Цель бизнес школ как организационной формы дополнительного образования взрослых

Обновлено: 03.07.2024

При обучении различных категорий учащихся по индивидуальным образовательным программам используется широкий спектр методических приемов и инструментов. Однако общим компонентом любого способа работы студентов в рамках указанных программ являются технологии их подготовки к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию.

Образовательные технологии — это систематизированный набор методов действий для успешной реализации концепции индивидуального образования. В условиях организации образования по индивидуальным путям образовательная технология создает гибкое адаптивное пространство для реализации целей и содержания образования в особых условиях (профориентационные и коррекционные классы, семейное образование).

Образовательные технологии должны объединить усилия андрагогов по выработке единой стратегии и методологии индивидуального обучения при проектировании программ для студентов, разработке индивидуальных учебных планов, реализации системы теоретических и практических (лабораторных) занятий, способов управления самостоятельной учебной работой.

Совершенно очевидно, что процесс индивидуального обучения после образовательной траектории осуществляется андрагогом, владеющим всем арсеналом методических средств и процедур, используемых в существующей системе. Методические способности андрагога в реализации целей обучения, отборе содержания, изучаемых понятий, формировании общих и профессиональных навыков, организации работы со взрослым студентом являются основой для реализации специфической новой функции — направляющего обучения тех, кто определил свой индивидуальный образовательный путь.

Развитие навыков самостоятельной работы у взрослых является основной задачей индивидуализированных путей обучения. Взрослый, выбирающий определенную образовательную программу и способ обучения, должен понимать, что существует прямое взаимодействие с преподавателем. Основной акцент делается на организацию самостоятельного изучения отдельных вопросов или тем предмета, что выдвигает на первый план проблему развития готовности учащихся к самообразованию и руководства этой деятельностью со стороны преподавателя.

Основные организационные формы и технологии обучения взрослых

Модульное обучение как технология и форма образования взрослых

Преподавание на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. Во-первых, ученик, обеспеченный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении предмета. Во-вторых, функция преподавателя смещается от чтения лекций к консультированию, а пассивное восприятие материала студентом уменьшается, и у него появляется возможность активно обсуждать его с преподавателем. В-третьих, существуют точки промежуточного контроля усвоения материала, которые совпадают с окончанием каждого модуля. Эта проверка важна как для ученика, так и для учителя. В-четвертых, более легкое освоение всего курса возможно путем постепенного изучения модулей, завершенных по содержанию.

На сегодняшний день появилось множество различных вариаций технологии модульного обучения. Разрабатывается все больше новых модульных программ обучения и модульных учебных пособий. Учебные заведения предлагают модули и модульные курсы. Модульное обучение как технология в различных ее модификациях используется и развивается в университетах, институтах повышения квалификации, бизнес-школах, учебных центрах. В некоторых случаях, когда речь идет об организации модульного обучения в рамках всего учебного заведения, мы можем говорить о нем как о специфической форме, наряду с экстернатной стажировкой и другими способами обучения взрослых.

Контекстное обучение

Основные принципы контекстного образования

  • принцип педагогической поддержки личного участия студента в учебной деятельности принцип последовательного моделирования целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов в учебной деятельности студентов;
  • принцип проблемно-ориентированного содержания обучения и процесс его применения в образовательном процессе;
  • принцип соответствия форм организации учебной деятельности учащихся целям и содержанию образования;
  • Принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой).
  • принцип педагогически оправданного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;
  • принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.
  • Педагогические технологии контекстного обучения

Педагогические технологии контекстного обучения проектируются на основе вышеизложенных принципов, целей обучения, содержания программы, условий, в которых протекает образовательный процесс (очное или заочное обучение, наличие или отсутствие компьютеров, аудиовизуальных технических средств и т.д.), студентов, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя. Разработка и внедрение комплекса конкретных технологий контекстного обучения, основанных на его базовых принципах, является сферой педагогического творчества учителя.

Проектирование в системе образования взрослых

Педагогическое формообразование рассматривается в отечественной педагогике в двух аспектах:

Проблема внедрения проективного обучения является актуальной, и в ее пользу можно привести несколько аргументов:

  • Проектирование — это форма обучения решению проблем;
  • Проектный инжиниринг меняет образ мышления участников проекта и приближает их к потребностям 21 века.
  • Проектирование дизайна реализует идеи педагогики, ориентированной на ученика;
  • Проекционная инженерия делает учителя более конкурентоспособным на рынке труда и позволяет овладеть проективным мышлением, то есть мышлением на перспективу.

Другими словами, учебная деятельность является лишь одним из этапов развития проекта, который создается и реализуется учащимися. Образование в целом выступает в роли слуги по отношению к проекту, оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому, что само является средством создания или реализации проекта, который имеет жизненный или профессиональный смысл для проектировщика, а не только учебный смысл.

Таким образом, функции проекта в проектном обучении отличаются от функций проекта в проектном преподавании: в методе проектов проект является средством обучения, т.е. освоения конкретного предмета; в проектном преподавании проект является целью обучения. Таким образом, взаимосвязь между проектным и проектно-ориентированным обучением можно рассматривать как общее со специальным. В методе проектов преподаватель остается инициатором составления учебных проектов; в учебном проектировании студенты становятся авторами собственных научных идей, планов.

Проектное обучение — это инновационный способ образования, который предполагает приобретение новых знаний, решение относительно возникшей проблемы в образовательном процессе, который меняет свою социальную функцию, который перестает только передавать знания, а начинает их создавать.

Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых

Широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования создало условия для активного применения дистанционного обучения (ДО) в образовательном процессе.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного общения преподавателей и студентов друг с другом и со средствами обучения, который не зависит от их местонахождения в пространстве и времени и реализуется в определенной дидактической системе. ДО означает:

  • комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому кругу пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Дистанционное образование (ДО) — это высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, что объясняет его активное распространение по всему миру. И сегодня дистанционное образование органично впитывает в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между учеником и учителем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение проводится через корпоративную сеть, Интернет, электронную почту и другие современные средства связи. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и доступа в Интернет. Местонахождение компьютера не имеет значения, поэтому вы можете учиться дома, на работе, в онлайн-классе в одном из центров дистанционного обучения и в любом другом месте, где есть компьютер с подключением к Интернету. Это главное преимущество DL перед традиционными формами образования. DL — это очень гибкая система, которая позволяет всем участникам образовательного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать, когда преподавать. Любой человек может пройти обучение с помощью систем ДО. Нет возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, практически нет ограничений по состоянию здоровья. Форма дистанционного обучения подходит для обучения во всех областях.

При этом дистанционное обучение легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (так как успешно созданный курс дистанционного обучения может быть легко воспроизведен) и позволяет любому студенту учиться у лучших преподавателей. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования как неотъемлемая часть, то есть обучение может быть как полностью, так и частично дистанционным.

Она сохраняет преимущества традиционных форм образования: Контакт с преподавателями и обучающимися, контроль за правильностью обучения. Он также имеет ряд преимуществ: свободный график обучения; независимость местонахождения; экономия на транспортных расходах; удобная подача материала; индивидуальный темп обучения; отсутствие возрастных, коммуникативных и медицинских ограничений.

Долгосрочная цель развития ДО в мире — дать возможность учащемуся пройти курс обучения в любом колледже или университете в любом месте. Центр дистанционного обучения открывает новые перспективы профессионального и личностного развития для тех, кто остро нуждается в образовательных услугах, но не может получить их традиционным способом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Бизнес-школы — это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых. Ее цель — дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование.

В России первые две бизнес-школы возникли еще во времена Совет-

! ского Союза, в 1988 г. при Министерстве внешнеэкономических связей и

: в Академии народного хозяйства. К настоящему времени в России насчи-

тывается около 150 бизнес-школ. Российские бизнес-школы имеют свою

ассоциацию — РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования).

\Поскольку обучение в бизнес-школе ориентировано на практику в области бизнеса и управления им, то очень важно, чтобы I абитуриенты имели достаточный практический опыт и знания в I этой области. В развитых странах все бизнес-школы требуют наличия 2- или даже 3-летнего опыта работы, правда, не обязательно на управленческих должностях — можно иметь, например, опыт работы в области бухгалтерского учета.

Сегодня основной контингент российских бизнес-школ — взрослые люди с опытом работы в бизнесе, которым необходимо повысить квалификацию. Возраст их колеблется от 25 до 40 лет, и большую часть составляют те, кому 30 — 35 лет. В зарубежных бизнес-школах состав обучающихся несколько моложе, их средний возраст — 25 — 30 лет.

Для поступления в американскую или британскую бизнес-школу необходимо успешно сдать GMAT (Graduate Management Admission Test — общеобразовательный тест на математические, вербальные и аналитические способности, являющиеся базовыми для управленческих навыков). Абитуриентам-иностранцам, желающим поступать в американские и британские бизнес-школы, необходимо также успешно пройти TOEFL (Test of English as a Foreign Language — тест на знание английского языка как иностранного) либо сдать приравненный к нему экзамен. Бизнес-школы других развитых стран Европы и Азии предлагают для абитуриентов аналогичные тесты. Еще одно важное требование — предоставление абитуриентом рекомендательных писем от работодателей.

Абитуриентов отечественных и зарубежных бизнес-школ может порадовать то, что в перечень требований и ограничений не входит специфика полученного образования. В бизнес-школу можно поступать с любым образованием — от музыкального до технического, от естественно-научного до военного.

Самая распространенная программа обучения в бизнес-школах — программа МВА (магистр в области делового администрирования). Определенный круг дисциплин, изучаемых в ее рамках, является обязательным, другие выбираются обучающимся по желанию. В типичный набор обязательных дисциплин входят экономика, корпоративные финансы, финансовый бухучет, менеджерский бухучет, статистика, анализ и принятие решений, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, организационное поведение и проектирование, управление человеческими ресурсами, менеджмент и развитие карьеры, международный бизнес. К необязательным часто относят курсы, затрагивающие углубленное изучение отдельных сторон бизнеса, его окружения, менеджмента. Число дополнительных курсов, предлагаемых для изучения на выбор, так называемых элективных, значительно превышает число обязательных. Благодаря элективным курсам бизнес-школы быстрее адаптируются к изменениям, происходящим в сфере менеджмента и бизнеса. Так, в последнее время в состав элективных включаются курсы, связанные с электронным бизнесом, осуществляемым через Интернет.

В программы МВА зарубежных бизнес-школ включена обязательная 3-месячная, нередко заграничная, стажировка в крупной компании и 3-месячное обучение по обмену в бизнес-школе другой страны. Российские бизнес-школы по номенклатуре базовых курсов программы МВА не уступают зарубежным бизнес-школам. Однако число предлагаемых элективных курсов во многих отечественных бизнес-школах существенно меньше.

Общая продолжительность обучения по программе МВА и предлагаемые типы форм обучения в целом совпадают в российских и зарубежных бизнес-школах. Обучение на дневной форме (full-time), как правило, составляет 2 года, иногда 1,5. На вечерней форме (part-time) оно длится от 2,5 до 5 лет. Существуют программы executive-MBA для топ-ме неджеров также продолжительностью от 2,5 го 5 лет, некоторые из них построены по модульному принципу ie только в отношении содержания, но и продолжительности ос-юения. Наряду с программами МВА бизнес-школы в России и за >убежом предлагают программы pre-МВА, которые являются под--отовительными и предназначены в основном для людей, имеющее значительный перерыв в обучении. В ряде отечественных и (арубежных школ введены программы дистанционного обучения. Я в России, и за рубежом появляются первые пилотные проекты, эсуществляющие бизнес-обучение через Интернет.

Утвержденная Министерством образования Российской Федерацации программа МВА составляет 1200 академических часов. Однако следует пояснить, что в отечественных бизнес-школах аудиторные занятия — это в основном лекции, читаемые преподавателями. В западных бизнес-школах лекциям отводится незначительная часть времени, основное внимание уделяется дискуссиям, в годе которых преподаватель организует обмен мнениями между лудентами и только в некоторых случаях подводит итог. Индиви-туальная и групповая работа вне аудитории — это прежде всего разработка различных проектов с последующей их защитой. В зарубежных бизнес-школах, которые подготавливают студентов к интенсивному ритму жизни менеджера, учебные нагрузки очень высоки. К тому же большая часть работы по поиску информации выполняется самостоятельно. В круглосуточно открытых компьютерных классах студенты дневной формы обучения занимаются до 10— 11 часов вечера.

Содержание обучения в бизнес-школах в силу их ориентации на формирование практических умений в области менеджмента предусматривает изучение материала на базе описания примеров, взятых из реальной деятельности предприятий. Case-study (кейс-стади — изучение случаев) — это и содержание, и метод его изучения. Case-study бывают одноэтапными и многоэтапными, с ясно прописанными вариантами действий и с неоконченными сценариями. Но все они — плод часто многодневной работы преподавателя бизнес-школы, связанной с анализом деятельности конкретного предприятия.

В зарубежных школах накоплен значительный опыт разработки Case-study. Издаются руководства, содержащие большое количество различных примеров из практики. В ряде зарубежных бизнес-школ имеются фонды Case-study, в которые могут обращаться другие школы. На начальном этапе становления отечественных бизнес-школ приходилось впрямую использовать зарубежные Case-study, изменяя лишь имена и названия. К настоящему времени уже разработаны солидные руководства, основанные на примерах из практики российских предприятий.

И зарубежные, и отечественные бизнес-школы в большинстве случаев создавались на базе университетов и лишь впоследствии выделились в самостоятельные учреждения. Зарубежные бизнес-школы успели пройти большой путь, и их кадры — это, в отличие от российских бизнес-школ, не университетские преподаватели, а люди с опытом работы в бизнесе. Они не только преподают в бизнес-школах, но и консультируют, проводят исследования по заказу. Часто их лекции и книги построены на результатах подобных консультаций и исследований. Кроме того, следует отметить, что финансирование западных бизнес-школ большей частью состоит из заказов на исследовательские разработки, тогда как бюджет российских бизнес-школ формируется главным образом из оплаты за обучение, что для западных бизнес-школ было характерно на начальном этапе их становления. Видимо, в будущем и в российских бизнес-школах основным источником финансирования станет их исследовательская и консультационная работа. Еще одна перспектива для растущего сообщества российских бизнес-школ — это появление корпоративных бизнес-школ крупных российских предприятий. Подобные объединения уже давно успешно работают в США.

Российские бизнес-школы еще очень молоды, но их развитие идет достаточно интенсивно и в качественном, и в количественном плане. Конечно, они являются частью рыночной экономики и не могут не испытывать ее кризисы, но практика показала, что многие из них научились успешно их преодолевать.

Задание и вопросы для самоконтроля

1. Опишите специфику бизнес-школы как организационной формы образования.

2. Какие требования выдвигаются российскими и западными бизнес-школами при приеме студентов?

3. На что ориентированы учебные программы бизнес-школ?

4. Что такое Case-study?

5. В чем различие форм работы со студентами в российских и западных бизнес-школах?

В 2014 году мне было 20 лет. Как раз тогда я заканчивал один из лучших технических ВУЗов нашей страны (к слову, образование почти не пригодилось, но об этом позже). В кармане было несколько тысяч рублей и беременная жена. Денег было впритык, жили в съемной комнате. То есть снимали-то мы трешку, но пересдавали две комнаты из трёх. В итоге получалось жить в комнате в центре Москвы всего за 9000 рублей, но это уже другая история.

В то время мы чем только ни занимались! Пересдача квартир, юридические услуги, продажа сайтов и всё подряд. Так вот, единственный навык, который пригодился мне за все время обучения в Бауманке, – это создание сайтов. Да и то, созданию сайтов я учился самостоятельно, а универ помог только развитием логического мышления.

Занимались мы и организацией частных уроков со школьниками, но совсем мало. Это был совсем маленький опыт в 2013 году: прием нескольких заказов на обучение и поиск преподавателей для их выполнения. Стоит ли и говорить о том, что заказы были от знакомых, и преподаватели тоже были знакомыми?

Сказано – сделано. За 4 дня я сделал сайт, настроил рекламу в Яндекс.Директе, подключил первую попавшуюся IP-телефонию, и мы начали работать.

Конверсия была вялая, но мы все-таки получали небольшое количество лидов. Сразу встал вопрос о помещении. Для этого мы нашли почасовую аренду в колледже. В колледже всё уже было оборудовано для занятий, да и ставка 400 рублей в час постоплатой очень радовала.

Закрывали мы тогда сделки на днях открытых дверей. Т.е. целью звонка было пригласить клиента посетить Центр. Пока я бился с рекламой и лидами, жена сделала шаблон договора, и мы были готовы к приходу клиентов.

Самый первый День открытых дверей (ДОД) мы с треском провалили. Все говорили разную информацию, размыто и непонятно. К тому же, люди хотели учить не только физику и математику, но и другие предметы.

Клиенты шли и платили. Мы отдали заемные 40 тысяч рублей и начали думать над учебным процессом. Профессор нашел 9 преподавателей (по всем предметам). Самой сложной задачей было составить расписание занятий. Но мы с этим справились, когда пригласили подругу для помощи (это стоило 10-15 тысяч). Договоры мы писали вручную, и на оформление 1 клиента уходило больше получаса.

1 октября мы открылись, запустили первые группы. И тут вдруг осознали, что 5000 рублей преподавателю за 1 урок длительностью 3 академических часа – это слишком много! Именно такую ставку набранных преподавателей обозначил нам наш партнер-профессор. Но тут мы узнали, что он договорился с преподами о зарплате в 2000 рублей за урок, а разницу они отдавали ему. Как только мы это узнали, то сразу расстались с профессором и за неделю заменили всех десятерых педагогов. Набирали экстренно по знакомым, я пригласил знакомых педагогов из лицея, который сам заканчивал, и ситуация нормализовалась.

Корпоративным обучением сегодня занимаются 450 компаний различного масштаба: агентства-агрегаторы, тренинговые студии, узкоспециализированные провайдеры и онлайн-игроки. Весь рынок дополнительного профессионального образования на конец 2016 года оценивался в 105,1 млрд рублей

Другое исследование российского рынка дополнительного профессионального образования (ДПО) провело издание East-West Digital News совместно с Фондом общественного мнения (ФОМ). В этом отчете говорится, что россияне уверены: дополнительное образование способствует карьерному росту во всех социально-профессиональных группах.

Эффект не зависит от формы получения образования, следует из опубликованной работы: люди убеждены, что именно наличие сертификата о прохождении курсов или серии семинаров делает более вероятным увеличение зарплаты или повышение в должности. Целых 84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое дополнительное образование, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным. К выводу о бесполезности повышения квалификации чаще приходили те, кому ДПО оплачивало государство. Отсюда сравнительно высокая готовность работников платить за обучение из собственного кармана.

Самые популярные направления

Такое разнообразие форм и содержания обучения — сегодняшний запрос специалистов и руководителей. 12% из них сетуют на недостаточное знание иностранных языков, 11% — на нехватку правовых знаний, еще 9% хотели бы освоить специализированные компьютерные программы и основы программирования. Остальные востребованные знания лежат в областях бухгалтерии и экономики, компьютерной грамотности, психологии и навыков ведения деловых переговоров, менеджмента и управления.

Кто зарабатывает на обучении

Вторая — компании, предлагающие бизнес-образование, курсы по обучению современным профессиям, которым не учат в вузе, а также узкоспециализированные курсы по приобретению прикладных навыков в той или иной профессии. Для того чтобы сделать свой продукт востребованным в борьбе с университетскими брендами, этот сегмент предлагает интенсивы с экспертами рынка, дипломные проекты, реализуемые на практике, а зачастую и стажировки с последующим трудоустройством.

Корпоративный уклон

Когда корпоративный университет становится большим, компания-собственник может начать продавать имеющиеся образовательные продукты во вне. В октябре 2017 года представитель МТС заявил о выходе компании на рынок дополнительного образования, чтобы продавать курсы корпоративного университета другим компаниям. В беседе с РБК издатель связал это решение МТС с попытками оператора компенсировать стагнацию доходов от услуг связи.

Сегодня услуги корпоративного обучения в России оказывают порядка 450 компаний различного масштаба и специализации. Среди крупнейших игроков рынка дополнительного профессионального образования можно выделить агентства-агрегаторы, тренинговые студии, узкоспециализированных провайдеров и онлайн-игроков, которые, в свою очередь, делятся на поставщиков контента и универсальные платформы.

Как устроено обучение в интернете

Выбор в пользу онлайн-обучения люди совершают в условиях нехватки времени при высоком базовом уровне образования. Пиковый возраст аудитории онлайн-обучения попадает в диапазон 36–45 лет — несколько выше среднего возраста получающих ДПО в целом. Выше у нее и средний уровень образования. Как и в офлайне в интернете учатся бизнесмены, самозанятые и руководители различных уровней.

По состоянию на начало 2017 года доля онлайн-обучения в сегменте ДПО составила 10% от общей аудитории сегмента и приблизительно в 7% от объема рынка (около 7 млрд рублей). Причем 4,5 млрд рублей здесь — расходы слушателей, а 2,5 млрд рублей — деньги организаций — работодателей как из частного, так и из государственного сектора.

Средний чек за онлайн-обучение в этом сегменте — 15 000 рублей в год. В динамике до 2021 года ожидается рост аудитории онлайн-сектора до 14% от общей аудитории ДПО и до 11% в деньгах от рынка. По прогнозам, сектор онлайн-обучения в ДПО к 2021 году достигнет объема 11,3 млрд рублей: 7,3 млрд рублей составят затраты индивидуальных слушателей, 4 млрд рублей — затраты работодателей.

На рынке присутствуют как крупные игроки с линейками полноценных программ по обучению той или иной специальности, которые могут проводиться не только в онлайне, но и в смешанном формате, так и компании меньшей величины, старающиеся фокусироваться на точечных, навыковых онлайн-программах. Длительность программ варьируется в широком диапазоне: существуют многомесячные курсы, мини-видеоформаты на три–семь часов и даже микроформаты продолжительностью до двух часов.

Как монетизируют образование

Флагманы сегмента предлагают главным образом полноценные образовательные платформы, в которые интегрирован широкий спектр обучающих решений: видеолекции, онлайн-тренажеры, формы обратной связи и другие. Вместе с тем выбор продуктов целевой аудиторией чаще всего определяется не столько таргетированием рекламных кампаний, сколько коммуникацией потенциального клиента с сотрудниками отдела продаж. Поэтому контентные решения должны быть достаточно гибкими для того, чтобы удовлетворять разнородные запросы целевой аудитории.

Модели монетизации в сегменте разнообразны: от прямых продаж (например, когда образовательный курс создается под конкретного заказчика или продается готовый курс по фиксированной цене) до подписок на контент или взимания платы за участие в онлайн-интенсивах. Средний чек за подписку на библиотеку контента от 700 до 2000 рублей в год в зависимости от сложности и специфики материалов.

Во взаимодействии с бизнес-клиентами предусмотрены те же модели монетизации, однако средний чек при покупке отдельного продукта в разы выше, чем в сегменте b2c, то есть в секторе прямых продаж обучающимся. Бизнес приобретает подобные курсы для обучения большего числа пользователей, а значит, поставщики могут больше заработать на таких клиентах. Кроме того, корпоративные заказчики нередко нуждаются в пакетных решениях, включающих целый комплекс образовательных механик вкупе с системами управления и сопровождения. Такие продукты требуют индивидуального подхода, а средний чек по ним существенно выше — около 200 000 рублей за проект.

Все стремятся заработать на корпорациях

Многие компании адаптируют свои продукты под обучение сотрудников компаний с учетом отраслевой специфики — к примеру, Skyeng, обучающий клиентов иностранному языку. Быстрое изменение образовательного контента под специфические сферы деятельности часто оказывается не под силу офлайн-игрокам ввиду методологических и технических особенностей преподавания.

Кто и сколько инвестирует в ДПО

Будущее дополнительного образования

Некоторые российские стартапы в сфере дополнительного онлайн-образования с базой клиентов до нескольких миллионов человек заняли прочные позиции на международном рынке. Среди наиболее заметных примеров: платформа для создания онлайн-курсов Coursmos, сервис по ежедневному освоению английского языка Easy Ten и платформа по поиску репетиторов Preply.

Читайте также: