Основным положениям школы научного управления можно отнести

Обновлено: 01.07.2024

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором (1856–1915), которого следует считать основоположником научного управления производством.

Ф.У. Тейлор родился в городе Джерментауне, штат Пенсильвания (США). Среднее образование получил в Европе. Занимаясь заочно в технологическом институте, в 1878 г. получил диплом инженера‑механика. И в этом же году поступил в механический цех завода Мидвельской стальной компании (одного из крупнейших металлургических заводов в Бетлехеме), где прошел все ступени в административном аппарате – от мастера до главного инженера.

Работая на заводе, Тейлор начал проводить первые эксперименты в области скоростных методов металлообработки, которые впоследствии принесли ему славу. Получив назначение на должность главного инженера, Тейлор приступил к внедрению скоростных методов в производство и здесь столкнулся с проблемой противодействия со стороны рабочих Стремясь сломить это сопротивление, Тейлор применял традиционные для того времени методы принуждения, вплоть до увольнения или понижения уровня оплаты труда, найма новых рабочих взамен уволенных и т. д. Некоторые рабочие, боясь наказаний, увеличивали интенсивность своего труда, что вызывало недовольство остальных. На рабочих оказывалось такое давление, что они вынуждены были или снижать нормы своей выработки или уходить с завода. Угрожали и самому Тейлору. Видимо, это противостояние рабочих и администрации явилось, в числе других, одной из причин задуматься над необходимостью перестройки системы управления таким образом, чтобы интересы рабочих и администрации стали тождественными.

В то время, когда Тейлор начал заниматься вопросами управления, им по существу не уделялось должного внимания. Часто под управлением понимался сам процесс производства продукции. Люди, возглавляющие предприятия, не имели достаточных управленческих навыков и в своей работе опирались главным образом на свой опыт, осуществляя руководство методом проб и ошибок. Еще не сформировалась мысль о необходимости специальной подготовки управленческих работников, хотя уже было видно, что ранее применяемые способы управления не приносят желаемых результатов.

До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего мастерской, фабрикой, заводом, а не создавать научную систему управления предприятием. Целью же Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей. В частности, Тейлор разделил процесс организации на следующие элементы: установление цели деятельности предприятия в целом и каждого работника в отдельности; выбор средств деятельности и их применение на основе заранее составленного плана; контроль за результатами деятельности.

Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшей затратой ресурсов (трудовых, материальных и денежных) при достижении максимальных результатов. Путь достижения этой цели – рационализация всех элементов производства: живого труда рабочих, средств труда (оборудования, машин, агрегатов, производственных площадей) и предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии).

Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда, так как считал, что повышение производительности труда принесет изобилие как хозяевам, так и рабочим. В падении производительности труда виноваты неэффективные системы управления.

Главная цель разработанных методов состояла в том, чтобы любыми способами добиваться роста производительности труда рабочих, хотя бы и за счет их сверхэксплуатации. Для того чтобы заинтересовать рабочих в выполнении и перевыполнении установленных норм времени и выработки, Тейлор придавал большое значение стимулирующим системам оплаты труда. Значительной перестройке Тейлором была подвергнута система заработной платы. Она приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм. Движущей силой роста производительности труда и его оплаты Тейлор считал личную заинтересованность.

В первый период своей деятельности Тейлор ввел систему двойных расценок – повышенных при выполнении и перевыполнении норм и пониженных при их невыполнение. Впоследствии под влиянием своего ученика и последователя Г. Гантта Тейлор пропагандировал сдельно‑премиальную систему, при которой в случае невыполнения норм выработки сохранялся минимум зарплаты, а при перевыполнении рабочий получал дополнительную оплату к основной сдельной расценке.

Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментом, приспособлениями, тарой и пр.). На мастеров возлагалась обязанность своевременного обеспечения рабочих мест всем необходимым для эффективной работы, обучения рабочих, в том числе инструктаж, выдача заданий за день вперед и т. д.

Свою систему Тейлор разработал применительно к производствам с тяжелым физическим трудом. При этом Тейлор считал, что каждый рабочий должен:

• получать тот объем работы, который он сможет качественно выполнить;

• развивать, особенно не напрягаясь, наивысшую производительность труда;

• работая с наивысшей производительностью труда, рабочий должен получать оплату, повышенную на 30–100% в зависимости от характера его работы;

• быть уверен, что в случае невыполнения своего урока он понесет потери в оплате труда.

Первоначально эксперимент был рассчитан на шесть месяцев. Фактически же он продолжался около 30 лет, охватывая все новые и новые сферы производства.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Большое значение имеет правильный выбор оборудования для выполнения определенной работы, уход за этим оборудованием и его ремонт, подготовка к работе инструмента и своевременное обеспечение им рабочих мест, а также заточка, ремонт и обмен инструмента и т. д.

Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Это, в частности, касалось рационального размещения оборудования и рабочих мест, выбора наиболее оптимальных путей перемещения материалов и полуфабрикатов внутри предприятия и цехов, т.е. по кратчайшим маршрутам и с наименьшей затратой времени и средств.

Система Тейлора предусматривала не только пути рационализации каждого элемента производства в отдельности, но и определяла наиболее целесообразное их взаимодействие.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства били возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Бюро устанавливало методы изготовления продукции, состав оборудования, инструменты, приспособления, методы контроля. Кроме того, оно разрабатывало должностные инструкции на каждого исполнителя, начиная от рабочего и кончая административным персоналом. В должностной инструкции указывался объем работы, методы ее выполнения и сроки ее завершения. Ежедневно каждый рабочий должен получать инструкционную карточку, в которой указывался перечень выполняемых операций, применяемое оборудование, инструмент и приспособления, способы установки изделия на станке и методы его крепления, режимы обработки (величина подачи, скорость резания и др.).

В системе Тейлора большое внимание уделялось организации учета и отчетности на предприятии. Эта работа поручалась специальному исполнителю в составе распределительного бюро, который вел повседневный учет как по рабочим и по всем частям предприятия, так и по административному персоналу. По результатам учета необходимо было составлять различные графики, с помощью которых можно осуществлять контроль за ходом производства по основным показателям и принимать необходимые меры при нарушении установленных заданий.

Регламентации подлежит также поступление и обработка корреспонденции (писем, телеграмм, заказов и т. д.).

Согласно системе Тейлора для руководства всем предприятием предусматривался штат мастеров. Часть этого штата мастеров закреплялась за распределительным бюро и осуществляла связи с рабочими, устанавливала цены и расценки, наблюдала за общим порядком в мастерской. Другая часть штата мастеров включала в себя четыре категории мастеров, которые наблюдали за точным выполнением указаний распределительного бюро: инспектор; мастер по ремонту; мастер, устанавливающий темп работы; бригадир.

Таким образом, рабочие получали инструкции от нескольких мастеров. В свою очередь, мастера также действовали на основе разработанных для них инструкций, в которых точно определялись их функции, полномочия (права) и ответственность. Все мастера должны были строго придерживаться этих инструкций, и в случае замены одного мастера другим соблюдалась преемственность их указаний рабочим.

Тейлор, формулируя суть своей теории, указывал, что им создана наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности, максимального благосостояния

Таким образом, можно выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:

• замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы;

• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;

• планирование и подготовка работы;

• разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;

• оплата по результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм (урока). Личная заинтересованность является движущим стимулом для большинства людей;

• отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

• сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.

Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. По его мнению, не только администрация, но и рабочие заинтересованы в достижении целей предприятия путем тесного сотрудничества друг с другом. Повышая производительность своего труда, рабочие увеличивают выработку производимой продукции и, следовательно, заработную плату. Улучшаются условия жизни рабочих. А это в конечном счете приведет к возрастанию благосостояния всей страны. Он отмечал: «Принципы научного менеджмента сохраняют силу, если удовлетворяют каждую из сторон, – и нет научного управления там, где обе стороны не чувствуют себя удовлетворенными[18].

Тейлор определял сущность научного менеджмента как настоящую революцию в мышлении и вместе с тем он предостерегал исследователей и ученых от односторонних и упрощенных трактовок его содержания.

Тейлором были сформулированы две основные задачи менеджмента:

• обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;

• повышение благосостояния каждого работника. Тейлор довольно‑таки широко понимал каждую из этих задач.

Процветание предпринимательства – это не только получение высоких дивидендов на вложенный капитал, но и дальнейшее развитие бизнеса.

Повышение благосостояния работников – это не только высокая заработная плата в соответствии с затраченными усилиями, но и развитие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем самой природой.

Тейлор был промышленным инженером, поэтому он смотрел на рабочего как на средство повышения производительности труда, которое требует наилучшего использования технических средств (машин, оборудования, агрегатов). Это возможно, если технические средства будут наиболее полно отвечать функциональным возможностям рабочего. Требуемое соответствие может быть достигнуто двумя путями: либо технические средства приспособить к возможностям рабочего, либо наоборот, – подбирать рабочего к созданной машине Тейлор считал, что наиболее правильным является второй путь.

Тейлор и на управление смотрел как на машину Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время. И преподавание менеджмента велось в виде промышленного инжиниринга.

Напоминаем Вам, что основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений стал перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Происходит постепенное превращение работника в партнера во взаимоотношениях с менеджером и собственником предприятия.
Беспристрастность – один из принципов (правил) административного управления, сформулированных А. Файолем.
Применение в принятии управленческий решений экономико-математических моделей обосновывалось в рамках исследований представителей количественной школы управления.

Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 23–27. – (Гриф УМО).
Модели человеческих отношений представляют собой альтернативу моделям внутренних процессов, адаптированных к установлению неформальных отношений и связей между членами одного коллектива. Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации – важные принципы доктрины человеческих отношений.

Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 23. – (Гриф УМО).


  1. К основным положениям школы человеческих отношений в менеджменте можно отнести..

  1. использования групповой самоорганизации(*)

  2. беспристрастность

  3. участие работников в управлении(*)

  4. применение экономико-математических моделей в управлении

  1. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания (+)

  2. многие люди способны к творческому решению проблем, и этот потенциал следует использовать

  3. большинство людей боятся ответственности и предпочитают, что ими руководили (+)

  4. люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы (+)

  5. труд – это органичный для человека способ существования, люди не избегают ответственности и стремятся ее на себя возложить

  1. согласно теории менеджмента универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту, разработала…

  1. Школа научного управления (рационалистическая)

  2. Школа психологии и человеческих отношений

  3. Школа науки управления (количественная)

  4. Административная школа (+)

  1. К особенностям российской модели менеджмента относятся.

  1. ограниченная роль трудового коллектива в управлении (+)

  2. гарантия занятости и создание обстановки доверительности

  3. всеобщее участие в конечном результате

  4. ориентация на производство (+)

  1. Установите соответствие между преобладающим типом мотивации и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике.

  1. Мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания

  2. Мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов

  3. Мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе субьективного мнения руководителей

(а) менеджмент в Японии

-менеджмент в Китае

(b) менеджмент в США


  1. Установите соответствие между преобладающим типом управленческих решений и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике:


Менеджмент в Японии

Б) консенсус, или компромисс (1)

Менеджмент в России

Г) сугубо единоличный, реже единолично-консультативный (2)

Менеджмент в США

А) единолично-консультативный, или компромисс(3)


  1. Установите соответствие между традиционной структурой подготовки управленческих решений и стилем менеджмента страны, где она используется в управленческой практике.


Менеджмент в Японии

длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения

Менеджмент в США

короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения

Менеджмент в России

очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения


  1. К особенностям американского стиля управления организацией можно отнести …

  1. четко определенную ответственность каждого работника (+)

  2. преобладающее использование групповых форм контроля

  3. личную ответственность каждого руководителя за выполнение директивно установленных показателей (+)

  4. отказ от использования формального описания полномочий исполнителя в пользу неформального регулирования

Существуют ярко выраженные различия в национальных системах менеджмента разных стран. Имеет свои особенности и американский стиль управления: в нем четко определена ответственность каждого работника, каждый руководитель отвечает лично за выполнение директивно установленных показателей.

Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 65. – (Гриф УМО).


  1. Тенденция к делению работ в организации между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения, в менеджменте получила название.

  1. дифференциации(+)

  2. децентрализации

  3. интеграции

  4. централизации

  1. Ситуационный менеджмент помогает выявить взаимозависимости между.

  1. организационной системой в целом и средой (+)

  2. процессным и рациональным подходами к управлению

  3. организационными подсистемами (+)

  4. различными школами управления

  1. Процесс и состояние объединения усилий всех подразделений (подсистем, функций) организации для достижения ее целей и задач в менеджменте называется.

  1. формализацией

  2. дифференциацией

  3. интеграцией (+)

  4. диверсификацией

  1. Развитие менеджмента связывается с использованием автоматизированных систем управления (АСУ), которые представляют собой.

  1. программное обеспечение для технических средств (ПЭВМ)

  2. комплекс организационно-технического оборудования

  3. совокупность экономико-математических методов, технических средств о организационных комплексов (+)

  4. совокупность экономико-математических методов

  1. Японскую модель менеджмента характеризуют такие принципы управления, как.

  1. ориентация на индивидуальные навыки и инициативу

  2. управление, ориентированное на качество (+)

  3. строгая формализация структуры управления

  4. гарантия занятости и создание обстановки доверительности (+)

  1. Глобализация как фактор развития менеджмента характеризуется.

  1. снижением объемов иностранного инвестирования в экономику стран

  2. значительным увеличением темпов роста прямых иностранных инвестиций (+)

  3. положением и развитием массового машинного производства

  4. возникновением международных рынков

  1. Эмерджентность как свойство современных управленческих систем означает.

  1. свойство системы как особой формы с целями и ценностями разработавших ее авторов

  2. качество, свойство системы, которое не присуще ее элементам в отдельности, а возникает благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему (+)

  3. наличие у системы окружения, не являющегося частью системы, но оказывающегося на нее влияние

  4. возможность отличать свойства системы от других

  1. К внутренним факторам, обуславливающим необходимость и возможность интеграции в организации, относится (-ятся).

  1. повышение качества рабочей силы на рынке труда

  2. коммуникации, необходимые для реализации целей управления (+)

  3. международные рынки

  4. появление новых технологий выполнения деятельности на рынке

  1. Установите соответствие между преобладающим типом мотивации и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике.

2. мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов.

Разработка управленческих решений как важный процесс, связывающий основные функции управления. Учения Фредерика Тейлора - основной теоретический источник современных концепций менеджмента. Отдельные идеи и критика школы научного управления Ф. Тейлора.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 11.06.2014
Размер файла 21,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Основные положения и значение школы научного управления

Выполнил: ст. гр. ОБДз-10

Проверил: доцент кафедры МТТС

Школа научного управления

Список используемой литературы

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. Объектами управления являются люди и техника, поэтому успехи в управлении во многом зависели от успехов в других областях. По мере общественного развития специалисты по управлению узнавали все больше о факторах, влияющих на успех деятельности организации. Кроме того, мир становился ареной быстрых перемен, обусловленных научно-техническим прогрессом, и правительства многих стран все более решительно определяли свое отношение к бизнесу. Эти факторы повлияли на то, что исследователи в области управления начали осознавать существование внешних сил, оказывающих воздействие на деятельность организации. В связи с этим разрабатывались новые подходы. Можно выделить четыре основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки. Прежде всего подход с позиций выделения разных школ в управлении. Он включает, в свою очередь, пять разных школ, при которых управление рассматривается с различных точек зрения: научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления, или количественного метода.

Бум развития теории управления начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Школа научного управления

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Управление людьми - это самое трудное и самое древнее искусство. Там, где взаимодействуют два и более человека, имеются элементы влияния, власти и управления.

Управление развивалось от простых форм, основанных на силе, ловкости и храбрости в родовой общине в первобытную эпоху, к сложнейшим формам современной эпохи, основанных на высоком уровне знаний, на опыте и навыках владения таинствами управления как науки, на таланте и профессионализме.

С течением времени и развитием производительных сил от родовой общины через рабовладельческую и феодальную эпохи к капитализму управление становилось всё более сложным, а сами организации становились всё более сильными. Возникновение в IV - III тысячелетиях до н.э. таких государств как Египет, Шумер, Крит, а также древнейшие египетские летописи и законодательные акты вавилонских царей представляют доказательства существования очень древней и развивающейся практики управления.

До 20 века века управление, как процесс и система взглядов и принципов, людьми не рассматривалось, а использовалось в личных интересах с целью обогащения и завоевания политической власти. Формирование теории управления как науки обусловили несколько объективных причин: бурное развитие новых технологий и развитие массового производства.

Начало эволюционного развития управления как науки относится к концу девятнадцатого века. Книга Фредерика У. Тейлора "Принципы научного управления", вышедшая в 1911 году, считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.

Тейлор предложил перенести такие методы науки как нормирование, регистрация фактов, наблюдение и анализ в производственное управление. Научное управление по Тейлору базируется на следующих 4 основах:

-нормирование - весь производственный процесс делится на этапы и для каждого этапа устанавливаются определенные нормы;

-срок выполнения заданий - человек получает вознаграждение только в том случае, если он выполняет задание в срок;

-изучение умственных и физиологических возможностей исполнителей, их отбор для выполнения определенных работ и обучение;

-справедливое вознаграждение за результат, достигнутый исполнителем.

Тейлор выделил такие функции управления как планирование и контроль, специализация и стандартизация и предложил сдельную оплату труда. Теория Тейлора подверглась, серьезной критике и основной упор делался, на то, что он низводит человека до уровня машины, придает слишком большое значение материальному стимулированию.

Раньше рабочие сами планировали свою работу. Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия

Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента. Ф. Тейлор написал прославившие его имя на весь мир книги: "Сделочная система" (1895), "Цеховой менеджмент" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911). В своих трудах он пытался совместить интересы капитала и труда, реализовать "философию сотрудничества" на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев разных стран. Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы "научного менеджмента" смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления. Ф. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме того, требуется жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла. Ф. Тейлор указал задачи, которые должна выполнять администрация и благодаря которым субъективизм и произвол прежних методов управления заменяются "научной логикой" правил, законов и формул. Ф. Тейлор рассматривал научный менеджмент как действенное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производственных и экономических целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

-методы переобучения рабочих;

-сбор социальной информации

К представителям школы научного управления следует отнести также некоторых российских ученых, прежде всего А. А. Богданова и А. К. Гастева.

Для данной школы характерны также следующие черты:

-использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

-целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

-равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;

-обеспечение работников ресурсами;

-применение материального стимулирования;

-сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

Отдельные идеи научного управления были заложены и в трудах основателя автомобильной промышленности США Генри Форда. Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике. Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства. К основным идеям управления Форда относятся: внедрение массового поточного производства со стандартизацией и специализацией, разбивка труда на отдельные операции. Ему же принадлежит идея конвейерного производства.

Следующий вклад в ТУ внес французский теоретик Анри Файоль (школа административного управления). Он применил идеи Тейлора о стимуляции труда непосредственно к высшему управленческому персоналу и создал теорию администрации. Он впервые начал рассматривать управление как процесс, включающий следующие функции - планирование, организация, руководство, координация и контроль. Он же впервые предложил принципы управления, многие из которых используются и сейчас.

Вопросами управления и разработкой учения об управлении занимался также крупный английский экономист Джон Кейнс. Он является основоположником теории государственного регулирования. В противовес теории А. Смита он отрицает способность рынка к саморегуляции и говорит о необходимости государственного регулирования. Это течение получило название кейнсианство.

У Тейлора были свои последователи - Эмерсон, который предложил 12 принципов повышения ПТ, и супруги Гилберты, которые рассматривали вопросы совершенствования производственного процесса и на этой основе повышения производительности труда.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Немалое значение Ф. Тейлор придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;

Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Критика школы научного управления:

-механистический подход к управлению;

-преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

В первой половине 20 века специалисты в области теории и практики управления были недостаточно знакомы с работами психологов, да и сама психология находилась в зачаточном состоянии. В 30-50 гг. человеческий фактор начал рассматриваться как основной элемент управления, а любое предприятие как социально-экономическая система, т.е. на первый план стали выходить психологические взаимоотношения в коллективе.

Становление школы науки управления или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, связанных с ними областей знаний. Эта школа применила точные науки (ЭММ, теорию исследования операций, статистику и др.) для решения задач управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Л.В. Кантарович, В.В. Новожилов.

На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды в вышеназванных школах, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода управлению, который включает в себя 3 основных момента:

-подход к управлению как к процессу. С 60-х годов 20 века появился новый подход к решению проблем управления. Управление не единовременное действие, а процесс, который включает в себя серию взаимосвязанных действий - функций управления.

-системный подход - организация - совокупность взаимосвязанных элементов (цели, люди, структура, задачи, технология), которые организованы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды. Любая фирма, производственное предприятие является системой, т.е. зная закономерности развития систем можно определить направления эффективного управления предприятием. Системный подход предполагает рассмотрение предприятия как целостной системы во взаимосвязи с окружающей средой. Предприятия и организации в рыночных условиях являются открытыми системами, т.е. находятся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и вынуждены адаптироваться к ее изменениям для того, чтобы вернуться в равновесное состояние. Если воздействие внешней среды значительно и система не может вернуться в прежнее состояние, то происходит переход в новое состояние и этот переход происходит скачкообразно.

-ситуационный подход - пригодность различных методов управления определяется ситуацией (факторы внутри и вне организации). Ситуация - конкретный набор обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данный момент времени. Ситуационный подход исходит из того, что не существует единого унифицированного метода управления. В каждой конкретной ситуации необходимо искать свои пути решения проблемы на основе науки и искусства управления.

тейлор менеджмент научный управление

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, как появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.

Главная идея Тейлора - управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Он подчеркнул необходимость проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации. Создатели школы научного управления исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и научный анализ можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Эти люди не только проповедовали возможность значительного повышения производительности труда в результате применения предлагаемых методов, но и практически обеспечивали двух-трехкратное повышение выработки рабочими в результате целенаправленного преобразования всей системы управления трудовым процессом, которое занимало два - три года. Эта деятельность нашла активную поддержку как работодателей, заинтересованных в повышении производительности и снижении удельных издержек производства, так и наемных работников, которым научные методы организации труда принесли значительное повышение оплаты труда без существенного увеличения физического утомления от работы.

Список используемой литературы

1. Менеджмент : учеб. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

2. Агеев А.И. История науки управления. - М.: Эконом, 2007.

3. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005. -- 192 с. (Зачет и экзамен).

Подобные документы

Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

реферат [105,9 K], добавлен 28.07.2010

Предпосылки возникновения научного управления. Ф. Тейлор - основатель научного менеджмента. "Машинная модель" инженеров Филадельфии, идеи "реформаторов труда". Развитие концепций Тейлора его последователями. Отражение научного управления в современности.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 12.03.2011

Основные принципы школы научного управления, которая сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Оценка вклада каждого из основателей школы научного управления в развитие менеджмента: Ф.У. Тейлора, Г. Эмерсона, Г.Л. Ганта, Г. Форда.

презентация [599,0 K], добавлен 25.01.2016

Направления разработки УР школой науки управления. Основоположники и история школы научного управления. Система управления Тейлора. Основные понятия и положения анализа внешней среды, ее влияние на выбор, реализацию альтернатив. Факторы выбора стратегии.

реферат [308,4 K], добавлен 21.03.2011

Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".


Школа научного управления (1885-1920) окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

  1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
  2. Разработка формальной структуры организации.
  3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

  • Ф. У. Тейлор;
  • Френк и Лилия Гилберт;
  • Генри Гантт.

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

  • хронометраж;
  • инструктивные карточки;
  • методы переобучения рабочих;
  • плановое бюро;
  • сбор социальной информации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

  • Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;
  • Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

Принципы школы научного управления

Основатель школы научного управления Тейлор, используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добился повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.

Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет повышения производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Эмерсон, который исследовал штабной принцип в управлении и рационализацию производства. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.

Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников. Основные принципы школы научного управления:

  • разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;
  • оплата по результатам труда;
  • выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности;
  • поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:

  • использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи;
  • отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения;
  • обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
  • важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности;
  • отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.

Недостатки школы

К недостаткам данной теории можно отнести следующее:

Учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;

В работнике Тейлор и его последователи видели только исполнителя простых операций и средство достижения цели;

Не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;

В учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;

Тейлор склонен был относиться к рабочим как к необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.

Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомендуемые школой, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации.

Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 1920-е гг. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда (НОТ), теория организации производства и др.

Читайте также: