Основные направления деятельности пмпк в доу
Обновлено: 06.07.2024
Как психиатр я регулярно участвую в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и каждый раз, когда вижу испуганные глаза мамы, которая пришла с ребенком на комиссию, хочется ее успокоить и объяснить: что же это такое ПМПК.
Документальная база
Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
Таким образом, в состав комиссии входят:
дефектолог по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью), тифлопедагог (для слепых детей), сурдопедагог (для детей с глухотой),
При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
Для проведения обследования ребенка в комиссию предоставляются следующие документы:
- Паспорт родителя (законного представителя)
- Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
- Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
- Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
- Заключение врача-офтальмолога (окулист)
- Заключение врача-отоларинголога (лор)
- Заключение врача-невропатолога (детям дошкольного возраста)
- Заключение врача- психиатра (для детей старше 4 лет)
- Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
- Педагогическая характеристика от воспитателя (классного руководителя)
- Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
- Последние тетради по русскому языку и математике (для школьников)
- 4 рисунка (для дошкольников)
Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача. Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев
Заключение комиссии для родителей или законных представителей детей носят исключительно рекомендательный характер .
Как проходит работа комиссии?
Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребенка.
В день, когда ребенок должен быть показан на ПМПК, родители приходят заблаговременно (за 30 минут) и регистрируются у дежурного специалиста. После этого с родителями начинает работать секретарь комиссии. Еще раз проверяется наличие всех документов.
При этом собеседовании родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.
В определенное время в порядке очереди, установленной заблаговременно, родители и их дети приглашаются на комиссию.
После того, как родитель (законный представитель) даст согласие на обследование ребенка и услышит ответы на все интересующие вопросы по воспитанию и обучению ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и в рамках своей компетенции выносят решение.
Завершается вся работа собеседованием родителей с секретарем ПМПК, который окончательно оформляет все документы и при необходимости разъясняет родителям их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.
Преимущества обучения ребёнка
в специализированной группе
В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.
Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.
Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.
Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.
Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.
Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).
Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.
Количество заполненных на сайте анкет удовлетворенности качеством образовательных услуг
Направления деятельности ПМПК
Цель ПМПК - своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации их обучения и воспитания и по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Основные направления работы ПМПК
1) Диагностическая работа:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
разработка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
Реализация данного направления осуществляется через проведение индивидуальных психолого-медико-педагогических обследований детей (для определения дальнейшей образовательной программы обучения, перед освидетельствованием на БМСЭ, для определения необходимости в особых условиях ГИА).
2) Консультативная работа - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Реализация данного направления осуществляется через проведение индивидуальных консультаций педагогов, специалистов сопровождения ОО (по вопросам подготовки и оформления документации для прохождения ПМПК), родителей (законных представителей) и администрации ОО (по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ОВЗ), подростков, обратившихся на ПМПК самостоятельно (по вопросам выбора маршрута обучения, по проблеме профессионального самоопределения).
3) Аналитико-прогностическая работа - осуществление учета данных о детях с ОВЗ, проживающих на территории деятельности комиссии, мониторинга выполнения родителями решений ПМПК и выполнения назначенных ПМПК специальных образовательных условий в ОО, анализа деятельности ПМПК за истекший год (статистическая информация, обеспеченность детей специальными образовательными учреждениями, соответствие рекомендованного образовательного маршрута потенциальным возможностям ребенка).
4) Информационно-просветительская работа - участие ПМПК в организации просвещения населения в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Реализация данного направления осуществляется посредством распространения соответствующей информации о деятельности ПМПК с помощью памяток, буклетов, через веб-страницу на сайте Департамента образования в сети Интернет, стенд в помещении ПМПК, а также через просвещение педагогов городских методических объединений специалистов сопровождения ОбОО и ДОО (совещания, семинары, конференции).
Почтовый адрес: 607190, Нижегородская область, г. Саров, ул. Гагарина, дом 6;
Необходимость создания и функционирования консилиумов в детских садах на сегодняшний день является одной из актуальных форм взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении детей с проблемами в развитии, и определяется следующими факторами:
- ценностными ориентирами государства и общества, которые гарантируют права гражданам в предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития;
- уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.
Ключевые слова: ФГОС ДО, ПМПк, психолого-педагогическое сопровождение.
Мир, в котором живет современный ребенок по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения трактуется как система профессиональной деятельности специалистов по созданию оптимальных условий для становления личности ребенка и всестороннее развитие в соответствии с его задатками, возможностями и способностями 4.
На современном этапе наиболее приемлемой и распространенной формой организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации образовательного процесса.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Основными задачами ПМПк являются:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
Нормативно-правовая база деятельности ПМПк дошкольного учреждения:
3. Устав образовательной организации.
4. Договор об образовании по программам дошкольного образования
между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.
5. Договор о взаимодействии с ПМПК.
Основные принципы деятельности ПМПк:
Принцип семейной центрированности. Специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
Принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
Принцип открытости. ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
Принцип уважения личности ребёнка. Специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя. Уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
Принцип информированного согласия. Добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
Обязательными участниками нашего ПМПк ДОУ являются:
- председатель консилиума;
- педагог-психолог;
- учитель-дефектолог (тифлопедагог);
- воспитатели коррекционных групп;
- медицинский работник (по согласованию).
Основные области деятельности специалистов ПМПк
Специалист Область деятельности
Председатель ПМПк Ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Педагог-психолог Психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён-ком с учётом данных психодиагностики.
Учитель-логопед Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Учитель-дефектолог Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия, дифференциация сходных состояний нарушений развития, отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка.
Тифлопедагог Тифлопедагогическая диагностика, коррекция и разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных тифлопедагогических приёмов в работе с ребёнком с учётом данных диагностики.
Социальный педагог Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закреплённых льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Воспитатель Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.
Медицинская сестра Информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито и физиотерапевтических процедур.
Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
Заседания проводятся под руководством председателя консилиума ПМПк.
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом
образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обследование воспитанников.
Цель плановых заседаний – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в индивидуальную программу ППМ сопровождения; изменение формы, режима или назначение дополнительных обследований.
Цель внеплановых (срочных) заседаний – выяснение причин возникающих проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления, обсуждение изменения режима или формы обучения.
Промежуточное заседание консилиума проводится в середине учебного года и планируется на последнюю неделю января. Предварительно специалисты проводят обследование ребенка с целью выявления особенностей динамики развития в специально организованных условиях. В случае необходимости вносятся поправки и дополнения в коррекционную работу, назначается дополнительное обследование, меняется образовательный маршрут.
Заключительное заседание планового консилиума – проводится в преддверии окончания учебного периода.
Цель – оценка статуса воспитанника на момент окончания коррекционно - развивающей работы, приобретенных знаний по всем образовательным областям, степени социализации, состояния эмоционально-волевой, поведенческой сфер и высших психических функций 3.
Опыт работы показал, что в работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
Первый этап – диагностический – сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.
Второй этап – планово – организационный - разработка рекомендаций для всех участников коррекционно-образовательного процесса, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для каждого обучающегося.
Третий этап – деятельностный (коррекционный) – решение проблем – внедрение и реализация на практике специальных методов и приемов оказания помощи ребенку каждым участником сопровождения.
Четвертый этап – итогово – оценочный - анализ выполнения результатов работы (что удалось? Что не получилось? Почему). Корректировка дальнейшей траектории развития ребенка. Решение об определении образовательного маршрута дальнейшего обучения.
Каждым участником коррекционно-образовательного процесса прогнозируются результаты сопровождения:
- позитивная адаптация к условиям детского сада;
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу на основе выявленных резервных возможностей развития;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта.
- развитие психолого-педагогической компетентности, понимание работы с различной категорией детей;
- профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов работы, овладение технологией разработки индивидуальных форм сопровождения обучающихся (карта, программа) на основе психолого-педагогического прогнозирования;
- приобретение навыков работы в системе комплексного взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
для родителей/ законных представителей:
-получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по обучению, развитию, воспитанию ребенка;
- адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМП консилиума ДОУ;
- приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию обучающихся;
- получение психолого-педагогической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Как показывает опыт, тесное взаимодействие всех специалистов ПМП консилиума как формы психолого-педагогического сопровождения детей в образовательной среде ДОУ, позволяет эффективно решать задачи развития, обучения и воспитания.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей, обеспечение их полноценного развития, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организует комплексное сопровождение детей в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовав профессиональный и личный потенциал всех субъектов образовательного процесса.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014 – 32с.
3. Шипицына Л. М., Жданова М. А. Психолого-медико-педагогическая консультация : методические рекомендации. – Спб. : Детство-Пресс, 2002 – 345с.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003 – 528с.
Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.
Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.
Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.
Параметры для платежной системы для формирования чеков:
ПМПК и ПМПк - это две схожие аббревиатуры, двух совершенно разных по составу, формированию, задачам и осуществляемой деятельности, образовательных структур. Общее у них одно- помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу.
Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) (далее - ПМПК) создается в целях коррекции детского недоразвития, путём установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.
ПМПк - школьный психолого-медико-педагогический консилиум - необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы: осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагога, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовит документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)).
Основные отличия деятельности специалистов ПМПК от деятельности специалистов в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Функционал
Комиссия
Консилиум
Задачи
Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции
Разработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка
Форма организации процедуры обследования
Коллективная работа при наличии одного специалиста, активно работающего с ребенком и предъявляющего комплексные методики
Индивидуальное обследование, производимое каждым специалистом по специализированным методикам
Состав
Время обследования
Форма обсуждения результатов, выработки заключения
Коллегиально с участием всех специалистов
Коллегиально с участием всех специалистов
Формулировка заключения
Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута
Подробное, включающее заключения всех специалистов, рекомендации по организации индивидуальной помощи ребенку, организации междисциплинарного сопровождения
Ниже представлена краткая сравнительная характеристика вышеназванных образовательных структур.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация) (далее - ПМПК) создается в целях своевременного выявления и коррекции детского недоразвития, дифференциально-диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.
Специалисты консилиума определяют первоначальные коррекционные задачи, оптимальные пути их решения, определяют форму и сроки коррекционно-развивающего обучения. Осуществляют диагностику учащихся и консультирования родителей и педагогов, организуют помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовят документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)).
(Если ребёнок ни при каких условиях не может осилить программу обучения)
Направление (кто направляет)
Прием детей и подростков в ПМПК осуществляется по инициативе учреждений и органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, общественных организаций только с согласия и в сопровождении родителей (законных представителей).
По инициативе родителей (законных представителей), сотрудников ОУ, с согласия родителей, представителей и на основании Договора между ОУ и родителями, представителями ребёнка.
В составе ПМПК работают:
Заведующий, практические психологи, врачи: невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр и др.
Дефектологи: олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед
Может присутствовать юрист и другие заинтересованные лица.
Состав консилиума утверждается приказом директора образовательного учреждения(т.е в каждой школе, садике формируется свой консилиум из следующих специалистов):
- председатель (зам. директора по УВР (методист));
- учителя, имеющие опыт работы в коррекционном классе.
1) Разработка и осуществление психолого-медико-педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей;
2) своевременное и комплексное обследование детей, выявление нарушений в развитии;
3) выявление готовности детей к школьному обучению;
4) определение формы обучения;
При необходимости ПМПК пересматривают ранее установленные диагнозы, направляет ребенка на дополнительное обследование;
5) выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии;
6) отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов).
1) Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик;
2) выявление уровня и способностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, речи;
3) выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя для обеспечения индивидуального подхода к ребенку;
4) выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;
5) выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ;
6) обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;
7) определение путей интеграции детей в соответствующие классы;
8) профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных стрессов.
9) Подготовка заключения о состоянии развития и здоровья для представления в ПМПК
Обследование ребенка проводится по следующему алгоритму:
1) Ознакомление с сопроводительными документами;
2) Профессиональное обследование;(вышеперечисленных специалистов);
3) Заключение и рекомендации.
заслушивание характеристики, Представлений /Заключений/ специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, врача, других членов Консилиума;
2. Собеседование с родителями (законными представителями);
3. Собеседование с ребёнком;
4. Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;
5. Выбор оптимальных для данного ребёнка образовательных программ;
разработка индивидуальной программы коррекции с ребёнком.
ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством ЛНР, указами и распоряжениями Главы ЛНР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров ЛНР, решениями соответствующего органа управления образованием , Положением, своим Уставом.
Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом ЛНР "Об образовании", приказом МОН ЛНР № 225-од от 15.03.2017 "Типовое положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме", Уставом ОУ, Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), Положением разрабатываемым и утверждённым директором ОУ.
Таким образом из таблицы видно, что ПМПК - это более серьёзная структура. ПМПК проводится с целью определения максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.
ПМПк - открывается при образовательных учреждениях ( как коррекционных, так и общеобразовательных (далее - ОУ) приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом рекомендовать и контролировать совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе. Консилиум работает круглогодично, выявляя трудных учеников, обследует их, намечает планы работы с этими детьми, отслеживая динамику и корректируя методы и программу обучения ребёнку группы риска.
В заключение остаётся только добавить, что заключения как ПМПК , так и ПМПк носят рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка. Поэтому нет никакой нужды для оспаривания заключений ПМПК и ПМПк и по этой же самой причине нет никакой нужды в вышестоящих организациях для оспаривания заключений. Т.е как в ПМПК, так и ПМПк нет ничего страшного и криминального. Напротив, это нужные структуры, которые нужно умело использовать в помощь ребёнку.
Удачи всем родителям в этом не простом искусстве- воспитании и обучении ребёнка и тем более ребёнка с ОВЗ.
Читайте также:
- Цель бизнес школ как организационной формы дополнительного образования взрослых
- Как зависит прямое напряжение на диоде от температуры кратко
- В чем сущность последовательного нивелирования кратко
- Как вы понимаете принцип толерантности в социальной работе кратко
- Из чего складывается образ ларры старуха изергиль кратко