Как вы понимаете принцип толерантности в социальной работе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НАУК И

TOLERANCE AS AN OBJECT OF STUDY OF SCIENCE

Ключевые слова: толерантность, моральные ценности, солидарность, воспитанность, культура, образовательные программы, терпимость, эмпатия, уважение, социология, независимое мышление, редегия, интолерантность, мировоззрение.

Введение: В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния, выражаясь в фанатизме, оскорблениях, нарушении прав человека. Постепенно люди пришли к выводу, что для того чтобы выжить, необходимо изменить свой образ жизни, отношения между собой. В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики.

Целью статьи является: изучение феномена толерантность как влияющего механизма формирование социокультурной личности.

Изложение основного материала

В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ежегодно 16 ноября по всему миру отмечается Международный день толерантности. И неслучайно это слово имеет очень похожее произношение во многих языках, сохраняя при этом свою специфику: 1) tolerancia (испанский) — способ признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 2) tolerance (французский) — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 3) tolerance (английский) — готовность быть терпимым, снисходительным; 4) kuan rong (китайский) — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 5) tasamul’ (арабский) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 6) терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным

1) гендерная (непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей половой дискриминации, сексизма);

2) возрастная (непредвзятость к людям пожилого возраста, уважительное отношение);

3) образовательная (терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким уровнем образования у высокообразованных людей и наоборот);

5) расовая (отсутствие предубеждений, расовой дискриминации, расизма к людям другой расы);

6) религиозная (терпимое отношение к вероисповеданию других людей, отсутствие межконфессиональной интолерантности, религиозного фанатизма);

7) географическая (непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот);

8) межклассовая (адекватное отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, и наоборот);

9) физиологическая (терпимое отношение к больным, лицам с ограниченными возможностями здоровья и др.);

10) политическая (отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и, как следствие, препятствие к распространению идеологии фашизма, тоталитаризма, империализма, политики политических репрессий);

11) сексуально– ориентационная (непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией);

12) маргинальная (толерантность по отношению к маргиналам: бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.).

Таким образом, при формировании толерантного мировоззрения по отношению к личности студента предполагается овладение реальными технологиями разрешения конфликтов ненасильственными методами, способность к ведению толерантной дискуссии, развитие способности к эмпатии. Исходя из этого, возникает необходимость формирования новой системы толерантных установок и поведения, включающей в себя навыки терпимости и взаимоуважения, готовность к сопереживанию, компромиссу, бесконфликтному поведению в сложных ситуациях с учетом межнациональных, межконфессиональных, межкультурных различий.

3. Краткий психологический словарь. М., Политиздат, 1985.

4. Права человека, толерантность, культура мира //Документы. М., 2002.

5. Ростиславова О. А. Толерантность как гуманистическая ценность // СПО. – 2006. – № 4.

6. Сультеев Д. Единство разных (к Международному дню толерантности) // Воспитание школьников. – 2008. – № 9.

7. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / под ред. В. Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Short psychological dictionary, Moscow, Politizdat, 1985.

4. Human rights, tolerance, culture of peace //Documents. M., 2002.

5. Rostislavova O. A. Tolerance as a humanistic value / / SPO. - 2006. - No. 4.

6. Sulteev D. Unity of different (to the International Day of Tolerance) / / Education of schoolchildren. – 2008. – № 9.

7. Formation of a tolerant personality in a multiethnic educational environment: textbook. the allowance / under the editorship of V. N. Gurov. M.: Pedagogical society of Russia, 2004.

Keywords: tolerance, moral values, solidarity, education, culture, educational programs, tolerance, empathy, respect, sociology, independent thinking, redegia, tolerance, worldview.


Сведения об авторе: статья, студентки ДГ-ПС-9маг 2 курс,

Заика Татьяны Михайловны под руководством кандидат педагогических наук, доцент, заведующ ая кафедрой социально-экономических и педагогических дисциплин Стахановского инженерно-педагогического институт менеджмента Луганского государственного университета имени Владимира Даля .

Information about the author: article, students of DG-PS-9, 2nd year, Stakhanov Engineering and Pedagogical Institute of Management Luhansk State University named after Vladimir Dal Tatiana Mikhailovna Zaika under the guidance of Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Socio-Economic and Pedagogical Disciplines of the Stakhanov Engineering and Pedagogical Institute of Management of Luhansk State University named after Vladimir Dal.

Приведенные ниже рассуждения можно считать обоснованием для законности использования принципа толерантности (ПТ) при выработке рекомендаций Природы, относящихся к человеческому сообществу.

2. Толерантность-допуск, или внутривидовое разнообразие в человеческом сообществе, особенно велика, поскольку, в отличие от существования в дикой природе, в окружении цивилизации, благодаря здравоохранению и защитной социальной политике, Homo sapiens получил защитную оболочку, внутри которой шанс продолжения жизни дается даже безнадежным больным и престарелым.

6. Рекомендации Природы, основанные на принципе толерантности, были бы особенно убедительными, если бы удалось ввести численный критерий, разграничивающий допустимые и недопустимые толерантности.
Поскольку одно из значений слова толерантность -- допуск, то может показаться, что первое понятие -- допустимая толерантность -- некорректно из-за тавтологичности, а второе -- недопустимая толерантность -- из-за самопротиворечивости. Однако в русском языке толерантность в смысле допуска в технических устройствах не используется, а в самом международном языке -- английском -- даже и следа тавтологичности/самопротиворечивости пары понятий не возникает. В самом деле: admissible/unadmissible tolerances. Ввиду всего сказанного названную пару понятий можно считать корректной, тем более что ее синонимами в социальных науках могут считаться допустимое и недопустимое разнообразия.

7. Дихотомического разделения толерантности общественной жизни, однако, не хватит, чтобы адекватно ее отображать, поскольку толерантность недопустимая вбирает в себя контрарные представления. Так, в тоталитарном государстве общественная жизнь характеризуется жесткой толерантностью (жесткой регламентацией), в анархическом, охлократическом или безвластном (двоевластном) -- мягкой толерантностью (вседозволенностью). Т.е. для характеризации общественной жизни нужна триада:
узкая толерантность -- допустимая толерантность -- широкая толерантность.

8. Если иметь в виду, что названная триада может быть применена к любому из проявлений общественной жизни, то естественно ввести также понятия согласования и рассогласования толерантностей -- именно потому, что допустимость той или иной толерантности-допуска не абсолютна и может перейти в свою противоположность. Например, если в т.наз. обществе потребления, при достаточно широкой свободе выбора потребительских благ для большинства населения, узкая толерантность в области политических свобод (ограничения на создание политических партий, жесткая регламентация их деятельности) может все-таки оказаться допустимой, то в других обществах, столь высокого потребительского статуса не достигших, подобная политическая толерантность может оказаться уже недопустимой, вызывающей массовые протесты. Стоит отметить, что вывод о допустимости/недопустимости такой жизни в большинстве государств, по-видимому, делается путем сопоставления не со странами-соседями или странами-лидерами, а со своей же страной -- какова она сейчас и как было раньше.

9. Если абсолютизировать последний способ оценки размера толерантности обществом и его социальными группами, то по аналогии с математической интерпретацией толерантных алгебр на нетрадиционном носителе, использовавшейся для "проверки" гипотезы В.Н.Маслова о неопределенности в низших наследственных кодах как универсальной причине старения животных и растений, можно применить ее (интерпретацию) и для построения математической теории общественного развития при задании различных вариантов стартовых состояний (начальных условий). Приведенное в п. 8 замечание о неабсолютности отнесения толерантности к допустимой или недопустимой в рамках такой интерпретации предстает совершенно очевидным -- как проявление согласования или рассогласования системы общественных толерантностей.

10. Толерантностная*) теория общественного развития ждет своих вдумчивых создателей и исследователей. Она априори может внести в социологические науки значительное обновление, поскольку:

- благодаря применимости принципа толерантности к обществу позволяет получать новые, притом надежные и убеждающие выводы ("рекомендации Природы") для стратегии общественного развития и отдельных общественных структур;
- связывает устойчивое существование человеческого сообщества -- главную заботу ООН -- с согласованием общественных толерантностей;
- благодаря интервалам-допускам, позволяет использовать новый математический аппарат, в частности, интервальный анализ и (в модифицированном виде) теорию толерантных алгебр;
- социологические науки, разработав принципы и алгоритмы выхода из кризиса и невхождения в кризисное состояние для обществ с различными вариантами государственного устройства, приобрели бы гораздо большую востребованность и испытали бы приток свежих творческих сил.

---
*) Приходится использовать этот непривычный термин, поскольку прилагательное "толерантная" вызвало бы здесь не те ассоциации.

Основные вопросы
1. Взаимосвязь принципов социальной работы и принципов этики социальной работы.
2. Принципы этики социальной работы как основные требования к поведению социального работника.
3. Толерантность в деятельности социального работника. “Декларация принципов толерантности”.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М., 1999.
2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
3. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. 1993.
4. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под ред. Панова А.М. - М., 1998.
5. Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. - М.:СТИ, 2000.
6. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998.


В статье рассматриваются теоретические основы формирования профессионально важной для социальных работников личностного качества — межэтнической толерантности. Влияние личностно-ориентированных технологий образования на развитие межэтнической толерантности, как следствие — формирование развитой личности будущего специалиста по социальной работе.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, профессиональная деятельность, личностно-ориентированные технологии профессионального обучения, социальный работник.

Концептуальная идея нашего исследования в данной статье состоит в том, что будущий социальный работник обязан не только развить врожденные способности в процессе обучения в ВУЗе, но и приобрести новые профессионально важные личностные качества, которые должны обеспечить формирование развитой личности с высоким уровнем межэтнической толерантности как основой высокого профессионализма.

Профессия социального работника предусматривает вмешательства социальной работы в отношения людей различной этнической принадлежности, способствует позиционным социальным изменениям, решению проблем между людьми, принадлежащих к различным этническим группам.

Поэтому миссия социального в работника в рамках межэтнического взаимодействия между людьми заключается в том, чтобы каждый человек, не зависимо от национально принадлежности, мог бы реализовать свой потенциал, вести полную и насыщенную жизнь, а также минимизировать дисфункцию социальных отношений [3, с. 29].

Современный социальный работник должен обладать комплексом личностных качеств для эффективного выполнение актуальных профессиональных задач, но в нашем исследовании будут выделены наиболее значимых качеств социального работника, которое служит базовой основой построение межэтнической толерантности в отношении между людьми.

Анализируя содержательную сущность межэтнической толерантности, И. Гриншпун выделяет параметры, раскрывают толерантность как некую характеристику индивида, а именно:

− объективная толерантность, что отражается в дифференцированном отношении к различным объектам и воздействий различного типа;

− диапазон толерантности, который определяет условное обозначение степени толерантности как индивидуальной характеристики и определяется через количество допустимых воздействий;

− устойчивость толерантности, отражающий ее временную характеристику;

− динамичность толерантности, то есть множественность диапазона во времени и параметры этой изменчивости. [4 с. 35].

Если говорить о толерантности как индивидуально-качественных характеристиках личности человека, то стоит выделить два аспекта: толерантность как тенденцию (потребность) и толерантность как возможность (способность).

В любом случае толерантность можно сформировать и развить. Определим основные аспекты межэтнической толерантности в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих социальных работников, а именно:

  1. Формирование самосознания через содержание профессионального образования и воспитания, личностно-ориентированных технологий профессиональной деятельности, развитие навыков межэтнического толерантного поведения. Формирование межэтнической толерантности происходит по средствам социальных установок. Которые закладываются в процессе обучения будущего социального работника в ВУЗе.
  2. Воспитание чувств с помощью сопереживания, сочувствие или противопоставления, то есть обучение социальным навыкам, которые находятся в основе этого процесса, должно осуществляться на рациональном, эмоциональном и духовном уровнях. Главным компонентом здесь является глубокое знания о межэтнической толерантности, об направленности на формирование навыков профессионального поведения будущего социального работника.

Знание о толерантности помогают убедить будущего социального работника в правильности его решений, пониманию границ толерантности, а также систематизирует информацию о возможных и необходимых поведенческих действия с тем или иным представителем этнической группы. Там, где речь идет о морально-эстетических ценностных ориентации, которые, несомненно, закладываются и являются решающими факторами в образовании будущих социальных работников.

Поэтому учебным заведениям принадлежит роль ведущих социальных институтов, обязанных способствовать формированию профессионального мировоззрения, воспитанию толерантности, ценностного отношения к каждому человеку.

Межэтническая толерантность основывается на терпеливом, внимательном отношении и убеждений других людей, является одним из средств разрешения проблем личности и решения конфликтных ситуаций. Однако одни знаний недостаточно, чтобы являться мощным стимулом проявления толерантности при разрешении конфликтных ситуациях между этническими группами. С этой целью у будущего социальных работников необходимо развивать определенные способности:

− умение вести диалог, общаться, внимательно выслушивать другого, уверенно выражать свои взгляды и т. д.;

− умение объективно смотреть на проблемы и признавать позицию другого;

− умение пользоваться моделями профессионального разрешения конфликтов и т. д. [5, с. 58].

Указанные знания и способности могут применяться при осуществлении профессиональной деятельности, поэтому для этого необходимо:

− готовить студентов к тому, чтобы они рассматривали недоразумение как обычное жизненное явление, учить преодолевать разногласия путем общения;

− знакомить студентов с особенностями преимуществ и недостатков участия в конфликтных ситуациях, предоставляя, таким образом, возможность каждому индивиду контролировать свое поведение;

− инициировать воспитательные процессы путем моделированная конфликтных ситуаций с поиском оптимальных вариантов их решения при условии соблюдения толерантного поведения;

− информировать о последствиях толерантного поведения и отсутствия этого качества;

− находить альтернативные способы урегулирования конфликтов.

Изучение методико-теоретических основ воспитание межэтнической толерантности у студентов потребует анализа таких предпосылок развития этой нравственной свойства личности:

  1. Самопознание, необходимое для коррекции поведения в сложных, кризисных ситуациях и повседневной жизни. Анализ результатов самопознания позволит сформировать у студентов такие умения, как идентификация (отождествление себя и своего поведения с другими людьми) и рефлексия — способность сосредоточиться и проанализировать самого себя.
  2. Самооценка, от которой зависят взаимоотношения студента с окружающими, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
  3. Знание потенциальных трудностей (интеллектуальных, мотивационных, нравственных, эмоциональных) и барьеров (психологических, психофизиологических, специфических) умение их преодолевать, определить свой коммуникативный потенциал и строить свои взаимоотношения с другими на принципах взаимопонимания, неконфликтности, глубокой эмпатии.
  4. Образование и культура без предубеждений и стереотипов, на основе партнерства, сотрудничества является средством воздействия, залогом утверждения и активным фактором овладение навыками толерантности.

Как отмечает Б. Вульфов, процесс воспитания межэтнической толерантности предполагает целенаправленную организацию положительного опыта толерантности, то есть создание пространства прямой или опосредованного взаимодействия с другими за поведением людей, иными словами — совместному взаимодействию [6, с. 57].

Воспитание толерантной личности нового времени подвластно только педагогу с высоким инновационным потенциалом, определяемым как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, которая демонстрирует готовность совершенствовать педагогическую деятельность в их практических формах.

Основные термины (генерируются автоматически): межэтническая толерантность, будущий социальный работник, толерантность, профессиональная деятельность, Российская Федерация, социальная работа, социальный работник, процесс обучения, развитая личность, толерантное поведение.

Читайте также: