Основные направления деятельности советской милиции в 30 е годы xx в кратко

Обновлено: 07.07.2024

Массированное применение организованного государственного принуждения как основного метода проведения форсированной модернизации экономики неизбежно влекло за собой реорганизацию всей системы органов, призванных осуществлять подобное принуждение. В первую очередь это касалось ОГПУ — НКВД.

25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное Положение о милиции. Его принятие и передача милиции в состав ОГПУ практически покончили с системой двойного подчинения милиции. Она была выведена из-под подчинения местных органов власти. Это привело также к милитаризации милиции (упразднению профсоюза работников милиции, подчинению ее воинскому дисциплинарному уставу). Правда, на работников милиции были распространены и льготы, полагавшиеся военнослужащим. С 1932 г. финансирование милиции также было окончательно переведено с местного бюджета на общегосударственный.

На протяжении 1930-х гг. непрерывно расширялись функции милиции и соответственно в ее составе образовывались новые структурные подразделения. С введением паспортной системы и обязательной прописки в 1932 г. на милицию были возложены обязанность выдачи паспортов, их прописка и контроль за соблюдением паспортного режима.

Созданы были и соответствующие структурные подразделения как в Главном управлении милиции Союза, так и на местах (паспортные столы в отделениях милиции). Возложение на милицию функций выдачи виз и контроля за пребыванием иностранцев повлекло за собой создание Отделов виз и разрешений (ОВИР).

Резкое увеличение автопарка в стране, необходимость его регистрации, контроля за его техническим состоянием и организации дорожного движения обусловили учреждение в 1936 г. Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Приближение войны в конце 1930-х гг. вызвало к жизни создание еще двух структурных подразделений: военно-учетных столов, поскольку на милицию была возложена функция учета военнообязанных рядового и сержантского состава, а также МПВО — местной противовоздушной обороны.

По мере усложнения задач и создания новых подразделений увеличивалась и численность милиции. С начала 1940-х гг. развернулось борьба с вооруженным националистическим подпольем, имевшим тесные связи с немецкими спецслужбами, в западных районах Украины и Белоруссии, в Прибалтике.

В связи с этим в составе милиции были образованы спецподразделения — отделы ББ (борьбы с бандитизмом).

Реформирование тюремных учреждений. Одновременно с реорганизацией милиции была проведена и реформа системы мест лишения свободы. Суть ее состояла в создании обширной системы мест лишения свободы, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, — исправительно-трудовых лагерей и централизации всей этой системы в общесоюзном масштабе (ведь до 1930-х гг. основная масса мест заключения была в ведении республиканских НКВД) и в сосредоточении всех мест лишения свободы в руках ОГПУ.

6 ноября 1929 г. Постановлением ЦИК СССР в Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик были внесены изменения, в соответствии с которыми лица, приговоренные к лишению свободы на срок три года и свыше, подлежали заключению в исправительно-трудовых лагерях. А 7 апреля 1930 г. СНК СССР принял Положение об исправительно-трудовых лагерях, куда лица направлялись как по судебному приговору, так и по постановлению Судебной коллегии ОГПУ, т.е. во внесудебном порядке.

Создание НКВД СССР. Формирование единого мощного репрессивного аппарата было завершено с учреждением в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. Он стал союзно-республиканским наркоматом, руководил воссозданными в союзных республиках одноименными наркоматами (за исключением РСФСР, где вместо республиканского наркомата был учрежден пост уполномоченного НКВД СССР по РСФСР). В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. в НКВД СССР вошли бывшее ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности, а также Главное управление милиции, Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны. Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния.

В дальнейшем в состав НКВД СССР включались Главное управление шоссейных дорог. Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и ряд других ведомств. Самым мощным и многочисленным было Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в котором работало в 3,5 раза больше сотрудников, чем в Главном управлении милиции. В нем были сосредоточены функции внешней разведки и внутренней контрразведки и охраны существовавшего режима. ГУГБ руководил также особыми отделами в армии, выполнявшими роль военной контрразведки.

В 1935 г. в НКВД из наркомюстов союзных республик были переданы колонии, в которых отбывали наказание лица, приговоренные к лишению свободы на сроки менее трех лет. В том же 1935 г. в НКВД был образован новый вид учреждений для отбывания наказания лицами, признанными особо опасными преступниками, — тюрьмы.

Поводом для ужесточения репрессии послужило убийство С.М. Кирова в декабре 1934 г., обстоятельства которого полностью не выяснены до сих пор, хотя, видимо, оно было совершено на бытовой почве (ревность). В тот же день 1 декабря 1934 г. был принят закон о наказаниях за террористические акты. По этому закону следствие ограничивалось 10 сутками. Обвинительное заключение обвиняемый получал за 24 часа до судебного заседания, проходившего без участия сторон (прокурора и адвоката). Кассационная жалоба и просьба о помиловании не допускались и приговор приводился в исполнение немедленно. В 1937 г. такой порядок был распространен надела о вредительстве и диверсиях. В том же 1937 г. Особое совещание получило право применять все меры наказания, включая смертную казнь. Предельный срок лишения свободы увеличен до 25 лет.

На 1 января 1937 г. общая численность заключенных составляла 1 196 368 человек.

К концу 1930 — началу 1940-х гг. НКВД СССР превратился в один из крупнейших производственных наркоматов. В его руках были сосредоточены гигантские производственные мощности и огромная армия бесплатной рабочей силы. Как уже говорилось, НКВД СССР строил каналы, стратегические шоссейные и железные дороги, военные аэродромы, крупнейшие промышленные предприятия

Прокуратура. С начала 1930-х гг. реформы были проведены не только в органах ОГПУ—НКВД, но и в прокуратуре. 17 декабря 1933 г. ЦИК СССР утвердил новое Положение о Прокуратуре СССР. Вместо должности Прокурора Верховного суда СССР учреждалась должность Прокурора Союза ССР. Прокуроры союзных республик, ранее независимые от Прокурора Верховного суда СССР, были напрямую подчинены Прокурору СССР. Они теперь даже и назначались Прокурором СССР, хотя и по согласованию с ЦИК союзных республик.

Анализ Положения о Прокуратуре СССР 1933 г. показывает, что его авторы мыслили прокуратуру не столько как орган по надзору за законностью, сколько как орган, контролирующий неукоснительное исполнение на местах постановлений и распоряжений центральных органов Союза ССР. Поэтому не удивительно, что союзная прокуратура по Положению была ответственной не только перед ЦИК СССР и его Президиумом, но и перед правительством (СНК СССР). Поскольку функция надзора за законностью была целиком сосредоточена в прокуратуре. Верховный суд СССР лишился своей функции конституционного надзора, которая ранее возлагалась на него Конституцией СССР 1924 г.

Помимо надзора за соблюдением законов, постановлений и распоряжений ЦИК, его Президиума и правительства всеми ведомствами, учреждениями и гражданами, на прокуратуру возлагался надзор за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах, надзор за законностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений, общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

В состав союзной прокуратуры входили военная и транспортная прокуратуры, а главный военный и главный транспортный прокуроры являлись старшими помощниками Прокурора СССР. Старший помощник Прокурора СССР возглавлял и прокуратуру по спецделам, т.е. по надзору за ОГПУ, милицией и исправительно-трудовыми учреждениями.

Однако централизация прокурорского надзора Положением 1933 г. была проведена не полностью. Прокуроры союзных и автономных республик по-прежнему одновременно являлись и народными комиссарами юстиции своих республик, в этом качестве входили в состав республиканских правительств и соответственно подчинялись органам власти республик. Централизация прокурорского аппарата была завершена в 1936 г., когда был образован союзно-республиканский Наркомат юстиции и должности прокуроров республик и наркомов юстиции были разделены. Конституция СССР 1936 г. окончательно закрепила строго централизованное построение аппарата прокурорского надзора.

Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет, городские и районные прокуроры назначались прокурорами союзных республик, но с утверждением Прокурором Союза ССР. Иными словами, союзная прокуратура контролировала все назначения в прокуратуре сверху донизу. В Конституции подчеркивалась независимость прокуроров от каких-либо местных органов и их подчинение только Прокурору СССР.

Реорганизация судоустройства и судопроизводства. В связи с принятием Конституции СССР 1936 г., по-новому определившей конституционные основы правосудия, в 1938 г. был принят новый Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

В законе говорилось о том, что правосудие в СССР осуществляется только судами.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве воплотили в жизнь идею выборности судей. Причем народные судьи избирались населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. На таких же основаниях всеобщим голосованием избирались и народные заседатели народных судов. Судьи и народные заседатели областных, краевых судов, верховных судов автономных и союзных республик избирались соответствующими советами (областными, краевыми и верховными советами автономных и союзных республик). Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР.

В Конституции и Законе о судоустройстве СССР был провозглашен один из важнейших демократических принципов: судьи независимы и подчиняются только закону.

В Законе о судоустройстве содержались общедемократические положения о едином и равном для всех граждан суде независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности, на основе единого и обязательного для всех судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства СССР, с обеспечением права на защиту.

Все суды делились на две основные группы:

  1. суды СССР (Верховный суд СССР, военные трибунаты, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта);
  2. суды союзных республик (верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и народные суды).

Основное звено судебной системы — народные суды, действовавшие в составе народного судьи и двух народных заседателей. Народные суды рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел. Краевые, областные суды и верховные суды автономных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам. Дела о контрреволюционных преступлениях гражданских лиц (кроме тех, что были отнесены к подсудности военных трибуналов войск НКВД) и наиболее крупные уголовные и гражданские дела рассматривались в составе члена суда и двух народных заседателей, а кассационные жалобы и протесты прокуроров на приговоры и решения народных судов — в составе трех членов суда.

Верховные суды союзных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам и рассматривали наиболее важные уголовные дела в составе члена суда и двух народных заседателей, а также кассационные жалобы и протесты по делам, рассмотренным краевыми, областными судами и верховными судами автономных республик по первой инстанции, и являлись надзорной инстанцией для всех судов данной союзной республики.

Верховный суд СССР являлся высшим судебным органом страны, на него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. В его составе были: судебные коллегии по уголовным, гражданским делам, военная, железнодорожная и воднотранспортная коллегии. Коллегии Верховного суда СССР рассматривали по первой инстанции уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности (например, преступления высших должностных лиц СССР), в составе члена суда и двух народных заседателей, кассационные жалобы и протесты по делам, рассмотренным верховными судами союзных республик, в составе трех членов суда.

Пленум Верховного суда СССР рассматривал протесты, приносимые его председателем или Прокурором СССР на приговоры, решения и определения коллегий Верховного суда СССР, а также давал руководящие указания по вопросам судебной практики, обязательные для всех судов страны.

В заседаниях пленума Верховного суда СССР участие Прокурора СССР и наркома юстиции СССР было обязательным.

Наконец, Закон о судоустройстве СССР и союзных республик четко отделил функции правосудия от функций судебного управления, которые перешли целиком Наркомату юстиции СССР и его местным органам (определение судебных участков, проведение выборов судей и народных заседателей, подбор и подготовка кадров и т.д.). Наркомат юстиции осуществлял также общее руководство нотариатом и адвокатурой.

Читайте также: