Основы деятельности дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением зрения

Обновлено: 05.07.2024

Для детей с нарушением зрения имеются дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Эти учреждения (дет. сады и ясли-сады) создаются для слепых и слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией. Существует и интегрированная система дошкольных учреждений смешанного типа, куда поступают дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и слепых детей. В эти учреждения принимаются дети от 2-х до 7 лет. Дошкольные специальные учреждения входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения:

-детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при школах-интернатах для слепых детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

-учебно-воспитательные комплексы (детский сад- начальная школа)

-группы для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией при общеобразовательном ДОУ (детский сад комбинированного вида);

-дошкольные детские лома для детей с нарушением зрения;

-смешанные группы (группы интегрированного обучения);

-группы кратковременного пребывания;

-консультативные группы.

Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благодаря взаимодействию специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении охраны здоровья детей и осуществлении коррекционно-педагогического процесса участвуют несколько служб:

- медицинская (врач-офтальмолог, медицинская сестра-ортоптистка, педиатр, медицинская сестра);

-психологическая (специальный психолог или педагог-психолог);

-педагогическая (тифлопедагог, воспитатели, логопед, если у детей имеются речевые нарушения, музыкальный руководитель, специалист по АФК (ЛФК).

Отбор осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий.

В детских садах и группах для детей с нарушением зрения, во-первых, обеспечивается лечение, при благоприятном прогнозе- восстановление зрения либо предупреждение ухудшения его состояния. Во-вторых, в процессе обучения и воспитания создаются специальные условия, способствующие предупреждению появления вторичных отклонений, формированию компенсаторных процессов. В-третьих, в процессе организованного коррекционно-развивающего педагогического процесса происходит преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных эмоционально-личностных качеств детей с нарушением зрения.

Обучение детей с нарушением зрения направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков развития, обусловленных тяжестью и характером зрительной патологии. В детском саду оно осуществляется на занятиях в группах по 6 человек слепых или 8 слабовидящих детей или по 10-12 детей в группах с косоглазием и амблиопией. В зависимости от направленности и дидактических задач занятия могут проводиться фронтально, по подгруппам (2-4 человека) или индивидуально.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешную социализацию и интеграцию при поступлении в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания и обучения дошкольников в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формированию предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи, развитию вербальных и невербальных средств общения.

Обучение в дошкольных учреждениях строится на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (осязательного, осязательно-зрительного, зрительно-осязательного или зрительного, познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах для детей с нарушением зрения реализуются специфические направления:

-Лечебно-восстановительная работа, способствующая охране зрительных функций у частично зрячих и слабовидящих и восстановлению их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием.

-Создание благоприятных условий для развития детей с нарушением зрения.

-Коррекция вторичных отклонений психофизического развития.

-Формирование компенсаторных процессов за счет использования и развития сохранных анализаторов детей с нарушением зрения, повышения активности самого ребенка.

В соответствии с действующим положением о специальном дошкольном учреждении тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее специальное образование (специальность-тифлопедагог).

Тифлопедагог осуществляет профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными нарушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы, участвует в методической работе детского сада и города; осуществляет работу с родителями.

Тифлопедагог организует свою работу в зависимости от контингента детей с нарушенным зрением. Так, в группе слепых и слабовидящих детей он планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений, развивает у детей специальные компенсаторные возможности познания окружающего мира, частично проводит занятия по развитию речи, математике, тифлографике; консультирует воспитателя по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программного материала. В группе для детей с амблиопией и косоглазием он консультирует и направляет работу воспитателя, присутствует на отдельных занятиях воспитателя, наблюдает за детьми, осуществляя координацию коррекционной и воспитательной работы, определение эффективных методов по развитию зрительного восприятия; проводит по подгруппам и индивидуальную работу по оформлению способов познания окружающего мира в условиях зрительной депривации в соответствии с этапами лечения и рекомендациями врача офтальмолога.

Тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, родителями и медицинским персоналом. Он участвует в родительских собраниях, проводит групповые и индивидуальные консультации по работе с детьми дома, готовит материалы для уголка родителей, выступает перед родителями с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте до 7 лет. Эти учреждения занимаются воспитанием, лечением, возможным восстановлением и развитием нарушенных функций зрения у детей, а также подготовкой их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в какой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Задача специальной педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т.е. всей компенсирующей системы (Л.И. Плаксина, Т.П. Свиридюк и др.).

В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0,05-0,4 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользованию очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдаль, наблюдения за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе.

Организация образовательного процесса, содержание образовательной деятельности зависит от контингента детей, посещающих дошкольное учреждение, от целей и задач их развития.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушением зрительной функции. Нарушение зрения детей проявляется, прежде всего, на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия; как следствие, обеднённость чувственной стороны речи, нарушение развития речевой системы в целом.

Тем не менее, развитие этих детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка (Л.С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание. Раннее включение ребёнка в процесс специально организованной коррекционно-развивающей работы способствует раскрытию потенциальных возможностей его развития.

Одной из задач работы с детьми является преодоление недостатков восприятия предметов окружающей среды. Для этого важно развивать компенсаторные приемы восприятия объектов на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов. Для ребёнка важно рассмотреть предмет, выделив его части, форму, цвет; определить назначение; сравнить с другими предметами, выявив сходства и различия; найти предмет на картинке; подобрать силуэтное изображение; обвести по контуру, заштриховать, раскрасить, нарисовать, вылепить из пластилина. Изучить предмет со всех сторон, в разных видах деятельности.

Полноценное восприятие окружающего мира не возможно без знания эталонов цвета, формы, величины, пространственного расположения.

Следующим этапом будет обучение приёмам группировки, обобщения, классификации, установление закономерностей.

При изучении определённой темы важно использовать разные приёмы, методы, виды детской деятельности. И конечно, использование таких эффективных методов, как составление коллажей, моделирование, мнемотехники, элементов ТРИЗа.

Совершенствование зрительно-моторной координации – важное направление работы с детьми с нарушением зрения. Поэтому необходимо включать детей в продуктивную деятельность; обеспечивать коррекционную направленность в музыкальной деятельности, в процессе выполнения физических упражнений.

Следовательно, вся образовательная деятельность планируется и проводится с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Образовательная деятельность дошкольников с ограниченными возможностями в развитии осуществляется:

  • в совместной деятельности взрослых и детей в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией,
  • в ходе режимных моментов,
  • в процессе коррекционной помощи детям (занятия с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, с педагогом-психологом).
  • в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка.

В основу организации образовательного процесса положены принципы личностно-ориентированного подхода, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования с ведущей игровой деятельностью.

Важно спланировать содержание педагогического процесса так, чтобы тема коррекционно-развивающей работы была реализована в разных видах деятельности, охватывала, по возможности, большинство образовательных областей.

Условиями реализации поставленных задач, содержания образования, являются:

  • организация коррекционно-развивающей совместной и индивидуальной деятельности;
  • развитие в контексте игровой и практической деятельности, в процессе решения проблемных задач;
  • учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей.

В этом случае, результаты развития детей будут эффективными.

Социализация: Беседа о домашних животных, их детёнышах.

Безопасность: Контакты с животными.

Чтение художественной литературы:

Художественное творчество:

Физическая культура.

Здоровье: Беседа о пользе для здоровья молока.

Коррекция зрительного восприятия

Формирование сенсорных эталонов. Развитие навыков обследования предметов и формирование предметных представлений. Развитие навыков ориентировки в пространстве. Развитие зрительного внимания и памяти. Развитие мелкой моторики.

Безопасность: Правила поведения в природе.

Художественное творчество:

Коррекция зрительного восприятия

Формирование сенсорных эталонов. Формирование предметных представлений. Развитие навыков ориентировки в пространстве. Развитие зрительного внимания и памяти.

Развитие мелкой моторики.

Чтение художественной литературы

Коррекция зрительного восприятия

Формирование сенсорных эталонов, развитие ориентировки в пространстве, развитие зрительного внимания и памяти, развитие мелкой моторики.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коррекционный подход к организации совместной деятельности педагогов с детьми в дошкольном учреждении для детей с ФРЗ

Для соблюдения коррекционной направленности совместной с детьми деятельности необходимо соблюдать следующие требования:

размер демонстрационного и раздаточного материала должен соответствовать номеру зрительного режима, рекомендуемого врачом- офтальмологом. На доске размещаются от 3 до 5 предметов (размер 20-25 см.). Размеры раздаточного материала варьируются от 10-15 см. при низкой остроте зрения, до 5-3 см. при высокой остроте зрения.

соблюдение режима зрительных нагрузок – непрерывная зрительная работа в зависимости от возраста воспитанников не должна превышать 10-15 мин. в младшем возрасте, 15-20 мин - в старшем дошкольном возрасте. Для профилактики и снятия зрительного утомления необходимо проводить зрительную гимнастику: это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц (частые моргания, зажмуривания, легкое прикрытие век, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз и т.д.)

Для укрепления глазо-двигательных мышц и улучшения циркуляции крови следует использовать офтальмотренажёры.

Соблюдение определенных требований к зрительному стимульному материалу:

- изображение предметов должно иметь четко выделенный контур, хорошо различимым на фоне;

- предметное изображение должно иметь хорошо выделенные детали и быть достаточно крупным;

- цвета и оттенки объекта для рассматривания должны быть яркими и насыщенными;

- для повышения контрастной чувствительности рекомендуется использовать разные виды контрастности (прямая – тёмное на светлом; обратная – светлое на тёмном);

- для демонстрации объекта рекомендуется использовать зеленый, желтый, светло-серый фон; не допускается использование многоцветного фона;

- рекомендуется использование индивидуальных фонов – фланелеграфов (25 на 30 см.);

- с учетом вида косоглазия перед детьми с амблиопией рекомендуется располагать наглядные пособия следующим образом: с расходящимся косоглазием – горизонтальная плоскость, со сходящимся косоглазием – на подставке (на расстоянии 30-35 см. от глаз);

- соблюдать требования к рассадке детей: объект восприятия должен находиться перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом у ребенка с окклюзией

- на занятиях по изодеятельности образцы и демонстрационный материал должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ; образец с чётко выделенным чёрным или коричневым контуром; мелкие детали показываются отдельно, в крупном размере; во время показа приёма рисования красками у воспитателя кисть и образец должны быть большего размера, чем у детей, чтобы линии были чётко видны.

! Не допускается демонстрация объектов на экране телефона, планшета

ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ПЕДАГОГ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дети с нарушением зрения испытывают определенные трудности в различных областях своей жизнедеятельности:

дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов;

трудности в овладении практическими навыками и в выполнении практических действий (действия, связанные с общей и мелкой моторикой);

детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия и осмысления поставленной задачи;

детям с нарушением зрения трудно ориентироваться в своём теле, в большом и малом пространстве;

недостатки зрительного восприятия обусловливают формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что значительно затрудняет их познавательную деятельность;

у детей с нарушением зрения довольно низкий уровень узнавания предметов, изображенных в разных вариантах (модальностях) – контур, силуэт, модель;

низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; им трудно выделять ближний и дальний планы картины;

отмечается также низкий уровень зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

плохое запоминание букв;

снижена возможность различения конфигурации похожих предметов, а также объектов знаковой системы (буквы, цифры);

отмечается формирование нечетких, неполных и не всегда адекватных зрительных образов;

Читайте также: