Основные периоды развития педагогической мысли кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие педагогики неразрывно связано с историей человечества. Жизнь менялась, наука укреплялась, создавались все более совершенные системы образования. На каждом этапе развития педагогики доминировала определенная парадигма, система взглядов, некая теория, которая считается образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в контексте смены доминирующих парадигм.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Жесткие принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, были усовершенствованы в течение столетий. Среди блестяще образованных философов того времени были такие фигуры, как Марк Туллиан (160-222), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), написавшие богатые педагогические трактаты.

Педагогические открытия средневекового ордена иезуитов заслуживают особого внимания. Многое из того, что сохранилось в школах сегодня, было впервые придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнасия Лойолы (1491-1556). В середине 16 века он ввел первое новшество — типовые школьные программы. Первый типовой учебный план для университета был составлен иезуитами в 1586 году, после смерти Лойолы.

Становление и развитие педагогики

Становление педагогических идей в истории педагогики

История педагогики — это наука, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения. Педагогические взгляды и теории в разных странах и в разные исторические периоды существенно различались, в зависимости от общих философских представлений о человеке, государстве, религиозной идеологии и культурных особенностей различных общественных классов. В основе любой педагогической системы всегда лежит та или иная философская антропология, определяющая в самых общих чертах место человека в мире, его сущность, источники его способностей. В некоторых педагогических системах считается, что они изначально заложены в природе или в Боге — тогда задача образования состоит в том, чтобы защитить этот потенциал, а не препятствовать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт социальных отношений или социального обучения — тогда задачей образования является целенаправленное обучение детей, усвоение ими норм и правил, существующих в обществе.

Идеологический аспект образования тесно связан с философскими представлениями человека и определяет его цели и ценности. Например, в демократических странах, где свобода и ответственность являются наиболее важными ценностями, образование направлено на развитие индивидуальности, независимости, самостоятельности и ответственности за собственные действия. В восточных странах акцент делается на таких качествах, как умение работать в команде, ориентация на общие цели.

Различные философские взгляды и идеологические установки воплощаются в различных типах образования. Среди них традиционно выделяют авторитарную, естественную, свободную и гуманистическую.

Авторитарное образование — педагогическая концепция, согласно которой образовательные отношения строятся на непререкаемом авторитете учителя и подчинении ученика его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность ребенка, авторитарное образование препятствует развитию его активности и индивидуальности, приводит к конфронтации между учителем и учениками.

Естественное воспитание — это педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания является естественное развитие ребенка. Он был основан французским философом эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой концепции, от учителя требуется педагогическое руководство, которое реализуется незаметно для ребенка, в естественной форме. Во второй половине 19 века идеи естественного воспитания стали основой теории свободного воспитания, разработанной Л.Н. Толстым в России. Эта теория рассматривает образование как помощь природе ребенка, который развивается естественно в процессе познания окружающего мира и свободно самоопределяется в нем.

Гуманистическое образование — педагогическая система, основанная на идеях естественного воспитания и гуманистической психологии 50-60-х годов XX века; ее основателями являются С. Роджерс и А. Маслоу. Главная цель такого образования — самореализация и самоосуществление личности.

В истории человечества нет четкой последовательности и преемственности изложенных форм образования. В каждом обществе и на каждом этапе развития существуют различные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурные группы, региональные, семейные и другие вариации.

Эмпирический этап развития педагогики

С древних времен человечество накапливало опыт в воспитании и обучении детей.

Аристотель говорил о необходимости учиться на знаниях и опыте предыдущих поколений и отстаивал идею всестороннего развития личности (учение о дианоэтических добродетелях). Так, он писал, что в возрасте до 5 лет игра и развитие языка, вопросы укрепления физического здоровья ребенка имеют решающее значение для всестороннего развития ребенка.

На Востоке эти идеи развились в концепцию идеального человека — не по происхождению, а по воспитанию и образованию. Акцент делался на необходимости всестороннего физического и умственного развития детей, формирования таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и мужество.

На следующем, втором этапе просветительская мысль развивалась в период рабовладения и феодализма. На Западе она формировалась прежде всего в результате обобщения афинского и спартанского образовательного опыта, школ греческой культуры, позднее — иезуитской и христианско-католической образовательных систем.

Развитие идей воспитания и образования детей в значительной степени перешло от философского аспекта к религиозному и было опосредовано церковными проповедями. По этой причине идеи нравственного развития и воспитания были наиболее распространены в Средние века. В этом отношении заслуживают внимания труды святого Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, святитель Иоанн Златоуст предупреждал о необходимости противостоять методам авторитарного давления на личность ребенка, советам, наставлениям и увещеваниям; а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого воспитателя: к его энциклопедическим знаниям и умению устанавливать простые и искренние отношения с детьми.

Этап формирования педагогики как науки

Научная педагогическая мысль возникла в XVII веке и была связана с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в Западной Европе, России и на Востоке.

1 этап — развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения, их основу составляла идея воспитания гармонично развитой личности, обладающей физическим и психическим совершенством, умеющей ценить жизнь. Обращалось внимание на естественность земных удовольствий и чувственных наслаждений в воспитании детей, на эмоциональную составляющую воспитательного процесса. С другой стороны, подчеркивалась творческая функция личности. Поэтому знание рассматривалось как инструмент для создания и изменения мира. Арабские и иранские мыслители подчеркивали важность систематического и непрерывного обучения и самообразования.

Этап 2 — Образование и развитие дошкольной педагогики в Новое время. Важную роль сыграл оптимистический взгляд на природу ребенка, на который повлияли эпоха Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я.А. Коменского и И.Р. Гофмана. В этом отношении большую роль сыграли А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци и другие.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности И.А. Коменского, принцип культуросообразности А.В. Дистервега), выделены направления (физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и т.д.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (природосообразный метод воспитания И.А. Коменского, элементарный метод воспитания И.А. Коменского, дошкольный метод воспитания А.Г. Песталоцци и др.) А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и т. д., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и т. д.).

Зарождение русской педагогической психологии

Становление и развитие образовательной практики и педагогической мысли в России было неразрывно связано с социально-политическими изменениями в стране. Реформы российского образования и педагогики совпали с периодом радикальных потрясений в общественном строе страны. Возникновение психологии образования как прикладной отрасли психологической науки стало следствием радикальных изменений в социальных, экономических и культурных условиях, вызванных отменой крепостного права в России в 1861 году.

Церковная педагогика характеризуется главенствующим положением Церкви и ее мировоззрения в жизни русского человека и его образовании. Целью образования было спасение души; человек учился понимать Слово Божье, богослужения и таким образом становился чище, совершеннее, ближе к Богу. Образование в это время заключалось в изучении литургических книг и текстов Писания. Преподавателями были священнослужители или миряне, готовящиеся к священническим должностям. Церковное образование было единственным видом образования в первый период; оно было единым для всех — для бедных и богатых, для мальчиков и девочек.

Государственная педагогика была оформлена в период правления Петра I. Государство взяло на себя управление образованием. Она утверждала, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практическим, профессиональным, а значит — сословным. На месте прежней единой церковной школьной системы возникли профессиональные, светские и клерикальные школы различных типов с обязательным направлением детей определенных сословий в соответствующие школы.

Количество школ в России значительно увеличилось, они стали разнообразными — появились университеты, гимназии, духовные академии и семинарии, городские и церковно-приходские школы, различные профессиональные и технические училища. Сформировалось особое педагогическое профессиональное сообщество: учителя, педагоги, воспитатели, преподаватели и т.д. Появилась педагогическая литература, в основном переводная и заимствованная. Теоретическая педагогика государственного периода была в основном отражением и обоснованием требований государства к подготовке образованных и профессионально подготовленных кадров.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Учение Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) о дианоэтических добродетелях привело к пониманию воспитания как единства физического, нравственного и умственного совершенствования человека , которое возможно лишь при условии освоения знания и опыта предшествующих поколений.

В Средние века античная идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания сменилась идеей нравственного совершенствования как средства поддержания Божественного благочестия. Святитель Иоанн Златоуст (350 – 407) выступал противником авторитарного давления на личность и был сторонником увещевания, совета, предостережения. Патриарх Фотий (820 – 890), наставник просветителей Кирилла и Мефодия, говорил о необходимости энциклопедического образования педагога и универсального характера образования , что позволяет установить простые и искренние отношения между учителями и учениками.

В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) стало восстанавливаться классическое образование, основанное на принципах гуманизма. Задачей воспитания провозглашалось воспитание гармонически развитой личности , в которой сочетались бы физическое совершенство и богатое духовное содержание. Ключевой идеей педагогики стала естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. В связи с развитием капиталистического производства знания стали рассматриваться как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической теории. В соответствии с традициями эпохи Возрождения он считал, что человек способен к развитию. Принцип природосообразности понимался в русле идеи подражания природе, а природное в человеке – как самодеятельная и самодвижущая сила. В соответствии с данным принципом был разработан так называемый естественный метод образования , а обучение проходило стадии, основанные также на единстве природы и воспитания: самостоятельное наблюдение, практическое осуществление, применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах и самостоятельное изложение результатов своей деятельности.

Большая роль принадлежит Коменскому в разработке семейного воспитания . Материнской школой он называл ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Впоследствии Иоганн Генрих Песталоцци также доказал, что семья действительно воспитывает, она учит делом, а живое слово, падая уже на распаханную почву, производит необходимое действие.

В XVIII – XIX вв. на развитие педагогической мысли оказали большое влияние Джон Локк в Англии, Жан‑Жак Руссо во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт, Фридрих Вильгельм Фребель, Адольф Вильгельм Дистервег в Германии и др.

Джон Локк (1632 – 1704) сосредоточил основное внимание на теории воспитания . Он делал акцент на необходимости получения образования, помогающего сформировать в джентльмене деловые качества, твердые нравственные убеждения и уверенность в себе.

Жан‑Жак Руссо (1712 – 1778) ярко и убедительно протестовал против таких недостатков воспитания, которые порождают людей, далеких от практических проблем и реальной жизни. В основе его педагогической теории лежал принцип естественного воспитания. Руссо исходил из идеи природного совершенства детей, и поэтому считал, что им нужно лишь предоставлять полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Главным в процессе воспитания он считал развитие самодеятельности и активности ученика, наблюдательности, связь теории с практикой, учет интересов и наклонностей ребенка. Идеи Руссо положили начало разработке теории свободного воспитания и педоцентризма в педагогической науке, согласно которой воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей, способствуя их развитию. Разработанная французским педагогом программа формирования личности предусматривала естественное умственное, физическое, нравственное и трудовое воспитание.

Педагогическая система И.Г. Песталоцци базировалась на следующих принципах:

• основу обучения должны составлять наблюдения и опыт, на основе которого делаются выводы;

• процесс обучения должен строиться путем перехода от части к целому;

• применение наглядности помогает сформировать правильные представления, развить мышление и речь;

• обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Разработанный Песталоцци метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений, направленная на познание окружающего мира, открытие новых свойств и явлений.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) развил идею о гармоническом развитии всех способностей . По его мнению, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Причем обучение должно носить воспитывающий характер и опираться на три основных метода: описательный, аналитический и синтетический.

Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) предложил дополнить принцип природосообразности принципом культуросообразности , т. е. учебно‑воспитательный процесс должен основываться на определенной внешней, внутренней и общественной культуре, что предполагает учет особенностей культуры данной страны, данного времени, а также уровень духовного развития человека.

Огромная заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции в контексте реформы народного образования начала 80‑х годов XIX в. принадлежит Полине Кергомар (1838 – 1925). П. Кергомар – реформатор и видный деятель народного образования Франции, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создала свою, оригинальную, теорию и практику общественного воспитания детей дошкольного возраста . Разработанная под ее руководством программа воспитания в материнских школах с небольшими изменениями применяется и в настоящее время в дошкольных учреждениях Франции.

Материнские школы создавались для маленьких детей, которые в силу жизненных условий были лишены присмотра родителей – мать не могла оставить ребенка одного дома или позволить ему бродить по улицам и дорогам, где его подстерегали многочисленные опасности. Заботу о нем брала на себя материнская школа.

Общественная мысль второй половины XIX в. в России также развивалась под влиянием идей европейского Просвещения. В сочинениях русских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания , целесообразности изучения и использования западной педагогики при соблюдении собственных традиций.

Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и определил в воспитании несколько направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное .

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889), Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861), Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) сформулировали методологические основы педагогики. Так, Н.Г. Чернышевский в воспитании руководствовался антропологическим принципом . Он считал, что социальные перемены ведут к изменениям как в характере народа в целом, так и в характерах отдель ных его представителей. Под этим углом зрения рассматривались роли наследственности и воспитания.

Н.А. Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. Главной задачей воспитания он считал заботу о личности ребенка , ее разностороннем развитии, подготовке юного человека к активной и счастливой жизни.

Н.И. Пирогов во главу угла ставил идею самопознания . Он выделял два рода воспитания – общечеловеческое и специальное. Это означало, что люди, с одной стороны, должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания, а с другой стороны, учиться быть настоящими людьми, т. е. с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870), которого по праву называют основателем научной педагогики в России. В свое время он совершил переворот в теории и педагогической практике, открыв возможность широкому кругу педагогов и читателей познакомиться с новейшими достижениями психологии, педаго гики и других наук. При этом он не забывал и о детях. Сочинял рассказы о том, что им близко, что волнует их в окружающей жизни: о растениях и животных, птицах, явлениях природы, самих ребятах. Читая эти произведения, дети узнавали о том, что хлеб, который они едят; одежда, которую носят; дом, в кото ром живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный в обществе – человек труда. Книги Ушинского побуждали присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления, любить родной язык и литературу.

Стержнем его педагогической системы явилась идея народности воспитания , признание права всех слоев общества на образование; целью воспитания – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего Отечества.

Руководящую роль в воспитании Ушинский отдавал школе и учителям, поскольку считал, что от них зависит, насколько возвышенны и ценны будут цели воспитания. Он считал, что источник воспитательной силы – только человеческая личность педагога. Так, шаг за шагом, великий педагог‑ученый пересмотрел всю педагогику, требуя полного переустройства системы образования. Он составил подробные рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций; раскрыл пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения: построил концепцию развивающего обучения. Естественно, преобразования, предложенные Ушинским, были встречены довольно критически чиновниками, видевшими в каждой новой идее проявление вольнодумства. Многие свои сочинения выдающийся педагог вынужден был писать в изгнании, за рубежом, но это не ограничило его деятельность. До революции вышло более десяти миллионов экземпляров книг Ушинского.

Заметный след в развитии педагогических идей оставил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Основа его педагогической концепции – идея свободного воспитания . Выступая против стиля принуждения и наказания, он признавал необходимость религии как единственно законного и разумного основания воспитания, помогающего воспитать высоконравственного человека.

Возникновение экспериментальной педагогики в России относится к 80 – 90‑м годам XIX в. Ее представители намеревались создать объективную эмпирическую базу воспитания и обучения, сосредоточившись на детальном изучении психофизического развития детей.

В 1857 г. Бенедикт Морель выдвинул теорию наследственной дегенерации , согласно которой все психические нарушения и отклонения в поведении предопределяются наследственными факторами и от поколения к поколению, в связи с потерей жизненной энергии, становятся все более глубокими, вплоть до достижения стадии идиотии. Эта теория способствовала ухудшению отношения к людям с недостатками в развитии.

Так, Рихард Дубдейл , проведя в 1877 г. генеалогические исследования, подтвердил вывод о преобладании случаев пауперизма, проституции, заболеваний сифилисом, появления незаконнорожденных детей, совершения преступлений в таких семьях. Появились предложения содержать людей с недостатками в развитии изолированно от общества, в специальных учреждениях.

В конце XIX – начале ХХ в. центр педагогической мысли переместился в США. Американские ученые сформулировали общие принципы, и закономерности воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования. Важнейшие представители американской педагогики – Джон Дьуи (1859 – 1952) и Эдвард Торндайк (1874 – 1949).

Э. Торндайк научно сформулировал законы обучения, а так же определил стандарты и идеалы, требуя в обучении обязательного измерения и внедрения тестов. Выведенный им закон эффекта означал контроль за поведением путем применения метода проб и ошибок (повторяется то, что приводит к успеху).

В ХХ в. при определении путей воспитания главным критерием стали выступать психологические и ценностные установки личности . Теория Б. Мореля потеряла свою значимость, наметился переход от изучения биологической дегенерации к исследованию семейной, социальной дегенерации.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике стали Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) и Альберт Петрович Пинкевич (1884 – 1939).

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) внес значительный вклад в разработку методов исследования ребенка. Раскрывая взаимосвязь среды, наследственности и воспитания, решающую роль в формировании личности он отводил общественной среде и воспитанию с обязательным учетом наследственности, которая, по его мнению, создает предпосылки для развития личности. Такой подход позволял говорить о взаимосвязи внутренних мотивов личности и ее активного отношения к окружающей действительности на основе индивидуальной переработки внешних воздействий. Таким образом, считал Бехтерев, воспитание является решающим фактором формирования личности.

В 1907 г. на частные пожертвования им был создан Психоневрологический институт, в котором проводились комплексные работы по изучению нервной системы, мозга и психической деятельности. В том же году при Психоневрологическом институте было открыто первое в мире специальное подразделение, где занимались комплексными исследованиями процесса развития детей с момента их рождения и на протяжении всего раннего детства.

В младшем дошкольном возрасте особое внимание, по мнению В.М. Бехтерева, следует уделять развитию анализаторов, поэтому с дошкольниками необходимо организовывать общение, игру, вовлекать их в такие виды деятельности, в процессе которых происходит активное формирование органов чувств и познание окружающего мира. Накопление эстетических впечатлений, в свою очередь, способствует развитию у ребенка потребности в самостоятельном творческом выражении (рисовании, музыке и пр.).

Одним из первых В.М. Бехтерев поставил вопрос о половом воспитании, под которым понимал всю сумму медико‑педагогических воздействий, обеспечивающих здоровое половое поведение подростка.

Воспитание разносторонне развитой личности требовало совершенствования форм и методов учебно‑воспитательной работы. В.М. Бехтерев уделял особое внимание таким формам воздействия, как внушение, пример, поощрение, убеждение и, в редких случаях, наказание , раскрывая при этом психофизиологическую природу воздействия отдельных методов.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) указывал на решающее значение социальной среды, условий труда, отдыха и быта в формировании мировоззрения и нравственности человека. Главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив , поэтому им были научно обоснованы требования, которым должны были отвечать детский и педагогический коллективы воспитательного учреждения, правила взаимоотношений педагогов с коллективом воспитанников. Вся педагогическая система Макаренко основывалась на идее развития лично сти и индивидуальности ребенка.

Соглашаясь с этой мыслью П.П. Блонский предлагал создавать специальные условия для воспитания и обучения неуспевающих детей, поскольку конкуренция между детьми с сильным и слабым типами физического развития может приводить к конфликтам в детском коллективе.

Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939) в 20‑х – начале 30‑х годов определила воспитание коллективизма в лич ности каждого ребенка в качестве основных направлений работы в образовательных учреждениях.

Впоследствии все концепции и программы, изданные после революции, так или иначе были подчинены воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, хотя долгое время эта цель преломлялась через идеи коммунистического воспитания.

Педагогика – это наука, занимающаяся изучением процессов воспитания и обучения, развития личности, закономерностей этих процессов, а также разработкой основ организации педагогического процесса, методов и технологий обучения и воспитания.

Педагогика изучает целостный педагогический процесс, составными компонентами которого являются процессы образования и воспитания. На необходима для того, чтобы дать практические рекомендации по эффективному развитию подрастающего поколения, его социальному становлению и усвоению социального опыта предыдущих поколений.

Как наука, педагогика утвердилась не сразу. Она прошла несколько стадий в своем развитии и утверждении в качестве научного знания.

Экспериментальный этап становления педагогики

Этот этап является периодом донаучного развития педагогической мысли. В это время, педагогика еще не рассматривалась в качестве научного знания, а была только способом реализации практики воспитания и обучения подрастающего поколения.

В этот период происходит накопление опыта реализации воспитательной деятельности. Она становится частью жизнедеятельности ребенка, т.е. воспитание реализуется в ходе выполнения им различных трудовых операций, участии в жизненных процессах семьи и общества, выполнении бытовых обязанностей.

На данном этапе развития педагогики можно выделить несколько периодов ее формирования и приобретения ею разной функциональной роли. К ним относятся:

  1. Первобытнообщинный строй. Воспитание в этот период основывалось на приобретении навыков жизнедеятельности: опыт охоты, земледелия, скотоводства. Жизнь людей этого периода было тесно сопряжена с природными процессами. Поэтому, она не имела научного обоснования. Воспитание было способом ознакомления ребенка с природой и ее процессами и было ориентировано на усвоение истории своего народа и получения навыков практической деятельности для дальнейшего развития своего рода.
  2. Античная Греция. В период античности, Греция была ориентирована на непрерывные военные действия, связанные с захватом новых территорий и защитой от врагов. Поэтому, воспитание было ориентировано на подготовку воинов. Этому уделялось огромное внимание. Мальчиков обучали навыкам счета и письма и ведению военных действий, а девочки воспитывались в качестве хранительниц домашнего очага. Немного позднее, в Афинах зародилась мысль о необходимости разностороннего воспитания подрастающего поколения. Стали появляться первые школы, в которых изучалась философия, литература, основы управленческой деятельности. Но они было доступны только состоятельным сословиям.
  3. Древний Рим. В Древнем Риме образование было реализовано в семейных условиях, т.е. на дом приглашались педагоги, которые обучали мальчиков разным наукам, а девочки обучались матерью или няней ведению домашнего хозяйства, рукоделию, музыке, танцам. Такое образование могли себе позволить только состоятельные граждане. Были открыты частные школы, грамматической ориентации. Но обучение в них, также, было платным. Поэтому крестьянам оно было недоступно.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие педагогики в качестве научного знания

На данном этапе начинает зарождаться научная педагогическая мысль, формируются дидактические принципы обучения и воспитания, зарождаются основы народного образования.

В этот период, развитие педагогической научной мысли происходило в несколько периодов:

  1. Эпоха Средневековья. В это время обучение и воспитание приобретает религиозный характер. В этой связи, оно теряет научную ориентацию и светский характер. Школы открываются при монастырях и церквях и, основное внимание в образовательной программе уделяется освоению религиозных канонов.
  2. Эпоха Возрождения. В этот период происходит активное развитие всех научных направлений, искусства и культуры. Процесс обучения и воспитания приобретает гуманистическую направленность. Активно выдвигаются идеи гуманизма в образовании, проявляющиеся постановке личности ребенка на приоритетную позицию в воспитательном процессе и его ориентации на всестороннее развитие ребенка.
  3. Утверждение научной педагогической системы. Это происходит в XVII веке. Основоположником научной педагогики становится Я.А. Коменский, который вводит понятие педагогики и утверждает ее принадлежность к научному знанию. Его исследования затрагивают вопросы основ организации образовательной и воспитательной деятельности и разрабатывает классно-урочную систему обучения.
  4. Эпоха Просвещения. В этот период, педагогическая мысль развивается в связи с природным началом человека. Это означает, что воспитание и обучение реализуется, исходя из природных особенностей и задатков личности, и не мешает ее естественному развитию.
  5. Зарождение народной педагогики. Данная идея была предложена К.Д. Ушинским, который считал, что воспитание и обучение должно быть связано с народной культурой и традициями и реализовываться в трудовой деятельности. При этом, в трудах большинства ученых-педагогов, прослеживается активная позиция учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Становление педагогической мысли в XX столетии

Это период является стадией интенсивного развития педагогики. Появляется множество теорией обучения и воспитания, разрабатываются подходы к развитию детей в новых социально-экономических реалиях. Она становится теоретическим фундаментом и практической основой образовательной деятельности.

На данной стадии развития педагогики можно выделить несколько основных периодов:

Развитие педагогики неразрывно связано с историей человечества. Жизнь менялась, наука укреплялась, создавались все более совершенные системы образования. На каждом этапе развития педагогики доминировала определенная парадигма, система взглядов, некая теория, которая считается образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в контексте смены доминирующих парадигм.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Жесткие принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, были усовершенствованы в течение столетий. Среди блестяще образованных философов того времени были такие фигуры, как Марк Туллиан (160-222), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), написавшие богатые педагогические трактаты.

Педагогические открытия средневекового ордена иезуитов заслуживают особого внимания. Многое из того, что сохранилось в школах сегодня, было впервые придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнасия Лойолы (1491-1556). В середине 16 века он ввел первое новшество — типовые школьные программы. Первый типовой учебный план для университета был составлен иезуитами в 1586 году, после смерти Лойолы.

Становление и развитие педагогики

Становление педагогических идей в истории педагогики

История педагогики — это наука, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения. Педагогические взгляды и теории в разных странах и в разные исторические периоды существенно различались, в зависимости от общих философских представлений о человеке, государстве, религиозной идеологии и культурных особенностей различных общественных классов. В основе любой педагогической системы всегда лежит та или иная философская антропология, определяющая в самых общих чертах место человека в мире, его сущность, источники его способностей. В некоторых педагогических системах считается, что они изначально заложены в природе или в Боге — тогда задача образования состоит в том, чтобы защитить этот потенциал, а не препятствовать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт социальных отношений или социального обучения — тогда задачей образования является целенаправленное обучение детей, усвоение ими норм и правил, существующих в обществе.

Идеологический аспект образования тесно связан с философскими представлениями человека и определяет его цели и ценности. Например, в демократических странах, где свобода и ответственность являются наиболее важными ценностями, образование направлено на развитие индивидуальности, независимости, самостоятельности и ответственности за собственные действия. В восточных странах акцент делается на таких качествах, как умение работать в команде, ориентация на общие цели.

Различные философские взгляды и идеологические установки воплощаются в различных типах образования. Среди них традиционно выделяют авторитарную, естественную, свободную и гуманистическую.

Авторитарное образование — педагогическая концепция, согласно которой образовательные отношения строятся на непререкаемом авторитете учителя и подчинении ученика его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность ребенка, авторитарное образование препятствует развитию его активности и индивидуальности, приводит к конфронтации между учителем и учениками.

Естественное воспитание — это педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания является естественное развитие ребенка. Он был основан французским философом эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой концепции, от учителя требуется педагогическое руководство, которое реализуется незаметно для ребенка, в естественной форме. Во второй половине 19 века идеи естественного воспитания стали основой теории свободного воспитания, разработанной Л.Н. Толстым в России. Эта теория рассматривает образование как помощь природе ребенка, который развивается естественно в процессе познания окружающего мира и свободно самоопределяется в нем.

Гуманистическое образование — педагогическая система, основанная на идеях естественного воспитания и гуманистической психологии 50-60-х годов XX века; ее основателями являются С. Роджерс и А. Маслоу. Главная цель такого образования — самореализация и самоосуществление личности.

В истории человечества нет четкой последовательности и преемственности изложенных форм образования. В каждом обществе и на каждом этапе развития существуют различные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурные группы, региональные, семейные и другие вариации.

Эмпирический этап развития педагогики

С древних времен человечество накапливало опыт в воспитании и обучении детей.

Аристотель говорил о необходимости учиться на знаниях и опыте предыдущих поколений и отстаивал идею всестороннего развития личности (учение о дианоэтических добродетелях). Так, он писал, что в возрасте до 5 лет игра и развитие языка, вопросы укрепления физического здоровья ребенка имеют решающее значение для всестороннего развития ребенка.

На Востоке эти идеи развились в концепцию идеального человека — не по происхождению, а по воспитанию и образованию. Акцент делался на необходимости всестороннего физического и умственного развития детей, формирования таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и мужество.

На следующем, втором этапе просветительская мысль развивалась в период рабовладения и феодализма. На Западе она формировалась прежде всего в результате обобщения афинского и спартанского образовательного опыта, школ греческой культуры, позднее — иезуитской и христианско-католической образовательных систем.

Развитие идей воспитания и образования детей в значительной степени перешло от философского аспекта к религиозному и было опосредовано церковными проповедями. По этой причине идеи нравственного развития и воспитания были наиболее распространены в Средние века. В этом отношении заслуживают внимания труды святого Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, святитель Иоанн Златоуст предупреждал о необходимости противостоять методам авторитарного давления на личность ребенка, советам, наставлениям и увещеваниям; а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого воспитателя: к его энциклопедическим знаниям и умению устанавливать простые и искренние отношения с детьми.

Этап формирования педагогики как науки

Научная педагогическая мысль возникла в XVII веке и была связана с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в Западной Европе, России и на Востоке.

1 этап — развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения, их основу составляла идея воспитания гармонично развитой личности, обладающей физическим и психическим совершенством, умеющей ценить жизнь. Обращалось внимание на естественность земных удовольствий и чувственных наслаждений в воспитании детей, на эмоциональную составляющую воспитательного процесса. С другой стороны, подчеркивалась творческая функция личности. Поэтому знание рассматривалось как инструмент для создания и изменения мира. Арабские и иранские мыслители подчеркивали важность систематического и непрерывного обучения и самообразования.

Этап 2 — Образование и развитие дошкольной педагогики в Новое время. Важную роль сыграл оптимистический взгляд на природу ребенка, на который повлияли эпоха Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я.А. Коменского и И.Р. Гофмана. В этом отношении большую роль сыграли А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци и другие.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности И.А. Коменского, принцип культуросообразности А.В. Дистервега), выделены направления (физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и т.д.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (природосообразный метод воспитания И.А. Коменского, элементарный метод воспитания И.А. Коменского, дошкольный метод воспитания А.Г. Песталоцци и др.) А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и т. д., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и т. д.).

Зарождение русской педагогической психологии

Становление и развитие образовательной практики и педагогической мысли в России было неразрывно связано с социально-политическими изменениями в стране. Реформы российского образования и педагогики совпали с периодом радикальных потрясений в общественном строе страны. Возникновение психологии образования как прикладной отрасли психологической науки стало следствием радикальных изменений в социальных, экономических и культурных условиях, вызванных отменой крепостного права в России в 1861 году.

Церковная педагогика характеризуется главенствующим положением Церкви и ее мировоззрения в жизни русского человека и его образовании. Целью образования было спасение души; человек учился понимать Слово Божье, богослужения и таким образом становился чище, совершеннее, ближе к Богу. Образование в это время заключалось в изучении литургических книг и текстов Писания. Преподавателями были священнослужители или миряне, готовящиеся к священническим должностям. Церковное образование было единственным видом образования в первый период; оно было единым для всех — для бедных и богатых, для мальчиков и девочек.

Государственная педагогика была оформлена в период правления Петра I. Государство взяло на себя управление образованием. Она утверждала, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практическим, профессиональным, а значит — сословным. На месте прежней единой церковной школьной системы возникли профессиональные, светские и клерикальные школы различных типов с обязательным направлением детей определенных сословий в соответствующие школы.

Количество школ в России значительно увеличилось, они стали разнообразными — появились университеты, гимназии, духовные академии и семинарии, городские и церковно-приходские школы, различные профессиональные и технические училища. Сформировалось особое педагогическое профессиональное сообщество: учителя, педагоги, воспитатели, преподаватели и т.д. Появилась педагогическая литература, в основном переводная и заимствованная. Теоретическая педагогика государственного периода была в основном отражением и обоснованием требований государства к подготовке образованных и профессионально подготовленных кадров.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: