Основные психолого педагогические подходы и технологии работы с детьми младшего школьного возраста

Обновлено: 07.07.2024

Технология педагогической деятельности - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.

Значение технологии педагогической деятельности при работе с детьми младшего школьного возраста

Современная концепция модернизации образования определяет новые цели общего образования, основные из которых продиктованы актуальными требованиями к подготовке выпускников общеобразовательных школ. В требованиях к выпускникам включено:

  • формирование целостной системы базовых знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности;
  • формирование личностных качеств: гражданская позиция, правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, толерантность, навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

В рамках современной концепции модернизации образования основными задачами начального образования являются:

  • всестороннее и полноценное развитие личности младшего школьника;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование интереса и мотивации к обучению;
  • воспитание у учащихся нравственно-эстетических чувств и эмоционально-ценностного отношения к окружающим и себе;

Решение данных задач достигается посредством организации педагогического процесса, основанного на гуманистическом подходе, который предполагает, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если им создать необходимые условия обучения. Основным условием является личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, с опорой на его жизненный опыт, навыки самостоятельной деятельности и личностные компетенции.

Исходя из поставленных задач, процесс обучения следует представлять в виде системы ЗУН, развития познавательных и креативных возможностей учащихся, воспитания творческой личности, способной реализовать собственные возможности.

Готовые работы на аналогичную тему

Для достижения образовательной цели в начальной школе, а также для решения поставленных задач возникла необходимость изменения всего процесса обучения, смены традиционной методики преподавания, ориентированной на то, чтобы учащиеся получали знания не в готовом виде, а открывали их самостоятельно.

Традиционные методы обучения ориентированы на среднего учащегося, что не отвечает современным требованиям. В связи с чем, возникла необходимость внедрения в педагогическую деятельность технологий работы с младшими школьниками.

Виды технологии педагогической деятельности

Наиболее часто используемые в педагогической практике виды технологий педагогической деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста:

Технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к процессу обучения:

  • технология педагогики сотрудничества;
  • гуманно-личностная технология, разработанная Ш.А. Амонашвили;

Технологии, основанная на интенсификации и активизации различных видов деятельности учащихся:

  • игровые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • проектно-исследовательские технологии.

Технологии, основанные на повышении эффективности организации и управления учебным процессом:

  • технология разноуровневого обучения;
  • групповая технология;
  • информационно-компьютерная технология (ИКТ);

Технологии, направленные на организацию развивающего обучения:

  • технология развивающего обучения, предложенная Л.В. Занковым;

Зачастую педагоги включат в сценарий урока совокупность элементов из различных педагогических технологий, что значительно повышает эффективность процесса обучения.

В рамках технологий обучения детей младшего школьного возраста, основной задачей педагога является организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на поиск и усвоение учебной информации.

Самостоятельный поиск учебной информации организуется посредством организации технологии компетентностно-ориентированного обучения, реализуемого в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Наибольшей популярностью в работе с детьми младшего школьного возраста имеют технологии, основанные на использовании ИКТ. ИКТ положительно сказывается на повышении заинтересованности в процессе обучении, мотивации получения новых знаний. Важным условием использования ИКТ является грамотный подход к их использованию на уроках.

Основные направления использования ИКТ в работе с учащимися начальной школы:

Применение ИКТ в процессе обучения необходимо сопровождать специальными видами гимнастик (физкультминутки, гимнастики для глаз и слуха и т.д.). Это необходимо для сохранения и укрепления здоровья учащихся. С этой целью в технологии с использованием ИКТ могут быть внедрены элементы здоровьесберегающих технологий.

Кроме технологий, реализуемых в урочное время, большое значение имеют технологии, организуемые педагогами во внеурочное время и технологии внеклассной работы.

Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел, которые обеспечивают не только полноценное развитие учащихся, но сплочение детского коллектива.

Внеклассная работа способствует установлению в классе эффективного взаимодействия между учащимися, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Таким образом, при грамотном применении технологий существенно повышается эффективность обучения и культура урока, формируется интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОДРОСТКАМИ, ПЕД А Г ОГАМ И МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Беленикина Лидия Ивановна

Краткое содержание: методические приемы и упражнения, позволяющие установить доверительный контакт с детьми с ОВЗ

младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Основания для определения типа нервной системы путем определения силы возбудительного процесса в ЦНС (что влечет за собой соответствующую работоспособность), а также методика и упражнения работы с подростками, которая обусловлена проблемами, типичными для данного возраста.

Главная цель педагогики - содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии.

Существуют приемы, позволяющие оценить внимание младшего школьника, его мышление, личностные особенности, самооценку и уровень притязаний, использование метода наблюдений для определения психологических особенностей ребенка.

В процессе общения с учащимися можно использовать методики наблюдения за поведенческими реакциями. В процессе повседневного общения можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

Способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);

Умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;

Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, условиях опасности;

Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;

Высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле.

Сдержанность в поступках, в разговоре (даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию).

Неторопливость в принятии и решении.

Быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.

Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, тщательное и медленное прожовывание пищи во время еды, хороший сон.

В процессе общения педагог может собрать определенные сведения о наличии повышенной нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков:

Необъяснимое упрямство, отсутствие эффекта от бесед и взысканий.

Быстрая смена настроений, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные легкомысленные поступки.

Частые ссоры, конфликты, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания.

Чрезмерная угодливость, слащавость, податливость.

Стремление обратить на себя внимание любым путем, ярко выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства.

Самоунижение, униженность, постоянная податливость, неадекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.

Явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, неорганизованность в поведении.

Извращенный, гипертрофированный педантизм.

Сексуальные извращения, цинизм, бравирование своей развращенностью.

Гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.

О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетельствовать признаки внешних проявлений эмоций. Это проявляется при усложнении ситуаций в ходе подготовки уроков, при повышении требовательности, строгости учителей, на уроках, экзаменах:

Яркие мимические реакции, особенно дистаторальные (губы вытянуты вперед трубкой)

Выраженная реакция позы, особенно скованность

Сильный тремор (дрожание рук, ног, век, щек).

Неадекватная интонация, изменения фонации и артикуляции речи.

Частые позывы на диурез, повышение перистальтики кишечника при эмоциях.

Суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской.

Неадекватность эмоциональной реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции.

О недостатках эмоциональной устойчивости свидетельствуют следующие признаки:

Ухудшение результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях.

Ответы на экзаменах или контрольных всегда хуже, чем на обычных занятиях.

Частая ошибка в действиях при работе в условиях контроля со стороны взрослых или значимых сверстников.

Стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в учебной, спортивной, профессиональной или иной деятельности.

Окончательное заключение по аспектам личности педагог имеет право сделать только на основе консультации с психиатром.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ПОДРОСТКАМИ.

Работа педагога с подростками обусловлена проблемами, типичными для данного возраста.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства, обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от:

неустойчивости эмоциональной сферы;

особенностей высшей нервной системы;

высокого уровня ситуативной тревожности.

Для определения познавательных способностей подростка существуют методики изучения восприятия, внимания, памяти, мышления, речевого развития, мотивации обучения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, слабая память и т.д. Задачей учителя является коррекция этих нарушений.

При коррекции нарушений используются следующие приемы:

Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. «Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения М., 2004

Н.В.Новоторцева. Изд.4 перераб.и дополн.. СПб.,2006 «Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб.пособие

Мамайчук И.И.Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СРб.,2004

Актуальность. Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах.

Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми младшего школьного возраста . В этом возрасте организм более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.

В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт, поэтому так актуально выявить технологии работы с детьми младшего школьного возраста.

Вопросами определения содержания, методики и технологии воспитательной деятельности посвятили свои работы М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и прочие научные работники.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

. младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно сложная дея­тельность, которой будет отдано много сил и времени — 10 или 11 лет жизни. Учитель, оценивая работу . ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от­крытость, стремление выплеснуть все эмоции .

Для достижение цели исследования нами определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать научно — методическую литературу по проблеме;

2. рассмотреть характеристику детей младшего школьного возраста;

На данном этапе нами использовался такой метод исследования: изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Названия основной части отображают ее содержание.

Глава 1.Особенности детей младшего школьного возраста

1.1.Характеристика особенностей детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин.

У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям.

Переход к конкретно — операциональному мышлению влечет за собой перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

. не показы­вать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от . происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно .

Основной характеристикой данного периода является сочетание в ребёнке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника.

В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности, но не физической выносливости.

От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности. Обозначают следующие предпосылки

Общее физическое развитие:

• Состояние зрения, слуха,

• моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев).

• Состояние нервной системы (степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности;

• нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учёбе и общение со сверстниками………………

В нашей работе мы постарались, как можно более подробно рассмотреть проблему технологии работы с детьми младшего школьного возраста.

Все задачи, поставленные в работе решены.

Мы делаем выводы, что начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится воспитывается человек не только в начальных классах, но и в средних ,и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается, то что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Технология работы с такими детьми зависит от грамотно построенной работы.

1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии// Хрестоматия С-Пб., 2001г.

2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:Просвещение, 1993.С,60-63.

3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова.- М.,2001.

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

. родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в . с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпирен- ными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. .

5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.

6. Кибирев А.А. — Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.

7. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.

8. Логиновских Н. Служба сопровождения – необходимые условия развития ребенка. //Наука и образование Зауралья// 2001г. №1

9. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. — М., 2001.

10. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002.

12. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.

13. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г.

15. Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально — педагогически запущенных детей. — М.,2005.

16. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. – Красноярск, 1997.С,31.

17. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.

18. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. — М., 2000.

19. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, г. Волгоград, 2007г.

20. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, №3-4, С. 7-13.

Примеры похожих учебных работ

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

. ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ . эффект именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как .

Психолого-педагогические особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

. работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, . · комплексные игры. Игровые технологии предполагают зрелищный, динамичный характер .

Психологическая характеристика младшего школьного возраста 2

5. Особенности личности младшего школьника 2.6. Самосознание 2.7. Группы риска в младшем школьном возрасте 3. кризис подросткового возраста (пубертат - 11-15 лет) 3.1. Физиологические основы кризиса подросткового .

Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе

. является анализ проблем психо - социального развития ребенка в младшем школьном возрасте. Объектом работы является процесс психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Предмет исследования - процесс адаптации первоклассника. Задачи, .

Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема

. неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста .3Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста .Практические аспекты работы учителя по преодолению неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста .1Диагностика .

Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных .

. ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у разных детей. . взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребёнка не в .

Психокоррекционную работу можно понимать как психологическое вмешательство с целью оказания помощи в разрешении поведенческих и личностных проблем ребенка и исправление недостатков его психического развития с помощью специальных средств психологического воздействия. И.В. Дубровиной[116] сформулированы основные принципы психологической коррекции (рис. 4.5).

Принцип первый – единство коррекции и развития, означающий, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии, предполагающий индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития, означающий, что задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принципы психокоррекции

• единство коррекции и развития;

• единство возрастного и индивидуального в развитии;

• единство диагностики и коррекции развития;

• деятельностный принцип осуществления коррекции;

• подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.

Рис. 4.5. Принципы психокоррекционной работы

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования.

1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

4. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

5. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.

6. Определение частоты необходимых встреч (например, встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

7. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10–15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5–2 часов на заключительном этапе).

8. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.

9. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

10. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

12. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.

13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

14. Оценка эффективности реализованной программы[117].

Направления развития и психокоррекции детей младшего школьного возраста ориентированы на активизацию основных четырех сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл психокоррекционных занятий (табл. 4.5)[118]:

Таблица 4.5

Цикл психокоррекционных занятий

Эмоционально-мотивационный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи:

1) создание ситуации успешной деятельности;

2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;

3) формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;

4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личной цели развития;

5) формирование адекватной, гибкой самооценки;

6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли

Социально-нормативный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;

2) развитие навыков успешной коммуникации;

3) формирование навыков успешной совместной деятельности;

4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии

Перцептивный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) развитие возможностей восприятия;

2) формирование базовых пространственно-временных представлений;

3) согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно

Когнитивный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) формирование ориентировочной основы деятельности;

2) развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);

3) развитие вербального и невербального интеллекта, формирование эффективных навыков стратегий учебной деятельности

К наиболее распространенным методам психокоррекционной работы с младшими школьниками относятся различные психотехнические игры и упражнения, направленные на целостное развитие личности ребенка и решение конкретных психологических проблем, на коррекцию и развитие определенных познавательных процессов или личностных особенностей; психогимнастика — метод практической психокоррекции, предполагающий невербальное выражение переживаний, эмоциональных состояний, личностных проблем. В психокоррекционной работе младшими школьниками широко используются игротерапия, предполагающая воздействие на детей с помощью игры; арттерапия — метод психокоррекции и психотерапии, основанный на искусстве и творчестве; сказкотерапия — метод воздействия на психику с помощью придуманных историй, в сказочной форме; куклотерапия — метод психокоррекции с использованием кукол.

Музыкотерапия в психокоррекционной работе с младшими школьниками основана на использовании определенных музыкальных произведений, которые оказывают существенное влияние прежде всего на эмоциональную сферу ребенка: изменяют настроение, снижают тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность, депрессию, повышают психический тонус и т. д.

Цветовое воздействие на ребенка также обладает достаточно сильным эффектом. Цвет давно стал использоваться в качестве вспомогательных приемов психокоррекционной и психотерапевтической работы, определенные цветовые гаммы способны оказывать воздействие на психическое состояние ребенка.

Часто цветовые воздействия сочетаются в одной программе с музыкальными, это объясняется сходством эмоционального реагирования детей на музыкальные и изобразительные виды искусства и данными о типе их реагирования на определенные цветовые тона. Существуют специальные разработки цветомузыкальных установок, в которых сочетается музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий.

На психокоррекционных занятиях может использоваться аромофитотерапия, предполагающая использование в терапевтических, коррекционных и профилактических целях ароматов растений, которые разделяются на три группы:

• стимулирующие и тонизирующие нервную систему;

• успокаивающие нервную систему;

• ароматические адаптогены, нормализующие функциональное состояние как при повышенной, так и при сниженной активности нервной системы.

В психокоррекционной работе с младшими школьниками могут использоваться элементы нервно-мышечной релаксации и аутотренинга. Аутогенная тренировка – это метод, повышающий при помощи специальных формул самовнушения возможности саморегуляции. Нервно-мышечная релаксация – это метод, который сводится к выработке способности к произвольному расслаблению поперечно-полосатых мышц. Вызывая расслабление с помощью нервно-мышечной релаксации, создаются необходимые предпосылки для освоения других, более сложных приемов саморегуляции. Овладение целенаправленной концентрацией внимания на мире внутренних ощущений способствует формированию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций.

На психокоррекционных занятиях с младшими школьниками также могут использоваться сенсорная репродукция, предполагающая создание чувственных образов, концентрацию внимания на воображаемых предметах; идеомоторная тренировка – это процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке; различные виды специальных двигательных и дыхательных упражнений, которые положительно влияют на умственную и физическую работоспособность, помогает снять ощущения усталости, напряжения, тревоги.

В рамках психокоррекционной работы с младшими школьниками часто проводятся различные психологические тренинги. Психологический тренинг можно определить как совокупность активных методов обучения навыкам поведения, самопознания и саморазвития посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии. Проработка содержания психологического тренинга осуществляется с помощью групповой дискуссии, различных видов игровых методов, психодрамы, психогимнастики, методов развития социальной перцепции и др.

Психокоррекционная и развивающая работа с проблемными младшими школьниками должна сопровождаться консультациями учителей, работающих с ними, организацией соответствующей работы педагогов и родителей по исправлению имеющихся трудностей в обучении и поведении конкретных учеников, оказанием отсроченной помощи тем детям, которым по результатам предварительного психодиагностического обследования не потребовалась немедленная помощь, но проблемы которых могут проявиться позднее. Целесообразность предпочтения того или иного вида и методов психокоррекционной работы во многом будет определяться конкретной ситуацией, возможностями психолога-практика, а также степенью выраженности личностных и поведенческих проблем ребенка.

Критериями эффективности психокоррекционной работы можно считать: позитивные сдвиги в развитии познавательных процессов и личностной сферы ребенка, повышение учебной мотивации, результативности его учебной деятельности, гармонизация личности ребенка, улучшение межличностных отношений ребенка и положительные изменения в его социальном статусе, эмоциональном самочувствии и самооценке, улучшение психологического микроклимата в классе, повышение общего уровня гуманизации и оптимизации целостного педагогического процесса и др. Эффективность психокоррекционной работы с детьми, возможность достигать взаимопонимания с учителями и родителями во многом зависят от степени их участия в такой работе, от их психологической грамотности и способности воспринимать и выполнять рекомендации психолога.

Читайте также: