Основы педагогического дизайна современных средств электронного обучения в высшей школе

Обновлено: 02.07.2024

Педагогический дизайн (instructional design) — системный подход к построению учебного процесса, который учитывает теоретические положения психологии, педагогики, эргономики, когнитивистики и других наук, изучающих особенности человеческого восприятия и познания. Результатом работы педагогического дизайнера является система обучения, обеспечивающая эффективный и комфортный образовательный процесс.

Педагогический дизайн вовсе не ограничен проблемами качества изобразительных средств или анимации в образовательных ресурсах, его сфера применения намного шире.

Педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей.

Наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению.

Педагогический дизайн — это использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно делать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения.

Педагогический дизайн — это научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики.

Самое простое определение педагогического дизайна — системный подход к построению учебного процесса. Главное, что он позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления.

Обобщая эти определения, можно сделать вывод, что педагогический дизайн существует на нескольких уровнях. С одной стороны — как модель эффективного эргономичного обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, средства обучения и др. С другой стороны — как система, позволяющая создать качественные и актуальные образовательные ресурсы. На этом уровне педдизайн учитывает организацию процесса, распределение задач в команде, логистику, механизм принятия решений и др.

В настоящее время наиболее актуальной задачей в области педагогического дизайна является разработка качественных и эффективных методик дистанционного обучения с использованием информационных технологий.

Сформулированы в основном в отношении того, какими должны быть эффективные образовательные ресурсы. Наиболее распространенными в русскоязычной литературе являются две концепции:

Отбор учебных материалов в соответствии с современным состоянием науки и техники; использование научно обоснованных и проверенных на практике приемов и методов организации учебного материала

Обоснованное использование учебных материалов и средств, которые задействуют в процессе познания максимальное число каналов восприятия; деятельностный подход к процессу обучения; учет психологии памяти, мышления, восприятия, логики процесса познания, возрастных и гендерных особенностей и предпочтений

Логичность, последовательность в изложении учебного материала; согласованность между курсами и предметами, элементами курса, а также между принципами и методами обучения

Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, новую ситуацию. Задавайте вопросы, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной

Сформулируйте для учеников цель обучения. Необходимо описать умения, которые учащиеся получат в ходе изучения данной темы, как они в дальнейшем смогут использовать приобретенные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать

Напоминайте ученикам о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой. Обеспечивайте учеников элементами поддержки, которые помогут понять и запомнить материал

Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимации. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте

Обеспечьте учеников советами и руководствами для учебы. Помните, что представление материала отличается от инструкций о том, как следует изучать этот материал

Дайте ученикам возможность как-то использовать полученные знания, практические навыки или усвоенные модели поведения

Обеспечивайте содержательную обратную связь. Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение

Оценивайте выполнение тестов и заданий по выученным урокам. Сообщайте ученикам общую информацию об успехах в учебе

Поддерживайте сохранение и перенос полученных знаний. Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области

Под моделью педагогического дизайна обычно подразумевается методика создания образовательных ресурсов: организация процесса, последовательность этапов, иногда — состав команды разработчиков.

Одна из классических и самых распространенных моделей. Название является аббревиатурой из первых букв названий этапов, входящих в процесс создания курса.

В такой модели легко найти соответствие циклу жизни онлайн-курса: планирование, проектирование (препродакшн), разработка (продакшн и постпродакшн), бета-тестирование или запуск курса, анализ обучения и доработка.

Слабость модели ADDIE в том, что она представляет собой цепочку последовательных этапов, в то время как разработка реальных проектов часто представляет собой более сложную структуру. Развитие модели в 1990-е гг. привело к ее цикличному пониманию: оценка не должна рассматриваться как последний этап в создании курса, она является стартовой точкой для следующего цикла или может происходить на протяжении разработки всего проекта.



Оценка — это не единственный элемент модели с потенциалом интеграции в каждый из этапов. К анализу и целеполаганию полезно возвращаться на протяжении всей жизни проекта. Этапы проектирования и разработки часто сливаются в одно целое. Частичной доработки учебных материалов редко можно избежать в процессе обучения. Последовательная модель содержит в себе множество рисков, связанных с коммуникацией на сложных проектах, отсутствием гибкости процессов и большими временными циклами.
Ответом на вызовы более сложных проектов, нуждающихся в гибких моделях, стало появление подходов, моделей, основанных на принципах Agile. В них жесткий алгоритм превращается в интегрированный процесс со множеством итераций. На элементах рефлексии и технологиях быстрого прототипирования основаны многие современные модели педагогического дизайна.

Педагогический дизайн играет значительную роль при разработке эффективного дистанционного курса. Знание основ и применение принципов педагогического дизайна позволяют упорядочить учебный процесс в сети, структурировать учебный материал, подобрать такие средства и методы работы в дистанционном курсе, которые будут способствовать эффективному обучению, а также будут направлены на достижение максимальных результатов.

ВложениеРазмер
pedagogicheskiy_dizayn_distantsionnogo_kursa.docx 22.11 КБ
pedagogicheskiy_dizayn.pptx 449.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСНОВА

ЭФФЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

На современном этапе образования значимость использования дистанционных курсов при обучении студентов в вузе не вызывает сомнений. Независимость от места обучения, возможность самоорганизации учебного времени, неограниченный доступ к материалам, немедленная доступность результатов делают данный вид обучения востребованным, способствуя в настоящее время созданию дополнительных возможностей для получения студентами качественного профессионального образования.

Создание дистанционного курса предполагает применение современных информационных технологий с целью обмена информацией, эффективного распространения знаний в сети. Однако наличие информационно-образовательной среды, использование различных инновационных технологий не всегда дает эффективный результат, а размещение информации и выполнение практических заданий в курсе ведет к получению новых знаний, умений и навыков.

Важно понимать, что достижение учебных результатов дистанционного курса возможно лишь благодаря системному подходу к построению учебного процесса в сети, основанному на принципах педагогического дизайна.

Итак, что же такое педагогический дизайн и какие принципы следует учитывать при разработке эффективного дистанционного курса?

Существует достаточно много формулировок данного понятия как процесса разработки учебной архитектуры, проектирования учебной среды.

Генеральный директор компании Центр eLearning Е.В.Тихомирова утверждает, что педагогический дизайн позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления.[2]

На наш взгляд, суть педагогического дизайна при создании дистанционного курса заключается в разработке и следовании специально созданной уникальной траектории (последовательности) обучения в рамках дистанционного курса, где процесс разработки учебных материалов проходит следующие основные этапы: анализ, проектирование и разработка, применение, оценка.

Анализ предполагает определение целей и ожидаемых результатов обучения, потребностей целевой аудитории, компетенций слушателей курса, выбор средств реализации учебной работы.

При разработке курса первоначальной задачей является четкое понимание того, для чего мы создаем дистанционный курс, к чему мы стремимся, что именно мы хотим получить по окончании. Часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить возможную рассогласованность, цели не должны быть глобальными, а отвечать интересам и настоящим потребностям учащихся. Намного легче учиться, когда имеется конкретная цель, когда есть к чему стремиться. В обучении очень важна мотивация, так как ее недостаток проводит к тому, что человеку поздно или рано становится скучно, неинтересно и он бросает учебу.

Для лучшего понимания целей курса необходимо обрисовать конкретный результат деятельности обучаемых, четко прописать умения, которые они получат в ходе изучения темы, раздела, модуля курса. Осознание учащимися целей своего обучения, понимание того, как в дальнейшем они смогут использовать приобретенные знания, наполнит смыслом учебную деятельность и приведет к высокому уровню мотивации.

На этапе проектирования происходит разработка сценариев и конструирование ситуаций, которые возникают наиболее часто, и с которыми придется столкнуться учащимся в процессе своей профессиональной деятельности.

Очень важно, построить курс таким образом, чтобы первоначальная цель была реализована подходящими инструментами и способами подачи материала. Многие курсы хотят научить, однако не каждый курс может дать такую возможность. Чтение текста лекции в электронном формате и выполнение тестов недостаточно для получения новых знаний о ситуации и поведения в ней.

Главное в дистанционном курсе – продумывание сценария курса, введение таких ситуаций, которые выходят за рамки учебных и максимально приближены к реальным ситуациям.

Наш опыт показывает, что создание дистанционного курса сложный, трудоемкий процесс, эффективность которого зависит от многих факторов. Однако очевидно, что любой дистанционный курс будет считаться рабочим, т.е. эффективным, если учащиеся осваивают материал учебного курса в процессе его изучения. В этой связи при разработке материалов курса необходимо учитывать специфику разрабатываемого курса, особенности организации электронного контента и выстраивать курс по индивидуальному педагогическому дизайну.[3]

Что такое педагогический дизайн?

Несмотря на то, что педагогический дизайн тесно связан с онлайн обучением, в нем не всегда используются digital-инструменты. Основная деятельность здесь направлена на улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хоть использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное — создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.

Педагогический дизайн сфокусирован на учащихся и их потребностях. Его проекты облегчают усвоение знаний, эффективны и нравятся ученикам. В качестве основы для разработки учебных модулей основное внимание уделяется совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации учащихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.

  • разработка новых учебных программ и их внедрение;
  • применение новых образовательных технологий и исследование их влияния на улучшение образовательного процесса;
  • поиск новых способов повышения квалификации преподавателей;
  • проведение тренингов и семинаров по обучению преподавателей новым образовательным технологиям;
  • создание учебных материалов для самостоятельного обучения.

Самый распространенный пример использования педагогического дизайна разработка контента для онлайн-курсов. Иллюстрация взята из компьютерной программы Mini Magic, обучающей английскому языку младших школьников.

В статье рассматриваются особенности применения в педагогической науке термина педагогический дизайн. Особое внимание в статье уделено осмыслению понятия педагогический дизайн. Автор описывает процесс создания учебного курса на основе принципов педагогического дизайна.

Вызовы пандемии, с которыми столкнулся весь мир в наше время внесли серьезные изменения в систему образования. Свободный ранее выбор онлайн-образования сменяется принудительным и вынужденным онлайн-образованием. Цифровизация образования высшей школы и развитие различных онлайн-программ – это давний тренд, но до сих пор процесс шел плавно, а пандемия стала главным катализатором, который показал уровень цифровизации каждого отдельного вуза. За прошедший год в высшем образовании в вопросе цифровизации сделано гораздо больше, чем за последние 5 лет: начали анализировать цифровую инфраструктуру, пересмотрели технологии обучения, принципы организации учебной деятельности, начали активно запускать образовательные программы в открытом пространстве.

Потребность в формировании качественных знаний постоянно растет, а значит, растет и сложность образовательных программ, для которых традиционные линейные методы подготовки уже не подходят. Стандартная педагогика, когда педагог носитель знаний передает обучающемуся все то, что накопил за опыт своей жизни, начинает терять свои позиции, потому что поток информации начинает менять средовой контекст.

В рамках развития информатизации образовательной деятельности возникают новые методы обучения, работы со студентами, создание учебных курсов и программ. Достаточно новым явлением для современного российского образования является педагогический дизайн – одно из наиболее активно развивающихся сфер педагогики.

Впервые термин педагогический дизайн появился еще в начале 1940-х годов, но только к 1950-м годам оформились его принципы. В 1956 году американский психолог Бенджамин Блум предложил теорию, названную таксономией Блума. Другой американский ученый, Роберт Ганье, в 1965 году расширил эту концепцию и предложил девять обязательных элементов учебного процесса, способствующих его эффективности. Эти элементы и стали основными принципами педагогического дизайна.

В нашем понимании, педагогический дизайн–это комплексный подход к построению образовательной среды и учебного процесса, позволяющий разработать, гибко изменять и адаптировать под запросы обучающихся единую систему из образовательных результатов, учебного материала, способов взаимодействия, педагогических технологий и инструментов на основе образовательных данных.

В основе педагогического дизайна лежит ориентированное на эффективное достижение образовательных результатов единство содержания курса, стиля и последовательности, а также способов его представления и усвоения в деятельности.

Еще Я. Коменский, Л. Выготский, Б. Блум, Р. Ганье и др. обсуждали проблему повышения эффективности учебного процесса за счет применения вспомогательных средств и изменения характера взаимоотношений преподавателя и обучающегося. Каждый исследователь рассматривал в основе своей теории систему обучения, использование которой позволяет практически всем обучающимся достигнуть основных целей обучения. И здесь они начинает действовать на поле педагогического дизайна, суть которого состоит в создании вещей, использование которых меняет поведение субъектов процесса образования.

В педагогическом дизайне образовательная среда и учебный процесс строятся так, чтобы их можно было гибко изменять и адаптировать под запросы обучающихся. Педагогический дизайн состоит из модулей, поэтому можно собирать сложные конструкции из отдельных элементов:

  • выбор элементов взаимодействия, методов вовлечения и позиции;
  • определение образовательных результатов, их разметка;
  • анализ целевой аудитории;
  • содержание курса, сложность материала, последовательность его подачи;
  • формирование навигации в рамках среды, понятные и размеченные карты;
  • разметка на рубрикаторах;
  • настройка системы оценки, КИМ;
  • детальные и понятные инструкции, постановка задач.

Разные группы, разный тип заданий и деятельности. Умение педагога в пересборке курса позволяет медленно и плавно делать переходы деятельности, замеры результатов, продумывать какой будет оценочный материал. В основе педагогического дизайна лежат ориентированные на эффективное достижение образовательные результаты единства содержания курса, стиля и последовательности, а также способов его представления и усвоения в деятельности.

В педагогическом дизайне происходит трансформация роли педагога – от роли единственного актора знаний к роли наставника, переход от создания образовательных курсов, которые дают знания к конструированию образовательной среды. У педагогического дизайна свои особенности, а значит педагогическому работнику нужны новые умения.

  • в первую очередь, повышению квалификации профессорско-преподавательскому составу, т.е. к базе в виде знаний по классической педагогике и теории дисциплины добавляются прикладные навыки – HTML/CSS, графический дизайн, видео-и аудиомонтаж, владение LMS и программами создания интерактивных модулей (Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate), так как многообразие цифровых технологий расширяется – а значит, можно применять все новые и новые инструменты в образовательной деятельности;
  • во-вторых, созданию педагогических дизайнерских команд из разных специалистов тех, кто разбирается в педагогике и теории дисциплины, знает закономерности усвоения знаний, освоения навыков и формирования убеждений и кто – любит и умеет работать с современными технологиями. Задача команды в том, чтобы продумать, как донести информацию до студентов в ясной, доступной и занимательной форме. Поскольку инструменты в профессиях быстро меняются – одни приложения уходят с рынка, другие появляются, – нужно всегда мониторить новинки. Делать это в одиночку – непосильный труд. Лучше всего подключиться к профессиональному нетворку и черпать знания оттуда.

Например, на кафедре в течение семестра мы с такой командой работали над курсом по финансовой грамотности. Вместе мы продумали учебный процесс и создали материалы, которые впоследствии вместе с текстом, видео и тестовыми заданиями стали курсом. В нашей команде тьюториалы по дизайну или монтажу, которые помогают сделать видео, иллюстрации качественные для курса. Дизайн курса сфокусирован на обучающихся и их потребностях. Основное внимание уделялось совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации обучающихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.

При разработке курса придерживались следующих шагов:

Шаг 1: Выбор концепции и формата курса. На этой стадии нужно понять:

  • каковы цели и задачи курса;
  • какие знания, умения, навыки должны освоить студенты;
  • какие типы упражнений в нем превалируют и т. п.

Шаг 2: Работа над курсом по подбору технических решений. Например, можно использовать готовые тренажеры, такие как, тренажер публичных выступлений, диалоговый тренажер, тренажер по управлению командой, применение тренинг спейс платформы, что дает возможность работать в команде одновременно, все участники взаимодействуют привычным способом: слышат, видят, работают в команде, выполняют творческие задания, практикуются в играх по ролям, с помощью мозгового штурма сообща разбирают самые сложные решения для задач.

Шаг 3: Подготовка мультимедиа.

Шаг 4: Загрузка в LMS. Этот процесс включает в себя создание модулей, страниц, тестов, групп обсуждения и т. п. Создание навигации и линкование всех материалов. Редактирование стиля страниц с помощью HTML/CSS.

Шаг 5: Запуск курса и техподдержка. Мониторинг технических проблем и их решение.

Шаг 6: Корректировка курса.

Создание подобных курсов становится более эффективным методом обучения и инновационным учебным курсом. В наших современных условиях это уже не желание, а необходимость. Существует много широко применяемых методов обучения, которые не приносят никакой пользы. Модели и принципы педагогического дизайна облегчают получение новых знаний, делают процесс обучения более доступным и индивидуальным для обучающихся.

Споры об эффективности онлайн или офлайн обучения можно вести бесконечно. Однако хорошо заметно, что экстренный переход в 2020 году, в условиях коронавирусной пандемии, на онлайн‑обучение позволил осуществлять не формальный переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот (использование ресурсов интерактивности и мультимодальности виртуальной реальности, включая дополненную реальность, а также интернет вещей и т.д.). сделать упор на использовании новых технологий и на описании методических приемов, позволяющих компенсировать работу на удаленности.

Читайте также: