Основные направления деятельности осэр кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. История создания ОСЭР……………………………………………………2
2. Цели, задачи, направления деятельности ОСЭР………………………….3
3. Структура и процедура работы ОСЭР…………………………………….5
4. Страны-члены и стратегия расширения ОСЭР…………………………. 7
5. Сотрудничество ОСЭР и России…………………………………………..9
6. Перспективы вступления России В ОСЭР……………………………….11

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

Высшими политическими органами управления ОЭСР являются Комитеты, состоящие из представителей стран-членов организации и стран, имеющих статус наблюдателей. В настоящее время в ОЭСР работает более 20 Комитетов по различным направлениям.

ПРОЦЕДУРЫ РАБОТЫ ОЭСР

Большинство принимаемых ОЭСР решений, оформленных в виде конвенций, деклараций, соглашений по различным вопросам, рекомендаций, совместных принципов, носят рекомендательный характер и принимаются на основе консенсуса. Нормативно-правовая база ОЭСР включает около 200 правовых инструментов (Legal Instruments), в том числе кодексы, соглашения, конвенции, решения, а также декларации и рекомендации. Все нормативные документы ОЭСР можно разделить на две категории:

Межгосударственные соглашения, имеющие обязательную юридическую силу для стран-участниц.

Декларации и конвенции, которые не накладывают на страны регламентирующих обязательств, носят рекомендательный характер по внедрению лучшего опыта национального регулирования в тех или иных областях.

Принятию решений предшествует многоступенчатая процедура обсуждения с официальными представителями стран-членов и стран-партнеров, экспертным сообществом в рамках официальных встреч на высшем уровне, регулярных сессий профильных комитетов, специальных экспертных семинаров и конференций.

Одним из наиболее распространенных механизмов работы ОЭСР, обеспечивающим эффективное сотрудничество стран и обмен опытом, является механизм взаимной оценки и межстранового мониторинга (Peer Review). Этот механизм предполагает регулярное обследование и оценку качества и эффективности проводимой политики одной страны другими странами с целью содействовать улучшению, повышению эффективности проводимой политики с учетом лучших практик, контролировать соблюдение установленных и разделяемых государством международных стандартов и принципов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОЭСР

Финансирование ОЭСР осуществляется из двух источников. Основная часть финансирования, идущая на обеспечение работы Секретариата и работы штатных сотрудников профильных Директоратов и Комитетов по проектам, формируется за счет обязательных взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса определяется долей ВВП страны в общем ВВП — совокупном продукте стран ОЭСР. Вторую часть финансирования составляют добровольные взносы стран-членов и стран-партнеров за участие в проектах и программах работы профильных Комитетов.

СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ И СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ ОЭСР

На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Активные партнерские отношения ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. В целом, на долю стран-членов ОЭСР приходится 17,7% населения планеты и более 60% мирового ВВП.

Австралия (дата вступления - 7 июня 1971)

Австрия (30 сентября 1961)

Бельгия (30 сентября 1961)

Великобритания (30 сентября 1961)

Венгрия (7 мая 1996)

Германия (30 сентября 1961)

Греция (30 сентября 1961)

Дания (30 сентября 1961)

Израиль (7 сентября 2010)

Ирландия (30 сентября 1961)

Исландия (30 сентября 1961)

Испания (30 сентября 1961)

Италия (30 сентября 1961)

Канада (30 сентября 1961)

Люксембург (30 сентября 1961)

Мексика (18 мая 1994)

Нидерланды (30 сентября 1961)

Новая Зеландия (29 мая 1973)

Норвегия (30 сентября 1961)

Польша (22 мая 1996)

Португалия (30 сентября 1961)

Словакия (14 декабря 2000)

Словения (21 июля 2010)

США (30 сентября 1961)

Турция (30 сентября 1961)

Финляндия (28 января 1969)

Франция (30 сентября 1961)

Чехия (21 декабря 1995)

Чили (7 мая 2010)

Швейцария (30 сентября 1961)

Швеция (30 сентября 1961)

Эстония (3 июня 2010)

Южная Корея (12 декабря 1996)

Япония (28 апреля 1964)

Общность подходов (Like-Mindedness).

Значимость на международной арене (Significant Player).

Взаимовыгодность (Mutual Benefit).

Глобальность (Global Considerations).

СОТРУДНИЧЕСТВО ОЭСР И РОССИИ

Россия официально сотрудничает с ОЭСР с 1994 года, когда была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике и интеграции страны в мировое сообщество.

В 1995 году была введена в действие первая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:

оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;

участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР;

участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;

участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;

доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в Комитетах и Рабочих группах, что дает ей право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. На протяжении всего времени сотрудничества круг Комитетов и Рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся. Через ОЭСР реализуется российское участие в глобальных программах в области развития. Россия также участвует во многих из Глобальных Форумов ОЭСР, посвященных актуальным проблемам экономической политики правительств ведущих стран мира.

Программа ОЭСР по России, в рамках которой ведется сотрудничество, предназначена содействовать правительству страны решать ключевые институциональные и политические проблемы, которые определяют возможности экономического и социального прогресса, при понимании, что присоединение России к Организации является совместной целью. ОЭСР оказывает России консультативное и техническое содействие в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создании институтов и инструментов рыночной экономки, включая поддержку в области разработки законодательства в различных секторах экономики, привлечении иностранных инвестиций, реформировании предприятий, банковской реформы, решении проблем государственного управления и регулирования, корпоративного управления, модернизации образовательной политики, научно-технической и инновационной политики. Регулярно публикуются общеэкономические обзоры ОЭСР по России, а также специализированные исследования и обзоры положения в отдельных секторах экономики и социальных отношений. Для обсуждения подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР, представителей исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, национальных и международных исследовательских центров. По их результатам готовятся материалы, содержащие рекомендации для соответствующих государственных ведомств.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России в соответствии с рабочими программами осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Также в Москве функционирует российский офис ОЭСР, созданный для работы делегаций и консультантов, который, тем не менее, не является официальным представительством и аналогов которому у Организации не было и до сих пор нет ни в одной другой стране (в январе 2008 года сделан первый шаг к обеспечению такого же постоянного присутствия в Китае).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это экономическая организация стран мирового масштаба (своеобразный глобальный экономический клуб), учрежденная с целью осуществлять и координировать единую экономическую политику и экономические программы по оказанию всесторонней помощи, с целью осуществления свободной торговли и развития мирового экономического и промышленного потенциала.

ОЭСР: определение и понятие

ОЭСР на глобальном уровне осуществляет научные исследования экономических процессов мирового масштаба, изучает возможности международного взаимодействия и сотрудничества между странами в области технологического и экономического развития, разрабатывает планы по обмену опытом между странами, выявляет основные направления внешней и внутренней политики различных государств в области финансовых, экономических, торговых и деловых отношений.

международная экономическая организация развитых стран

ОЭСР – это международная экономическая организация развитых стран, созданная с целью научных исследований экономических процессов в мировой экономике и отдельных стран в частности, консультаций по ряду экономических и финансовых вопросов. ОЭСР осуществляет тесное сотрудничество с ВТО, ВМФ и другими организациями.

Организации экономического сотрудничества и развития

Организации экономического сотрудничества и развития принято подразделять на региональные и международные:

Центральноамериканский и Азиатский клиринговые союзы

Арабский валютный фонд

ОЭСР – это объединение промышленно - развитых стран по ряду экономических вопросов. К промышленно-развитым странам относят:

На долю промышленно развитых стран приходится примерно 60 % всего ВВП.

История образования ОЭСР

Война с Германией нанесла огромный ущерб экономике всех стран Европы. Были разрушены тысячи предприятий, остановлены производства на десятках тысяч заводов и фабрик, в упадке находилось сельское хозяйство. На восстановление экономики, выплату пособий населению, на инвестиции в производство и сельское хозяйство у стран Европы не было финансовых возможностей.

организации экономического сотрудничества и развития

Финансовый и продовольственный кризис, инфляция, бедность, безработица, нехватка жилищного фонда приводили к обострению экономической нестабильности в европейском обществе. Для стабилизации экономики требовались огромные денежные средства, которых у европейских стран не было.

План Маршалла

организации экономического сотрудничества и развития

12 июля 1947 году на конференции 16 стран создается Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству. Он должен был разработать план на 4 года по восстановлению экономик европейских стран, рассчитать размеры финансовой помощи США, необходимой для преодоления экономического кризиса в Европе.

  • оказание материальной помощи;
  • обеспечение поставок одежды, питания, топлива;
  • поставки продовольственного сырья;
  • предоставление финансовых займов на приобретение промышленного оборудования;
  • размещение на территории стран, получающих помощь, американских военных баз.

16 государств Европы получили материальную помощь по Плану Маршалла. Фактически объем помощи оказался 17 млрд долларов (вместо запланированных 29 млрд долл.), причем 2/3 от этой суммы получили Франция, Великобритания, ФРГ, Италия.

В 1948 году создана Организация европейского экономического сотрудничества для координации Плана Маршалла.

Между европейскими странами, США и Канадой после организации ОЕЭС возникла необходимость более тесного сотрудничества. США и Канада вступают в ОЕЭС, и подписывают Конвенцию, согласно которой ОЕЭС реорганизовано в Организацию экономического сотрудничества. Таким образом, в 1960 году было учреждено ОЭСР. Штаб-квартира ОЭСР расположена в Париже.

организация экономического сотрудничества и развития оэср

Руководство ОЭСР

Руководителем ОЭСР является Генеральный секретарь, избирается на 5 лет, и имеет возможность быть переизбранным на новый срок. В настоящее время Генеральный секретарь ОЭСР является Хосе Анхель Гурриа (переизбран на третий срок в 2015 году).

руководство оэср

Структура ОЭСР

Органы управления ОЭСР:

  1. Совет ОЭСР состоит из делегатов от всех стран-участниц, осуществляет общий контроль. Председатель Совета – Генеральный секретарь ОЭСР. Совету подчиняются постоянные комитеты.
  2. Комитеты изучают конкретные проблемы и руководят вспомогательными подразделениями, обсуждают предложения и занимаются реализацией проектов. В ОЭСР работает около 200 комитетов и контактных групп.
  3. Секретариат ОЭСР обеспечивает работу организации, оказывает помощь комитетам и рабочим группам, координирует их деятельность. Анализирует приоритеты и разрабатывает конкретные предложения. Секретариатом руководит Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития, которому помогают 3 заместителя. Секретариат подразделен на департаменты и директораты.

Цели ОЭСР

Выделяются следующие цели:

  • анализ и прогноз направлений экономического и промышленного развития стран;
  • разработка методов и подходов решения мировых экономических проблем, внедрение разумных методов развития экономики в странах-членах ОЭСР;
  • достижение высокого экономического роста стран-участниц;
  • достижение уровня финансовой стабильности стран-участниц;
  • повышение уровня и качества жизни населения стран-участниц.

задачи оэср

Задачи ОЭСР

Основными задачами Организации экономического сотрудничества и развития являются:

  • экономический рост и финансовая стабильность стран-участниц ОЭСР;
  • помощь развивающимся странам;
  • расширение международной торговли;
  • уменьшение уровня безработицы; равенства для каждого.

Деятельность ОЭСР

Организация решает широкий спектр проблем, разрабатывает методы реализации реформ в сферах налогообложения, финансов, социальных выплат, образования, медицинского обслуживания. Разрабатывает способы борьбы с коррупцией в глобальном масштабе. ОЭСР планирует создание Единого всемирного хозяйства.

деятельность оэср

Организация экономического содействия и развития осуществляет сбор соответствующей информации для оказания помощи правительствам стран в борьбе с наиболее актуальными экономическими, финансовыми, социальными и другими проблемами данных государств. ОЭСР анализирует данные, осуществляет постоянное наблюдение за событиями в странах-членах ОЭСР, публикует экономические прогнозы и анализы экономического развития той или иной страны.

Секретариат занимается сбором, обобщением и анализом информации, которую передает в соответствующие комитеты.

Организация тесно сотрудничает с Индией, Китаем, ЮАР, Бразилией с более чем 40 странами, осуществляющими 2/3 мировой торговли.

страны оэср

Основные направления деятельности ОЭСР

  • исследование развития мировой экономики и национальных экономик отдельных стран;
  • налоговая и бюджетная политика;
  • сельское хозяйство и продовольственная политика;
  • предпринимательство и торговля;
  • финансы;
  • образование и здравоохранение;
  • социальная и трудовая политика;
  • территориальное развитие муниципальных образований;
  • охрана окружающей среды;
  • информация, компьютеризация;
  • борьба с киберпреступностью;
  • наука и технологии.

Приоритетные направления деятельности ОЭСР формируются в зависимости от остроты возникающих в обществе проблем (старение населения, борьба с радикальным терроризмом и киберпреступностью, борьба с бедностью, борьба с коррупцией, повышение уровня занятости населения и другие).

Страны ОЭСР

В настоящее время в состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 35 стран, 20 из них – это страны-основатели ОЭСР: Великобритания, Германия, Италия, Испания, Франция, Португалия, Греция, Бельгия, Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия, США, Канада, Турция, Швейцария, Исландия, Люксембург, Ирландия, Швеция.

Присоединившиеся к ОЭСР страны: Финляндия (1969), Польша (1996), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Япония (1964), Чехия (1995), Эстония (2010), Венгрия (1996), Южная Корея (1996), Словакия (2000), Австралия (1971), Словения (2010) , Израиль (2010), Чили (2010), Латвия (2016).

Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) образовалась как преемница Организации европейского экономического сотрудничества (далее – ОЕЭС), которая, в свою очередь, действовала в соответствии с Европейской программой восстановления.

Эту программу предложил государственный секретарь США А. Маршалл, позже она стала известна как план Маршалла (1947 г.). В 1948 г. в целях координации этой программы для экономического восстановления 16-ти европейских стран и была образована ОЕЭС.

В составе ОЕЭС находились: Австрия, Великобритания, Бельгия, Греция, Дания, Италия, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Швейцария, Швеция, Франция, а также англо-американская и французская оккупационная зона Германии. В 1949 г. Германия (став Федеративной Республикой Германией) на равных правах с остальными странами вошла в состав Организации, а в 1950 г. Канада и США присоединились к ОЕЭС как ассоциированные члены.

Изначально деятельность ОЕЭС была направлена на реализацию Европейской программы восстановления, но впоследствии через нее были осуществлены программы по стимулированию экономического сотрудничества между государствами-членами. В частности была проведена либерализация торговли и создана система многосторонних расчетов.

В 1960 г. в Париже участники ОЕЭС и некоторые другие страны подписали Конвенцию об учреждении ОЭСР, ратифицированную парламентами стран и вступившую в силу в 1961 г.

На сегодняшний день в ОЭСР входит 36 стран, которые выделены в следующую таблицу.

Австралия Франция Республика Корея Португалия
Австрия Германия Латвия Словакия
Бельгия Греция Литва Словения
Канада Венгрия Люксембург Испания
Чили Исландия Мексика Швеция
Чехия Ирландия Нидерланды Швейцария
Дания Израиль Новая Зеландия Турция
Эстония Италия Норвегия Великобритания
Финляндия Япония Польша США

В 2006 г. Российская Федерация подала заявку на вступление в состав ОЭСР. Сама организация пригласила присоединиться к ней Бразилии, Индии, Индонезии, Китаю и ЮАР. Однако в силу политических событий на мировой арене с 13 марта 2014 г. процесс вступления России в ОЭСР временно приостановлен.

Основные задачи и функции ОЭСР

К основным задачам деятельности ОЭСР относятся:

  • разработка, координация и реализация политики, ориентированной на активизацию экономического роста и сохранение финансовой стабильности в государствах-членах;
  • стимулирование и координацию усилий государств-членов в области с технической и финансовой помощи развивающимся странам;
  • содействие развитию международной торговли, исключающей любое проявление дискриминации.

Структура ОЭСР

Управление организацией осуществляется Советом ОЭСР, который состоит из представителей всех государств-членов. Он был основан в 1974 г.

В рамках функционирования ОЭСР действуют более чем 100 специализированных комитетов и рабочих групп, которые наряду с международным секретариатом занимаются исследованием конкретных проблем и разработкой политических рекомендаций, например, в сфере экономического развития, международной торговли, технического сотрудничества, охраны окружающей среды и энергетики.

Среди наиболее значимых разработок, реализованных под эгидой ОЭСР, следует выделить Кодекс поведения ТНК. В нем зафиксированы такие рекомендации (именно рекомендации, поскольку их исполнение осуществляется добровольно), как:

  • обязанность содействовать социальному, экономическому и экологическому прогрессу;
  • уважать права человека;
  • воздерживаться от любого нелегального вмешательства в политику на местном уровне и т.п.

Также статус члена ОЭСР имеет (пусть и неформально) мощное влияние на международные экономические отношения.

В ходе шотландского саммита в 2005 г. лидеры "восьмерки" приняли решение об оказании помощи наименее развитым странам на сумму в 50 млрд долл., а также о списании долгов развивающихся стран.

Читайте также: