официальная информация обо всех делах в ДОУ: когда будет собрание, субботник, какие принятые решения, как они выполняются и т.п.;
  • выражение признательности и гордости за участие в мероприятиях, благодарности, поздравления;
  • умные мысли и высказывания - как информация к размышлению о жизни и воспитании детей.

В каждой группе имеется социальный паспорт, где оформляется обобщенная информация о педагогах, родителях, детях ( количество, интересы, традиции, успехи и достижения), помещаются фотографии, рисунки детей, грамоты и "похвальбушки", заработанные группой.

Отчетные концерты и открытые показы делают жизнь детского сада ближе, рассказывают об успехах и достижениях детей, об интересных находках специалистов в работе с детьми.

Для повышения психолого-педагогической культуры родителей наряду с традиционными формами: информация в пригрупповых стендах, папки - передвижки, - у нас появились новые, нетрадиционные.

"Родительские встречи" заменили такую форму как "родительское собрание".

Существует поговорка: "Вы можете подвести лошадь к воде, но заставить пить вы ее не можете". Так и мы, можем и даем замечательные советы по воспитанию. Но родители далеко не всегда ими пользуются. Почему? Чтобы родители смогли и захотели изменить свои стереотипы в поведении и воспитании - должно измениться их сознание. Они должны понять, принять и захотеть помочь своему ребенку сами. Психологи утверждают, что это возможно только при организации эмоционально - насыщенного взаимодействия. Положительные эмоции, испытываемые в ходе взаимодействия, помогают изменить взгляды, отношения, заставляют думать, размышлять.

  • общение в режиме "партнеров": на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны;
  • опора на все репрезентативные системы человека при подаче теоретического характера: широко используем не только информационные материалы на слух, но и наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и, конечно же, телесно - ориентированные упражнения (проживание, прочувствование помогает легче понять и освоить вопросы теоретического характера);
  • тренинги умений: родители получают практический опыт, учатся тому, чего не умели раньше.

В структуре группового консультирования условно можно выделить три части.

I часть. "Введение". Его цель: снятие эмоционального напряжения у всех участников, установление доверительных отношений.

Различные психотехнические игры и упражнения: "Знакомство", "Ледоколы", подвижные и музыкально - ритмические игры, направленные на выполнение общих действий всеми частниками встречи способствуют снятию психо - эмоционального напряжения и создают ощущение единства.

II часть. "Основная", направлена на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия со всеми участниками встречи, повышение психолого -педагогической культуры родителей.

Для этого используются:

1. Психотехнические упражнения "Погружение" (Воспоминание о чем-то, что было в прошлом). В литературе обычно предлагается статичное, образное погружение, когда участники сидят и, закрыв глаза, вспоминают о каком-то событии. Мы же используем и динамичное погружение, когда участникам предлагается подвигаться и с помощью движений вернуться к каким-либо ощущениям и чувствам. Основная цель данного упражнения: введение в тему разговора, побуждение к обмену мнениями, к вербализации своих чувств, овладение навыками самоанализа.

2. Упражнение "Дискуссия по кругу": коллективное обсуждение, размышление, ассоциации по обсуждаемой теме. Именно этот прием помогает определить имеющийся уровень знаний, представлений по обозначенной теме у участников встречи, достичь общего мнения по теме.

3. "Мини-лекция", направленная на уточнение, систематизацию, расширение знаний, имеющихся у родителей. Основные требования: краткость и доступность изложения, иллюстрация примерами, образами, использование схем, моделей.

5."Телесно-ориентированные упражнения" позволяют "прожить", "прочувствовать" проблему для лучшего осознания и выработки новой стратегии поведения.

6. "Рефлексия", направленная на самопознание и самооценку помогает родителям реалистично оценить имеющиеся у них знания, умения и навыки, пережитые чувства, впечатления от встречи.

7. "Тренинги умений" развивают практические навыки и умения родителей(рисовать, лепить, фантазировать), которые помогут им в дальнейшем наладить контакт с детьми;

8. "Мини - тестирование" дает реалистичные представлений о себе, как личности и как родителе. Обратите внимание, что именно мини - тестирование, которое занимает 5-7 минут и дает общее представление о себе каждому из родителей.

9. Прием "Информация о:" формирует реальные представления родителей об обсуждаемой теме. Это может быть: анализ анкетирования или интервью с родителями и детьми, "Детский взгляд" по обсуждаемой проблеме и т. п. (Даются общие цифры без имен и фамилий).

Все приемы, перечисленные в основной части могут варьироваться, меняться местами. Их выбор и количество зависит от темы встречи.

III часть. "Заключительная" В ее ходе подводятся итоги, даются пожелания, вручаются "памятки":

"Открытая обратная связь" может проходить:

б) в форме аплодисментов (Если вам понравилось вы можете похлопать, если не понравилось - потопать ногами).

в) сигнальных карточек (по типу светофора: зеленый -полезно, красный - бесполезно, желтый - не все, но что-то было полезным)

"Пожелания" ведущего даются в различных формах: слова от всего сердца стихотворение сказки легенды, афоризмы

"Памятки" предлагаются как напоминание: о чем был разговор.

С целью оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ организованы семейные тренинги "Школа счастливых родителей". Которые ведет педагог - психолог.

5 встреч с родителями и 5 встреч "дети - родители" вместе позволяют решить следующие задачи:

1.Формирование умения принимать на себя ответственность за отношения внутри семьи.

2. Обогащение опыта родителей по общению с детьми.

3. Эмоциональная поддержка родителей в уверенности в собственных педагогических возможностях.

Занятия в детско - родительском клубе "Солнечные лучики", созданном на базе групп раннего возраста, на которые приходят вместе мама (либо папа) и ребенок позволяют решить следующие задачи:

1. Снять психоэмоциональное напряжение, связанное с адаптацией детей к новым социальным условиям у детей и их родителей.

2. Оказать помощь в установлении доверительных отношений между детьми и воспитателями

3. Установить первые позитивные контакты ребенка со сверстниками.

4. Оптимизировать детско-родительские отношения.

Работа семейного клуба "Здравушка" направлена на актуализацию опыта родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни и ознакомление их со здоровьесберегающими техниками, способствующими укреплению психофизического здоровья детей. Заседания проходят в не формальной обстановке, за чашкой травяного чая. В их ходе родители обмениваются рецептами по оздоровлению и закаливанию детей, лечению простудных заболеваний, приготовлению полезных витаминных блюд, проводят собственные мастер - классы: н-р "Аптекарский огород", где р рассказывают о пользе овощных культур для здоровья и готовят полезные овощные салаты, обмениваются рецептами.

Решая задачу "Формирование активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей" следует помнить, что у разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой. Т.е. планируемые мероприятия должны быть разнообразными. У нас стали традиционными следующие формы работы:

- Конференция "На пороге школы". Ежегодно учителя школ приходят в детский сад и "рекламируют" себя: рассказывают о школе, об особенностях обучения, о своих пожеланиях. Это помогает родителям в выборе школы и учителя с учетом индивидуальных особенностей детей.

- Конкурс "Ключик семейного счастья", который проводится в течение года и имеет свои этапы:

Очумелые ручки" - Выставка поделок, предметов рукоделия, самодеятельного творчества, изготовленных любым членом семьи

"Папа может все, что угодно" - музыкально - спортивное развлечение

"Мамы всякие важны" - конкурс "Миссис детского сада"

"Минута славы" - праздник семьи

Победителей определяют по итогам всех конкурсов. В конкурсе участвуют все члены семьи: мамы, папы, братья, сестры, что способствует их сближению, формированию общих интересов.

- Соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", которые проводятся как внутри ДОУ, так и в рамках городской программы "Любовь к спорту с детства", не только формируют привычку к здоровому образу жизни, но и сплачивают детей и родителей, создают круг общих увлечений, создают положительный эмоциональный настрой.

- "Сладкий вечер" - совместные чаепития, праздники (мамин день, папин день, праздник дня рождения), где родители вместе с детьми готовят угощение, а потом пьют чай, проводят различные конкурсы;

- Утренники, развлечения, на которых родители являются не только "зрителями", но и активными участниками, которые играют, танцуют и поют песни вместе со своими детьми.

  • Дети групп раннего возраста проходят адаптационный период легче и быстрее;
  • Анализ анкетирования показывает стабильно высокую степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;
  • Анализ посещаемости мероприятий показывает, что все больше родителей становятся их активными участниками.

А самый главный результат - это, конечно же, нормализация детско - родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции (10 декабря 2014г.) "Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности в системе непрерывного образования", науч. ред. Г.Е. Котькова, ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет". - Орёл: Изд-во ФГБОУ ВПО "ОГУ", - 2014.

ВложениеРазмер
statya.docx 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловского района Орловской области

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства.

Фетисова О.Л., социальный педагог

На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и учащихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.

В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях:

  1. Профилактическое: предупреждение психологической напряженности в семье, социально-психологических и личностных конфликтов между родителями и детьми.

Важнейшей задачей успешного взаимодействия школы с семьей выступает установление равноправного диалога между педагогами и родителями, построенного на безоценочном позитивном принятии их друг другом, активном взаимодействии. Работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не только от педагога, но и друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или советов. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.

Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, консилиумы, факультативы, родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции, день открытых дверей и т.п.

  1. Актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи:

  1. Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Данная технология позволяет разработать конкретный план действий, направленный на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.

Таким образом, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства способствует

  • повышению компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;
  • созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений;
  • улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
  • выработке новых навыков взаимодействия;
  • развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания;
  • оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и развитии ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"

Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени.


психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)

В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе.


В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. .

Психолого-педагогическая характеристика группы-семьи №4, 2014-2015 уч.год

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа.


Психолого-педагогическая работа с семьей. Технологии работы.

Описание направления психолого-педагогической работы с семьей.


laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социальные факторы развития ребенка. Семья как институт социализации ребенка. Основы психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений.

Социальными факторами развития личности ребенка являются школа, семья, окружающая среда, влияние дружественной среды, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Реальная реальность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

Социализация, или процесс усвоения человеческого социального опыта, начинается очень рано - буквально с первых дней рождения. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. К ним относятся:

желание или нежелание ребенка следовать общим правилам поведения;

адаптация к учебному заведению.

Чем раньше начнется социализация ребенка, тем лучше. Если у ребенка будет возможность посещать детский сад, всегда будет положительный опыт. Там он быстрее поймет, как организовано общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Если ребенка лишают общения, он не посещает детский сад, мало ходит, это может привести к замкнутости, сосредоточенности только на себе, своих желаниях. Такие личные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают большое влияние на качество жизни человека. Если вы не научите кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень трудно наладить более серьезные отношения в зрелом возрасте.

Быть в обществе - значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Таким образом, происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.

Рассматривая различные типы среды и организации жизни детей, мы можем видеть, как формируются разные черты личности.

Иногда ребенок становится центром вселенной для семьи. Все говорят только о нем, о новостях его жизни, об успехах. Он покупает все, что хочет получить. Мама и бабушка ловят из супа лук, который он не любит есть. Это приводит к формированию у ребенка определенных черт характера. Формируется личный взгляд на жизнь:

эгоистичное, часто ориентированное на потребление отношение к жизни;

ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал, развивать навыки (не нужно, потому что он уже окружен восхищением);

слабо развивается воля (не нужно ничего добиваться – все появляется по желанию);

плохая эмпатия (человек интересуется только собой, а переживания других людей мало что для него значат).

В противоположной ситуации ребенку требуется самостоятельность, он получает домашнее задание. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личном свойстве есть и другие качества:

необходимость использовать свои сильные стороны, чтобы заслужить похвалу, поощрение

эмпатия (ребенок понимает переживания, чувства, настроение другого человека, родителей);

Отношение к ребенку в семье влияет на формирование его личности. Например, оба малыша ходили в первый класс. Первому будет очень сложно пройти время адаптации, потому что он не привык к таким тестам. Второму будет намного легче адаптироваться и проявить себя. Самостоятельность, ответственность за свои действия, самокритика - черты личности, формирующиеся под влиянием семьи.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений - это прежде всего помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием, отношениями, либо помощь семье в определении причин деформации в развитии ребенка, поиске средств и путей их устранения, смягчении окружения в интересах ребенка и на этой основе построении процесса, способствующего развитию и социализации ребенка.

В этой категории размещены статьи, посвященные лояльности сотрудников по отношению к организации. Представленные материалы позволяют прояснить подходы к формированию лояльности, познакомится с основными предпосылками лояльности, и, соответственно, методами ее повышения.

К этой категории относятся статьи, посвященные основным принципам мотивации и стимулирования, как в организационном контексте, так и в более широком варианте рассмотрения.

В этой категрии рассматриваются вопросы, посвященные взаимоотношениям детей и их родителей, вне зависимости от их возраста.

К этой категории относятся статьи, посвященные процессам продаж и переговоров. Большая часть статей представляет собой отрывки из учебного пособия "Внешние коммуникации в организациях: переговоры и продажи" В.И. Доминяка.

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации сегодня актуально и востребовано. В статье описан опыт работы педагога-психолога совместно с классным руководителем по сопровождению развития детско-родительских отношений на уровне основного общего образования в образовательной организации. Анализируется отношение родителей к данному процессу.

Читайте также: