Функции администрации школы в реализации программ внеурочной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

_________ Новиков В.М.

Приказ № 210-од от 30.08.2016 г.

Положение
об организации внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО

Настоящее положение разработано в соответствии с:

1.1. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность для обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Внеурочная деятельность организуется с обучающимися в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)

1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в достижении ожидаемых образовательных результатов обучающихся школы в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования общеобразовательного учреждения.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика, ореинтируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек;

— воспитание нравственных чувств и этического сознания;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

— формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .

  1. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Внеурочная деятельность может быть организована:
— по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

— по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

— в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.

3.2. Виды внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования школы.

3.3. Содержание внеурочной деятельности должно обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования школы.

  1. Организация внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность организуется в период после уроков, в каникулярное время.

4.2. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять не более 10 часов в неделю.

4.3. Внеурочная деятельность может быть организована на базе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями школы, педагогами учреждений дополнительного образования, привлеченными специалистами.

4.5. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе содержания внеурочной деятельности.

4.6. Организация внеурочной деятельности осуществляется через реализацию программ дополнительного образования детей и реализацию программ внеурочной деятельности.

4.7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

4.8. Педагоги, реализующие внеурочную деятельность, ведут журналы учета по своим объединениям, фиксируя тематику занятий и посещаемость занятий обучающимися. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

  1. Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности школьников

5.1. Программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
— комплексные;
— тематические;
— ориентированные на достижение результатов определенного уровня;
— по конкретным видам внеурочной деятельности;
— индивидуальные.

5.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение воспитательных результатов различных уровней.

5.3. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников определяются по трем уровням:

— первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

— второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

— третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

5.6. В структуру программы внеурочной деятельности входят:

— пояснительная записка (Приложение 1)

— результаты освоения курса внеурочной деятельности;

— содержание деятельности курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

5.7. Программа внеурочной деятельности школьников согласуется заместителем директора по УВР

5.8. Утверждение программы внеурочной деятельности школьников осуществляет директор образовательного учреждения с изданием соответствующего приказа.

5.9. Контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.1. Администрация школы:

— организует процесс разработки, утверждения программы внеурочной деятельности, контроль выполнения программ внеурочной деятельности, контроль ведения журналов внеурочной деятельности.

— контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.2. Классные руководители:

— в своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя;

— осуществляют контроль посещаемости учащимися занятий внеуроной деятельности.

7.3. Преподаватели внеурочной деятельности:

— деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, локаольными актами школы, должностными инструкциями.

7.4. Родители (законные представители) учащихся:

— несут ответсвенность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

7.5. Срок действия настоящего положения – до внесения соответствующих изменений.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения основная образовательная программа должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.

Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализует основные ценностные ориентиры , к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно-урочной. Она позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Образовательное учреждение должно предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Родители (законные представители) обучающегося имеют право выбрать перечень занятий внеурочной деятельностью для своего ребенка. Принуждение к посещению внеурочных занятий недопустимо. Отказ от внеурочной деятельности может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно (в заявлении родителя (законного представителя)) и мотивируется.

Внеурочная деятельность не подменяет дополнительное образование. Главное отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности заключается в требованиях, предъявляемых к их образовательным и воспитательным целям и результатам. Внеурочная деятельность школьников направлена на достижение школьниками результатов основной образовательной программы. А дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, раскрывающих профориентационные возможности подрастающего поколения. Таким образом, сохранение самостоятельности дополнительного образования способствует гармоничному соединению трех разных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования ребенка. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы образования школьников.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности :

  • расширение общекультурного кругозора;
  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • участие в общественно значимых делах;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Направления, формы и виды внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность может быть организована:

- по направлениям : духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;

- по видам : игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

- в формах : экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями

( Уроки этики, посещение художественных выставок, экскурсии, путешествия.

  • Литературно-музыкальные постановки, композиции.
  • Встречи со служителями церкви. Участие в православных праздниках и фестивалях.
  • Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.
  • Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях.
  • Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.
  • Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины .
  • Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.)

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Ответственность за организацию внеурочной деятельности несут:

Администрация образовательного учреждения организует:

  • процесс разработки и утверждения плана внеурочной деятельности;
  • процесс разработки, рецензирования, утверждения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
  • контроль выполнения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
  • контроль ведения журналов внеурочной деятельности.
  • в своей работе руководствуются должностной инструкцией классного руководителя;
  • ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся о значении и важности внеурочной деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
  • осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельности.

Работники, привлекаемые к организации внеурочной деятельности обучающихся:

  • деятельность работников образования регламентируется Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.
  • деятельность работников учреждений (организаций)-партнеров в реализации внеурочной деятельности регламентируется договором/соглашением о сотрудничестве, должностными инструкциями работников.

Родители (законные представители) обучающихся:

  • несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

Контроль выполнения плана и проведения занятий внеурочной деятельности может осуществлять заместитель директора по учебно-воспитательной работе/ заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе. Направления контроля: оценка содержания и качества программ, реализуемых во внеурочной деятельности; выполнение плана внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности; мониторинг качества проведения внеурочных занятий в целях предупреждения перегрузки и утомляемости обучающихся, повышения их мотивации к посещению занятий; мониторинг достижения обучающимися результатов внеурочной деятельности. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

Программное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся

Программы организационных форм объединения обучающихся (кружков, студий, секций и т.д.), факультативных, индивидуально-групповых занятий составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам, не требуют лицензирования и могут быть рассчитаны на более короткий период времени (четверть/цикл, полугодие).

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности, должны соответствовать нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

Программы необходимо согласовать на школьных методических объединениях, рассмотреть на методическом совете образовательного учреждения, обеспечить их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором школы, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.

Модели организации внеурочной деятельности.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

Внеурочная деятельность – это составной компонент образовательного процесса, ориентированный на расширение и углубление образовательного пространства и познавательных возможностей учащихся, их мотивацию к познанию и развитию.

Современная система образования функционирует на основании требований, установленных федеральными государственными стандартами – ФГОС. Они ориентируют работу всех уровней образования и всех педагогических кадров на реагирование на запросы и потребности личности отдельного учащегося, а также социальный заказ и его выполнение.

ФГОС выдвигает определенные требования к реализации образовательной деятельности, управлению разными уровнями образования и разными этапами обучения, а также условиями реализации различных видов и направлений образовательной деятельности.

Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС имеет свои особенности. Они состоят в следующем:

  1. Особенности, связанные со спецификой внеурочной деятельности. Они включают в себя изучение дополнительного материала, не предусмотренного образовательной программой, выполнение общественно полезной деятельности, ориентация на расширение знаний и познавательных возможностей учащихся, организация досуга.
  2. Особенности, обусловленные спецификой работы конкретного учебного заведения и его приоритетными задачами. К ним относится интеграция содержания разных учебных дисциплин, профессиональная ориентация учащихся, дифференциация образовательных задач и методов реализации разных направлений образовательной деятельности.

Сущность внеурочной деятельности обусловлена временем ее реализации: она осуществляется во внеучебное время и является работой по развитию, обучению и воспитанию учащихся сверх плана, сверх нормы, предусмотренной образовательной программой.

Направления реализации внеурочной деятельности

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность может быть реализована по следующим направлениям:

  1. Духовно-нравственное развитие. Оно ориентировано на развитие гражданской идентичности учащихся, освоение основ культуры и приобщение к ее ценностям, принятие основных национальных ценностей и уважение к ним, развитие основ нравственного поведения и социального взаимодействия, выработка нравственных ценностных ориентаций.
  2. Социальное становление. Оно связано с формирование гражданского самосознания каждого учащегося, усвоение норм социального поведения, принятие ценностей социальной сферы, усвоение закономерностей социального развития, нахождение своего места в социальной среде, усвоение основ культурного социального взаимодействия.
  3. Интеллектуальное развитие. Оно связано с освоение простейших методов и базовых способов познания, расширение своих знаний в какой-то научной или практической области, развитие навыков выполнения различных мыслительных операций для решения познавательных и образовательных задач.
  4. Общекультурное развитие. Оно включает в себя эстетическое развитие учащихся, через освоение эстетических норм поведения, изучение искусства и творчества, освоение понятий, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой и последствия несоблюдения правил взаимодействия, а также освоение основ управления собственным физическим и психическим развитием, формирование мотивации к самосовершенствованию.
  5. Спортивно-оздоровительная деятельность. Сюда входят разнообразные мероприятия, ориентированные на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся, воспитание гигиенической культуры, физическое развитие и приобщение к спортивным традициям нации, своего народа.

Модели организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность до принятия ФГОС основывалась на реализации в рамках классной деятельности. Как правило, внеурочная деятельность организовывалась классным руководителем. В настоящее время данная форма организации сохранилась и активно применяется, но получили широкое распространение и развитие и иные формы организации внеурочной деятельности, основанные на требованиях ФГОС.

Основными моделями организации внеурочной деятельности современной системы образования являются:

  1. Деятельность классных руководителей. Они осуществляют организацию различных видов работы, реализуемой во внеучебное время: экскурсии, спортивные мероприятия, социально полезная деятельность, проведение дополнительных занятий, классных часов различных тематик.
  2. Включение в учебный план образовательного заведения дополнительной деятельности: кружковая деятельность, спортивные секции, научно-исследовательские центры, трудовые лаборатории и т.д.
  3. Создание групп продленного дня в учреждениях образования. Они реализуется в школах, где учащиеся пребывают полный день. Педагоги продленных групп реализуют внеурочную деятельность в соответствии с разработанным планом.
  4. Внеурочная деятельность, реализуемая иными работниками учебного заведения. Она может быть связана с проведением психологических консультаций и тренингов, работой социального педагога.
  5. Дополнительное образование образовательной организации. Оно реализуется посредством ведения учебным заведением дополнительной образовательной деятельности.
  6. Система взаимодействия учебного заведения с учреждениями дополнительного образования и культуры.

Рисунок 1. Реализация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования.

Согласно ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по направлениям :

• социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

2. Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.

3. Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.

4. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

5. Расширение рамок общения с социумом

. Принципы организации внеурочной деятельности

Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к ребёнку как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности ВУД, взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности

Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности.

Принцип валеологической безопасности: динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут (в форме прогулки, спортивной разгрузки, дополнительного питания, проведение занятий в формах, отличных от урочных; организация деятельности в комфортных условиях; длительность одного занятия не более 45 минут.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

Модель организации внеурочной деятельности на основе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся предусматривает разнообразные формы и виды деятельности обучающихся :

1) игровая деятельность (в том числе ролевые игры);

2) интеллектуально-познавательная деятельность;

3) социально преобразующая добровольческая деятельность;

4) общественно полезная трудовая деятельность;

5) художественное творчество;

6) проектная деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) досугово-развлекательная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность;

10) проблемно-ценностное общение.

Выбор программ организуется по всем направлениям, в течение учебного года обучающиеся должны освоить программы по пяти, тесно связанным между собой направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное (общественно полезная и проектная деятельность).

Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

Направления внеурочной деятельности

Школа реализует дополнительные образовательные программы:

Апробируются следующие способы организации внеурочной деятельности :

1. Реализация программ ВУД, разработанных педагогами в режиме погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации : экскурсии, викторины, походы и т. д.

2. Включение подростка в систему общешкольного самоуправления, коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы.

3. Реализация программ воспитания и развития классных коллективов, созданных классными руководителями.

4. Включение обучающихся в систему дополнительного образования в школе и вне школы.

5. Включение учащихся во внеурочную деятельность через организацию сотрудничества с учреждениями ДО и культуры:

- музей истории полка;

- клуб офицеров и солдатский клуб;

- учреждения ДО и культуры г. Бологое.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, тематические смены, фестивали, акции, конкурсы, походы, экскурсии, соревнования и т. п.).

Программа внеурочной деятельности предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения, т. е. школьник при поддержке родителей и классного руководителя выбирает из каждого модуля программу курса, не менее 1 и не превышающую 10 часов в неделю.

Условия реализации модели

1. Наличие квалифицированных кадровых ресурсов

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

• собственные ресурсы ОУ (классные руководители 5-9 классов, учителя-предметники, руководители кружков и студий);

• привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, учреждений образования, науки и культуры).

2. Наличие необходимых площадок для проведения внеурочной деятельности. материальная и информационная база:

• оборудованные спортивные площадки (спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка);

• кабинеты для внеклассной работы

• специализированные кабинеты (зал хореографии, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты информатики);

актовый зал и др.

Содержание внеурочной деятельности

Ведущее направление развития личности Формы работы Решаемые задачи

Духовно-нравственное Беседы, экскурсии в музеи, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом города, организация выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Предметные недели, интеллектуальные игры, библиотечные уроки, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка проектов к урокам, участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи района Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования.

Общественно-полезная деятельность, проектная деятельность Трудовые операции, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т. д. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Занятия в творческих объединениях, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т. к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям организации внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на воспитательные результаты:

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

• реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Читайте также: